Информационная инфраструктура цифровой экономики России
Статья о мероприятиях и показателях развития информационной инфраструктуры в рамках программы «Цифровая экономика РФ»
Основная статья: Цифровая экономика России
2024: На подключение полицейских, чиновников и учителей к интернету заложено 102 млрд рублей
На подключение полицейских, чиновников и учителей к интернету заложено 102 млрд рублей до конца 2024 года. Об этом сообщается в обновленной редакции федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Выдержки из этого документа издание CNews приводит 6 марта 2024 года.
Речь идет о подключении к интернету социально-значимых объектов (СЗО), среди которых — органы государственной и муниципальной власти, школы, фельдшерско-акушерские пункты, территориальные избирательные комиссии, подразделения Росгвардии, пожарные части и полицейские участки.
Для каждого региона был проведен аукцион по выбору оператора, которые подключит все находящиеся на его территории СЗО по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС). В 44 регионах аукционы на подключение СЗО по ВОЛС (волоконно-оптические сети) выиграл «Ростелеком». В пяти регионах победил «Эр-Телеком».Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Кроме того, «Ростелеком» был назначен единым исполнителем по подключению СЗО по беспроводным каналам связи. Для этого «Ростелекому» были выделены частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц, на которых оператор может строить сеть четвертого поколения сотовой связи (4G) стандарта LTE. Также «Ростелеком» для подключения СЗО использует сети LTE в диапазоне 450 МГЦ .
Также «Ростелеком» стал единым исполнителем по предоставлению услуг передачи данных и доступ в интернет с использованием Единой сети передачи данных (ЕСПД) для организаций общего и профессионального образования и территориальных избирательных комиссий.
В развитие вопроса подключения школ к интернету, в федпроект «Информационная инфраструктура» были заложены расходы в размере 40 млрд руб. за период 2021-2024 гг. на обеспечение ИТ-инфраструктурой государственных образовательных организаций, реализующих программы общего образования.[1]
2023
Больше половины IoT-проектов нацпрограммы «Цифровая экономика» заморожено
В конце ноября 2023 года стало известно о том, что больше половины проектов в области [[Интернет вещей Internet of Things (IoT)|Интернета вещей (IoT)]], предусмотренных нацпрограммой «Цифровая экономика», полностью заморожены или реализованы лишь частично. Об этом говорится в отчете автономной некоммерческой организации (АНО) «Цифровая экономика», представляющей интересы бизнеса. Подробнее здесь.
Правительство выделяет 8,58 млрд рублей на перспективные технологии в телекоме
7 июля 2023 года стало известно о том, что российское правительство в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» выделят 8,58 млрд рублей на разработку перспективных телекоммуникационных технологий.
Как сообщает CNews, предусмотрено проведение работ по многим направлениям. В их число входит развитие сети тропосферной связи и гибридной спутниковой системы связи в сетях 4G–5G. Кроме того, будут подготовлены национальные стандарты, в том числе в части систем цифровой профессиональной подвижной радиосвязи и Интернета вещей. Ещё одна инициатива предполагает анализ существующих средств оперативного мониторинга несанкционированных беспилотных летательных аппаратов. Будут подготовлены новые нормативно-правовые акты для регулирования российского рынка телекоммуникаций.
В проект «Информационная инфраструктура» заложены затраты в размере 5,58 млрд рублей на проведение необходимых исследований: средства должны быть выделены из федерального бюджета в 2021–2024 годах, а куратором мероприятия выступает Минцифры. Кроме того, проект «Информационная инфраструктура» содержит ещё одно схожее мероприятие — проведение научно-исследовательских работ в сфере технологического совершенствования и регулирования развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Затраты федерального бюджета в 2020–2024 годах указаны в размере 3 млрд рублей.
По информации CNews, работы по названным мероприятиям выполняет государственное предприятие «Научно-исследовательский институт Радио» (НИИР). К началу июля 2023 года были сформированы предложения в области совершенствования государственного регулирования телекоммуникаций, подготовлены проекты нормативных правовых актов, включая организацию бесшовного межсетевого роуминга, обеспечение возможности переноса абонентских номеров (MNP), электромагнитную безопасность, контроль излучений радиоэлектронных средств и пр.[2]
2022: В Челябинске арестовали подозреваемых в хищении 41,4 млн рублей, выделенных на федпроект «Информационная инфраструктура»
В Челябинской области по делу о хищении 41,4 миллионов рублей, выделенных на реализацию нацпроекта, задержаны три коммерсанта. Об этом сообщает пресс-служба Следственного комитет РФ.
Следователи … задержали трех участников банды, которым предъявлено обвинение по ч. 4. ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом, с использованием своего служебного положения, организованной группой, в особо крупном размере)… - говорится в сообщении ведомства. |
По данным следствия, в 2019 году в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» власти Челябинской области заключили госконтракт на подключение социальных объектов (в том числе школ) региона к интернету.
Руководители двух коммерческих организаций Челябинска и еще несколько граждан вступили в преступный сговор. Сообщники внесли в документацию заведомо ложные сведения об объемах и стоимости работ. По данным СК РФ, в 2021 году руководители фирм совершили хищение 41,4 млн рублей средств, выделенных на федеральный проект.
Отмечается, что в ходе допросов задержанные признали вину. Известно, что фигуранты дела помещены под домашний арест.
По статье, по которой было заведено уголовное дело, максимальные санкции, которые грозят бизнесменам, — это лишение свободы на срок до десяти лет, штраф до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех лет.
Федеральный проект «Информационная инфраструктура» предполагает централизованное подключение к широкополосному доступу в интернет образовательных организаций, реализующих программы общего и среднего профессионального образования. То есть речь идет о школах и техникумах. Планировалось, что в 2019 году из федерального бюджета на эти цели будет потрачено 11,67 млрд рублей. В 2020-м. будет потрачено еще 11,12 млрд рублей, в 2021-м — 13,75 млрд рублей. В общей сложности это 37 млрд рублей. [3]
2021: Вышки связи построят ещё в 52 населённых пунктах Удмуртии
Ещё в 52 сёлах и деревнях Удмуртии появятся вышки сотовой связи. Об этом 9 сентября 2021 года сообщило Министерство цифрового развития Удмуртской Республики (Минцифры УР). Базовые станции построят по проекту «Сельсовет» в рамках проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика России».
Данные комплексы обеспечат стабильным сигналом 2G и интернетом 4G почти 17 тысяч человек. Вышки поставят и введут в эксплуатацию до июля 2022 года на территории 19 районов:
- Алнашский район – д. Кузюмово, д. Чемошур-Куюк, д. Байтеряково, д. Муважи, д. Новый Утчан, д. Старый Утчан;
- Балезинский район – с. Нововолково, д. Воегурт, с. Каменное Заделье;
- Вавожский район – д. Уе-Докья, с. Тыловыл-Пельга;
- Глазовский район – д. Верхняя Слудка, д. Золотарево;
- Граховский район – д. Старая Игра, с. Заречный, д. Порым;
- Дебесский район – д. Большой Зетым, д. Такагурт;
- Завьяловский район – д. Новый Сентег;
- Каракулинский район – д. Усть-Сакла, с. Черново;
- Кезский район – с. Александрово;
- Кизнерский район – с. Балдейка, д. Старая Салья, д. Карамас-Пельга;
- Малопургинский район – д. Пуро-Можга, д. Иваново-Самарское, д. Сундуково, д. Курчум-Норья, д. Кечур, д. Итешево, д. Алганча-Игра;
- Можгинский район – д. Ломеслуд, д. Мельниково, д. Старые Юбери, с. Поршур;
- Сарапульский район – д. Девятово, с. Лагуново, с. Октябрьский;
- Селтинский район – д. Югдон, д. Колесур;
- Увинский район – д. Кулябино, с. Мушковай, с. Подмой, с. Киби-Жикья;
- Шарканский район – д. Верхние Кивары, д. Мувыр;
- Юкаменский район – с. Ежёво, д. Малый Вениж, д. Палагай;
- Якшур-Бодьинский район – с. Маяк;
- Ярский район – д. Юдчино.
«Сельсовет» – это проект, в рамках которого мобильным операторам субсидируется часть затрат на строительство и эксплуатацию базовых станций. За счёт этого связь появляется в труднодоступных и малонаселённых пунктах региона, которые мобильные операторы не могут покрыть самостоятельно. Мы ставим перед собой задачу до 2030 года обеспечить связью все населённые пункты Удмуртии, в которых проживает более 100 человек согласно переписи, – пояснил министр цифрового развития Удмуртской Республики Тимур Меджитов. |
Согласно планам, которые утверждены на сентябрь 2021 года, всего в Удмуртии до конца 2022 года по трём госпрограммам и в рамках инвестиционных планов операторов построят 143 базовые станции. Помимо «Сельсовета», это 47 вышек по программе устранения цифрового неравенства, 26 – по проекту NaaS и 18 мобильные операторы установят самостоятельно.
2020
За год к интернету подключено 26,6 тыс СЗО
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 22 января 2021 года сообщило итоги подключения социально значимых объектов (СЗО) к интернету в 2020 году. Выход в Сеть получили около 26,6 тыс. объектов – это образовательные организации, фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), органы государственной власти и местного самоуправления, объекты МЧС, МВД, Росгвардии, а также избирательные комиссии.
Большая часть подключений в 2020 году пришлась на ФАПы (около 8,9 тыс.), образовательные учреждения (около 8,4 тыс.) и органы государственной власти и местного самоуправления (около 3,9 тыс.). Кроме того, выход в Сеть получили 3 тыс. избирательных комиссий, более 2 тыс. объектов МЧС, МВД, Росгвардии, а также почти 400 государственных и муниципальных организаций культуры.
Государственные и муниципальные организации культуры вошли дополнительно в перечень видов СЗО, подключаемых к интернету, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2020 г. № 2718-р. Основная часть организаций культуры, запланированных к подключению (6 тыс. объектов), получит выход в Сеть в 2021 году.
Доступ к интернету образовательных организаций и избирательных комиссий организован через единую сеть передачи данных (ЕСПД). ЕСПД обеспечивает защищенный доступ к государственным и муниципальным информационным системам и позволяет организовать безопасное интернет-пространство, в первую очередь защитить персональные данные, а также блокировать доступ к запрещенным ресурсам.
План на 2020 год по подключению социально значимых объектов выполнен на 100%. Дополнительно в указанный период было подключено порядка 2 тыс. объектов, основная часть которых – это ФАПы. В приемке результатов работ по оказанию услуг по подключению СЗО участвовали представители Минцифры России, региональных властей и руководители СЗО. Они осуществляют контроль соответствия параметров, указанных в условиях государственных контрактов, – отметил директор Департамента инфраструктурных проектов Минцифры России Игорь Семенихин. |
Социально значимые объекты подключаются к интернету в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика России» с 2019 года. По всей стране подключение в рамках трехлетних госконтрактов обеспечивают 16 операторов связи. За 2019 и 2020 годы выход в Сеть нарастающим итогом получили около 44,3 тыс. СЗО.
За два года реализации проекта обеспечены высокоскоростным доступом в интернет более 15,6 тыс. образовательных организаций, около 13,9 тыс. ФАПов, более 7,4 тыс. органов государственной власти и местного самоуправления, около 4 тыс. объектов МЧС, МВД, Росгвардии, 3 тыс. избирательных комиссий, около 400 организаций культуры.
В 2021 году завершатся запланированные работы по подключению СЗО к интернету, все школы и ФАПы получат выход в Сеть. Предполагается подключение 45,1 тыс. СЗО, включая государственные и муниципальные организации культуры. В итоге общее количество СЗО с выходом в Сеть составит за три года около 89,4 тыс. объектов.
Подключение СЗО к интернету способствует развитию связи в отдаленных и малых населенных пунктах. При подключении этих объектов в каждом населенном пункте создаются узлы связи, возможности которых позволяют подключить к высокоскоростному доступу все домохозяйства населенного пункта.
Счетная палата указала Минцифры на недостатки при подключении школ и больниц к интернету
8 декабря 2020 года стало известно о критике Счетной палаты (СП) в отношении реализуемого «Ростелекомом» проекта подключения к интернету социальной значимых объектов. По данным контрольно-надзорного органа, оператор мог частично подключать организации, которые уже имели доступ к Сети.
Причиной дублирования подключений к интернету и оплаты из федерального бюджета услуг, потребность в которых отсутствует, в СП назвали недостатки нормативно-правовой базы в этой сфере. В частности, как указали в ведомстве, законодательно не определены критерии отбора объектов и условия их включения в перечень подключаемых к интернету объектов.
Как пишет РБК со ссылкой на отчет СП, некоторые региональные управления различных ведомств во Владимирской и Кировской областях, а также в Хабаровском крае и Еврейской автономной области попали в списки на подключение к интернету без согласования с контролирующими органами, что привело к риску двойного финансирования услуги — за счет проекта Минцифры (то есть нацпрограммы) и за счет обеспечения ведомствами выполнения функций их территориальных управлений.
В Минцифры РФ, в свою очередь, заявили, что критерии выбора социально значимых объектов, а также параметры таких подключений закреплены решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в ноябре 2018 года.
Согласно данным СП, подключение социально-значимых объектов к интернету обошлось Правительству РФ почти на треть дешевле в 2018-2019 годах. Минцифры сэкономило 21,24 млрд рублей бюджетных средств, выделенных на проект, за счет аукционов. В закупочных процедурах приняли участие 16 операторов связи, с которыми министерство заключило 85 госконтрактов. Половина из них (43 контракта) на 18,7 млрд рублей пришлась на «Ростелеком».[4] [5]
Операторы связи подключили 40 тысяч СЗО к интернету
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ 12 октября 2020 года сообщило о завершении очередного этапа подключения к интернету всех запланированных на 2020 год социально значимых объектов (СЗО).
Подключение СЗО к интернету, среди которых образовательные организации, фельдшерско-акушерские пункты, органы государственной власти и местного самоуправления, объекты МЧС, МВД и Росгвардии, реализуется в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика России». Всего по всей стране подключение в рамках трехлетних государственных контрактов обеспечивают 16 операторов связи.
С 1 января по 30 сентября 2020 года операторы подключили к интернету почти 22 тысячи СЗО и в октябре приступили к сдаче работ по очередному этапу. В конце каждого отчетного периода региональные власти проверяют выполненные работы и замеряют скорость интернета. Стандартом федпроекта «Информационная инфраструктура» предусмотрена скорость 100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских образовательных организаций соответственно. Эти показатели обозначены и в госконтрактах на оказание услуг. При выявлении несоответствий, оператор должен устранить имеющиеся недочеты, в противном случае к нему применяются штрафные санкции.
Наличие доступа в интернет – это необходимое условие для нашей жизни. В рамках федерального проекта мы проводим интернет в школы и другие образовательные учреждения, где он критически важен для работы преподавателей и качественной подготовки учащихся к занятиям, – сообщил директор департамента инфраструктурных проектов Минцифры России Игорь Семенихин. |
Чеченская Республика второй год подряд раньше других регионов выполняет работы по подключению СЗО к высокоскоростному интернету. В 2020 году в регионе, кроме изначально запланированных по программе 172 СЗО, оператор связи АО «Электросвязь» в Чеченской Республике дополнительно подключил 66 объектов, которые были включены в план 2021 года.
На 12 октября 2020 года накопительным итогом с 2019 в России к интернету подключены почти 40 тысяч СЗО. В 2021 году выход в сеть получат еще более 28 тысяч объектов.
Минкомсвязи разрабатывает ситуационный центр для устойчивой работы связи и дата-центров
В августе 2020 года стало известно о решении Минкомсвязи создать ситуационный центр для обеспечения устойчивого функционирования инфраструктуры связи и ЦОДов.
Как пояснили «Коммерсанту» в министерстве, ситуационный центр необходим для выполнения специальных задач по указанию президента и правительства, мониторинга развертывания инфраструктуры связи, сбора, обработки и хранения данных о сетях связи, дата-центрах, государственных информационных системах, инфраструктуре информационной безопасности и реализации отраслевых проектов.
Кроме того, благодаря этой инициативе планируется организовать оперативное взаимодействие с госорганами и отраслевыми организациями при аварийных и чрезвычайных ситуациях и контролировать исполнение контрактов в рамках «Информационной инфраструктуры».
На создание ситуационного центра Минкомсвязи предлагает потратить 175 млн рублей и взять эти деньги из проектов финансирования сети связи для социально значимых объектов в малочисленных населенных пунктах.
По мнению директора Общества защиты интернета Михаила Климарева, если инициатива Минкомсвязи предполагает управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях, то это, наоборот, может создавать новые риски, поскольку такая система управления становится удобным вектором атаки.
Технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков считает ключевой проблемой то, удастся ли Минкомсвязи предложить что-то ценное для самих операторов. Если нет, то даже те источники данных, к которым ведомство сможет получить доступ путем обязывающих нормативных актов, не будут работать стабильно и поставлять данные в нужных объемах и в срок, уверен он.
В «ВымпелКоме» сочли преждевременным создание нового центра мониторинга до определения его полномочий на уровне закона.[6]
Реализация проектов «Цифровой экономики» забуксовала. Минкомсвязи рассказало о причинах
28 июля 2020 года стало известно о медленной реализации проектов «Цифровой экономики»: во втором квартале из заявленных 10 целей в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» удалось достичь только одной.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол состоявшегося 17 июля 2020 года заседания рабочей группы по этому направлению АНО «Цифровая экономика», до сих пор не утверждены концепция развития сетей 5G в России и «дорожная карта» стимулирования инвестиционной активности операторов связи.
Также не выполнены следующие задачи:
- не обеспечено покрытие связью федеральных трасс по графику;
- не переведены в единую облачную платформу информационные системы госорганов;
- не созданы общественная платформа управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, федеральный портал пространственных данных и новые сервисы Единого государственного реестра недвижимости;
- не реализованы меры поддержки производителей отечественного телекоммуникационного и кабельного оборудования.
Кроме того, не были определены условия и источники финансирования проекта коммуникационной спутниковой системы (часть российского проекта глобальной спутниковой связи «Сфера»).
Единственным достигнутым результатом во втором квартале 2020 года рабочая группа признала утверждение концепции покрытия транспортной инфраструктуры сетями связи для систем передачи данных, включая ГЛОНАСС, говорится в публикации издания.
В Минкомсвязи сорванные сроки выполнения показателей федерального проекта объяснили позицией представителей отрасли. В частности, ведомство из-за позиций силовых ведомств не может закрепить в документе частотный диапазон 3,4–3,8 ГГц, который считают приоритетным сотовые операторы, пояснил газете замглавы Минкомсвязи Олег Иванов.[7]
Минкомсвязи сокращает на 26,4 млрд рублей бюджет на развитие сетей
В начале июля 2020 года стало известно о решении Минкомсвязи сократить на 26,4 млрд рублей бюджет федерального проекта «Информационная инфраструктура», входящего в нацпрограмму «Цифровая экономика».
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы ведомства, самое крупное снижение расходов может коснуться проекта по созданию сетей беспроводной связи для социально значимых объектов в малочисленных населенных пунктах — его бюджет будет уменьшен на 20,6 млрд рублей.
Бюджет обеспечения связью автомобильных дорог федерального назначения может сократиться на 3,7 млрд рублей. Кроме того, на 2 млрд рублей меньше, чем планировалось, может быть потрачено на конверсию радиочастот, то есть на передачу ресурса, используемого государственными, в первую очередь силовыми, структурами, коммерческим компаниям связи (это необходимо, в частности, для развертывания в России 5G-сетей).[8]
Как отмечает директор по направлению «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая экономика» (объединяет крупный бизнес и отвечает за реализацию нацпрограммы) Роман Яковлев, полное сокращение средств в 2020-2021 годах на работы по высвобождению радиочастотного спектра очень негативно повлияет на развитие сетей связи новых поколений, поставит под угрозу выполнение задач в рамках «Цифровой экономики».
Сети связи следующих поколений являются фундаментальной основой информационной инфраструктуры для развития экономики РФ. Зарубежные страны уже активно запускают сети пятого поколения, и мы в этом отношении серьезно отстаем. Понимая текущую экономическую ситуацию и важность многих процессов, экспертное сообщество предлагает рассматривать альтернативные варианты переноса средств, возможно, не в полном объеме, а с частичным сокращением, — сказал он ТАСС Информационное агентство России. |
В России создают «Интеллектуальную систему экспертизы средств индивидуализации» (ГИС Экспертиза СИ)
23 апреля 2020 года представители «Программного Продукта» и ФИПС рассказали о назначении, функционале и области применения ГИС «Интеллектуальная система экспертизы средств индивидуализации» (ГИС Экспертиза СИ). Система разрабатывается в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Подробнее здесь.
Глава Совфеда В.Матвиенко: Большие госденьги практически выброшены, реальной цифровизации соцучреждений не происходит
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 26 февраля 2020 года на заседании призвала профильные комитеты совета, а также ведомства взять на контроль проблему подключения к интернету социально значимых учреждений и определить пути ее решения. Проблема заключается в том, что в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» этим учреждениям обеспечивается сетевая инфраструктура доступа интернету, но многие из них не могут им воспользоваться из-за того, что у них нет необходимой внутренней инфраструктуры, включая компьютеры. Особенно остро вопрос стоит в школах и фельдшерско-акушерских пунктах.
В общей сложности в рамках этого мероприятия «Цифровой экономики» должны быть подключены около 100 тыс. объектов. К ним относятся школы, госорганы, территориальные избиркомы, фельдшерско-акушерские пункты, пункты пожарных, полиции, объекты Росгвардии и др.
Одним из ключевых исполнителей по этому проекту является «Ростелеком». Приглашенный на заседание Совета Федерации глава «Ростелекома» Михаил Осеевский привел данные, что в 2017-2018 гг. их компания подключила к высокоскоростному интернету более 8 тыс. медучреждений, поликлиник, больниц. А в 2019-м развернулся новый проект по подключению школ, фельдшерско-акушерских пунктов, подразделений Росгвардии, МЧС и МВД.
Осеевский посетовал на нескоординированность действий органов исполнительной власти в реализации различных нацпроектов и, как результат, невозможность для некоторых учреждений воспользоваться проведенным интернетом.
По-прежнему во многих школах отсутствует внутри современная инфраструктура, нет компьютеров. А некоторые фельдшерско-акушерские пункты и вовсе находятся в неработоспособном состоянии, - констатировал глава «Ростелекома». |
Он продемонстрировал несколько фельдшерско-акушерских пунктов из подтвержденного для подключения списка, которые сфотографировала компания, в своей презентации на заседании Совета Федерации.
Минкомсвязи ранее сообщало, что на конец 2019 года были подключены около 18 тыс. социально значимых объектов. По условиям госконтрактов компания, взявшая на себя обязательства по подключению социально значимых объектов к интернету, обязана обеспечить доступ к узлу связи. Интернет-трафик соцобъектов также включен в стоимость контрактов. А создание автоматизированных рабочих мест при этом не предусмотрено. Последнее – вопрос регионального уровня.
В общей сложности на обеспечение интернетом социально значимых объектов в нацпрограмме «Цифровая экономика» до 2021 года предусматривается выделение 72 млрд руб. Валентина Матвиенко на заседании отметила, что значительные средства, которые государство направляет на создание условий для доступа граждан и социальных организаций к цифровым технологиям, должны расходоваться эффективно. А в случае с социально значимыми объектами это не всегда так.
Их подключили к интернету, а внутренней инфраструктуры нет. И эти большие государственные деньги практически выброшены. Расходуются немалые средства, а реальной цифровизации социальных учреждений не происходит, - заявила Матвиенко. |
Как и Осеевский, Валентина Матвиенко подчеркнула, что результат здесь часто зависит от взаимодействия всех участников процесса. Она добавила, что сложившаяся ситуация, в том числе, связана и с отсутствием оборудования, и с дефицитом кадров, и решать эту проблему надо комплексно, призвав профильные комитеты Совета Федерации взять эту проблему на контроль и вместе с ведомствами определить пути ее решения.
НИИ «Восход» построит госплатформу интернета вещей за 240 млн рублей
Минкомсвязи провело открытый конкурс на создание Единой государственной платформы сбора данных промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах (ЕГПСД) в составе платформы исполнения государственных функций. Об этом стало известно 21 января 2020 года. Согласно данным Портала госзакупок, победителем конкурса стало госпредприятие НИИ «Восход», которое выполнит работы по стартовой цене 237,5 млн руб. Подробнее здесь.
2019
«ГосWeb» в России строят по британскому образцу
19 июля 2019 года стало известно, что российский «Госweb» (единая цифровая среда государственных сайтов) строится по образцу используемой в Великобритании единой модели государственных сайтов - gov.uk. Об этом рассказала заместитель директора департамента цифрового государства Минкомсвязи Екатерина Столбова.
Мероприятия по созданию единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов, включая единый стандарт визуально-графического оформления и единых инструментов информационно-контентного наполнения, включены в федеральный проект «Государственное управления» национальной программы «Цифровая экономика». Подробнее здесь.
Соглашение Ростеха и Правительства РФ о намерениях по совместному развитию четырех высокотехнологичных областей
10 июля 2019 года госкорпорация Ростех в присутствии Президента РФ Владимира Путина подписала с Правительством РФ соглашения о намерениях по совместному развитию четырех высокотехнологичных областей – технологий распределенного реестра, квантовых сенсоров, последних поколений узкополосной беспроводной связи для интернета вещей и связи ближнего и среднего радиусов действия, а также последних поколений подвижной беспроводной связи (5G) (совместно с «Ростелекомом»).
В соответствии с подписанными соглашениями Ростех разработает и представит в правительство на утверждение детальную дорожную карту развития указанных четырех высокотехнологичных областей. В ней будут определены конкретные шаги по достижению РФ лидирующей позиции на мировом рынке в этих технологиях. В том числе в дорожной карте будут перечислены конкретные необходимые проекты и даны обязательства по инвестированию в них со стороны участников рынка.
Подписание соглашений между Правительством РФ, Ростехом и другими компаниями – только первый шаг в вовлечении крупного российского бизнеса в развитие в России высокотехнологичных отраслей. Плотное участие Ростеха в этой работе обусловлено значительными компетенциями государственной корпорации в указанных четырех областях, отметил Максим Акимов, заместитель председателя правительства РФ
|
Соглашения заключены в рамках поручения, данного президентом по итогам совещания по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта 30 мая 2019 года. На нем было выделено 13 высокотехнологичных областей, нуждающихся в ускоренном развитии.
Развитие и внедрение передовых цифровых технологий – залог конкурентоспособности России на мировом рынке. Подписанные документы предусматривают проработку конкретных мер, направленных на создание и продвижение цифровых продуктов по четырем направлениям: технологии распределенного реестра, квантовые сенсоры, последние поколения беспроводной связи для интернета вещей и связи ближнего и среднего радиусов действия, а также технологии связи 5G. Совместно с государством, разработчиками, производителями, инвестиционным сообществом предстоит определить практические шаги, результатом которых станет широкое внедрение этих технологий в жизнь страны, сообщил Александр Назаров, заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех
|
Соглашения предусматривают совместные действия Корпорации и правительства. В рамках реализации дорожной карты Ростех будет отвечать за проведение исследований и разработок, осуществление собственных инвестиций и привлечение инвестиций третьих лиц, привлечение международных специалистов, производство и продвижение продукции, создание одного или нескольких центров компетенций, организацию консорциумов, акселерацию и венчурное финансирование стартапов, создание механизма привлечения партнеров.
Правительство со своей стороны должно будет обеспечить эффективную координацию взаимодействия государственных органов с исполнителями дорожной карты, создание комфортной регуляторной среды для развития и внедрения высоких технологий, применение мер налогового стимулирования, финансовой поддержки, применение инструментов системы государственных закупок товаров и услуг в интересах стимулирования спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию, создание необходимых условий для подготовки соответствующих кадров, привлечение научных, научно-исследовательских и образовательных организаций для реализации соглашений.
Утверждение концепции по построению узкополосных беспроводных сетей связи IoT
5 апреля 2019 года стало известно, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ утвердило концепцию по построению узкополосных беспроводных сетей связи интернета вещей на территории РФ. Концепцию разработали в рамках направления "Информационная инфраструктура" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ".
Об утверждении концепции по построению узкополосных беспроводных сетей связи интернета вещей на территории РФ сообщил пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков.
Согласно концепции, узкополосные беспроводные сети IoT будут применяться в ЖКХ, логистике, транспорте и промышленности. В лицензируемых полосах радиочастот они представлены тремя стандартами: EC-GSM (900, 1800 МГц), eMTC (также называется LTE-eMTC, диапазоны LTE) и NB-IoT - диапазоны LTE, в том числе 450, 800, 900, 1800, 2100, 2600 (FDD). Фактически все три технологии не являются самостоятельными стандартами, а представляют собой развитие существующих стандартов сотовой подвижной связи, которые будут доработаны для удовлетворения потребностей в подключении маломощных устройств.
Стандарты узкополосных беспроводных сетей связи IoT в безлицензионных полосах, согласно концепции, утвержденной Минкомсвязи, можно разделить на две группы. С одной стороны, это набор сверхузкополосных технологий отечественной разработки "Стриж", АО "Глонасс", NB-Fi, а также технология компании "Альтоника". Они во многом схожи с более распространенной в других странах технологией Sigfox. С другой стороны, это узкополосная технология LoRa (радиоинтерфейс) или LoRaWAN (включает описание протоколов более высоких уровней).
Для приведенных стандартов наиболее востребованными диапазонами радиочастот являются диапазоны 863-876 МГц и 915-921 МГц. Как указано в документе, с точки зрения радиочастотного обеспечения все технологии за исключением АО "Глонасс" рассматриваются только для безлицензионного использования.
Из текста концепции следует:
Для АО "Глонасс" рассматривается гибридная схема, где закрепление полос радиочастот осуществляется за оператором или доверенными операторами в системе АО "Глонасс", но их использование данными операторами осуществляется без получения разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов |
Сверхузкополосные технологии во многом ориентированы на бизнес-модель, в которой разработчик технологии реализует и функционал агрегатора информации, и предоставление сервисов для организаций, которые развернули сеть радиодоступа. Сверхузкополосные технологии при этом преимущественно ориентированы на сбор телеметрии с некритических объектов.
Концепцию разработало по заказу Минкомсвязи ООО "Спектрум Менеджмент".
"Услуги, которые связаны с интернетом вещей, подлежат обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Один из определяющих аспектов концепции то, что сети интернета вещей должны быть объектом системы СОРМ. Это необходимо для того, чтобы обеспечить их информационную безопасность и управляемость, а также для идентификации физических объектов и процессов", - комментирует генеральный директор "Спектрум Менеджмент" Игорь Гурьянов[9]. |
Одобрена концепция подключения к интернету 100 тыс. социально значимых объектов
28 февраля 2019 года стало известно, что Правительство России одобрило Концепцию подключения к сети интернет социально значимых объектов. Речь идет об обеспечении доступа в интернет более 100 тыс. объектов: образовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, отделений полиции, Росгвардии, пожарных частей, военкомов, органов государственной власти и местного самоуправления.
Ранее обеспечение широкополосным доступом в интернет (ШПД) социально значимых объектов было заложено в программу «Цифровая экономика». Первый вариант данной программы вместе с планом мероприятий по разделу «Информационная инфраструктура» был принят в 2017 года. Тогда в документах говорилось о подключении к интернету органов государственной и муниципальной власти и медицинских организаций.
В конце 2018 года были утверждены национальная программа «Цифровая экономика» и федеральный проект «Информационная инфраструктура». В них значительно было расширено число объектов, которым необходим доступ в интернет, он совпадает с перечнем организаций, обозначенных в упомянутой Концепции.
Так, в федеральном проекте «Информационная инфраструктура» речь идет о подключении к интернету пожарных частей и постов в малочисленных населенных пунктах. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) вместе с властями субъектов федерации составят перечень пожарных частей, которые нуждаются в подключение к интернету, вместе с требованиями к каналам связи для них.
Соответствующие документы будут переданы в Минкомсвязи. После чего подрядчика по данному проекту определят на конкурсе или путем решения правительства. На обозначенные цели федеральный бюджет в 2019 г. потратит 500 млн руб., в 2020 г. - 1 млрд руб., в 2021 г. - еще 2,5 млрд руб. То есть всего подключение пожарных частей к интернету обойдется федеральному бюджету в 4 млрд руб.
Другое запланированное мероприятие - подключение к интернету участковых пунктов полиции, территориальных органов Росгвардии и подразделений войск национальной гвардии, в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции, в малочисленных населенных пунктах.
Министерство внутренних дел (МВД) и Росгвардия вместе с властями субъектов федерации должны будут составить перечень объектов, которые необходимо подключить к интернету, вместе с требованиями к каналам связи. Соответствующие документы должны быть переданы Минкомсвязи. После этого подрядчиков по данному проекту выберут на конкурсе или путем принятия постановления правительства.
На эти цели федеральный бюджет в 2019 г. потратит 1,65 млрд руб., в 2020 г. - 2,15 млрд руб., в 2021 г. - еще 3,65 млрд руб. То есть всего подключение к интернету участковых полицейких и подразделений Росгвардии обойдется федеральному бюджету в 7,45 млрд руб.
Кроме того предполагается обеспечить доступом в интернет все военные комиссариаты. Минобороны должно будет составить список объектов, которые необходимо подключить к интернету, вместе с требованиями к обслуживающих их каналам связи. Данный список будет передан в Минкомсвязи. Подрядчика по данному проекту определит правительство - проведение конкурсных процедур не предполагается.
На соответствующие цели федеральный бюджет потратит в 2019 г. 156 млн руб., в 2020 г. - 312 млн руб., в 2021 г. - 468 млн руб. То есть подключение военных комиссаров к интернету обойдется федеральному бюджету в 936 млн руб.
Сохраняется мероприятие, связанное с подключением к интернету органов государственной власти и местного самоуправления. На эти цели федеральный бюджет выделит 10,425 млрд руб., эта сумма примерно в равных пропорциях будет разделена между 2020 г. и 2021 г.
Проектом будет заниматься Минкомсвязи вместе с Центральной избирательной комиссией (ЦИК). Подрядчика по данному проекту выберут на конкурсе или путем принятия постановления правительства. В то же время услуги передачи данных для федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов в качестве единого исполнителя будет предоставлять «Ростелеком», который является оператором Единой сети передачи данных.
Еще одно мероприятие состоит в создании системы контроля предоставления услуг связи для социально значимых объектов. С этой целью сначала будут разработаны перечни параметров и показателей качества и норм услуг, методическое обеспечения и программного-аппаратного комплекса контроля предоставления услуг связи для такого рода объектов.
Затем будут разработаны средства тестирования и отлажены модули программно-аппаратного комплекса предоставления услуг связи для такого рода объектов.
В 2020 г. будут созданы опытные зоны контроля предоставления услуг связи для социально значимых объектов. До конца 2021 г. система контроля качества предоставления услуг связи заработает на всей территории страны.
На оснащение социально значимых объектов программно-аппаратными комплексами контроля предоставления услуг связи федеральный бюджет выделит в 2019 г. 390 млн руб., в 2020 г. и в 2021 г. - по 170 млн руб. То есть всего на эти цели потребуются бюджетные средства на сумму 730 млн руб. Проект будут курировать Минкомсвязи и Россвязь, подрядчика выберут на конкурсе.
Таким образом, всего в 2019-2021 гг. федеральный бюджет потратит 12,39 млрд руб. на подключение к интернету в пожарных частях, полицейских участках и подразделениях Росгвардии в малонаселенных пунктах страны, а также о военных комиссариатах по всей территории страны.
С учетом ранее заложенных в программу «Цифровая экономика» планов по подключению к интернету органов государственной власти и местного самоуправления расходы федерального бюджета составят 22,8 млрд руб. А с учетом системы контроля качества услуг для социально значимых объектов - 23,5 млрд руб.
Для решения задачи обеспечения доступа в интернет социально значимых объектов государство поддержит строительство федеральной LTE-сети в диапазоне 450 МГц, говорил ранее замминистра связи Олег Иванов. На февраль 2019 года в большинстве регионов частоты в диапазоне 450 МГц принадлежат сотовому оператору Tele2, совладельцем которого является «Ростелеком». В ряде регионов, включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, такие сети уже запущены.
В проекте строительства федеральной сети LTE-450, помимо Tele2, поучаствуют«Ростелеком» (обеспечит оптоволоконные линии связи) и госпредприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС, обеспечит мачты для размещения базовых станций).
В то же время сеть LTE-450 будет лишь одним из способов подключения социально значимых объектов к интернету, сообщили в CNews. Такой способ подключения будет удобен в сельской местности. В городах же у многих из обозначенных объектов есть возможность подключиться по опто-волоконным линиям. В наиболее же труднодоступных местах подключение будет осуществляться по спутнику.[10]
Созданием сотовой сети для социально значимых объектов готовы заняться «Ростелеком» и Tele2
Минкомсвязи поддержала предложение «Ростелекома», ООО «Т2 Мобайл» и ФГУП РТРС по определению единственного поставщика услуг беспроводного широкополосного доступа для социально значимых объектов, в том числе Росгвардии, МЧС и МВД РФ, сообщил 12 февраля 2019 года ИД Коммерсантъ со ссылкой на письмо заместителя главы Минкомсвязи Евгения Кислякова в Аналитический центр при правительстве. Тестирование услуг предлагается провести в 2019 году в Тверской, Псковской и Новгородской областях с использованием отечественного оборудования, отмечается в документе. Замминистра связи Олег Иванов подтвердил факт того, что Минкомсвязи прорабатывает такой проект с «Ростелекомом», Tele2 и РТРС.
Подготовленную Минкомсвязи концепцию подключения к интернету социально значимых объектов 13 февраля 2019 года должен рассмотреть президиум правительственной комиссии по цифровому развитию и ИТ, уточнил Олег Иванов. Согласно концепции, к социально значимым объектам относятся образовательные организации, органы государственной власти и местного самоуправления, региональные и территориальные избирательные комиссии, фельдшерско-акушерские пункты, пожарные части и посты, участковые пункты полиции, территориальные органы и подразделения Росгвардии, включая ОМОН. Всего к сети до 25 декабря 2021 года планируется подключить более 100 тыс. таких объектов, для этого будут использоваться как проводные, так и беспроводные каналы связи, следует из документа.
Согласно документам Минкомсвязи, общий бюджет проекта до 2024 года оценивается примерно в 73 млрд рублей. Из этой суммы в 2019 году на подключение и оплату трафика социальных объектов из госбюджета будет выделено 5 млрд рублей, в 2020 году — 8,652 млрд рублей, в 2021 году — 13,065 млрд рублей, уточнил Олег Иванов.
Предполагается, что беспроводной доступ в интернет будет обеспечивать единый исполнитель, то есть консорциум «Ростелекома», Tele2 и РТРС, а подрядчик проводного доступа будет определяться на базе конкурса в каждом субъекте.
По состоянию на 12 февраля идет обсуждение между участниками рынка, в том числе по какой модели это строить. Как бы участники рынка ни договорились, единственного поставщика определяют президент и правительство, — заявил Олег Иванов. |
По его словам, предлагается провести волоконно-оптические линии связи до объектов РТРС, далее же к этим линиям будут подключаться базовые станции LTE, работающие в различных диапазонах частот. Подключение к этой сети может осуществляться через стационарный модем, установленный на крыше социального объекта, либо через мобильный модем, планшет, радиостанцию или смартфон.
По предположениям замминистра связи, контракт с исполнителем может быть заключен в апреле-мае 2019 года. По его словам, проектом также заинтересовались два отечественных производителя базовых станций и один локализованный в РФ вендор, но «пока обязывающих соглашений не подписано».
Кроме того, концепцией также предусмотрено, что к интернету благодаря проекту также будут подключаться физические и юридические лица.
По заявлению представителей «ЭР-Телеком Холдинге», компания выступает за технологическую нейтральность и конкуренцию при решении подобных задач.
На наш взгляд, целесообразно предъявить требования к сервису и на конкурсной основе выбирать оператора, который берется этот сервис обеспечивать. А оператор смог бы выбирать технологию оказания услуги, исходя из установленных требований и экономических соображений, — отметили в компании. |
Оператор намерен участвовать в конкурсах, если их условия будут позволять оказывать услуги на экономически выгодной основе.
«Транстелеком» рассматривается как возможный соисполнитель по проекту создания федеральной сотовой сети для социально значимых объектов, утверждают в пресс-службе оператора. Компания планирует участвовать в конкурсах, прорабатывает технические решения и изучает возможность реализации пилотного проекта.[11]
Цифровой профиль гражданина начнется с сервиса банковских кредитов
Пилотным проектом запуска цифрового профиля гражданина может стать сервис предоставления банковского кредита без заполнения анкет и предъявления бумажных документов. Это следует из концепции, в целом одобренной рабочей группой «Нормативное регулирование» при АНО «Цифровая экономика», заседание которой прошло 6 февраля 2019 года на площадке Министерства экономического развития РФ.
Цифровой профиль гражданина, создаваемый в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпроекта «Цифровая экономика», позволяет получить доступ к данным государственных информационных систем. Эти данные гражданин сможет согласиться предоставить какой-либо организации – государственной или коммерческой (с помощью смартфона или компьютера). Подробнее здесь.
2018: Замминистра связи Алексей Козырев на IT Gov Day - о развитии цифровых государственных платформ
Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, в своем выступлении на конференции TAdviser IT Government Day рассказал о планах на ближайшие 3 года по развитию государственных цифровых платформ - платформы идентификации, интеграционной платформы для передачи машиночитаемых данных, государственной витрины данных в интернете, а также о перспективах цифровой интеграции на территории ЕврАзЭс. Проекты, связанные с государственными цифровыми платформами, относятся к разделу инфраструктуры программы «Цифровая экономика».
Платформа идентификации необходима, чтобы и у бизнеса, и у гражданина был цифровой ключ, который позволял бы проводить электронные транзакции, осуществлять юридически-значимое взаимодействие в цифровом виде.
У каждого гражданина должен быть электронный профиль. Мы привыкли, что у нас есть профили в социальных сетях, в мессенджерах. В профиле содержатся данные, которые мы разрешаем или запрещаем получать другим информационным системам. Стало обычным делом – залогиниваться в различные сервисы, используя, например, учетную запись Facebook или «ВКонтакте». И такой электронный профиль должен быть основан на данных, проверенных и подтвержденных государством. И каждый раз, когда мы проводим ту или иную транзакцию, должна быть возможность эти персональные данные либо предоставить, либо запретить к ним доступ, если мы не хотим их куда-либо больше передавать. Это довольно интересный подход к тому, как распоряжаться своими персональными данными, - отметил заместитель министра связи. |
Сейчас государство хранит огромное количество персональной информации граждан, напомнил слушателям Алексей Козырев, при этом сами граждане могут получить эту информацию в ограниченном объеме и посредством довольно сложной процедуры под видом госуслуги. Вместе с тем, констатировал он, по сути эта информация в большинстве случаев она даже не нужна как бумажная справка, а лишь в виде машиночитаемых данных, которые будут обрабатываться другими информационными системами. Поэтому электронный профиль гражданина, бизнеса, содержащий данные и возможность для субъекта управлять этими данными – это важная задача, на решение которой будет направлено дальнейшее развитие платформы идентификации и аутентификации,говорит Козырев.
Очень важный момент – привязка живого человека к электронному профилю должна осуществляться доверенным агентом, подчеркнул Алексей Козырев.
Вопрос от том, можно ли доверять эту операцию коммерческим организациям, остается открытым. У нас нет пока однозначного ответа на этот вопрос. Эту функцию, например, хотят выполнять банки. Например, гражданин мог бы обратиться в банк с бумажным паспортом, который был бы привязан к его электронному профилю. Можно ли это делать в банках, или в МФЦ, или через операторов связи – вопрос, который надо обсуждать, - сказал он. |
С целью удобства пользования электронным профилем, необходим электронный паспорт - носитель с чипом, на который записана важная информация из электронного профиля гражданина, продолжил Алексей Козырев, выразив надежду, что уже в 2018 году какие-то решения в этом направлении будут приняты.
Прообразом будущей платформы цифровой идентификации и аутентификации может стать ЕСИА, поскольку она популярна – в ней зарегистрировано более 65 млн. граждан. С июля 2018 года, пояснил замминистра, в ЕСИА будет добавлена биометрия, а в дальнейшем планируется добавить функцию авторизации, то есть проверки полномочий действующего лица, и возможность использовать ЭЦП из облака.
Вторая важная в контексте развития цифровой экономики платформа – интеграционная шина данных. С ее помощью машиночитаемые данные должны передаваться от источника мастер-данных ко всем системам, где они будут использоваться. Речь идет, в том числе, о данных коммерческого сектора экономики. СМЭВ де-факто переросла свой изначальный функционал, констатировал замминистра, она теперь используется не только для госфункций, а для разнообразных интеграционных процессов. Минкомсвязи планируют дальше развивать ее функционал с тем, чтобы построить на основе этой системы единую модель данных, выстроить технические стандарты создания и обмена данными.
Одни и те же наборы данных разные ведомства сохраняют и используют в разном формате. За 2017 год более 20 млрд транзакций прошло через систему межведомственного электронного взаимодействия по передаче данных от одного ведомства к другому, - привел данные замминистра связи. |
Третья важная платформа будущей цифровой экономики - единая витрина данных, государственный «маркетплейс» по образцу «Яндекс.Маркета» или Amazon, который позволил бы объединить в едином пространстве сервисы более 7 тыс. сайтов, принадлежащих сегодня органам власти, различным госорганизациям. Это очень важно и с точки зрения экономии, и с точки зрения удобства предоставления сервисов и информации пользователям, подчеркнул Алексей Козырев.
В частности, это позволит реализовать предоставление гражданам информации в режиме одного окна. Система при помощи искусственного интеллекта сможет диспетчеризировать запрос гражданина и в контексте ведомства, и в контексте законодательства с тем, чтобы ответ был и содержательным, и своевременным.
Алексей Козырев также коснулся экономических процессов на территории ЕврАзЭс в контексте цифровой интеграции. Развитие государственных цифровых платформ будет осуществляться с учетом процессов на территории ЕврАзЭс, подчеркнул замминистра, для чего в рамках Комиссии ЕврАзЭс создан специальный проектный орган, который будет координировать работу в этом направлении и куда Минкомсвязи планирует направить предложения по созданию на пространстве ЕврАзЭс цифровых платформ.
В завершение доклада Козырев коснулся вопросов финансирования развития цифровых технологий со стороны государства. Постоянно вкладывать в них бюджетные деньги в силу их естественного морального устаревания – затратный процесс. Поэтому необходимо активизировать механизмы ГЧП, отметил замминистра связи. Однако ключевые сервисы – электронная идентификация и аутентификация, геоинформационная система – по всей видимости, должны оставаться под контролем государства, заключил он.
Озвученные тезисы о развитии цифровых платформ будут отражены в нескольких документах, рассказал Алексей Козырев, отвечая на вопросы после доклада. Во-первых, по программе «Цифровая экономика» утверждены планы реализации программы и связанные с ними мероприятия. Одно из мероприятий в разделе информационной инфраструктуры предполагает разработку и утверждение концепции развития государственных цифровых платформ. Она находится в разработке, после чего концепцию планируется утверждать на подкомиссии по цифровой экономике.
Относительно повестки ЕврАзЭс Минкомсвязи готовит предложения со стороны РФ по реализации совместных проектов. Предложения будут направлены на то, чтобы российские государственные платформы были интегрированы с аналогичными платформами партнеров по ЕврАзЭс.
В свою очередь, по теме ГЧП есть три законопроекта, рассказал замминистра связи. Здесь будут скорее, законодательные инициативы, которые разрешат концессию в сфере создания и развития информационных систем. Кроме того, есть целый ряд инициатив, направленных на то, чтобы можно было коммерческие деньги использовать, чтобы госинформсистемы дорабатывать или финансировать их эксплуатацию для нужд коммерческих организаций.
Очень много данных, хранящихся у государства, требуются, например, банкам для кредитного процесса. При этом персональные данные банки могут получать с электронного согласия граждан, предоставляемого онлайн через системы электронного правительства. Но когда коммерческие организации начинают использовать государственные системы, возникает вопрос о том, кто за это заплатит. И нужны механизмы, позволяющие коммерческим организациям, которые существенно экономят на снижении рисков, на повышении качества кредитного портфеля, оплачивать растущую нагрузку на государственные ИТ-системы. Такие механизмы мы тоже будем создавать, - резюмировал Козырев. |
2017
Представлен план мероприятий по развитию информационной инфраструктуры в рамках «Цифровой экономики»
Минкомсвязи России в рамках программы «Цифровая экономика» представило план мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" на 2017-2020 годы. При этом, показатели и индикаторы ключевых достижений просчитаны в нем до 2024 года.
В документе говорится о трех основных целях направления "Информационная инфраструктура". Во-первых, сети связи должны удовлетворять потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями. Во-вторых, отечественная инфраструктура хранения и обработки данных должна обеспечивать предоставление гражданам, бизнесу и власти доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг, в том числе позволять экспортировать услуги по хранению и обработке данных. И третья цель – это разработка и функционирование цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.
18 декабря 2017 года план утвержден правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Финансирование
Общий объем финансирования направления "Информационная инфраструктура" составляет порядка 427 млрд рублей. При этом, из федерального бюджета планируется выделить 98,6 млрд рублей, внебюджетные средства - 328,5 млрд рублей.
Основные задачи
План мероприятий включает 17 основных задач, которые ответственные организации и ведомства должны выполнить до 2020 года:
- Определить потребности в услугах широкополосного доступа к сети "Интернет" и создать Генеральную схему развития сетей связи Российской Федерации на период 2017-2024 гг.
- Обеспечить возможность широкополосного доступа к сети "Интернет" для населения
- Обеспечить широкополосный доступ лечебно-профилактических к сети "Интернет"
- Обеспечить широкополосный доступ образовательных учреждений к сети "Интернет"
- Обеспечить широкополосный доступ к сети "Интернет" всех органов государственной власти и местного самоуправления
- Обеспечить покрытие объектов транспортной инфраструктуры (в т.ч. федеральных автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры) сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных
- Внедрить технологии подвижной радиосвязи 5G/IMT-2020 в Российской Федерации
- Создать Глобальную многофункциональную инфокоммуникационную спутниковую систему (ГМИСС) для покрытия территории Российской Федерации и мира
- Построить узкополосные беспроводные сети связи Интернета вещей на территории Российской Федерации
- Создать дополнительный механизм стимулирования инвестиционной активности операторов для развития сетей связи на основе передовых технологий
- Обеспечить доступность услуг по хранению и обработке данных на всей территории России для граждан, бизнеса и власти
- Обеспечить хранение и обработку всей информации, создаваемой органами государственной власти и местного самоуправления, в государственной единой облачной платформе
- Усовершенствовать техническое регулирование центров обработки данных в целях обеспечения устойчивости, безопасности и экономической эффективности их функционирования
- Определить состав необходимых отечественных цифровых платформ и обеспечить их внедрение
- Обеспечить возможность использования данных в цифровых платформах
- Создать отечественные цифровые платформы сбора, обработки и распространения пространственных данных и данных ДЗЗ из космоса, обеспечивающие потребности граждан, бизнеса и власти
- Создать отечественную цифровую платформу сбора, обработки, хранения и распространения данных ДЗЗ из космоса, обеспечивающую потребности граждан, бизнеса и власти. Обеспечение реализации проекта "Цифровая Земля"
Ключевые показатели
Ключевые показатели рассчитаны на период с 2018 по 2024 год. Так, в 2024 году 97% домохозяйств должны иметь широкополосный доступ в интернет на скорости не менее 100 Мбит/с. Все государственные медучреждения должны быть обеспечены ШПД на скорости не менее 1 Мбит/с при спутниковом соединении и не менее 10 Мбит/с при волоконно-оптическом уже в 2018 году.
В 2024 году все образовательные учреждения, а также органы государственной власти и местного самоуправления должны быть обеспечены ШПД-интернетом на скорости не менее 100 Мбит/с. К этому же времени все объекты транспортной инфраструктуры должны быть обеспечены устойчивым покрытием сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных. При этом, в 2018 году их доля уже должна быть на уровне 96,5%. Также план достижений содержит показатели по развитию сетей пятого поколения (5G).
С 2018 по 2024 год в количество опорных ЦОДов в федеральных округах должно быть увеличено с 2 до 8. Мощность российских ЦОД в 2024 году должна составить 80 тыс. стойко-мест. В этом же году доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных должна вырасти до 10%.
К середине 2019 года должны быть нормативно определены требования по использованию государственной единой облачной платформы органами государственной власти и местного самоуправления, а также утвержден план перевода их информационных систем и ресурсов в государственную единую облачную платформу ("гособлако"). При этом, ввод "гособлака" в промышленную эксплуатацию намечен на конец 2019 года. С этого момента и до конца 2020 года на эту платформу должны мигрировать 60% федеральных и 40% региональных информационных систем. В целом же к 2024 году доля государственных систем, перенесенных в "гособлако", должна увеличиться до 90%.
Доля сертифицированных ЦОД, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления, в 2020 году должна составить 30%, в 2024 – 100%.
Помимо этого, в 2024 году будет реализовано не менее 10 отраслевых индустриальных цифровых платформ для основных предметных областей экономики. Доля отраслей экономики, цифровые платформы которых интегрированы с отечественными платформами, обеспечивающими единую доверенную среду для работы с данными составит 100%. Доля экономически освоенных территорий Российской Федерации, на которых создана единая государственная среда передачи навигационной и логистической информации достигнет 90%. Такого же показателя должна достичь доля российских данных дистанционного зондирования земли в общем объеме данных, используемых в российских геоинформационных системах. Кроме того, в 2024 году должно быть завершено создание Единой электронной картографической основы.
Общественное обсуждение плана развития инфраструктуры цифровой экономики
27 ноября 2017 года Центр компетенций по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (ПАО «Ростелеком») и Рабочая группа «Информационная инфраструктура» при АНО «Цифровая экономика» (организует работу группы ПАО «МегаФон») представили проект плана мероприятий по развитию информационной инфраструктуры для цифровой экономики для общественного обсуждения. Документ размещен на сайте regulation.gov.ru.
«Беспилотный транспорт, платформы виртуальной реальности и биометрии, телемедицина, дистанционное образование, «умный» город – развитие этих цифровых экосистем может принести по разным оценкам, дополнительный прирост экономики от 0,4 до 0,9% ВВП в год. Таких амбициозных результатов можно достичь, только создав ИКТ-инфраструктуру, способную обеспечить текущие и перспективные потребности граждан, бизнеса и государства в передаче, хранении и обработке данных, - отметил Вице-Президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком», руководитель Центра компетенций Глазков Борис. – Представленный сегодня план - результат совместной работы ведущих участников рынка, которые, невзирая на конкурентные противоречия, смогли выработать консолидированное видение по основным направлениям развития инфраструктуры для цифровой экономики. В настоящее время мы завершаем процесс согласования документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, после чего документ будет передан на рассмотрение и одобрение в Подкомиссию по цифровой экономике при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности».
В работе над планом мероприятий приняли участие 114 представителей ведущих компаний в сфере ИТ и телекоммуникаций. Разработанный экспертным сообществом план содержит более 300 мероприятий с конкретными предложениями по развитию сетей связи пятого поколения (5G), инфраструктуры хранения и обработки данных, созданию «цифровых» инфраструктур для транспортных коридоров, обеспечению равного доступа граждан к цифровым сервисам в сфере здравоохранения и образования, формированию инфраструктурного уровня нового типа - цифровых инфраструктурных платформ.
Важной особенностью разработанного плана является то, что он включает в себя не только мероприятия по реализации крупных государственных инфраструктурных проектов, но и инициатив бизнеса. Так, например, масштабное развитие сети ЦОДов в регионах с присутствием в каждом федеральном округе, в том числе в Хабаровске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, а также других городах, предполагается в рамках совместного проекта ПАО «Ростелеком» и ГК «Росатом».
Отдельный раздел плана мероприятий посвящён мерам поддержки создания инфраструктурных компонентов нового типа – цифровым инфраструктурным платформам. Ключевой особенностью такого вида платформ является возможность их переиспользования и применения в самых различных отраслях экономики. Так, например, сквозная платформа индустриального интернета, с одной стороны, позволит ускорить и упростить переход отечественной промышленности на «рельсы» «Индустрии 4.0», а с другой – стимулировать развитие «умного» транспорта, обеспечив связность транспортных средств и дорожной инфраструктуры. В целом, в плане мероприятий предусмотрено определение и создание не менее 5 цифровых инфраструктурных платформ, а также разработка мер их поддержки, в том числе со стороны институтов развития.
Включение федеральной беспроводной сети LPWAN для интернета вещей
5 сентября 2017 года стало известно, что в программе «Цифровая экономика», разработанной Минкомсвязи по поручению президента Владимира Путина, после утверждения Правительством появился ряд новых пунктов. В том числе в разделе «Информационная инфраструктура» теперь присутствует пункт о строительстве сети стандарта LPWAN[12].
Согласно программе, до конца 2017 года будет разработана концепция развития сетей узкополосной сети связи сбора телеметрической информации в городах с территорий более 100 кв. км. Также будут определены потребности в услугах, подходы к созданию и использованию сети LPWAN.
План регулирования рынка ЦОДов
В апреле 2017 года стало известно, что Минкомсвязи намерено объединить ЦОДы в консорциум и создать российскую систему их сертификации. Об этом говорилось в проекте программы "Цифровая экономика", который министр связи Николай Никифоров направил в ведомства на согласование в конце апреля 2017 года.
Эксперты кабмина предложили сделать безлимитный интернет повсеместным
В январе 2017 года Экспертный совет при правительстве направил предложения[13] по разработке программы "Цифровая экономика" министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову и Минкомсвязи. Программа цифровизации, по мнению экспертов, должна быть ориентирована, в том числе, на снижение издержек предпринимателей и граждан, обеспечение свободы движения товаров, услуг и капитала, всестороннюю кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве[14].
Что касается развития цифровой инфраструктуры, то прежде всего необходимо обеспечить всеобщий и безлимитный доступ в интернет. В качестве приоритетных направлений экспертный совет также предлагает выделить работу с большими данными, обеспечение защиты информации, создание сервисов на основе искусственного интеллекта, а также идентификацию пользователей и технических устройств.
В рамках нормативно-правового регулирования цифровой экономики эксперты предлагают обеспечить регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных и интеллектуальной собственности, передача технологий. Также, по их мнению, нужно проработать вопросы регулирования деятельности в РФ глобальных цифровых компаний и создать нормативно-правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики.
Примечания
- ↑ Власти потратят больше 100 миллиардов на подключение к интернету полицейских, чиновников и учителей
- ↑ Власти потратят 8 млрд руб. на нацстандарт интернета вещей, спутниковую связь в сетях 4G-5G и другие перспективные технологии
- ↑ В Челябинской области возбуждено уголовное дело по факту хищения средств, выделенных на подключение социальных объектов к сети Интернет
- ↑ Счетная палата указала на проблемы при реализации проектов по подключению объектов к Интернету
- ↑ Счетная палата указала на недостатки при подключении школ к интернету
- ↑ За связью присмотрят по ситуации. Для отрасли планируют центр мониторинга устойчивости
- ↑ Реализация проектов «Цифровой экономики» забуксовала. Минкомсвязи объяснило почему
- ↑ Минкомсвязи намерено урезать бюджет на беспроводной интернет в деревнях
- ↑ Минкомсвязи утвердило концепцию IoT
- ↑ На подключение к интернету Росгвардии, пожарных и военкоматов потратят 12,4 миллиарда
- ↑ Созданием сети для МВД, Росгвардии и социально значимых объектов готовы заняться «Ростелеком» и Tele2
- ↑ Программа для Путина. В России появится федеральная сеть интернета вещей на отечественном оборудовании
- ↑ Экспертный совет представил своё видение концепции программы «Цифровая экономика»
- ↑ Эксперты кабмина предложили сделать безлимитный интернет повсеместным