2017/03/15 15:57:25

Интервью TAdviser с директором Департамента информационных технологий ХМАО Павлом Ципориным

Павел Ципорин, директор Департамента информационных технологий ХМАО, в интервью TAdviser рассказал об ИТ-приоритетах региона, идеи межрегионального сотрудничества в использовании ПО, а также реалиях и проблематике импортозамещения.

Павел
Ципорин
Импортозамещение – тема для регионов актуальная, но есть ряд проблем

В 2016 году вы стали директором департамента ИТ и связи. Произошли ли какие-то серьезные изменения после назначения? Поменялся ли подход к работе ИТ-команды региона? Что будет меняться?

Павел Ципорин: В статусе заместителя директора я курировал электронное правительство, активно продвигал повышение эффективности в этой сфере. Занимался популяризацией электронных услуг, продвижением особо востребованных. Эти же подходы буду применять к остальным направлениям деятельности департамента - развитие сетей связи, внутренних информационных систем. В целом курс будет тот же, потому что в регионе много хорошего уже реализовано. Моя задача – в кратчайшие сроки запустить то, что по разным причинам не было запущено или запущено не в полном объеме. Например, тот же электронный документооборот, запущенный лишь частично - где-то не использовалась цифровая подпись, где-то основной обмен все равно происходил на бумаге, хотя уже есть документ в электронном виде. От дублирования надо избавляться.

Основным инструментом у вас является СЭД «Дело»?

Павел Ципорин: Да. Мы и дальше это решение будем развивать. Это вполне нормальная рабочая система. Первостепенная задача - устранить саму возможность дублирования на бумаге, заставить всех пользоваться электронной подписью. Переговоры на эту тему дошли до уровня губернатора, у всех есть понимание, интерес и поддержка. Я сам теперь пользуюсь планшетом и «блютусной» электронной подписью.

То есть, у вас и мобильное рабочее место в СЭД реализовано?

Павел Ципорин: Да, в командировках подписываем документы. И заместителя губернатора перевели на эту же технологию работы с документами.

Губернатора – пока нет?

Павел Ципорин: Пока нет, потому что объем документов, который проходит через губернатора, слишком большой. В электронном виде просмотреть столько документов – это нереально, поэтому губернатора пока не трогаем.

Насколько ваш губернатор продвинутая с точки зрения ИТ? Является ли она активным ИТ-пользователем или не является? Какие-то напутствия вам дает? Подсказывает что-то?

Павел Ципорин: Она достаточно продвинутая в этой сфере, и, самое главное, у нее есть интерес к ИТ-направлению. Губернатор и сама генерирует идеи по развитию ИТ. Так, в послании на 2017 год она поставила задачу в срок до 1 июля разработать принципы и механизм поддержки ИТ-отрасли в регионе. Она разговаривает с нами на одном языке. Никакого недопонимания проблематики с ее стороны нет, и поддержка ИТ-отрасли со стороны губернатора присутствует.

В каком направлении, на ваш взгляд, должны быть сделаны основные шаги департамента, правительства региона для поддержки ИТ-отрасли? Речь идет о поддержке ИТ-компаний, которые в регионе создаются и развиваются?

Павел Ципорин: Сейчас этот вопрос прорабатывается. Уже есть механизмы для снижения налоговой нагрузки для ИТ-компаний. Это первый шаг, который необходимо будет сделать в ближайшее время. За последние годы количество ИТ-специалистов выросло. Раньше у нас был кадровый голод в регионе, мы отовсюду тянули кадры. Сегодня наши университеты готовят нормальных ИТ-шников, программистов, ИТ-управленцев. Приятно общаться, даже если специалист только что после университета. Они создают свои ИТ-компании. Первый хакатон, который прошел в октябре 2016, показал интерес школьников и студентов к программированию и к продвижению своих программных продуктов. То есть в нашем регионе формируется хорошая ИТ-отрасль и ее нужно поддержать снижением налогов и созданием особого места типа технопарка или современного кластера, где они могли бы на льготных условиях организовать миниофисы и продвигать свои продукты. Важно также проводить побольше специализированных мероприятий, которые повышают интерес и к конкретным ИТ-компаниям, и к ИТ-отрасли в целом. Интерес к ИТ чувствуется у молодежи, нужно его поддерживать.

Если поговорить об ИТ-департаменте, сколько человек сейчас в нем работает?

Павел Ципорин: 64.

Некоторые ИТ-директора говорят, что в региональных ИТ-департаментах большинство сотрудников, как правило, – это женщины. У вас не так?

Павел Ципорин: 50 на 50.

Есть версия преобладания женщин в регионах в связи с тем, что мужчины стремятся уехать из регионов в Москву, а женщины чаще задерживаются, и при этом достаточно компетентные для того, чтобы за относительно небольшие зарплаты хорошо работать. Вы такую тенденцию не замечаете?

Павел Ципорин: Нет. У нас, повторюсь, мужчин и женщин поровну. Если по направлениям, то в плане развития сетей связи – там больше мужчин работает, потому что среди них много связистов в каком-то поколении, больше понимания тематики. На таких направлениях как развитие официального сайта, работают почти одни женщины. На северных территориях там вообще мужчин больше чем женщин, поскольку мужчины чаще переезжают на север.

Чем вы мотивируете людей работать на госслужбе? Все-таки, как правило, зарплаты у чиновников ниже, чем в бизнесе.

Павел Ципорин: На мой взгляд, чиновник – это определенный склад характера. Не каждый чиновник приживется в бизнесе. Точно так же не каждый человек из бизнеса приживется в системе власти. Понятно, что зарплаты ниже, чем в бизнесе, но есть стабильность. Город у нас хороший, приятный для проживания, удобный, поэтому люди сами остаются в чиновниках, в бизнес никто особо не рвется.

Сейчас, наверное, с бюджетами тяжелее, чем несколько лет назад? При этом еще надо замещать импорт, дополнительные расходы возникают. Насколько для вас актуальна тема межрегионального сотрудничества и обмена решениями? Один регион, разработав что-то для себя, заплатив за это деньги, может поделиться бесплатно с другим регионом какими-то типовыми решениями, системами...

Павел Ципорин: Теоретически, на мой взгляд, вполне рабочая схема, если у нас есть исключительные права на программный продукт, который нами разработан, с открытым кодом. Кто нам помешает выложить его в открытый доступ? Нравится – берите, программируйте под себя. Есть сложность, конечно, в разборке чужого кода. Все программисты об этом знают, проще свой с нуля написать, чем в чьем-то коде разбираться. Но при этом, когда мы говорим о таких масштабных системах, в принципе, схема, наверное, должна быть такая…

А на практике есть примеры такого сотрудничества в вашем регионе?

Павел Ципорин: На практике пока такого сотрудничества нет, но как идею мы это обдумываем, и, в принципе, можем выложить что-то из сделанного и освоенного нами, и наоборот - взять и даже использовать что-то из сделанного в других регионах. У департамента есть подведомственные учреждения – например, Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий, где сидят толковые программисты, которых мы держим хорошими зарплатами. Например, если был бы некий хороший продукт типа Автоматизированная информационная система для МФЦ с открытым кодом и со всем необходимым функционалом, который можно и под себя затачивать, возможно, мы и взялись бы за него. Сейчас мы все равно платим стороннему разработчику и владеем неисключительными правами, а так был бы наш продукт, который мы сами и сопровождали бы - экономически это целесообразно.

Да, было бы интересно. Но пока об этом говорят больше, чем делают...

Павел Ципорин: Надо создавать специальный ресурс. С парой регионов поговорить, чтобы каждый по одному решению выставил, ну и попробовать в свободное время пообкатывать. Упомянутый мной АИС МФЦ – хороший пример.

Насколько активно вы используете открытый код? Linux тот же?

Павел Ципорин: Linux используется на серверах. На рабочих станциях не используем. Некоторые решения на открытом коде используем сугубо на технических станциях - тот же PostgreSQL.

А почему Linux на рабочих станциях не используете?

Павел Ципорин: Это нереально. Если АИС «Бюджет» не работает под Linux, то как мы можем перевести рабочие станции на Linux? Придется переписывать систему, которая развивалась 12 лет, практически с нуля. Те же справочные системы «Консультант», «Гарант», - сегодня они, возможно, и уже имеют версии для работы под Linux, но в прошлом году, насколько я помню, еще не имели.

Как обстоят дела с импортозамещением?

Павел Ципорин: Импортозамещение - тема для региона актуальная, и это прописано в концепции развития ХМАО. Так что мы федеральный тренд поддерживаем, готовы в нем участвовать. Понятно, что на текущий момент есть ряд проблем с импортозамещением. Сейчас это направление серьезно двигают административным ресурсом. Мы постоянно отчитываемся о мероприятиях различного уровня, как мы импортозамещаемся на практике, какой у нас план. При наличии апробированного, качественного, экономически более дешевого в поддержке продукта мы готовы замещать импорт. Желания продолжать сидеть на продуктах Microsoft у нас нет.

Возможно, надо состыковаться со странами BRICS, разработать свой аналог «Офиса». Индусов - миллиард, китайцев - миллиард, наших руководителей ИТ-проектов поставить и разработать свой полнофункциональный офис. Собственно, мы готовы просто раздать его в регионы – используйте, но за поддержку платите как за лицензию. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.3 т

Тот же Microsoft Office импортозаместить на «МойОфис» по плану, который утвержден на федеральном уровне, возможно. Но когда я установил себе «МойОфис», я понял, что в нем отсутствуют элементарные функции рецензирования, создания примечаний. Поэтому я использую сейчас два «Офиса» - импортозамещенный и обычный, от Microsoft. Когда достаточно просто познакомиться с документом, по умолчанию открывается «МойОфис», но, если письмо надо поправить, какие-то пометки сделать, я открываю MS Office. Если альтернативные программные продукты будут доработаны, то мы первые станем их использовать.

А «МойОфис» вы покупали?

Павел Ципорин: Нет, взяли 10 мест на тестирование. Если «МойОфис» в таком виде взять и силком импортозаместить у всех MS Office, часть департаментов может просто перестать работать. Ситуация по переводу с Oracle на PostgreSQL вроде бы попроще, но на это необходимо предусматривать определенные затраты.

Есть проекты импортозамещения, которые можно считать реализованными?

Павел Ципорин: Большой шаг в плане импортозамещения мы сделали год назад - перевели официальный сайт на «1С-Битрикс» с платформы IBM, которая была хороша для промышленных сегментов, но не для официального сайта органа госвласти. Кроме того, она, конечно же, была дороже, чем отечественный продукт.

Теперь сайты всех органов на этой платформе? Сложно было перевести?

Павел Ципорин: Да, все сайты на одной отечественной платформе. Перевод официального сайта с одной платформы на другую – это грандиозная задача, расписанная на полгода, но ситуация была уже критичная. И лицензионные платежи выросли, и был принят курс на импортозамещение. В общем, мы поднажали и месяца за четыре перевели все 43 официальных сайта госорганов в нашей структуре на новую платформу. Так что это хороший пример реального проекта в тренде импортозамещения.

То есть, вы довольны качеством решения?

Павел Ципорин: Мы довольны «1С-Битрикс» - и ценой, и встроенным функционалом, и тем, что мы сами можем дополнительно реализовывать. Мы сэкономили денег, повысили качество, подняли отказоустойчивость и сами разрабатываем новые сервисы, которые раньше заказывали.

А опыт перехода на PostgreSQL уже имеется?

Павел Ципорин: Да. «Служба 112» у нас была на Oracle, в 2016-м мы перенесли ее поддержку на PostgreSQL. Сейчас у нас по плану перевод на PostgreSQL территориальной информационной системы принятия управленческих решений (ТИС) и реестра госуслуг. В этом году мы уже не стали обновлять поддержку Oracle.

Что касается оборудования - на китайское или ростеховское оборудование пытаетесь перейти? На «Байкал» или «Эльбрус»?

Павел Ципорин: «Байкал», «Эльбрус» – очень дорогие решения. По части железа сейчас мы изучаем варианты. Рассматриваем в числе прочих варианты покупки оборудования у китайских вендоров, у российских. Если цена будет нормальная, мы готовы покупать.

Вопрос государственно-частного партнерства поднимается при ИТ-проектах?

Павел Ципорин: Редко. Сейчас мы этот вопрос ставим в части реализации проекта «Безопасный город».

Проект реализуется совместно с «Ростелекомом»?

Павел Ципорин: С «Ростелекомом», в том числе. Есть и ряд других операторов большой тройки, и не только. Мы рассматриваем разных инвесторов, партнеров. Проговариваем и частно-государственное партнерство. На этом направлении есть плюсы и есть минусы. Главный вопрос - что по финансовой схеме нам будет выгоднее. Если выгодно будет частно-государственное партнерство, мы пойдем по этому пути. Если экономически более выгодно будет все-таки по закону №44-ФЗ, без государственно-частного партнерства, тогда мы пойдем этим путем.

Вопрос в стадии проработки, обсуждения. Раз в неделю мы собираемся большим составом со всеми заинтересованными службами и обсуждаем, рассматриваем предложения. Приезжают разные компании, которые показывают нам свои предложения по АПК «Безопасный город». Остальные проекты, в принципе, своими силами можем реализовывать, но «Безопасный город» – крупный проект, девяти-десятизначную сумму региону сложно найти сразу.

6-7 июня 2017 года Югра проводит очередной IT-форум. Какова цель мероприятия? Какие темы предполагается обсудить?

Павел Ципорин: Цели форума учитывают международную повестку применения ИТ в обществе и государственном управлении. Мы хотели бы оценить меняющиеся тенденции развития информационных технологий для управления государственной деятельностью и различными сферами общественной жизни, для повышения качества жизнедеятельности. Надеемся, что экспертам на площадке форума удастся сформировать направления взаимодействия между российскими субъектами и регионами стран БРИКС и ШОС для построение цифровой экономики.

Ключевые темы мероприятия - международное сотрудничество в сфере ИКТ, перспективы общего рынка ИТ-решений и методологий информатизации для стран БРИКС и ШОС, перспективы цифрового правительства, импортозамещение в сфере ИТ. Ряд мероприятий форума будут посвящены отраслевой информатизации – в архивной сфере, в музеях, туризме, образовании, здравоохранении.

Кроме того, впервые в этом году мы проведем вручение премии Ugra IT Awards 2017, призванной выявить наиболее перспективные и качественные ИТ-решения для повышения эффективности госуправления и взаимодействия государства и граждан.

Ожидаем среди участников форума руководителей федеральных и региональных органов власти, представителей из других стран, большое число экспертов. Приезжайте, будет интересно!