2024/03/04 15:06:48

Доставка готовой еды (рынок России)


Содержание

2023: Сокращение продаж готовой еды и наборов для приготовления блюд с доставкой на 7,6% до 14,5 млрд рублей

Объем российского рынка готовых рационов и наборов для приготовления блюд в 2023 году составил 14,5 млрд рублей, что на 7,6% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Infoline, опубликованные в начале марта 2024 года.

По оценкам экспертов, падение продаж готовых рационов и наборов для приготовления блюд ускорилось: в 2022 году отрицательная динамика измерялась -4,3%. А в 2019-2021 гг. рынок вырос в 1,5 раза. Согласно расчетам Infoline, в 2023 году доля компаний, не входящих в пятерку по продажам, сократилась с 27,3% до 16,5%, что указывает на тенденцию консолидации рынка.

Падение продаж готовых рационов и наборов для приготовления блюд ускорилось

Снижение спроса на готовые рационы и наборы для приготовления блюд в РФ в 2023 году произошла из-за перехода населения на сберегательную модель в поведении и рациональное отношение к расходам на питание, считают исследователи. Кроме того, по их словам, сказывались последствия отъезда населения из-за частичной мобилизации в сентябре 2022 года. Одновременно увеличилась конкуренция сервисов c кулинарией крупных продуктовых сетей и с общепитом, отмечается в исследовании, выдержки из которого приводит издание Shopper’s.Цифровизация ТЭК: тренды, перспективы, крупнейшие ИТ-поставщики. Обзор TAdviser 15 т

Основатель компании Elementaree Ольга Зиновьева также указывает на такой барьер для рынка, как блокировка некоторых социальных сетей в России, через которые шел основной трафик. Основатель «Шефмаркета» Сергей Ашин считает главной проблемой для бизнеса в сфере готовой еды - удержание покупателей сервисами.

Основатель «Шефмаркета» Сергей Ашин в разговоре с «Коммерсантом» предположил увеличение оборота на рынке на 20-25% в 2024 году. По его словам, у наборов для приготовления блюд остаются свои потребители, несмотря на конкуренцию с сервисами доставки готовой еды.[1]

2022

Рынок доставки суши и роллов в России вырос втрое за 4 года - до 148,9 млрд рублей

Объем российского рынка услуг доставки суши и роллов в 2022 году вырос на 30,7% в сравнении с предыдущим годом и составил 148,9 млрд рублей. В сравнении с 2018 годом имел место более чем троекратный подъем. Об этом аналитики агентства «ГидМаркет» сообщили в августе 2023 года.

По их словам, рост цен на суши и роллы, вызванный общей инфляцией и повышением себестоимости, а также организацией процесса доставки, способствовал увеличению объема рынка.

Однако наиболее значительное влияние на рост рынка оказала пандемия коронавируса COVID-19 в 2020 году. Во время первых локдаунов, когда рестораны были вынуждены закрыться, а людям разрешалось выходить только в пределах своих домов, спрос на доставку еды значительно возрос.

Также рост объема рынка доставки суши и роллов происходит за счет развития спроса в регионах. Потребительские привычки уже сформировались, поэтому даже нестабильная экономическая ситуация в 2022 году привела только к снижению темпа роста рынка, но не к его сокращению.

Специалисты выделили несколько тенденций в развитии рынка доставки суши и роллов в России. Среди них:

  • пересмотр меню из-за санкций и логистики;
  • оптимизацию расходов;
  • рост стоимости ингредиентов и готовой продукции;
  • закрытие неприбыльных точек;
  • развитие технологий и автоматизации;
  • увеличение охвата по территории;
  • снижение среднего чека;
  • ослабление лояльности к привычным брендам;
  • снижение доли суши и роллов в общем объеме доставки еды;
  • замещение готовой кулинарией из торговых сетей доставкой еды из ресторанов;
  • переход потребителей к разумному потреблению на фоне неопределенности;
  • падение привлекательности российского рынка для западных инвесторов.

Рынок доставки суши и роллов продолжает демонстрировать стабильный рост, однако сталкивается с рядом вызовов и изменений в потребительском поведении, добавили исследователи в августе 2023 года.[2]

Рост рынка готовой еды на 27,1% до 216 тыс. тонн

Объем российского рынка готовой еды в 2022 году достиг 216 тыс. тонн, что на 27,1% больше, чем годом ранее. Такие данные Россельхозбанк опубликовал в конце марта 2023 года. Подробнее здесь.

Рост рынка услуг доставки еды на 18,8% до 601,3 млрд рублей

Объем российского рынка услуг доставки еды в 2022 году достиг 601,3 млрд рублей, что на 18,8% больше, чем годом ранее, и в 4 раза превосходит показатель 2018 года. Такие данные агентство маркетинговых исследований «ГидМаркет» опубликовало в июле 2023 года.

По словам экспертов, в 2022 году рассматриваемый рынок вырос в первую очередь за счет развития доставки в регионах. Потребительские привычки сформировались, поэтому даже с учетом нестабильной экономической ситуации произошло лишь снижение темпов прироста рынка.

Как отмечается в исследовании, что пандемия коронавируса COVID-19 значительно ускорила рост рынка. Именно после первых локдаунов, когда общепиту пришлось закрыться, а выходить на улицу во многих городах можно было только в пределах придомовой территории, начал формироваться высокий спрос на доставку еды, отмечают исследователи.

Согласно оценкам экспертов Infoline за 2022 год, на Москву и Подмосковье приходится более 50% всех онлайн-заказов еды в стране. Рынок Московского региона более зрелый, в 2022 году сервисами доставки еды пользовались около 6,7% жителей. В целом по России уровень проникновения e-grocery оценен в 2,9%.

20% рынка доставки продуктов Московского региона занимает «Вкусвилл», по 10% контролируют «Сбермаркет», Ozon (включая Ozon Fresh) и X5 Group. Еще 9% рынка занимает «Самокат», а 41% приходится на другие сервисы.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что для стимулирования спроса большинство участников рынка летом активизировали маркетинговую активность, расширяли портфель собственных торговых марок и ассортимент готовой еды. Однако на динамике рынка Московского региона значительно сказывается отток части платежеспособного населения, в связи с этим сервисы задумались над расширением региональной экспансии.[3]

Сокращение рынка на 4,3% до 15,7 млрд рублей

Объем российского рынка доставки готовых рационов и наборов для приготовления блюд в 2022 году достиг 15,7 млрд рублей, что на 4,3% меньше, чем годом ранее. Об этом сообщают аналитики консалтингового агентства Infoline. По их словам, рынок упал впервые за все время наблюдения за ним.

Эксперты говорят, что в 2022 году потребители стали все чаще отказываться от оформления подписки на доставку продуктовых наборов и готовых рационов питания из-за снижения реальных доходов и возросшей на этом фоне неопределенности. Кроме того, на продажи игроков данного сегмента серьезно повлияли объявленная в конце сентября 2022 года частичная мобилизация и последовавшая за ней эмиграция части населения - представителей среднего класса, наиболее обеспеченных россиян.

Потребители стали чаще отказываться от подписок на доставку продуктовых наборов из-за снижения реальных доходов

Помимо оттока клиентов компании столкнулись еще и с ростом себестоимости товаров. Например, закупочные цены на упаковку и этикетки в 2022 г. увеличились в 3 раза, а продукты питания в среднем подорожали более чем на 15%, говорит генеральный директор «Шефмаркета» Сергей Ашин. Но на фоне усиления ценовой конкуренции в рознице и общепите компании вынуждены сдерживать рост стоимости готовой продукции.

Наибольшую долю рынка в структуре выручки на рынке услуг доставки готовых рационов и наборов для приготовления блюд по итогам 2022 года заняла Performance Group — на нее пришлось 33,4%. У Grow Food (Гроу Фуд Компани) — 20,9%, на «Шефмаркет» приходится 8,6%, на Elementaree — 4,3%, на Justfood — 3%. Оставшиеся 29,7% поделены между другими участниками рынка.

По прогнозам Infoline, в 2023 году рынок должен отыграть падение предыдущего года: оборот может вырасти на 15% до 18 млрд рублей за счёт индексации стоимости продукции и прихода новых игроков, в том числе из ритейла (например, «Вкусвилла»). Кроме того, компании восстановят маркетинговую активность, используя новые каналы продвижения, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.[4]

2021: Российский рынок доставки готовых блюд и продуктов в России оценили в 613 млрд рублей

Объем российского рынка доставки готовых блюд и продуктов в России по итогам 2021 года составил 613 млрд рублей, подсчитали аналитики BusinessStat. Они не уточнили динамику в сравнении с 2020 годом и лишь отметили, что в 2020-м расходы россиян в этой сфере взлетели на 225% на фоне пандемии коронавируса COVID-19, из-за которой люди стали чаще работать и учиться из дома.

Согласно исследованию, в 2021 году на рынке доставки еды в РФ было представлено большое количество игроков: агрегаторы доставки еды (например, «Яндекс Еда, «Delivery Club» , Broniboy), дарксторы («Самокат, Ozon fresh), маркетплейсы («СберМегаМаркет», Wildberries), торговые сети (X5 Group, «ВкусВилл» ), рестораны и кафе (Dodo Brands, «Якитория»), дарк-китчен («Кухня на районе», Dostaевский), фабрики-кухни (Grow Food, «Шефмаркет»), производители продуктов питания, развивающие собственные интернет-магазины своей продукции (KDV, «Агрокомплекс»), магазины и киоски с готовой едой, работающие навынос и на доставку (Суши WOK, «Много Лосося» от Х5 Group).

Российский рынок доставки готовых блюд и продуктов оценили в 613 млрд рублей

В топ-20 крупнейших игроков рынка вошли компании самого разного профиля, отмечают аналитики. При этом, по оценкам BusinesStat, ни одна из них не занимает на рынке долю более 14%. На весь топ-20 игроков приходится 72,1% объема рынка доставки, а еще 27,9% - на остальные компании.

По оценке Data Insight, российский рынок доставки продуктов питания, в 2021 году достиг объема 329 млрд рублей, увеличившись на 159% по отношению к 2020 году. Количество заказов выросло на 244% – до 237 млн. Исследование показало, что возможность заказать продукты и еду на дом предоставляют 76% опрошенных предприятий общественного питания и продуктового ритейла в России. В среднем у компаний, активно развивающих доставку, на нее уже приходится 50% и более заказов. У крупных ресторанных сетей соотношение доходит до 80%. [5]

2020

Performance Group лидирует на российском рынке сервисов доставки продуктовых наборов, опередив Grow Food - Infoline

В 2020 году на российском рынке сервисов доставки продуктовых наборов и готовых рационов сменился лидер. Им стала компания Performance Group, опередившая Grow Food. Об этом свидетельствуют данные Infoline.

По оценкам экспертов, оборот Performance Group и Grow Food по итогам 2020 года составил 3,2 млрд и 2,2 млрд рублей соответственно. Топ-3 интернет-магазинов, продающих готовые продуктовые наборы, замкнул «Шефмаркет» с показателем в 1,16 млрд рублей. Следом расположились Elementaree (900 млн рублей) и Justfood (450 млн рублей).

«
Несмотря на пандемию [коронавируса COVID-19 — прим. TAdviser] и связанные с ней ограничения, нам удалось увеличить оборот более чем вдвое и первыми в сегменте преодолеть отметку в 3 млрд рублей, — заявил основатель Performance Group Артур Зеленый, комментируя лидерство компании на рынке.
»

По его словам, в 2020 году компания значительно расширит географию присутствия, продолжив экспансию в регионы. Также планируется выход в традиционную розницу. Performance Group рассчитывает по итогам 2021 года на выручку, близкую к 6 млрд рублей.

В целом оборот рынка доставки готовых рационов и продуктовых наборов в 2020 году увеличился на 53% и превысил 11 млрд рублей против 7,2 млрд рублей в 2019 году. Одним из катализаторов этого подъема стал запуск сервисами готового питания специальных линеек меню для розничных торговых сетей.

Одновременно, как отмечают аналитики, крупные ритейлеры и представители рынка общественного питания, вроде «Вкусвилла» и Prime, стали предлагать клиентам рационы — специально отобранные диетологами продуктовые наборы на один или несколько дней. Их доставляют на дом, из них можно составить правильное меню в зависимости от цели: избавиться от лишнего веса, набрать мышечную массу и так далее.[6]

Доли рынка ведущих игроков российского рынка доставки готовой еды

Доли рынка ведущих игроков на рынке доставки готовой еды, 2019 - 2020

Доставка в СССР

Примечания