Интервью с заместителем генерального директора "ABBYY Россия" Дмитрием Шушкиным
Интервью TAdviser о ситуации на рынке СЭД/ECM, передовых технологиях в сфере потокового ввода и обработки данных дал Дмитрий Шушкин, заместитель генерального директора ABBYY Россия.
TAdviser: Какие тренды в области СЭД/ECM вы можете отметить? Произошли ли какие-то изменения в сравнении с 2014-м и докризисными годами?
Дмитрий Шушкин: В целом на рынке СЭД спокойная ситуация – рынок насыщен, взрывного роста нет. Наблюдается тенденция к повторным внедрениям, в частности - в компаниях, где присутствует лоскутная автоматизация или в случае смены вендора. Исторически сложилось так, что российские СЭД в большинстве своем, в отличие от западных ECM, развивались от автоматизации оборота организационно-распорядительных документов (ОРД) компании, то есть делопроизводства. Последние годы наблюдается рост интереса к интеграции традиционных СЭД с BPM-решениями, системами интеллектуального поиска, бизнес-аналитикой. Интеграция с модулями BI особенно перспективна, ведь СЭД содержит огромный объем информации, причем большей частью – неструктурированной. Поэтому системы с модулями бизнес-аналитики, способные работать с неструктурированным контентом, сегодня выходят на первый план. Еще один очевидный тренд – мобильный доступ. В мире персональных мобильных устройств больше, чем компьютеров, поэтому данный тренд будет только усиливаться. Все идет к тому, что в ближайшей перспективе основным инструментом доступа к корпоративному контенту будет планшет, смартфон или комбинация одного с другим. Соответствующие программные решения, помогающие реализовать это на практике, уже представлены на рынке.
TAdviser: Каковы потребности крупного бизнеса?
Дмитрий Шушкин: Крупные компании задумались о стратегии управления информацией в целом, управлении корпоративным контентом. Объемы данных продолжают расти, в крупных, территориально-распределенных корпорациях контент достигает размера больших данных. Соответственно, растут расходы на хранение, резервирование, причем они становятся финансово-ощутимыми. Необходимо эти большие корпоративные данные анализировать, стараясь извлечь пользу для бизнеса. При этом корпорации рассматривают различные инструменты и подходы к реализации стратегии управления контентом – либо единые платформы, либо решения от специализированных компаний, но тенденция к выработке единой корпоративной стратегии налицо.Метавселенная ВДНХ
TAdviser: Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы российского рынка СЭД/ECM?
Дмитрий Шушкин: Во-первых, рынок СЭД/ECM будет расти – и в корпоративном, и в розничном сегментах. Во-вторых, рост будет за счет внедрения новых инструментов, предложения новых сервисов, а не за счет интенсивного охвата новых ниш. В сегменте среднего, малого, а тем более микробизнеса, либо нет финансово подкрепленного спроса, либо уже установлена системы документооборота от «1С», «СКБ Контур» и других. И подобные, нишевые решения закрывают все основные потребности небольших компаний. Но можно предложить новые сервисы – в дополнение к основным. Например, один наш партнер сделал систему голосового управления посредством мобильных устройств в дополнение к системе финансового документооборота. И еще одна тенденция – уход в интернет, хранение документов за пределами периметра корпоративной ИС предприятия, в облаке, с возможностью доступа из любой точки.
TAdviser: Согласно исследованию IDC, ABBYY лидер на рынке потокового ввода данных в России. Что это за рынок? Как вы оцениваете его текущее состояние? Какие изменения произошли за последний год? Что сегодня интересно заказчикам?
Дмитрий Шушкин: Рынок потокового ввода данных сопрягается с целой совокупностью рынков – рынок управления информацией, ERP, разнообразные банковские и многие другие системы. Любая информационная система работает с данными, которые должны в нее тем или иным образом попасть. И если эти данные не телеметрического происхождения, их нужно либо вводить вручную, либо автоматизировать ввод. В условиях компьютеризации бизнеса, усиления взаимодействия компаний по различным информационным каналам, растут и объемы данных, и потребность их ввода. Поэтому, думаю, что рынок будет расти. Сегодня лидерами рынка потокового ввода являются финансовые структуры, далее идут государственные структуры и нефтегазовые компании. В технологическом плане сегодня мы наблюдаем рост интереса к облачным решениям. Наблюдается та же тенденция к мобильному вводу данных. Например, посредством фотографирования финансового документа, извлечения на самом устройстве цифровых данных с их опциональной проверкой и последующей отправкой по цепочке бизнес-процесса. Помимо ввода данных востребованы решения в области распознавания текстов для архивов, поиска необходимых данных, обработки обращений граждан и сравнение договоров в СЭД.
TAdviser: На каких направлениях используют системы потокового ввода данных банки?
Дмитрий Шушкин: В системе кредитования для сканирования кредитных заявок, прилагаемых к заявке документов. Из последних тенденций – интеграция систем потокового ввода с системами бизнес-анализа, позволяющими, например, анализировать вводимые данные по человеку или организации, подавшим заявку на получение кредита, на предмет наличия финансовых обременений.
TAdviser: Для чего еще используется бизнес-анализ при потоковом вводе? На какие функции наблюдается спрос?
Дмитрий Шушкин: Сценариев использования бизнес-анализа при вводе данных много. Так, есть возможность интеллектуального атрибутирования при вводе данных текстовых документов - например, договоров с контрагентами. Спрос на подобные решения – и на Западе (компания ведет бизнес более чем в 200 странах), и в России.
TAdviser: Как СЭД / ECM влияют на эффективность бизнеса?
Дмитрий Шушкин: Эффективность повышается за счет того, что СЭД позволяет снизить трудозатраты на обработку документов, повысить качество данных, сделать более удобным хранение и поиск информации. Чем выше скорость ввода и обработки данных, чем удобнее с информацией работать персоналу, тем выше эффективность бизнеса.
TAdviser: Какие отрасли являются наиболее передовыми в развитии СЭД?
Дмитрий Шушкин: В лидерах – банки, как я уже и говорил выше. Конкуренция в финансовой сфере высокая. Современный клиент, когда приходит в банк и видит очередь, разворачивается и уходит. Поэтому на первый план выходит скорость обслуживания клиентов и в частности - обработки документов, которые предъявляет банку клиент. Увеличивать количество операционисток, работающих во фронт-офисе, экономически нецелесообразно. Банки решают эту проблему различными способами - внедряют технологии быстрого ввода и обработки информации на местах, развивают дистанционный банкинг. Помимо банков, «документоемкими» отраслями являются промышленность и ритейл.
TAdviser: Какова ситуация в этих сегментах?
Дмитрий Шушкин: Из-за быстроменяющейся экономической ситуации, необходимости переориентироваться на других поставщиков в розничной торговле сегодня лишь некоторые игроки чувствуют себя нормально. Проблем слишком много, большинство игроков заняты их разрешением и в плане автоматизации документооборота, внедрения потокового ввода документов наблюдается затишье. В плане автоматизации промышленность находится на подъеме, а также государственные структуры и коммерческие организации. Эффективность производства и сопутствующих процессов – очень живая тема. В ближайшие годы промышленность может выйти в передовики с точки зрения автоматизации «документоемких» процессов.
TAdviser: Что можно сказать о государственном управленческом сегменте?
Дмитрий Шушкин: Государство делает заметные шаги в этом направлении. Отдельно можно отметить успехи Федеральной налоговой службы. В ФНС реализовали возможность взаимодействия с юридическими лицами по электронным каналам. И, соответственно, ускорили процесс получения информации, одновременно снизив объем бумажного документооборота. Такая взаимовыгодная модель взаимодействия государства и компаний находит живой отклик у бизнеса. Минкомсвязь делает немало в плане организации межведомственного документооборота. В плане взаимодействия государства с гражданами мы тоже видим развитие. Достаточно посмотреть на различные инициативы московского правительства, реализованные в виде различных программных продуктов, выложенных в Apple Store и Google Play, специализированных порталов по предоставлению электронных услуг. Наша компания реализовала проект в Госдуме РФ по обработке обращений граждан. Благодаря решению на базе нашей технологии понимания и анализа текстов Abbyy РоссияCompreno все запросы граждан (а их порядка 3000 – 4000 в месяц) автоматически анализируются и классифицируются по 22 тематикам, среди которых вопросы здравоохранения, образования, правосудия, хозяйственной деятельности, жилища и другие. Затем они опять же автоматически направляются в один из профильных комитетов или к депутату для последующего рассмотрения. Это позволяет существенно увеличить скорость перенаправления обращения в ответственные министерства и ведомства, снизить время реакции на обращения граждан. Данный проект – по интеллектуальной обработке обращений - не единичный, здесь наблюдается интерес со стороны и госструктур, и бизнеса.
Однако в целом по ведомствам, несмотря на видимые успехи, наблюдается верность бумажному документообороту. Со сменой поколений, внедрением в нашу жизнь мобильных устройств, различных форм электронного взаимодействия, ситуация изменится. Придут управленцы, которые считают инструменты электронного взаимодействия не только правильными, но и единственно возможными. Особенно с учетом проводимой последние годы политики привлечения в госорганы молодых кадров. Так что, будем надеяться, рынок СЭД в государственном сегменте будет развиваться.
TAdviser: В заключение – еще раз о мобильных решениях в бизнесе, поскольку мобильность по-прежнему одна из самых актуальных тем. Мобильные решения в области документооборота уже востребованы на практике?
Дмитрий Шушкин: В плане электронного документооборота мобильные решения уже востребованы. На рынке труда заметна тенденция к дистанционной работе сотрудников, включая работу на дому. Есть отрасли, где целые категории специалистов работают мобильно. В связи с этим все, что связано с созданием контента, доступом к нему, управлением им посредством мобильных решений очень востребовано на практике. Если говорить о системах потокового ввода как составной части мобильных решений, можно констатировать, что количество проектов за последний период существенно увеличилось, так что интерес вырос. Например, в рамках мобильного банкинга финансовые организации сегодня реализуют сервис, позволяющий сфотографировать счет на оплату, скажем, в пользу того или иного поставщика, и избежать ручного ввода платежных данных в банковскую систему. Страховой рынок тоже активно взаимодействует с клиентами посредством мобильных приложений. Телекоммуникационные операторы уже многое делают в данном направлении. Что касается ритейла, что в данной отрасли наблюдается огромный интерес к программам лояльности, предполагающим максимально прямой контакт с покупателями. Это может стать сильным фактором по продвижению мобильного взаимодействия с клиентами в розничной торговле.