Дмитрий Ляховец: Мы внедряли SAP всерьез и надолго
Автоматизация ритейлового бизнеса - дело непростое. Особенно, когда речь идет о крупной сети гипермаркетов. Причем мнения игроков здесь расходятся. Одни считают, что можно обойтись собственными разработками, другие убеждены, что необходимы промышленные ERP-системы. В крупной российской розничной сети гипермаркетов «Банана-мама» практически с момента ее появления было решено внедрять mySAP ERP. Как объясняет генеральный директор «Банана-мама» Дмитрий Ляховец, компании были необходимы четкие стандарты в работе и прозрачность в управлении. При этом, по словам г-на Ляховца, объем доработок не превысил 10% всего внедренного функционала, а система активно заработала уже через месяц после старта, причем через полгода после запуска, через mySAP ERP автоматически заказывалось свыше 70% всего товарного ассортимента «Банана-мама». Уже сегодня этот показатель выше, а Дмитрий Ляховец убежден, что внедрение ERP-системы ощутимо повлияло на бизнес компании и они будут работать с mySAP ERP еще очень долгое время. В интервью TAdviser генеральный директор «Банана-мама» рассказал о своем опыте внедрения ERP-системы в крупной розничной сети гипермаркетов.
TAdviser: Какие особенности существуют при реализации проектов информатизации крупных сетей гипермаркетов, на ваш взгляд?
Дмитрий Ляховец: Я хочу подчеркнуть, что «Банана-мама» - это достаточно крупный магазин, в котором представлен весьма широкий ассортимент товаров. Под широким ассортиментом я понимаю список в 30 тысяч позиций самых различных товарных категорий. Поэтому в каком-то смысле особенности у нас являются массовыми, если можно так выразиться. То есть при открытии каждого магазина используется некий типовой подход, представляющий из себя совокупность проверенных способов организации торговой точки, размещения товара, автоматизации процессов и т.д. И с одной стороны этот подход является типовым, с другой - он уже учитывает множество особенностей, присущих сетям гипермаркетов, и конкретно нашей компании. Кроме того, мы, разумеется, учитываем особенности, присущие каждому конкретному магазину в нашей сети, например, его расположение, социальный состав вокруг и т.д.
TAdviser: В «Банана-мама» внедрена система SAP. Как обстояло дело с информатизацией компании до внедрения этого решения? Была установлена другая система, заказная разработка, собственное решение, что-то еще?
Дмитрий Ляховец: Собственники компании с самого начала ориентировались на решение SAP, так как продукты этого разработчика используются также и в других их бизнесах. Тем не менее, переход от унаследованной системы все же имел место. Стартовали мы на решении компании «1С», а уже с него перешли на разработку SAP.
TAdviser: Что послужило основной причиной перехода на SAP? «1С» не устраивала по каким-то причинам или это внутрикорпоративная политика?
Дмитрий Ляховец: Я думаю, что здесь некий комплекс причин. Одна из основных - нам необходимо работать по западным стандартам и иметь типовые бизнес-процессы, которые понятны в том числе иностранным инвесторам. При этом решение SAP обладает достаточно широким функционалом и в нем органично реализованы best practices, которые были удачно интегрированы в хозяйственно-расчетную деятельность «Банана-мама». Предшествующее программное обеспечение, увы, не позволяло это обеспечить. Для нас были очень важны четкая управляемость и прозрачность бизнес-процессов. Для обеспечения этих процессов необходимы были заложенные в систему передовые бизнес-практики и широкие интеграционные возможности. Решение SAP отвечало этим требованиям.
Метавселенная ВДНХTAdviser: Рассматривались ли другие решения, кроме SAP?</strong>
Дмитрий Ляховец: Нет, никакого выбора между различными системами не было. Я еще раз отмечу, что выбор решения SAP был во многом обусловлен опытом эксплуатации аналогичного продукта в другом бизнесе собственников «Банана-мама». Проводился только выбор генерального подрядчика.
TAdviser: Какими были основные критерии выбора системного интегратора?
Дмитрий Ляховец: Одним из основных критериев для нас являлся достаточно широкий пул сертифицированных специалистов, или сотрудников необходимой нам компетенции. У нас были достаточно ограничены сроки реализации проекта, и руководство компании требовалась уверенность в том, что системный интегратор сможет предоставить на проект нужное количество специалистов необходимой компетенции в ограниченный период времени. Другим важным критерием являлась финансовая устойчивость генерального подрядчика: нам необходимо было, чтобы системный интегратор мог предоставлять возможность отсрочки по платежам за консалтинговые услуги. Также нам был очень важен опыт системного интегратора. И, несмотря на то, что у IBS не было на тот момент реализованных крупных проектов в ритейле, эта компания удовлетворяла всем остальным критериям. Кроме того, в штате IBS были сотрудники, которые имели необходимую компетенцию в ритейле и они были вовлечены в проект. Плюс к этому, мы активно привлекали к проекту сотрудников SAP для консалтинговых услуг по специфическим особенностям ритейловых продуктов SAP.
<p>TAdviser: Некоторые крупные ритейлеры в России приглашали для реализации аналогичных проектов иностранных системных интеграторов, полагаясь на их опыт. Рассматривали ли вы такой вариант?
Дмитрий Ляховец: Нет. Никто из них не привлекался, и не планировалось этого делать. Для нас была важна приемлемая стоимость проекта автоматизации. А с учетом масштаба бизнеса «Банана-мама», проект в любом случае получался солидным по бюджету. При этом, компетенция местных специалистов нас вполне устраивала, а финансовая устойчивость генерального подрядчика давала уверенность в завершении проекта.
TAdviser: На какой период рассчитывалось и планировалось использовать решение SAP?
Дмитрий Ляховец: Я считаю, что о каком-то горизонте здесь говорить вообще некорректно. Мы внедряли SAP всерьез и надолго. Думаю, «Банана-мама» будет работать на SAP все время своего существования, и я полагаю, что это будет немалый срок. Другой разговор - технологическая инфраструктура. Здесь ожидаемый горизонт - около 3-х лет. Мы предполагаем, что за этот период объем обрабатываемых данных и развитие компании потребуют повышения производительности вычислительной инфраструктуры. В части обновления программной части мы ориентируемся на необходимый нам функционал, и жестких сроков по миграции на новые версии решений SAP у нас не устанавливается. Стратегия полностью адаптивная.
TAdviser: Какой функционал внедрен в рамках реализации проекта? Какая часть его была внедрена в рамках типового решения, что дорабатывалось?
Дмитрий Ляховец: Был внедрен весь операционный контур, за исключением HCM-модуля. То есть у нас внедрены модули FI, MM, SD, Treasury, контур движения денежных средств, сбыт, закупки, контур планирования денежных средств и т.д. То есть вся операционная деятельность компании автоматизирована с помощью внедренной ERP-системы. Во второй половине 2007 года планируется развертывание хранилища данных - модуля SEM-BW.
Что касается изменения функционала, то объем доработок здесь был менее 10%. Однако, этот показатель весьма условен в силу неопределенности его измерения. Можно, например, отметить, что из 220 проектных решений, используемых в рамках внедрения ERP-системы, где-то в 10 потребовались незначительные доработки в части функционала. Спектр существующих стандартных настроек был достаточно широк. В принципиальных случаях мы дорабатывали необходимую часть, в большинстве же своем - при необходимости изменяли бизнес-процессы компании и не пытались «изобрести велосипед».
TAdviser: Почему не внедрялся HCM-модуль?
Дмитрий Ляховец: У нас уже успешно применяется другое решение - собственная разработка, которая на текущий момент полностью удовлетворяет нашим потребностям. При этом она тесно интегрирована с продуктом SAP, что позволяет нам эффективно использовать данные, получаемые из этой системы. Кстати, у нас все унаследованные системы интегрированы с внедренной mySAP ERP, что позволяет нам формировать целостную картину деятельности компании практически в режиме реального времени.
TAdviser: Много ли унаследованных систем по сей день применяется в «Банана-мама»? Насколько полно работает компания только на решении SAP?
Дмитрий Ляховец: На самом деле я не верю, что хоть одна компания может работать полностью только на одном решении пусть даже такой крупной компании как SAP. И у нас, в том числе, используется масса других систем, каждая из которых закрывает свой участок деятельности. Здесь важно, чтобы информация из этих систем не перекрывалась и не дублировалась. Для решения этой задачи мы активно применяем специальные продукты - так называемые программные хабы. Как я уже говорил, у нас собственная HR-система, используется также специализированное торговое решение, присутствует ряд специальных технологических систем и т.д. Однако каждая из них достаточно жестко интегрирована с SAP. Например, система учета количества посетителей каждого магазина передает данные в решение SAP и мы всегда знаем на уровне ключевых индикаторов в системе SAP, сколько посетителей какой магазин и в какой день посетило.
TAdviser: Возникали ли сложности с персоналом компании при внедрении ERP-системы? Нередко подобные проекты, особенно в крупных компаниях, саботируются ее сотрудниками.
Дмитрий Ляховец: Нет, у нас эта проблема была успешно решена, и практически никак не проявлялась во время проекта внедрения mySAP ERP. Мы понимали важность мотивации персонала, поэтому с самого начала проекта проводились различные тренинги, а также активно проходило обучение сотрудников работе с новой системой. Кроме того, проект поддерживался топ-менеджментом компании, что является очень немаловажным фактором. Это обстоятельство в определенной мере задавало тон всему проекту в рамках компании. Я считаю, что проблема саботажа персонала, о которой вы говорите, решается просто грамотной работой с сотрудниками. С ними нужно работать, и этот фактор необходимо учитывать.
TAdviser: Был ли какой-то период опытной эксплуатации системы?
Дмитрий Ляховец: Нет. Для нас сразу наступил «час Х» - это 1 июля 2006 года, когда мы все заработали в рамках нашей новой системы. Это был полноценный старт промышленной эксплуатации системы. Все старые системы, которые замещало решение SAP, были в этот день отключены. Никаких возможностей для возврата назад не было. Кстати, последнее обстоятельство позволило очень быстро освоить работу с системой и обеспечило четкое приятие персоналом новой системы. Либо так, либо никак. В результате ориентировочно через месяц после запуска системы, мы уже пришли к тем же самым показателям, что и до ее внедрения - то есть компания заработала в полную силу с огромным потенциалом, появившимся в результате запуска ERP-системы. Все основные операционные проблемы и сложности в связи с переходом на новую систему были закрыты через месяц. Я считаю, что это очень хороший результат.
После этого, мы еще в течение полугода проводили обучение пользователей. Причем, это было обучение не механике работы с системой - это было сделано намного раньше - а именно обучение пониманию логики системы, восприятию отдельных ее частей как целого и осознанию пользователем конкретно своей роли в жизни этой системы и, соответственно, компании. Это было, прежде всего, бизнес-обучение - донесение до пользователей целей и задач их функционирования в рамках данной информационной среды предприятия.
Что касается более сложных процессов, как, например, автоматическое формирование и заказ товара, то эти процессы заработали в полную силу только сейчас. Например, сегодня до 70% товаров «Банана-мама» заказывается абсолютно в автоматическом режиме: система SAP самостоятельно размещает необходимый заказ у поставщика и отслеживает его выполнение. В ближайшее время мы планируем еще больше увеличить долю автоматически заказываемого товара. Но надо понимать, что, несмотря на то, что все это было заложено на этапе проектирования системы, и технологическая возможность реализации подобных процессов присутствовала уже тогда, в полную силу это заработало только сейчас. Чтобы это случилось, необходимо было соответствующее понимание со стороны пользователей системы.
TAdviser: Новые гипермаркеты запускаются сразу с SAP? Выполняет работы тот же подрядчик?
Дмитрий Ляховец: Да, новые магазины, разумеется, тоже сразу автоматизируются. Касательно подрядчика - все зависит от конкретного магазина, от различных условий и степени оснащенности этого гипермаркета. По разным направлениям у нас существуют различные подрядчики. Всего в запуске одного нового гипермаркета могут участвовать до 50 только технологических подрядчиков. И, конечно, в основном в каждой из компетенций подрядчик обычно фиксирован, так как это не просто так выбранные компании, а проверенные партнеры, отобранные в рамках тендеров и имеющие опыт работы с нами.
Кроме того, я считаю, что каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. И я не сторонник непомерно большого увеличения ИТ-отдела в компании. Крупной компании необходимы гарантии соблюдения стандартов и качества. В наших условиях это может обеспечить только промышленный подход.
TAdviser: Пытались ли вы как-то оценить экономическую эффективность проекта внедрения ERP-системой? Были ли попытки рассчитать какие-либо экономические показатели до проекта и сверить их с аналогичными после его завершения?
Дмитрий Ляховец: Нет, подобной оценки не производилось. С нашей точки зрения, подсчет упомянутых вами показателей - очень дорогостоящее мероприятие, а их учет с попыткой последующей коррекции слишком сомнителен. По той простой причине, что в подсчете подобных коэффициентов необходимо учитывать огромное количество различных факторов. Для меня показателем являются не какие-то виртуальные коэффициенты, а измерение той же оборачиваемости товара. И по динамике реальных характеристик в данном случае ритейлового бизнеса мы видим эффективность работы внедренной ERP-системы.
В частности, можно привести следующие достаточно показательные данные:
- Оборачиваемость товарных запасов выросла на 50%. По данным 12-ти месяцев эксплуатации SAP, при снижении общей стоимости запаса в магазине выручка оставалась на уровне аналогичного периода прошлого года.
- Полностью исключены ситуации превышения суммы счета над суммой заказа, то есть, поставки товара по цене, выше договорной.
- Полностью исключены ситуации оплаты поставщику ранее срока, оговоренного договором. Не допускается вмешательство менеджера в формирование заявок на платежи по товарным поставкам.
- Реализован автоматический контроль превышения суммы счета (система настроена с допуском 0,3%). Поставщики перестали требовать суммы большие, чем оговаривалось в момент заказа, мотивируя это внезапным повышением цены. Анализ шести месяцев 2006 г. (на момент старта SAP) показал сумму таких завышенных требований на 40 млн. руб.
- Реализован автоматический расчет условий конца периода для получения различных бонусов от поставщиков за объем товара, представленность в магазинах и пр. В результате стало возможным держать под контролем и в течение 1-2 дней рассчитывать и выставлять поставщикам счета на общую сумму в $2 млн. Ранее эта процедура занимала несколько недель.
- Снизилась процентная ставка по внешним заимствованиям на 1% годовых. После внедрения SAP инвестиционная привлекательность компании возросла, в том числе, за счет возможности получения инвесторами управленческой отчетности в кратчайшие сроки.
TAdviser: Спасибо.