Водородный транспорт
Основная статья: Водородный транспорт (автомобили)
Водородная энергетика
Основная статья: Водородная энергетика
Производство водорода в России
Основная статья: Производство водорода в России
2024
Москва выделила ₽3,5 млрд на развитие речного электротранспорта
11 ноября 2024 года стало известно о том, что правительство Москвы выделило ₽3,5 млрд на запуск и обеспечение работы третьего маршрута речного электротранспорта в южной части города в 2025 году. Решение было представлено на заседании комиссии Московской городской думы по экономической и социальной политике. Подробнее здесь.
В России спущено на воду первое прогулочно-экскурсионное судно, работающее на водородном топливе
В августе 2024 года стало известно о спуске на воду в России первого прогулочно-экскурсионного судна, работающего на водородном топливе. Это уникальное судно было построено на Зеленодольском заводе имени Горького, и его торжественная церемония состоялась в Зеленодольске. Подробнее здесь
АФК «Система» и «КамАЗ» начали совместно создавать водородный транспорт
В феврале 2024 года «КамАЗ» и АФК «Система» заключили соглашение о сотрудничестве в области развития водородных технологий. Подробнее здесь.
2022
В Москве начинают тестировать водородные автобусы
В конце мая 2022 года стало известно о предстоящем начале тестирования водородных автобусов в Москве. Это будет транспорт отечественного производства. Подробнее здесь.
Глава Курчатовского института Ковальчук – об использовании водорода на транспорте
Если бы на Кутузовском проспекте была значимая авария и если бы там был один автомобиль с водородом, там Кутузовского, наверное, не было бы. А если бы два автомобиля, то и гостиницы «Украина» не осталось бы. И мы должны это очень хорошо помнить. А то мы слышим голоса: «сейчас будем гнать по трубам, продавать водород туда-сюда» |
2021
«КамАЗ» представил водородный автобус и готовится к поставкам «Мосгортрансу»
В середине декабря 2021 года «КамАЗ» сообщил о сроках выпуска своего водородного автобуса. По словам главы компании Сергея Коготина, «Мосгортранс» введет в эксплуатацию это транспортное средство во второй половине 2022 года. Он добавил, что «спешки никакой нет», поскольку нужно опробовать технологию. Подробнее здесь.
Анонс водородного автомобиля Aurus Hydrogen
В начале сентября 2021 года состоялась презентация первого водородного автомобиля под маркой Aurus. Новинка получила название Hydrogen. На момент анонс о ней известно немного: у машины на водородном топливе отсутствуют выбросы CO2, а запас хода может составлять 600 км. Стоимость, сроки начала продаж и подробные спецификации машины ко 2 сентября 2021 года не называются. Подробнее здесь.
776,8 млрд рублей планирует выделить Правительство РФ на развитие водородного и электротранспорта до 2030 года
В Правительстве РФ разработали «дорожную карту» развития экологически чистых видов транспорта. На реализацию проекта планируется выделить 26,1 млрд рублей из Фонда национального благосостояния и 154 млрд рублей из федерального бюджета. Общий бюджет программы может достичь 776,8 млрд рублей. Финансирование будет выделено в рамках реализации Стратегии развития водородного и электротранспорта в России до 2030 года, сообщает в мае 2021 года ТАСС Информационное агентство России.
Проект Концепции развития водородной энергетики. Одно из ключевых положений документа – продвижение новых видов технологий на внутреннем рынке. В ведомстве считают, что транспорт станет важнейшим направлением использования водорода в России. Речь, прежде всего, идет об автобусах, грузовиках, а также железнодорожном транспорте и спецтранспорте.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Примечательно, что 26 мая 2021 года РЖД и Группа SNCF (Национальная компания французских железных дорог) утвердили дорожную карту по применению поездов на водородных топливных элементах и систем обеспечения их эксплуатации, а также внедрения других «зеленых» технологий. По данным пресс-службы РЖД, документом определены основные направления сотрудничества РЖД и SNCF в течение ближайших 3 лет. Это вопросы безопасности, проектирования, обслуживания и сертификации грузового и пассажирского подвижного состава.
Применение водорода стало в последние 5-7 лет актуальным трендом. Так, компания Toyota запустила массовые продажи своего водородного автомобиля Toyota Mirai в 2015 году. В Германии на регулярной основе курсирует пригородный поезд на водороде производства Alstom, ожидаются поставки еще 27 подвижных составов.
Создание поездов на водородном топливе в РФ
В конце апреля 2021 года стало известно о запланированном создании первых в России поездов на водородном топливе. Реализацией этого проекта занялся «Трансмашхолдинг». Подробнее здесь.
Выделение 1 млрд рублей на развитие водородного транспорта в России
16 апреля 2021 года в Минпромторге сообщили о выделении 1 млрд рублей на развитие проектов в области водородного транспорта и оборудования.
В этом году в рамках постановления правительства планируем просубсидировать компаниям затраты на НИОКР по созданию конкурентоспособного российского оборудования. Здесь речь идет и о газовых турбинах на метано-водородном топливе, и о современных с точки зрения мощности электролизерах, а также создании некоторых видов транспорта, — сообщил замглавы Минпромторга Михаил Иванов на заседании наблюдательного совета консорциума водородных технологий. |
По его словам, 1 млрд рублей пойдет на поддержки пяти проектов, среди которых — установки по производству водорода без выбросов углекислого газа и опытные образцы железнодорожного транспорта.
Минпромторг предложил создать полигоны и кластеры для отработки технологий водородной энергетики в ТЭК, промышленном производстве и на транспорте в РФ. Для них могут применяться уже действующие механизмы поддержки промышленных кластеров, отметил замминистра.
Россия также планирует разработку, изготовление и испытание газовых турбин на метано-водородном топливе, создание опытного образца железнодорожного транспорта на водороде и опытных полигонов низкоуглеродного производства водорода на объектах переработки углеводородного сырья или добычи природного газа, а также производство водорода с использованием атомных электрических станций.
По планам Минэнерго, к 2050 году Россия сможет зарабатывать на экспорте водорода до $100 млрд ежегодно, тогда как к 2021 году его поставки за рубеж почти не осуществляются. Как сообщает РБК со ссылкой на концепцию развития водородной энергетики, к 2024 году власти готовятся нарастить экспорт минимум до 200 тыс. тонн в год, максимум — 1 млн тонн водорода.[1]
В России могут наладить выпуск локомотивов на водороде к 2024 году
Выпуск локомотивов на водородном топливе может быть налажен в стране в 2024 году, а общественного транспорта, тракторов и комбайнов – в 2023-м, сообщил в феврале 2021 года заместитель главы Минпромторга РФ Александр Морозов в интервью телеканалу «Россия 24».
По его словам, министерство совместно с государственным научным центром ФГУП НАМИ и машиностроителями активно работает над созданием такой техники.
«Более того, мы уверены, что выполним поручение президента и к 2023 году выпустим образцы общественного транспорта, работающие на водороде. Мы создадим трактора, комбайны, работающие на водороде», – сказал он. |
Морозов добавил, что к 2024 году будут выпущены локомотивы, также функционирующие на этом виде топлива.
2020
Путин считает возможным сделать в России автобус на водороде к 2023 году
Путин считает возможным сделать в России автобус на водороде к 2023 году. Об этом РИА Новости сообщили 30 декабря 2020 года.
Прошу вас тоже иметь это в виду, наши планы – в целом, мы их уже достаточно «разогнали» в хорошем смысле этого слова – планы использования газомоторного топлива. Нужно обязательно сделать следующий шаг и к 2023 году сделать городской автобус на водородном носителе – там потом применяется электродвигатель, но на водороде нужно сделать, - сказал Путин на встрече с премьером Михаилом Мишустиным. |
По его словам, следующим шагом должно стать создание локомотивов на водороде.
С учетом требований к сохранению природы, с учетом требований к городскому транспорту, особенно в крупных городах, городах-миллионниках, где используется очень много городского транспорта на дизельном топливе – а мы знаем, что оно с экологической точки зрения желает много лучшего, и выбросы в атмосферу создают неблагоприятную обстановку в крупных городах. Работа городского транспорта на газомоторном, а тем более на водородном топливе, в высшей степени востребована, - добавил президент. |
Он добавил, что появляется много техники для города, для крупных населенных пунктов.
Это и современные автобусы, и трамваи. В Санкт-Петербурге только что совсем недавно, в ноябре, был запущен специально изготовленный для Калининграда, для узкоколейки низкопольный трамвай, - сказал президент[2]. |
Мишустин утвердил план развития водородного транспорта
В конце октября 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по развитию водородной энергетики, в том числе транспорта. До 2024 года предполагается разработка новых мер поддержки этого рынка, а также формирование научно-исследовательской базы в области водородного транспорта.
По словам Мишустина, в 2021 году будет создана рабочая группа, которая займется разработкой и поддержкой технологических проектов, в рамках применения водородных технологий. Среди основных разработок выделяется создание газовых турбин на метано-водородном топливе и установок по производству водорода без выбросов углекислого газа.
Как следует из документа, опубликованного на официальном портале правовых актов, Минэнерго, Минпромторг, Минэкономики, Минобрнауки и Минприроды должны к первому кварталу 2021 года разработать концепцию развития водородной энергетики и подготовить предложения по стимулированию развития водородных технологий.
В документе отмечается, что Россия обладает потенциалом в области водородной энергетики, а именно близостью к рынкам сбыта водорода в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, ресурсной базой и научным заделом в сфере производства, транспортировки и хранения водорода.
В плане упоминается возможное двустороннее сотрудничество по водороду с Германией, Японией, Данией, Италией, Австралией, Нидерландами, Южной Кореей и с рядом других стран. Россия намерена сформировать о себе репутацию надежного поставщика экологичного водорода, произведенного без выбросов диоксида углерода.
Реализация комплекса мер, как сообщает пресс-служба кабмина, позволит создать высокопроизводительную экспортно ориентированную отрасль, обеспечить её высококвалифицированными специалистами и должным уровнем научного сопровождения.[3]