Антон Балагаев, Arenadata: нужно освоиться и использовать облака тогда, когда это оправдано
На вопросы TAdviser о том, почему в Рунет все активнее приходит B2B-сегмент, как помогают ему в этом направлении разработчики системного софта и почему магистральным направлением развития отрасли становится облачная платформа данных, рассказал Антон Балагаев, директор по консалтингу Arenadata.
К своему 30-летию Рунет стал мощной коммуникационной и бизнес-структурой, сумевшей успешно пройти через ряд испытаний. Его аудитория и вклад в российскую экономику растут с каждым годом. Какие новые возможности сейчас есть у бизнеса, чтобы зарабатывать с помощью Рунета?
Антон Балагаев: К счастью, Рунет в плане своей зрелости и материального обеспечения вполне состоятелен, поэтому тенденции, проявляющиеся на Западе и связанные с потреблением абсолютно всего как облачного сервиса, не обошли нас стороной. Если раньше при словах «заработать в Рунете» все представляли себе методы продажи товаров вроде SMM, открытия интернет-магазинов, размещения на маркетплейсах и тому подобное, то сейчас на первый план выходит предоставление услуг, процессов и функций по подписной модели. FaaS, BPaaS — аббревиатуры будущего; SaaS, PaaS — уже привычные слуху термины, в сегменте которых рынок будет расти в ближайшие пару лет. Огромный B2B-сегмент все активнее приходит в Рунет, не желая терять SMB-сектор, активно интересующийся облаками. За клиентами тянутся поставщики прикладных решений, за прикладниками — разработчики системного софта: СУБД, операционных систем, средств виртуализации.
Устойчивый рост спроса в этом сегменте формирует представление об «облачной платформе данных» как о магистральном направлении развития отрасли. На ваш взгляд, стоит ли всем компаниям идти в облака? Есть ли какие-то ограничения для игроков?
ФИО: Сходить в облака следует, конечно, абсолютно всем. Ответственным за техническую сторону вопроса будет очень важно на практике понять принципы работы облаков и немалочисленные ограничения, которые несет с собой использование универсального оборудования, необходимого для того, чтобы экономика облаков сходилась как для провайдеров, так и для потребителей облачных сервисов. Нужно освоиться и использовать облака тогда, когда это оправдано. Ответственным же за коммерческую часть бизнеса будет важно понять, насколько бизнес выигрывает от бизнес-модели облака, какая часть бизнес-процессов задействуется лишь эпизодически и можно получать ее как сервис или хотя бы выделять под нее мощности только по запросу, а какая требует постоянной локальной доступности мощного оборудования, которое будет в таком случае дешевле приобретать и обслуживать самостоятельно. Важно также оценить, насколько быстро вы сможете в случае инициации плана Б переехать между провайдерами облачных услуг или даже просто забрать свои данные на свое оборудование: время переезда может оказаться значительно выше ожиданий из-за факторов, которые изначально могли быть не приняты во внимание, таких как ширина канала до облака или производительность встроенных инструментов передачи данных. Иногда может сложиться впечатление, что риски велики, но и полностью отказываться от возможностей, которые дают облака, будет неразумно, так как действительно многие сценарии можно оптимизировать за счет гибкости облаков, просто не нужно пытаться решить ими абсолютно все проблемы.
С какими сложностями сталкиваются компании при переходе в облака? Как они их решают?
Антон Балагаев: Одним из главных вызовов при переходе в облака является обеспечение безопасности данных и соответствие нормативным требованиям. Компании должны убедиться, что их данные будут защищены и что использование облачных услуг не приведет к нарушению требований к защите данных, определяемых регулятором отрасли. Решение этой задачи сопряжено с пониманием и утверждением собственной стратегии информационной безопасности и может привести к переосмыслению внутренних процессов компании. Эта грань вопроса может остановить компанию от перехода в облако, даже если облачный провайдер готов удовлетворить всем требованиям.
Еще одной значительной сложностью является миграция существующих систем и данных в облако. Компании сталкиваются с необходимостью адаптировать или полностью перестраивать свои IT-системы для оптимальной работы в облачной инфраструктуре. Здесь на помощь приходят услуги профессиональных консультантов и интеграторов, которые помогают минимизировать риски и ускорить процесс перехода. Найти партнера-интегратора, которому можно доверять, не всегда простая задача, но всегда можно попросить вендоров решений посоветовать зарекомендовавших себя партнеров.28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT
Также не стоит недооценивать культурные и организационные аспекты. Переход в облака часто требует изменения в подходах к работе, в управлении IT-ресурсами и в самой корпоративной культуре. Обучение и поддержка сотрудников, адаптация бизнес-процессов и создание новых рабочих процедур на поверку оказываются задачей не одного дня.
Как, на ваш взгляд, будет развиваться аналитика данных в облаках?
Антон Балагаев: Аналитика данных в облаках будет развиваться в сторону увеличения гибкости, масштабируемости и доступности для бизнеса всех размеров. На фоне постоянного роста среднего объема данных на организацию многие компании SMB и средне-крупного сегмента будут выбирать облако, чтобы масштабировать ресурсы в зависимости от текущих потребностей, без регулярной инициации дозакупки и расширения поддержки собственной инфраструктуры. Мы увидим более тесную интеграцию инструментов машинного обучения и искусственного интеллекта в облачные аналитические сервисы, системы мониторинга и даже СУБД, что позволит компаниям получать значимые инсайты из своих данных, не привлекая собственные data-science-команды.
Важным направлением станет развитие технологий обработки данных в реальном времени. Компании стремятся к тому, чтобы делать данные доступными для анализа сразу после их появления, российские разработчики в этой области — одни из лидеров, и упрощение использования IMDG в облаках и создание типовых FaaS-сервисов на их основе — это вопрос среднесрочной или даже краткосрочной перспективы.
Прозрачность и управление данными станут еще более актуальными с ростом числа заказчиков облачных сервисов, поскольку облака пока вызывают опаску и страх, а значит, организации будут искать способы лучше понимать и контролировать, как данные собираются, обрабатываются и хранятся. Это включает в себя улучшенные средства для управления данными, их качеством, безопасностью и соответствием нормативным требованиям.
Аналитики отмечают в 2024 году рост рынка решений промышленного интернета вещей (IIoT). Наверняка рука об руку с ними идут и ИИ-решения. Как они сегодня помогают российским компаниям? Почему так активно развиваются?
Антон Балагаев: Безусловно, в рамках IIoT-задач есть место ИИ — можно как и прежде выискивать паттерны в данных от умных устройств и датчиков, более того, это и раньше делали инструментами AI/ML. В целом ИИ в последний год сильно шагнул вперед именно в части больших языковых моделей, и рост применимости ИИ в Рунете в ближайшее время можно будет ожидать именно от LLM. Этот сектор так быстро меняется и открывает настолько большие возможности, что сложно делать прогнозы дальше чем на пару месяцев вперед. Для примера: еще несколько месяцев назад задача миграции между разными СУБД однозначно требовала огромных трудозатрат даже для бизнеса среднего размера, а теперь мы умеем мигрировать бо́льшую часть SQL-кода между разными платформами полностью автоматически. Что будет еще через несколько месяцев — неясно. Вероятно, исчезнет понятие vendor lock и настанет светлый добрый мир конкуренции исключительно за счет компетенций.