Александр Аксельрод, «Корус Консалтинг»:
СЭД «Спутник» использует самые современные технологии
Александр Аксельрод, директор направления документооборота ГК «Корус Консалтинг», в интервью TAdviser рассказал об особенностях и преимуществах СЭД «Спутник», а также проектах, реализованных с помощью этой системы.
Расскажите, когда и как специалистам «Корус Консалтинг» пришла идея создания собственной СЭД?
Александр Аксельрод: Идея пришла очень просто, эволюционным путём. Замещая последовательно модули ECM-платформы EMC Documentum: интерфейс, поиск, движок бизнес-процессов, мы в конце концов заменили контент-сервер и получили полноценную собственную СЭД. Параллельно в России стала активно развиваться политика импортозамещения и оказалось, что наше решение идеально подходит для предприятий, которые этой политике хотят следовать.
На базе каких решений или платформ создана СЭД «Спутник»?
Александр Аксельрод: Сами модули написаны на языке программирования Java. Мы используем порядка 200 библиотек СПО, среди которых, например, Apache Solr. Также мы частично используем технологию Hadoop и собственные решения: например, контент-сервер мы создавали самостоятельно. То есть будет правильно сказать, что СЭД «Спутник» создана на большом стыке технологий, все из которых - современные.
На российском рынке представлено большое количество СЭД/ECM-решений, как отечественных, так и зарубежных. При этом многие из них имеют достаточно серьезную историю развития. Чем на их фоне выделяется ваша система? Какие преимущества должны заинтересовать заказчика?
Александр Аксельрод: По поводу того, что на российском рынке присутствует большое количество зарубежных систем – это уже большой вопрос. На мой взгляд, из западных решений на рынке остались только OpenText, Alfresco и Microsoft SharePoint. Долгая история развития этих платформ – это их и плюс, и минус. То же самое касается известных российских СЭД, у которых большое наследие, и это существенно мешает их развитию.
Чем на их фоне выделяется наша система? Тем, что «Спутник» действительно использует самые современные технологии. Это даёт нам преимущества, связанные с отличной масштабируемостью и отказоустойчивостью, хорошими параметрами по быстродействию и производительности системы. И так как «Спутник» вырос из ECM-платформы Enterprise-уровня, система изначально ориентирована на достаточно крупные внедрения, что не мешает, конечно, использовать ее в предприятиях малого и среднего бизнеса. Наш опыт крупных внедрений СЭД (от проектов в Ростелекоме, Ростехе, Росатоме до ПАО «ОГК-2», ОКБ Сухого) и опыт, который есть уже у внедрений «Спутника» (например, в Фонде социального страхования) позволяет нам уверенно себя чувствовать в Enterprise-сегменте.
Летом 2018 года «Корус Консалтинг» сообщил об успешном нагрузочном тестировании СЭД «Спутник» в конфигурации, ориентированной на внедрения в крупных организациях с количеством пользователей более 100 тыс. Каков сейчас рекорд по количеству пользователей для вашей системы в реальных проектах?
Александр Аксельрод: В настоящее время наш самый крупный проект – это внедрение «Спутника» в ФСС РФ. В системе работает 25 тыс. пользователей, 400 филиалов, 85 региональных отделений. Порядка 7 тыс. пользователей работает одновременно.
Расскажите о других крупных и интересных проектах внедрения СЭД «Спутник».
Александр Аксельрод: Самый крупный проект я уже упомянул - это ФСС. Следующий очень интересный проект – внедрение СЭД в Правительстве Свердловской области. С этим заказчиком мы работаем с 2011 года и начинали работу с внедрения платформы EMС Documentum. На сегодняшний день мы перевели обе системы Правительства – СЭД и модуль «Обращения граждан» – на нашу СЭД «Спутник». При этом «Обращения граждан» в данном случае – это отдельная система, тогда как, например, в ФСС СЭД и «Обращения граждан» стоят в единой инсталляции.
Проект для Правительства Свердловской области интересен ещё и тем, что заказчик с января по август 2018 года собственными силами подключил 230 организаций. В конце 2017 года мы перевели их СЭД с EMС Documentum на «Спутник». Одной из причин этого перехода была необходимость масштабирования и подключения новых пользователей, а значит и покупки новых лицензий. Со «Спутником» таких ограничений нет, что позволило им достаточно быстрыми темпами подключить 230 организаций, а именно администрацию губернатора Свердловской области, 5 администраций управленческих округов, 36 исполнительных органов государственной власти, 93 муниципальных образования, 97 различных ГБУ, ГКУ, госархивы, территориальные отделы здравоохранения и ОМС, управления соцполитики по муниципальному образованию («Спутник» поддерживает в одной инсталляции работу неограниченного количества юридических лиц, для которых можно организовать собственный документооборот и обмен между всеми участниками системы). Ключевой момент заключается в том, что это подключение было организовано собственными силами заказчика без привлечения сторонних специалистов. Это важно, поскольку показывает, что любая компания может самостоятельно развивать нашу СЭД. Фактически госзаказчик собственными силами удвоил количество пользователей, которые работают в системе. Таким образом, Правительство Свердловской области представляет сервис государственным организациям в части организации электронного документооборота.
СЭД «Спутник» включена в пакет решений под названием «Универсальное рабочее место госслужащего», построенном на базе отечественной операционной системы Astra Linux. Есть ли уже завершенные проекты или планы внедрения этого комплекса?
Александр Аксельрод: Завершённых проектов пока нет, но есть достаточно большое количество активностей по внедрению «Универсального рабочего места госслужащего» по всем регионам. Планы внедрения этого комплекса достаточно большие, и мы с коллегами из компаний «РусБИТех», «МойОфис (ООО Новые облачные технологии)», дочерним предприятием «Ростелекома» «Спутник» и «АйТи Депо» активно прорабатываем этот продукт и находимся на активной стадии подписания партнёрских соглашений.
Кроме того, у нас уже есть первые партнёрские соглашения с региональными ИТ-компаниями, которые взяли на себя процессы внедрения и поддержки. Так, например, в сентябре этого года мы подписали соглашение с компанией «Генезис ИТ» о продвижении нашей СЭД в Челябинской и Курганской областях.
В целом, как вы оцениваете перспективы СЭД «Спутник» на российском рынке? Какие клиенты для вас в приоритете?
Александр Аксельрод: После проведения нагрузочного тестирования и подтверждения возможности масштабирования нашей системы на 200-300 тыс. пользователей, мы понимаем, что конкурентоспособны на рынке крупных внедрений. Поэтому в приоритете для нас сейчас - крупные заказчики, у которых количество пользователей начинается от 20-30 тыс., а в идеале – 100-150 тыс. человек. Но это, конечно же, не отменяет то, что «Спутник» могут использовать компании с меньшим количеством пользователей. Один из примеров – наш проект для интернет-магазина «Утконос», где в «Спутнике» работает около 300 пользователей. Клиент доволен и даже заказывает доработки, а это означает, что система живёт и развивается.
Каковы основные направления развития СЭД «Спутник»? Какие новые возможности появятся в системе в ближайшем будущем?
Александр Аксельрод: У нас есть roadmap развития системы до 2022 года, который был разработан в конце 2017 года. На данный момент мы идём даже с неким опережением этого плана. Согласно намеченной стратегии, мы перевели систему на PostgreSQL и тут же подтвердили это проектом для Правительства Свердловской области. В этом проекте мы перенесли СЭД с проприетарной СУБД на СПО СУБД PostgreSQL и внедрили модуль «Обращения граждан» сразу на PostgreSQL.
Также провели нагрузочное тестирование и сделали модуль расширенного аудита, чем не может сейчас похвастаться ни одна из ECM-платформ, с которой мы работаем. Таким образом, «Спутник» может фиксировать все происходящие в ней события и действия, начиная от авторизации и изменений в документах, заканчивая администрированием. Это не просто поддержка версионности, это именно глубокий аудит системы. Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
Дальнейшие планы я не раскрою, но могу сказать, что систему ожидает ближайшее крупное обновление весной 2019 года.