Проект

ПрессХаус (Microsoft Business Intelligence)

Заказчики: ПрессХаус

Торговля

Продукт: Microsoft Business Intelligence

Дата проекта: 2008/01 — 2008/12
Технология: BI
подрядчики - 451
проекты - 3077
системы - 1154
вендоры - 561

Создание отчетов средствами существовавшей в компании «ПрессХаус» аналитической системы часто приводило к предельной загруженности системы, и в результате возникала конкуренция за ресурсы системы между пользователями, выполняющими анализ и регистрацию первичных данных. Кроме того, возможности анализа были ограничены заранее подготовленными формами отчетов. Поэтому в компании была построена новая аналитическая система на основе Microsoft ProClarity и системы управления базами данных (СУБД) Microsoft SQL Server 2005. Пользователям был предоставлен единый инструмент интерактивного анализа с широким набором средств визуализации. В результате проекта «ПрессХаус» увидел полную картину бизнеса и получил возможность оперативно принимать обоснованные решения о дальнейшем развитии компании.

Ситуация

Для управления товародвижением в компании «ПрессХаус» используется информационная система собственной разработки. Сведения о продажах регистрируются в каждом торговом модуле и с периодичностью два раза в день передаются в центральный офис, где консолидируются в единой базе данных. По мере увеличения количества торговых объектов и расширения ассортимента рос и объем данных, накапливаемых в информационной системе компании. С 2003 года и по настоящий момент в базе данных, реализованной на базе Microsoft SQL Server, собрана детальная информация о 51 236 996 фактах продаж - чеках, содержащих 89 497 104 строк.

С ростом объема данных существенно увеличилась и потребность в их анализе конечными пользователями, который необходим для повышения качества управления, выявления характеристик спроса и оптимизации товарных запасов. Однако создание отчетов средствами старой информационной системы часто приводило к предельной загруженности системы, и в результате возникала конкуренция за ресурсы системы между пользователями, выполняющими анализ и регистрацию первичных данных. Кроме того, возможности анализа были ограничены заранее подготовленными формами отчетов.

Евгений Нечепоренко, директор по технологиям компании «ПрессХаус»: «Аналитическая система на базе ProClarity тесно связана с привычными пользователям программами Microsoft Office и давно используемой нами СУБД SQL Server, что значительно облегчает ее использование».

Решение

Учитывая важность для бизнеса компании анализа данных о продажах руководство «ПрессХауса» приняло принято решение о построении полнофункциональной аналитической системы на базе Microsoft SQL Server 2005, состоящей из реляционного хранилища данных, многомерной базы данных и системы доставки отчетов, которой стала ProClarity, позже вошедшая в Microsoft Office PerfomancePoint Server 2007. Как отмечает Евгений Нечепоренко, директор по технологиям (Chief technology officer) «ПрессХауса», в Microsoft SQL Server в версии 2005 значительно расширены возможности для реализации на этой платформе систем Business Intelligence - улучшена производительность, единое средство разработки получило интуитивный интерфейс, что повышает скорость разработки, расширен набор алгоритмов DataMining (углубленного анализа данных). Кроме того, в версию 2005 добавлены ролевые измерения, множественные иерархии измерений, поддержка 64-разрядных процессоров х64 и оптимизация MDX конструкции NonEmpty.

В качестве OLAP-клиентов (клиентов аналитической обработки в реальном времени), с которыми работают конечные пользователи при подготовке отчетов, рассматривались продукты Panorama NovaView, Cognos и Microsoft ProClarity. Выбор был остановлен на ProClarity, поскольку это программное обеспечение имеет очень удобный пользовательский интерфейс, тесно интегрируется с привычными пользователям программами Microsoft Office. Евгений Нечепоренко считает основным преимуществом этого продукта Microsoft то, что ProClarity предоставляет удобный интерфейс для анализа как сводных, так и детальных данных с числом строк в несколько тысяч. Он подчеркивает, что решение об использовании ProClarity было принято еще до того, как в апреле 2006 года одноименная компания, разработавшая этот продукт, была приобретена корпорацией Microsoft, поэтому выбор был сделан исходя только из пользовательских свойств Proclarity. В то же время включение ProClarity в линейку решений Microsoft для Business Intelligence обеспечит его более тесную интеграцию с SQL Server 2005, а также обеспечит поддержку от одного поставщика этих двух продуктов, на основе которых построена новая аналитическая система «ПрессХауса».

Евгений Нечепоренко, директор по технологиям компании «ПрессХаус»: «Положительный эффект от этого проекта очевиден - ведь если по какой-либо причине в системе возникнет сбой, то нарушится работа аналитиков и мы не сможем планировать наш бизнес даже на несколько дней вперед, в то время как новая система обеспечивает стабильный безопасный доступ к аналитической информации в компании».

Активная фаза проекта создания аналитической системы заняла около года, за это время было спроектировано и наполнено хранилище данных, построена многомерная аналитическая база данных, реализованы необходимые показатели. Хранилище данных создано на основе адаптивной архитектуры, поэтому добавление новых элементов или их качеств не требует написания кода или редактирования пакетов - изменения производятся в таблицах метаданных, описывающих структуру, на основе которых динамически генерируется логика загрузки. Также благодаря архитектуре хранилища данных было сокращено время актуализации информации в аналитической системе – сейчас пользователи ежечасно получают обновленные данные.

В процессе эксплуатации аналитической системы были выявлены специфические потребности в настройке часто выполняемых форм анализа для повышения их быстродействия и гибкости. Этот функционал был реализован с помощью подключаемого внешнего модуля, добавляющего пункты в контекстное меню таблицы отчета. Его применение позволило максимизировать эффективность применения аналитических инструментов в масштабах всей компании за счет «точечной» настройки под конкретные задачи анализа. Использование ProClarity позволило отказаться от разработки отчетов в рамках оперативной системы – пользователям был предоставлен единый инструмент интерактивного анализа с широким набором средств визуализации, который позволил собрать новые знания о бизнесе и использовать недоступные ранее формы анализа.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.9 т

Раньше конечные пользователи аналитической системы «ПрессХауса» применяли в качестве OLAP-клиента программное обеспечение Microsoft Excel, поскольку практически ни у кого из них не было опыта работы с технологией OLAP. Наиболее «продвинутые» пользователи в компании (в частности, маркетологи) быстро оценили удобство и скорость работы с ProClarity и вскоре перешли на это программное обеспечение. После доработок решения ProClarity, которые выполнили ИТ-специалисты компании, оно стало основным инструментом для анализа. На момент создания аналитической системы «ПрессХауса» еще не было русифицированной версии ProClarity, поэтому ИТ-отдел компании подготовил подробное руководство, в котором объяснялся механизм работы с ProClarity, описывался интерфейс и приводились простейшие методы анализа. После этого была организована презентация и массовое обучение персонала компании работе с новым инструментом. Результаты

Дальнейшее развитие проекта предполагает наполнение хранилища данных сведениями из других транзакционных систем »ПрессХауса», внедрение продукта для бизнес-анализа Microsoft Office PerfomancePoint Server 2007, в котором получили дальнейшее развитие технологии ProClarity, для планирования выручек и мониторинга выполнения плана, изучение и прогнозирование спроса с использованием алгоритмов Data Mining (углубленного анализа данных), интеграцию с учетной системой для формирования оптимальных товарных запасов.