Заказчики: Тандер Сеть магазинов Магнит Подрядчики: 1С Акционерное общество Продукт: 1С:Предприятие 8.3На базе: 1С:Предприятие 8.0 Дата проекта: 2019/06
|
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
|
2024: Отказ от SAP, внедрение «1С»
«Магнит» закрыл проект трансформации ERP на базе продуктов SAP, который на момент запуска в 2020 году был заявлен как крупнейший в ритейле проект трансформации ERP. Об этом рассказал TAdviser руководитель архитектурного штаба дирекции ИТ «Магнита» Тимофей Горохов. В компании при этом предпочли не раскрывать подробности внедрения альтернатив решениям немецкого вендора.
Из вакансий «Магнита», опубликованных по состоянию на октябрь 2024 года и ранее на различных рекрутинговых площадках, следует, что в компании теперь обширно внедряются и используются решения «1С». Так, например, в одной из актуальных на октябрь вакансий – ведущего разработчика в отдел развития интеграционных потоков «1С»[1] – в стек технологий включена платформа «1С: Предприятие 8.3», нетиповая конфигурация. И среди обязанностей желаемого сотрудника числится создание проектных решений и разработка в нетиповой конфигурации.
Среди упоминаемых в других вакансиях решений – «1С:Бухгалтерия», «1С:ERP», «1С: Документооборот». Также в «Магните» развиваются информационные системы расчета заработной платы на базе «1С» с использованием решения «1С:ЗУП». В одной из вакансий в соответствующую команду, состоящую из примерно 80 человек, указано, что «1С:ЗУП КОРП 3.1» – самая крупная инсталляция, развёрнутая больше чем на 300 тыс. сотрудников. Команда занимается расширением текущего функционала ЗУП, создавая сквозные процессы передачи данных, и при этом не ограничивается лишь «1С» – интегрирует новые технологии и разрабатывает собственные решения на базе «1С», связанные с множеством кадровых систем.
Наша команда активно контактирует с самим «1С», предоставляя рекомендации, которые становятся частью типового релиза, – говорится в вакансии разработчика «1С: ЗУП»[2]. |
На технологиях «1С» планируется запускать и новый проект магазинов «Магнита» по франшизе. В рамках проекта планируется внедрение «1С ERP», «1С:УТ», «1С:РМК» и других конфигураций на базе «1С». «В наших планах реализовать самую крупную инсталляцию «1С» на 20 тысяч торговых объектов, и у нас уже есть команда, работающая с 1000 объектами в одной базе», – говорится в одной из вакансий[3].Метавселенная ВДНХ
Вместе с тем, в «Магните» разрабатывают и собственные решения для автоматизации некоторых основных бизнес-процессов, для которых ранее предназначалась SAP. Так, например, в октябре в компании сообщали, что занялись разработкой собственной системы прогнозирования спроса и планирования заказов (F&R, Forecasting & Replenishment)[4].
В 2022 году в «Магните» ещё думали о коррекции программы внедрения SAP, указывая при этом на то, что «1С» не совсем подходит для масштабов их компании. Ввиду роста спроса со стороны крупных заказчиков «1С» за последнее время «подтянула» производительность своей ERP «1С:ERP Управление предприятием». В начале сентября 2024 года в компании рассказывали TAdviser, что успешно провели нагрузочное тестирование решения «1С:ERP Управление предприятием» на 12 тыс. пользователей, одновременно работающих в единой базе на PostgreSQL в ОС Linux. Справившись с такой нагрузкой, «1С» приблизилась к выполнению одного из ключевых требований крупнейших заказчиков, до сих пор работающих на SAP.
Вместе с тем, у крупных заказчиков количество одновременно работающих пользователей может исчисляться десятками тысяч, и помимо нагрузки есть ряд других факторов, которые влияют на импортозамещение SAP на «1С» в крупных организациях. По мнению Тимофея Горохова, основные факторы находятся в зоне нефункциональных требований и связаны с «сильно устаревшей архитектурой платформы», а именно:
- Отсутствие многопоточных вычислений, динамического горизонтального масштабирования вычислений и возможности организации динамической кластеризации и скейлинга;
- Отсутствие слоя кэширования между СУБД и бизнес-логикой для сокращения количество обращений с запросами в БД, отсутствие in-memory вычислений;
- Высокие требованиями к тактовой частоте процессора, ограничивающие возможности использования высоконагруженных вычислений в облаке;
- Отсутствие возможности интеграции через средства класса ETL/ELT, вызванные наличием в архитектуре платформы документо-ориентированной надстройки над реляционной базой данных;
- Высокая сложности администрирования бесперебойной работы в режиме highload на нескольких серверах, низкая надежности и непредсказуемость поведения сервера;
- Неэффективные механизмы синхронизации распределенных БД, интеграции и репликации данных;
- Ограниченные аналитические возможности платформы, отсутствие встроенных BI инструментов;
- Плохой UX/UI из коробки, низкая дружелюбность интерфейсов пользователю, устаревший графический дизайн, неоптимальной производительности интерфейса при высоких нагрузках;
- Ориентация на малый и средний бизнес, отсутствие заинтересованности у вендора в решении проблем крупных заказчиков.
Напомним, что ранее к моменту, как «Магнит» начал цифровую трансформацию на базе SAP, он уже около 25 лет сотрудничал с «1С», однако с ростом бизнеса компании потребовались другие решения для автоматизации основных бизнес-процессов. При этом в 2019 году «Магнит» заключил с «1С» соглашение о стратегическом сотрудничестве. Подробнее об этом в блоке ниже.
2019: Соглашение о сотрудничестве
6 июня 2019 года торговая сеть «Магнит» заключила соглашение о стратегическом сотрудничестве с «1С» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Компании планируют совместно оптимизировать возможности платформы «1С», чтобы она больше соответствовала требованиям растущего и диверсифицируемого бизнеса «Магнита» и отвечала задачам, которые сеть поставила перед собой в рамках крупной трансформации.
Стратегическую программу трансформации «Магнит» запустил во 2-й половине 2018 года. Компания ставит цель стать «новым стандартом доступного потребления и позитивного покупательского опыта для всех российских семей». В основе программы – фокус на покупателе, удовлетворение его потребностей, максимальное использование сильных сторон своей бизнес-модели и создание новых платформ для роста.
В годовом отчете группы за 2018 год говорится, что «новый» «Магнит» сформирует новые для компании цифровые компетенции, актуальные для каждого элемента цепочки создания стоимости. Особый акцент поставлен на омниканальность. В «Магните» планируют, что омниканальное предложение для потребителей поможет ему выйти на новый растущий сегмент рынка и усилить лояльность клиентов, а цифровизация внутренних процессов обеспечит «прорывное изменение уровня эффективности».
«1С» изначально была основной платформой автоматизации процессов в «Магните». В общей сложности компании сотрудничают уже порядка 25 лет. Изначально на базе «1С:Предприятие» в «Магните» самостоятельно писали приложения для автоматизации различных процессов.
У «Магнита» есть внутреннее подразделение компетенций «1С», в котором порядка 200 разработчиков и 150 тестировщиков и специалистов сопровождения.
Позже «Магнит» стала также использовать приложения разработки «1С»: например, ERP для производственных площадок и сельскохозяйственного направления «Магнита», «1С:Зарплата и управление персоналом», «1С:Документооборот», решение для технического обслуживания и ремонтов (ТОИР).
Одними из наиболее крупных систем, реализованных на «1С:Предприятие» в «Магните», являются системы управления финансовыми потоками и кассами. На базе платформы «1С» был создан центр управления кассами, обеспечивающий управление выручкой тысяч магазинов и контрольно-кассовой техникой.
Директор по ИТ и защите информации «Магнита» Евгений Мельников рассказал TAdviser, что новая стратегия компании предполагает масштабную трансформацию с точки зрения большего предложения новых сервисов покупателю, и один из основных вопросов здесь - обеспечение максимальной скорости изменений.
«Магнит» вырос от средней до очень крупной, многоотраслевой компании с более 19 тыс. торговых точек, и чтобы используемая им платформа «1С» соответствовала объемам роста и трансформации, в нее нужно вносить изменения, отметил Мельников.
Мы планируем совместно с «1С» так менять их платформу, чтобы она соответствовала нашим новым потребностям и могла обеспечивать более быстрые, более эффективные сервисы. В результате это позволит нам быстрее продавать, снижать скорость обратной связи на кассе, быстрее сдавать отчетность и многое другое, - пояснил он в разговоре с TAdviser. |
Евгений Мельников добавил, что «Магнит» для «1С» является крупнейшим заказчиком в ритейле и одним из основных заказчиков, взаимодействие с которыми помогает разработчику улучшать свою платформу.
В числе заявленных планов «Магнита» и «1С» в рамках стратегического сотрудничества - обеспечить стабильность и высокое качество обработки больших объемов данных в режиме реального времени с целью предоставления новых возможностей клиентам сети. Директор по ИТ и защите информации «Магнита» отметил, что большие данные уже широко используются в их компании.
В 2018 году «Магнит» заключал соглашение о стратегическом сотрудничестве и с конкурентом «1С» – SAP. Программное обеспечение немецкого вендора используется в качестве основной платформы для автоматизации в ближайших конкурентах «Магнита» - компаниях X5 Retail Group и «Лента». В случае с «Магнитом» сотрудничество с SAP носит более точечный характер: оно предусматривает создание платформы для оптимизации процессов продаж и маркетинга с использованием технологий Big Data, а также разработку и использование инструментов для развития прогнозной аналитики.
Использование Big Data подразумевает много направлений, из которых складывается общая картина, позволяющая торговой сети видеть покупателя и своих сотрудников, отметил Евгений Мельников в разговоре с TAdviser. Платформа «1С» при этом служит одним из основных источников данных: кадровой информации, чековой аналитики и др., а их обработка может происходить на разных платформах, отмечает он.
У «Магнита» есть очень большие массивы данных, и их аналитика приносит пользу, когда она позволяет в онлайн режиме принимать какие-то решения, отмечает директор по ИТ компании. Ключевая цель, для которой используются большие данные в «Магните» - понимать потребности покупателя и создавать оптимальные предложения для него, формировать правильный паспорт магазина.
Ассортимент магазинов может отличаться в зависимости от местоположения магазина, от сезона и других факторов, отметил представитель «Магнит». Правильное формирование ассортимента позволяет оптимально выстраивать и другие системы: производственную, логистическую.
Наряду с трансформацией сети решения «1С» поддерживают и повышение рентабельности сети. Ранее в компании рассказывали, что «Магнит» внедряет новые технологии, которые улучшают производительность труда. Это позволяет принимать на работу меньше людей: люди, которые уходят из «Магнита» в рамках «текучки», не заменяются новыми[5].