Проект

Mail.ru Group помогла «Россети Центр» сократить коммерческие потери электроэнергии с помощью ИИ

Заказчики: МЭС Центра

Москва; Энергетика

Подрядчики: VK (ранее Mail.ru Group)
Продукт: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)

Дата проекта: 2020/09 — 2021/02
Технология: Big Data
подрядчики - 224
проекты - 625
системы - 237
вендоры - 194
Технология: Data Mining
подрядчики - 251
проекты - 845
системы - 291
вендоры - 209
Технология: Data Quality - Качество данных
подрядчики - 195
проекты - 1053
системы - 60
вендоры - 42
Технология: Робототехника
подрядчики - 269
проекты - 530
системы - 531
вендоры - 389

2021: Разработка комплекса по борьбе с коммерческими потерями электроэнергии

17 марта 2021 года Mail.ru Цифровые технологии сообщили о разработке программного комплекса на базе искусственного интеллекта, который помог «Россети Центр» эффективнее бороться с коммерческими потерями электроэнергии.

Ежегодно электроэнергетические предприятия терпят большие потери из-за незаконных подключений юридических лиц к электросетям, вмешательства в работу приборов учета и других неисправностей, злоупотреблений. Раньше выездные бригады «Россети Центр» ежегодно проводили более 646 000 проверок в поисках фактов неучтенного потребления электроэнергии. В месяц специалисты компании могли проанализировать не более 30% точек учета. При этом в 99% случаев проверки не выявляли нарушений, так как человеку сложно учитывать все факторы, влияющие на потери электроэнергии.

«Россети Центр» определили снижение коммерческих потерь как одну из приоритетных задач в стратегии развития компании и обратились к команде PREDICT из Mail.ru Group для разработки решения. Для повышения борьбы с коммерческими потерями специалисты PREDICT создали программный комплекс, в основе которого лежат технологии искусственного интеллекта и машинного обучения.

Система анализирует собственные данные, например, состояние точки учета, динамика потребления электроэнергии, и информацию из открытых источников — сведения о юридическом лице и другие. Это позволяет программному комплексу выявлять нетривиальные связи между целевыми и реальными показателями на каждой точке учета, вычислять вероятность и прогнозировать объем неучтенного энергопотребления.

Если вероятность коммерческой потери в конкретной точке учета определяется как высокая, система автоматизировано формирует задание для выездной бригады. После выполнения задания программа проводит анализ выполненных проверок и использует полученные данные для последующего дообучения ML-моделей.

Проект доказал целесообразность и продемонстрировал реальный экономический эффект от применения искусственного интеллекта в сфере электроэнергетики. Разработанное командой PREDICT решение позволило компании ежемесячно анализировать до 100% точек потребления электроэнергии и при этом повысить эффективность поиска нарушений в 2,2 раза. В то же время средняя стоимость выявления одного факта неучтенного потребления снизилась более чем в два раза: с 36 600 до 16 900 рублей.

«
Искусственный интеллект охватывает все больше сфер. Мы рады, что наше решение позволило «Россети Центр» с большей эффективностью выявлять нарушения, связанные с неучтенным энергопотреблением юридическими лицами, и снижать коммерческие потери. И, конечно, мы надеемся, что этот пример станет импульсом для других компаний энергетической отрасли, которые думали об использовании ИИ, – прокомментировал Роман Стятюгин, руководитель аналитических сервисов PREDICT, Mail.ru Group.
»

«
Технологии искусственного интеллекта имеют большой потенциал в контексте стратегического развития и повышения эффективности процессов в «Россети Центр», — отметил заместитель генерального директора по цифровой трансформации «Россети Центр», Виталий Акуличев.Интеграция аналитического решения — первый шаг в череде проектов цифровой трансформации нашей компании. И мы уверены, что наше технологическое сотрудничество с Mail.ru Group будет долгосрочным и продуктивным.
»