Заказчики: Московский метрополитен Подрядчики: MasterCard WorldWide Дата проекта: 2018/10 — 2020/12
|
Содержание |
Карта «Тройка» - это электронная транспортная карта города Москвы с возможностью пополнения и использования на любом виде общественного транспорта. Существуют альтернативные варианты оплаты проезда с функционалом карты «Тройка» в виде брелоков, браслетов, жетонов, вкладышей и наклеек, а также виртуальных мобильных карт с системой оплаты посредством технологии NFC.
«СберТройка»
Основная статья: СберТройка Билетная система
Билетная система «СберТройка» создана на основе московской транспортной карты «Тройка».
2023
Карты «Тройка» и чипы к ним стали на 100% российскими
Производство карт «Тройка» и чипов к ним стало на 100% российским. Об этом 23 декабря 2023 года в своем Telegram-канале написал мэр Москвы Сергей Собянин.
Раньше в картах использовались чипы, произведенные в Нидерландах, но теперь один из ключевых элементов начали выпускать в России. Ранее в 2023 году первую производственную линию запустили на заводе «Микрон Секьюрити Принтинг» в ОЭЗ «Технополис Москва». В ходе производственного процесса происходит один из ключевых процессов изготовления «Тройки» — корпусирование микросхем, в результате чего происходит контакт чипа с антенной. Корпусирование также защищает чип от механических повреждений, отметил Собянин.
По его словам, к концу декабря 2023 года первая тысяча «Троек» с отечественными чипами уже изготовлена и передана для тестирования в метро. Массовый выпуск новых карт начнется в 2024 году. Карты с новыми чипами могут работать до 10 лет, а также обладают повышенной степенью безопасности, рассказала Жанна Ермолина, заместитель начальника ГУП «Московский метрополитен». По ее словам, чип нового поколения отличается тем, что у него в три раза больше памяти, которая позволяет нам интегрировать транспортные решения, в том числе и в регионах РФ.
От обычного чипа до пластика и конечных персонификаций — все полностью производится в Москве, с помощью наших технологий, совместно с „Микроном`. Это, конечно, говорит о высоких технологиях, которыми сегодня мы обладаем, и о защищенности персональных данных. Очень хорошо, что мы сразу переходим к чипу нового поколения, который даст возможность не только обеспечить столичное метро современными картами, но и двигаться в регионы, у которых другие требования по тарифному меню и так далее. Так как сегодня «СберТройка» внедрена во многих регионах, то это, конечно, и будет решением для всей страны, — отметил столичный градоначальник.[1] |
Итоги 10 лет работы «Тройки»
2 апреля 2023 года прошло ровно 10 лет с момента запуска билетной системы «Тройка». По этому случаю заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов подвел некоторые итоги.
По его словам, по темпу роста популярности карта «Тройка» опередила мировые аналоги, и к началу апреля 2023 года она доступна более чем в 25 регионах России. Удобство всей билетной системы два года подряд признавали на международных конкурсах, заявил Ликсутов. Речь идет об отраслевой премии Transport Ticketing Global, где «Тройка» получала первое место в номинации «Лучшая „умная` билетная система» в 2020 и 2021 годах.
По поручению Мэра Москвы С. Собянина 2 апреля 2013 года в городском транспорте столицы заработала «Тройка» — единый носитель, который позволяет записывать абонементы или оплачивать проезд с баланса билета «Кошелек». До 2013 года такого решения в Москве не было. Успех у «Тройки» был моментальный, в первую неделю было продано 200 тыс. карт, а уже через 10 месяцев — 1 миллион, - приводит московский Дептранс слова Максима Ликсутова. |
Он добавил, что благодаря «Тройке» и билетной системе Москва практически полностью избавилась от очередей в кассы метро. Также он заявил, что в Москве нет и не будет дефицита транспортных карт, поскольку в мае 2022 года департамент транспорта по задаче, поставленной Сергеем Собяниным, полностью перевел «Тройку» на российский чип — без потери функционала. Напротив, в перспективе планируется внедрение новых современных решений для пассажиров.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
В свою очередь, Сергей Собянин отметил, что за 10 лет было продано более 47 млн карт «Тройка». Всего с 2021 года жители столицы совершили 10 миллионов бесплатных пересадок на наземном транспорте, а в среднем за сутки горожане совершают порядка 19 тысяч бесплатных пересадок, сообщил он.[3]
Способы получения карты «Тройка»
По состоянию на март 2023 года карту «Тройка» можно получить:
- в кассах и автоматах по продаже проездных билетов ГУП «Московский метрополитен»;
- в кассах Московского Центрального кольца (МЦК);
- в автоматизированных киосках ГУП «Мосгортранс»;
- в кассах ОАО «Центральная ППК» и ОАО «МТ ППК».
Карту «Тройка» в виде брелоков, браслетов и т.п. можно получить:
- в сувенирных магазинах и на стойках «Живое общение» в метро;
- в интернет-магазине мосметро.
2022
Начало работы системы в Луганске
В начале сентября 2022 года стало известно о начале работы в Луганске московской билетной системы «Тройка». Об этом мэр Москвы Сергей Собянин в ходе своего выступления на просветительском форуме «Знание».
Кстати, "Тройка" работает не только в Москве, но и в Подмосковье, в десятках других регионов. И вчера даже заработала в Луганске, - сказал Собянин (цитата по ТАСС). |
К началу сентября 2022 года «Тройка» доступна в 14 регионах России. Ранее сообщалось, что действие карты могут расширить уже на треть регионов, в том числе ее могут ввести власти Орла, Перми, Воронежа и Ингушетии.
Зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий, комментируя новость о том, что в Луганске с 1 сентября 2022 года заработала карта «Тройка», подчеркнул, что Сергей Собянин и его команда «очень сильно и мощно» помогают Донбассу, в том числе Луганску, с которым они заключили побратимское соглашение.
3 сентября 2022 года в Telegram-канале правительства ЛНР была опубликована информация о том, что отделения почты Луганской Народной Республики в Луганске получили 27 тыс. пластиковых карт «Тройка» для безналичной оплаты проезда в автобусах. Приобрести карту можно бесплатно с обязательным условием ее пополнением прямо в почтовом отделении В будущем стоимость «Тройки» составит 50 рублей.
Сообщается, что карты Тройка» и информационные флаеры бесплатно раздают волонтеры на остановочных комплексах. Пополнить карту можно также в мобильным приложении «Моя тройка». Сумма пополнения карт - от одного рубля до трех тыс. рублей, денежные средства сохраняются в течение пяти лет с момента последнего использования карты, добавили в правительстве. [4]
Московский метрополитен заключил 5-летний контракт на поставку карт «Тройка» с отечественным чипом
Московский метрополитен заключил с ООО «Микрон Секьюрити Принтинг» (МСП) 5-летний контракт на поставку карт «Тройка» с отечественным чипом вместо микросхемы, производимой голландской компанией NXP. Об этой договоренности было объявлено в конце марта 2022 года. Подробнее здесь.
На всех маршрутах общественного транспорта Подмосковья заработала карта «Тройка»
В середине марта 2022 года на всех маршрутах общественного транспорта Подмосковья заработала карта «Тройка». Об этом сообщила пресс-служба губернатора и правительства Московской области.
«Тройку» принимают более чем в 9 тыс. автобусов региона, из которых 5 тыс. коммерческих. В некоторых из них установлены стационарные терминалы, в других - мобильные терминалы. Также по карте доступен проезд на МЦД и столичном метро. Все это стало возможным благодаря сотрудничеству Московской области, Москвы и «Сбера», отметили в правительстве Подмосковья.
Теперь более 7 млн жителей второго по численности населения региона России могут удобно оплачивать проезд "Тройкой" в любом из городов области во всем наземном транспорте, - сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. |
По его словам, за первые месяцы 2022 года жители Московской области картой «Тройка» воспользовались 1,7 млн раз. В 2021 году проезд на общественном транспорте в регионе таким способом был оплачено более 6,2 млн поездок.
В пресс-службе министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области отметили, что к середине марта 2022 года завершается создание единого транспортного пространства в Москве и Московской области.
Купить «Тройку» можно в кассах автостанций и вокзалов АО «Мострансавто», кассах пригородных вокзалов АО «Центральная ППК» и АО «МТППК», пополнить - в банкоматах «Сбера», мобильных приложениях «Московский транспорт» и «Метро Москвы».
Чем больше поездок совершает пассажир за 30 дней, тем больше экономит. После каждой 10-й поездки скидка будет увеличиваться на 7%, а с 51-ой поездки максимальная скидка составит 35%.
До конца 2022 года в России планируют увеличить число регионов, где будет возможно оплачивать проезд картой «Тройка». Ожидается, что в число новых участников программы войдут Воронеж, Пермь, Орел, Ростов и Республика Ингушетия.[5]
2021: Запуск виртуальной карты «Тройка» для всех желающих
16 декабря 2021 года в московском транспорте состоялся полномасштабный запуск виртуальной карты «Тройка». Оплата проезда с ее помощью похожа на использование банковской карты в смартфоне.
Как сообщается на официальном сайте мэра Москвы, с 16 декабря 2021 года все пассажиры столичного транспорта могут воспользоваться электронным проездным в своих смартфонах на платформе Android и оплачивать проезд в одно касание. Виртуальная карта действует на всех видах общественного транспорта.
Чтобы воспользоваться сервисом, нужно поднести телефон к турникету или валидатору, который отмечен специальным стикером о возможности приема банковских карт. Количество таких турникетов будет увеличиваться, а в 2022 году все терминалы в метро будут оборудованы для оплаты проезда виртуальной «Тройкой».
Для использования виртуальной карты «Тройка» не нужно снимать телефон с блокировки, вводить пароли или использовать биометрические данные — билет считается автоматически. Необходимо только предварительно выбрать в настройках своего смартфона Google Pay или Samsung Pay в качестве основного способа для бесконтактных платежей.
Выпустить виртуальную «Тройку» можно в личном кабинете приложения «Метро Москвы», а покупать билеты можно онлайн, не стоя в очереди в кассы.
К 16 декабря 2021 года к приобретению доступны следующие абонементы:
- «ТАТ» на 30 дней для поездок на наземном транспорте Москвы;
- «Единый» на 30, 90 и 365 дней — с возможностью безлимитных поездок в зонах «Центральная» и «Пригород». Их стоимость будет такой же, как и у физических карт.
В 2022 году в сервисе появится «Кошелек» и другие типы билетов.
Виртуальная «Тройка» — один из самых долгожданных цифровых транспортных сервисов этого года. Уверен, что он станет не менее популярным у москвичей, чем обычная `Тройка`. Ждем, что со временем оплату транспортной картой, загруженной в смартфон, будут использовать миллионы горожан ежедневно, — заявил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. |
2020: Пилотные испытания виртуальной «Тройки»
В московском метро идет внедрение виртуальной "Тройки" – транспортной карты, выпуск и использование которой осуществляются с помощью смартфона без применения пластикового носителя. Об этом стало известно 22 января 2021 года.
В конце 2020 года Московский метрополитен совместно с партнерами завершили лабораторные испытания и перешли к внедрению сервиса в инфраструктуру метро. Первый закрытый запуск на январь 2021 года проводится уже на двадцати станциях метро для билетов со сроком действия 30, 90 и 365 дней. В ходе теста количество станций и типов билетов будет постоянно увеличиваться.
После успешного проведения пилота виртуальная «Тройка» будет доступна всем пассажирам, а также со временем появится возможность пополнения карты по принципу электронного кошелька. Первыми оценить преимущества изобретения смогут владельцы смартфонов с Android и модулем NFC. Для этого будет достаточно скачать приложение «Метро Москвы», пройти процедуру регистрации, в один клик оформить цифровую транспортную карту и приобрести на нее проездной. После покупки билет загружается в кошелек Google Pay или Samsung Pay.
Для оплаты проезда в общественном транспорте больше не потребуется терять время на поиск пластиковых проездных в карманах или сумочке, не нужно покупать разовый билет, если пассажир оставил свою «Тройку» дома, достаточно выбрать приобретенный билет в платежном приложении мобильного устройства и поднести его к считывающему устройству на турникетах, которые принимают бесконтактную оплату банковской картой.
Виртуальная «Тройка» позволит пассажирам московского транспорта заранее, без очередей и с соблюдением требований во время пандемии социальной дистанции приобретать проездные билеты и использовать их в дальнейшем для оплаты проезда в московском общественном транспорте, экономя свое время[6].
2018: Билетная система с возможностью привязки карты «Тройка» к аккаунту
В городском транспорте Москвы появится новая билетная система. Она предусматривает персонализацию карт «Тройка» и возможность интеграции с билетными системами других регионов. Новая билетная система будет обрабатывать более 6 млрд транзакций в год.
С вводом новой системы появится возможность привязки карты «Тройка» к аккаунту в личном кабинете. Пассажиры смогут посмотреть баланс карты, заблокировать ее, а остаток на счете перенести на другую карту. Таким образом, они смогут получить полный контроль над своим счетом по аналогии с банковским или мобильным. В период опытной эксплуатации и внедрения новая билетная система будет работать в тестовом режиме параллельно с действующей.
Карту «Тройку» можно будет пополнять онлайн без дальнейшей активации средств через желтый информационный терминал. Пополнить «Тройку» и записать на нее все виды билетов без активации у терминала можно будет и через приложение «Метро Москвы».
В новой билетной системе будет заложена возможность оплачивать проезд в транспорте не только Москвы, но и соседних регионов. Это даст возможность другим городам тоже использовать карту «Тройка» и московскую систему оплаты проезда. Благодаря разработанным дополнительным сервисам удобнее станет и корпоративным клиентам метрополитена. Открыв один расчетный счет, организация сможет обеспечить билетами на проезд в общественном транспорте всех своих сотрудников.
Мы хотим сделать поездки пассажиров более комфортными. Метрополитен по поручению Департамента транспорта объявил конкурс на разработку всей общегородской билетной системы. К сожалению, архитектура программного обеспечения наших билетных решений устарела. Чтобы предоставить пассажирам современный сервис по оплате проезда, мы хотим создать новую единую билетную систему. Ее основные преимущества: персонализация карт «Тройка», индивидуальные предложения в рамках программы лояльности и поддержка корпоративных клиентов, - рассказал первый заместитель начальника метро по стратегическому развитию и клиентской работе Роман Латыпов. |
После обновления билетной системы карта «Тройка» сможет стать универсальным платежным инструментом. С ее помощью пассажиры смогут оплачивать проезд в любом виде общественного городского транспорта, а также расплачиваться за услуги других сервисов.
На разработку системы уйдет год, еще полтора понадобится на ее внедрение. Как сообщают «Ведомости», на это планируется потратить 765 млн руб. Соответствующий тендер опубликован на портале госзакупок[7]. Кроме того, столичный метрополитен проводит тендер на поставку программно-аппаратного комплекса для обеспечения функционирования билетной системы. Начальная цена контракта составляет почти 748 млн руб[8].
Примечания
- ↑ Telegram-канал мэра Москвы Сергея Собянина
- ↑ []
- ↑ «Тройке» - 10 лет
- ↑ В Луганске пассажиры могут оплатить проезд на транспорте по карте "Тройка"
- ↑ На всех маршрутах общественного транспорта Подмосковья теперь принимают карту «Тройка»
- ↑ Мосметро в партнерстве с ВТБ, Google, Samsung и Mastercard приступили к запуску виртуальной "Тройки"
- ↑ Закупка №0173200001418001401
- ↑ Закупка №0173200001418001402