Разработчики: | Torghatten |
Дата последнего релиза: | июнь 2023 г. |
Отрасли: | Транспорт |
Содержание |
2024: Начало коммерческой эксплуатации. Паромом управляют с расстояния 600 км
В начале октября 2024 года в Стокгольме появилась возможность дистанционно управлять паромом с расстояния в 600 км. Этот первый в мире автономный электрический паром был запущен в коммерческую эксплуатацию и предназначен для перевозки пассажиров между островами архипелага.
Паром был построен норвежской компанией Brødrene Aa для судоходной компании Torghatten AS и назван MF Estelle. Он представляет собой электрический катамаран длиной 12 м, способный перевозить до 25 пассажиров, который оснащен четырьмя двигателями и аккумулятором на 188 кВт·ч для ежедневной работы в течение 15 часов при эксплуатационной скорости 6 узлов (7 миль в час).
Благодаря технологии Zeabuz, разработанной командой исследователей из Норвежского университета науки и технологий в Тронхейме, это судно способно работать автономно. Ранее на борту находился палубный офицер, который обеспечивал комфорт и безопасность пассажиров и мог взять управление на себя при необходимости. Однако, по словам инженера компании, последние испытания показали, что капитан может находиться в удаленном операционном центре на суше, управляя судном дистанционно.
Центр удаленных операций в Тронхейме представляет собой точную копию системы управления парома и интерфейса оператора с дополнительными экранами, на которых транслируются изображения с камер, позволяющие оценивать состояние вокруг судна и на нем. Помимо норвежской команды, в испытаниях также участвовали ключевые операторы, готовые вмешаться в случае необходимости, однако поездка прошла успешно, и пассажиры отметили удобство и гладкость движения судна.
Мы хотели проверить, сможет ли паром пересечь пролив Риддарфьярден в Сёдер-Меларстранд самостоятельно, под дистанционным управлением с расстояния в 600 км. Наши испытания, первые в своем роде, показали, что это вполне возможно.[1] |
2023: Презентация парома
В начале июня 2023 года норвежская компания Torghatten представила автономный пассажирский паром Estelle, которому не нужен капитан. Стоимость судна $1,6 млн, инициатива организации переправы была результатом частного и государственного сотрудничества и частично финансировалась ЕС.
В Швеции между островами Стокгольма в середине 2023 года начал курсировать первый в мире беспилотный электрический паром Estelle. Высокотехнологичное судно будет перемещаться между причалом на Кунгсхольмен и Сёдермальмом, каждые 15 мин. Estelle может перевозить до 30 пассажиров и имеет длину 10 м, а билет в одну сторону стоит €3. Тестовый запуск прошел 8 июня 2023 года, полноценный старт для всех желающих 12 июня.
Управляет паромом ИИ. Алгоритмы ПО считывают данные, которые собирают датчики: гироскопы, камеры, акселерометры, GPS и Wi-Fi-модули, а также модули 5G и IoT-датчики. Вся информация передается в облако, поэтому на пароме Estelle установлена мощная 5G-антенна, которая обеспечивает надежное подключение с высокой пропускной способностью. У морского средства есть электродвигатель мощностью 200 кВт⋅ч. На крыше парома, компания Torghatten, расположила солнечные панели, способные зарядить аккумуляторные батареи судна на 50%.
Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
На 14 июня 2023 года экскурсии сопровождает капитан, но его задача состоит в основном в том, чтобы следить за поведением судна, что-то вроде человеческого автопилота. В связи с тем, что правительство Швеции на июнь 2023 года требует наличия капитана на любом судне. Torghatten планирует договориться с властями и перейти на дистанционное управление с берега 2024 году, в обычное время управлять будет ИИ. Но Мартин Блом, судовой инспектор Шведского транспортного агентства, отмечает, что, вероятно, потребуется внести поправки в Морской закон, прежде чем в Швеции будет разрешено автономное пассажирское движение.[2]