Разработчики: | Гринатом (Greenatom) |
Отрасли: | Логистика и дистрибуция, Транспорт |
Технологии: | Спутниковая связь и навигация |
Содержание |
2022
*Договор с «Ситрониксом» о создании программных комплексов для ЕПЦС СМП
«Гринатом» заключил договор с АО «Ситроникс», входящей в АФК «Система», о создании программных комплексов, которые обеспечат работу пяти из девяти функциональных подсистем Единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП). Об этом 7 июля 2022 года сообщили в «Гринатоме».
Создаваемые комплексы обеспечат работу цифровых сервисов управления мореплаванием, обеспечения безопасности мореплавания, навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и ледового обеспечения, мониторинга экологической обстановки.
Интеграция создаваемых «Ситрониксом» программных комплексов с остальными функциональными программами будет осуществляться на единой технологической платформе, создаваемой АО «Гринатом». Эта платформа обеспечит единую работу всех элементов Единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути в единой защищенной аппаратно-программной среде.
Программное обеспечение ЕПЦС СМП будет полностью российской разработкой. Его функционирование и поддержка не зависят от решений иностранных компаний, а сам софт полностью отвечает требованиям Госкорпорации «Росатом», в том числе, в части информационной безопасности.
«Программные комплексы, отвечающие за функционирование цифровых сервисов ЕПЦС СМП, – это своего рода основа всего проекта. Всего предусмотрено 45 сервисов, разделенных на 9 подсистем. Все сервисы будут взаимосвязаны. Более того, система создается как основа цифровой экосистемы, то есть в ней заложены принципы открытого доступа, при котором в рамках ЕПЦС СМП могут быть регламентно опубликованы новые создаваемые любыми разработчиками цифровые сервисы, развивающие и дополняющие базовые. Все это позволит обеспечить высокий темп цифровизации Арктики, которой занимается Росатом», – отметил директор центра «Дирекция «Цифровая Арктика» Виталий Биттер. |
«Гринатом» выбран разработчиком ЕПЦС СМП
Созданием Единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП) занялся входящий в «Росатом» ИТ-интегратор «Гринатом». Об этом 8 февраля 2022 года сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ФГУП «Атомфлот».
Согласно условиям заключенного контракта работы по созданию ЕПЦС СМП должны быть завершены в первом квартале 2024 года.
По словам директора по информационным технологиям «Росатома» Евгения Абакумова, начало проектирования новой системы станет существенным шагом на пути к цифровой трансформации российской Арктики благодаря использованию современных российских ИТ-решений. Платформа будет контролировать многие параметры, определяющие логистику судов, и должна обеспечить высокую доступность цифровых сервисов и их стабильную работу в круглосуточном режиме, заявил он.
Цифровизация Северного морского пути является ключевым этапом в подготовке к переходу на круглогодичную навигацию в акватории Северного морского пути, – говорит первый заместитель генерального директора – директор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. – Данная платформа сделает судоходство в Арктике более безопасным, прогнозируемым и привлекательным. Подобного продукта нет не только в России, но и за рубежом. |
Отмечается, что ЕПЦС СМП станет центральным элементом цифровой экосистемы Северного морского пути. Реализация платформы предусматривает внедрение различных цифровых сервисов. Они создадут уникальную возможность синхронизации логистических операций и диспетчеризации флота. Система позволит обслуживать до 1500 уникальных пользователей, которые получат доступ к цифровым сервисам различного функционального назначения. Оперативно будет предоставляться информация о навигационной, гидрометеорологической, ледовой, экологической обстановке в акватории Северного морского пути.[1]
2021
Начало создания платформы
В середине декабря 2021 года «Росатом» начал создавать Единую платформу цифровых сервисов для Северного морского пути (ЕПЦС СМП), в которую планируется инвестировать почти 3 млрд рублей.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на директора дирекции СМП «Росатома» Максима Кулинко, госкорпорация в рамках проекта завершила разработку концепции, которая легла в основу технического задания на разработку ЕПЦС СМП. Начато проектирование первой очереди платформы. Весь проект планируется реализовать ко второму кварталу 2025 года.
Концепцией предусмотрена интеграция различных цифровых продуктов и баз данных, созданных для обеспечения безопасности судоходства и диспетчеризации флота в акватории Севморпути. Как отметили в дирекции СМП, платформа будет рассчитана на обслуживание до 1,5 тыс. уникальных пользователей. Им будут предоставлены 27 цифровых сервисов, выделенных в девять блоков по направлениям:
- безопасность мореплавания;
- управление судоходством;
- навигационно-гидрографического обеспечение;
- гидрометеорологическое обеспечение и ледовая обстановка;
- аналитическая информация по безопасности, эффективности функционирования и развитию СМП;
- управление инфраструктурой СМП;
- информационное обеспечение грузоперевозок;
- реестр услуг и сервисов в акватории СМП;
- экологический мониторинг акватории СМП.
Создание ЕПЦС предусмотрено в едином плане реализации основ госполитики России в Арктике, плане развития инфраструктуры СМП до 2035 года и инициативе «Круглогодичный Севморпуть», вошедшей в стратегию социально-экономического развития РФ до 2030 года.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
К этому времени планируется наладить круглогодичную навигацию по СМП. К 2024-му объем перевозок грузов по Севморпути должен вырасти до 80 млн тонн, к 2030 году – до 150 млн тонн.[2]
Анонс проекта
В начале августа 2021 года стало известно о создании в России цифровой платформы для навигации по Севморпути (СМП). Реализацией проекта стоимостью около 2,9 млрд рублей занялся «Росатом».
Как рассказал «Ведомостям» замдиректора дирекции СМП госкорпорации Максим Кулинко, «Росатом» подготовил концепцию единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) для Севморпути. Она включает в себя общую архитектуру системы, определяет основных пользователей и поставщиков информации.
По словам Кулинко, «Росатом» к началу августа 2021 года уже инвестировал в разработку концепции и проработку интеграции с действующими системами госкорпорации более 50 млн рублей. Еще столько же направлено на дальнейшее развитие автоматизированной системы управления штаба морских операций «Атомфлота» (входит в «Росатом»), которая будет являться частью ЕПЦС. К 2023 года должна быть готова первая очередь цифровой платформы, а в 2024–2025 гг. ее введут в промышленную эксплуатацию.
В рамках единой цифровой платформы планируется собрать все виды информации, в частности гидрографические данные, рекомендованные маршруты прохода, расположение судов. В результате пользователи получат «ледовый навигатор», позволяющий точно просчитать время в пути. «Росатом» рассматривает возможность привлечь к разработке такого навигатора несколько крупных компаний, а также ученых и разработчиков.
К платформе планируется подключить подведомственный Минтрансу Росморречфлот, Морспасслужбу, Росгидромет, МЧС и ряд других ведомств.
Для реализации проекта также строится мощный ледокольный флот, так как навигация в восточном секторе СМП зимой на данный момент невозможна без ледокольной проводки. К 2030 году планируется наладить круглогодичную навигацию по Севморпути, к 2024 году объем перевозок по СМП должен вырасти с 33 млн тонн до 80 млн тонн, к 2030 году - до 150 млн тонн.[3]
Примечания
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
ITOB (АЙТОБ) (142)
Русские навигационные технологии (РНТ) (96)
Единая Национальная Диспетчерская Система (ЕНДС) (92)
Omnicomm (51)
М2М телематика (49)
Другие (593)
Большая Тройка (2)
ГалилеоСкай (Galileosky) (2)
Монтранс (Montrans) (2)
РТКомм.РУ (2)
Tesla Smart (Тесла Смарт) (2)
Другие (14)
Спутникс (Спутниковые инновационные космические системы) (1)
Мобильные ТелеСистемы (МТС) (1)
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы (1)
РТКомм.РУ (1)
Рязанский Радиозавод (1)
Другие (0)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Российские космические системы (РКС) (58, 361)
Единая Национальная Диспетчерская Система (ЕНДС) (5, 176)
ITOB (АЙТОБ) (1, 144)
Omnicomm (12, 121)
Русские навигационные технологии (РНТ) (10, 106)
Другие (397, 507)
ГалилеоСкай (Galileosky) (2, 11)
РТКомм.РУ (2, 2)
Gurtam (Гуртам, Гуртсофт) (1, 2)
Большая Тройка (1, 2)
Монтранс (Montrans) (1, 2)
Другие (4, 4)
ГЛОНАСС АО (1, 1)
НИЯУ МИФИ - Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (1, 1)
Рязанский Радиозавод (1, 1)
Спутникс (Спутниковые инновационные космические системы) (1, 1)
Айкон Софт (Icon Soft) (1, 1)
Другие (3, 3)
Ситроникс КТ (ранее Кронштадт Технологии) (3, 3)
ГалилеоСкай (Galileosky) (2, 2)
Газпром межрегионгаз инжиниринг (1, 1)
ГЛОНАСС АО (1, 1)
Ситроникс (Sitronics) (1, 1)
Другие (3, 3)
ГалилеоСкай (Galileosky) (1, 2)
Содействие развитию и использованию навигационных технологий (НП ГЛОНАСС) (1, 1)
Айкон Софт (Icon Soft) (1, 1)
ГЛОНАСС АО (1, 1)
Другие (0, 0)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Навигатор-С - 158
1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS - 144
АвтоТрекер - 106
Omnicomm LLS: контроль расхода топлива и мониторинг транспорта - 64
Omnicomm Online - 53
Другие 509
Galileosky Оборудование мониторинга транспорта - 8
Galileosky Base Block Спутниковые GPS/ГЛОНАСС-терминалы - 3
Montrans ГЛОНАСС-GPS Терминалы - 2
Большая Тройка: АСУ Управление отходами - 2
Wialon - 2
Другие 6
SenSat - 1
МТС-Трекер - 1
ЭРА-ГЛОНАСС ГАИС - 1
МИФИ и Спутникс: CubeSat 3U Наноспутники - 1
Рязанский Радиозавод: Аппаратные связи на базе шасси высокой проходимости - 1
Другие 0
Sitronics KT: Контрольно-корректирующие станции - 1
Sitronics KT: Автоматическая идентификационная система (АИС) - 1
Galileosky Base Block Спутниковые GPS/ГЛОНАСС-терминалы - 1
Рязанский Радиозавод: Аппаратные связи на базе шасси высокой проходимости - 1
Galileosky Оборудование мониторинга транспорта - 1
Другие 3