СМ. ТАКЖЕ (3)

Содержание

Основная статья: Музыка в России в XVIII веке

Биография

1767: Премьера оперы "Китайский идол" в Неаполе

Весной 1767 года в Новом театре Неаполя (Teatro Nuovo) была представлена музыкальная комедия Паизиелло "Китайский идол". Либретто написал Джованни Батиста Лоренци (1719-1807).

Постановка имела огромный успех, на премьере присутствовал Неаполитанский король Фердинанд IV. Позже на карнавале в Венеции была представлена сцена шествия "китайского идола" в окружении жрецов.

1776

Назначение главным капельмейстером Екатерины II

В 1776 году в Италии находился на лечении граф Семён Романович Воронцов, который познакомился с композитором Джованни Паизиелло и склонил его к отъезду в Россию. В письме Екатерины II Гримму прямо сказано: "Именно граф Воронцов его хвалил, так и я пожелала его услышать; впрочем, в музыке я более не продвинута, чем прежде..."[1].

28 июля 1776 г из Неаполя с молодой женой Чечилией Паллини композитор отправился в Петербург, куда и прибыл в начале сентября.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2.1 т

В контракт Паизиелло был включен пункт, "что Паизиелло имеет преимущество над своими коллегами, капельмейстерами: это предоставление ему апартамента на четыре месяца в году в Царском Селе"[2]. Также в контракте был пункт "... поручение музыкального образования Великой княгини Марии Фёдоровны", жены наследника Павла Петровича.

Первое выступление в Царском Селе

24 ноября 1776 года Паизиелло первый раз приезжает в Царское Село. Вот как эпизод этого дня описан в камер-фурьерском журнале:

"По полудни, в половине 6-го часа, Ея Императорское Величество с его Императорским Высочеством изволила выйти в Картинное зало, где начался концерт, при обыкновенной итальянской музыке с певицами, на котором играл вновь приезжий капельмейстер вновь сочиненную кантату на духовой музыке"[3].

В этот вечер, когда императрица вошла в Картинный зал, Джованни Паизиелло показал ей свои замершие руки, так как приглашённые музыканты дожидались начала концерта в холодном тамбуре. Императрица просит принести маэстро меховую муфту, украшенную шестью большими бриллиантами, прося подержать руки в ней чтобы согреть их[4].

Сохранились сборники кантат [5] Паизиелло, исполнявшиеся при дворе, дающие возможность судить, какова в то время была придворная камерная музыка. Кантата, прозвучавшая в этот вечер в Царском Селе - Cantata a tre Voci com Cori (Кантата для трёх голосов с хором) в исполнении двух сопрано, тенора, хора и оркестра. В композиционном отношении кантаты и серенады либо одночастны, либо двухчастны. Каждая часть включает от четырёх до шести номеров - речитативы. Хоры звучат обычно в начале кантаты и в заключении.

Первое сопрано, Катерина Бонафини (1750-1800), была украшением придворной сцены и высоко ценима капельмейстером. Второе сопрано, Марфа Кролевна. Траэтта и Паизиелло восхищались ее голосом. Тенор, Антонио Амати (? - после 1802) служил в итальянской труппе с 1758 г., занимал первые роли в больших операх и придворных концертах.

На выступлении в Царском Селе присутствовал парижский корреспондент императрицы М.Гримм, который называл Паизиелло "Везувием". В своих письмах Гримм будет просить Екатерину II присылать ему все партитуры, "что пишет и ещё напишет "Везувий" Паизиелло...".

1777

Новая опера "Ниттета" поставлена в Петербурге

В 1777 году Паизиелло дебютировал в Петербурге новой оперой "Ниттета". Работа над ней началась осенью 1776 г. Премьера состоялась 17 января 1777 года в присутствии императрицы. 20 января была поставлена второй раз: "В продолжении оперы во втором действии Ея Императорское Величество изволили сесть играть в карты в той же ложе с князем А.М.Голицыным и с камергером А.Ю.Нелединским". Третий раз опера "Ниттета" была поставлена 24 января: "По прибытии до начала музыки Ея Императорское Величество" изволили сесть играть в карты в той же ложе...". Екатерина II не любила и не понимала серьёзной музыки оперы-сериа.

Постановка "Ниттеты" стала огромным событием по масштабности представления. В ней участвовало 144 человека, в том числе 6 солистов, 32 певчих, 24 артиста балета, 60 солдат-статистов, 22 полковых музыканта. Главную партию исполнила Катерина Бонафини. Она получила от императрицы бриллианты, а остальные участники спектакля денежные подарки.

Опера "Лючинда и Армидор"

Летом 1777 г Паизиелло живет в Царском Селе, где работает над новой оперой. Из письма Екатерины II М.Гримму: "Опера Паизиелло будет дана только в сентябре, а покамест он гуляет здесь и говорит, что без ума от моего сада, хорошеющего со дня на день; устраивают дорогу в большой Каприз, который кажется мне великолепным, но до сих пор ещё в воображении, потому что деревья на нём ещё не посажены и проложены только два ряда газона".

Опера, о которой говорится в письме, называется "Лючинда и Армидор". Премьера состоялась в Петербурге 24 октября 1777 г в присутствии императрицы и понравилась ей. В письме Гримму Екатерина II написала: " Опера Паизиелла была прелестной вещью, я была ухом для этой оперы, несмотря на естественную нечувствительность моей барабанной перепонки для музыки. Прибыл музыкант, который очень странен, сама музыка, что он написал, меня смешит".

Концерты в Царском селе

В это время капельмейстер также руководит концертами "такими же, как в С.-Петербурге с певицами и музыкантами". Концерты обычно проводились в Китайском зале при итальянской инструментальной и вокальной музыке. В отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина находятся копии двух сборников "дивертисментов" Д.Паизиелло, написанных им в России с 1776 по 1783 г. Первый сборник состоит из четырёх номеров (концертов) пасторального характера, которые исполнялись под руководством капельмейстера в Царском Селе. Каждый концерт имеет своё название:

  • La Diana (Диана)
  • Il mezzo giorno (Полдень)
  • Il tramontar del sole (Заход солнца)
  • L'andare a letto (Отход ко сну).

Второй сборник представляет собой небольшие пьесы (их двенадцать) для ансамбля духовых инструментов и принадлежат к типу так называемой "застольной" музыки, которой обычно сопровождались трапезы в присутствии императрицы. Состоит ансамбль (септет) обычно из двух флейт, двух кларнетов, двух валторн и фагота.

Обучение музыке фрейлин Е.Сенявиной и А.Левшиной

2 сентября 1777 г в Белой портретной комнате Екатерининского дворца в Царском Селе состоялся концерт "с пением фрейлинами Е.А.Сенявиной и А.П.Левшиной по итальянски на клавецинах". Джованни Паизиелло обучал фрейлин императрицы не только итальянскому пению и игре на клавесине, но и сочинению музыки[6]. Капельмейстер аккомпанировал певицам, своим ученицам на клавесине.

1778

Новая опера "Ахилл на Скиросе"

26 января 1778 г Екатерина II в оперном доме в Петербурге посетила представление новой оперы Д.Паизиелло "Ахилл на Скиросе".

Серенада "Сюрприз богов" для Потёмкина

15 февраля 1778 г Паизиелло поставил по просьбе Григория Потёмкина серенаду "Сюрприз богов". В зале была "представлена Алимпийская гора, на которой итальянцы пели арии"[7].

Концерты в Царском Селе

Летом 1778 г Д.Паизиелло живёт в Царском Селе и по-прежнему занимается организацией концертов. 3 мая в здании "Адмиралтейства" состоялся концерт "при обыкновенной музыке". Присутствовала Екатерина II, императорские высочества, герцогиня Курляндская, кавалеры и фрейлины.

Из письма императрицы М.Гримму: "Паизиелло скажет вам, какую роль играет он в концерте, который он иногда устраивает и расстраивает на свой лад, как он приходит просить, чтобы ему сыграли, что ему нравится...".

1779

Постановка "Мнимых философов" в Малом Эрмитаже и Царском Селе

3 февраля 1779 г состоялось первое представление оперы Д.Паизиелло "Мнимые философы" по либретто Джованни Бертати (1735-1815) "Визионеры". Вот как описывала эту оперу императрица М.Гримму после просмотра:

"Паизиелло вчера угостил меня на моём театре в эрмитаже комической оперой в моём вкусе, сочиненной в три недели и уморительной до нельзя... там есть ария, в которой кашель положен на музыку... сцена, которой ни одна живая душа не выдержит без смеху".

Вторая постановка "Мнимых философов" прошла 29 июля 1779 года "во вновь построенном оперном доме" в Царском Селе в присутствии Екатерины II[8]. После представления императрица опть повторяет, "что она хохотала до упаду над той же арией и ещё над другой, которая начиналась словами:

Salve tu, domine: Argatiphontidas Tibi saluten Mittir per me ...

Я так хорошо мою эту арию, что на маскараде 22 июля я подошла к Паизиелло, напевая ему его арию, чем он не преминул похвастаться перед своими знакомыми".

На тему из оперы Паизиелло "Мнимые философы" Моцарт написал вариации для клавира, которые сам исполнял в концерте 23 марта 1783 г.

Постановка оперы "Деметрио" в Китайском театре Царского Села

19 апреля 1779 г императрица в Царском Селе собственноручно пишет записку И.П.Елагину: "Иван Перфильевич, оперу "Димитрия", которая капельмейстером Паизиелло со всем изготовлена, прикажите дать на здешнем театре после шести недель, и когда отделка оного театра будет окончена; а другую оперу может помянутый капельмейстер приуготовлять исподволь ко своему времени".

"Здешний театр" - это Китайский театр, который летом 1779 г открылся в Царском Селе на территории верхнего сада. Опера-сериа "Деметрио" в трёх действиях на либретто Метастазио, была поставлена Д.Паизиелло в 1770 г в г. Модена. В 1779 г в Царском Селе композитор переработал эту оперу, и теперь она записана в перечне опер, поставленных им в России, как "Деметрио, опера-сериа уменьшенная до двух действий с другой музыкой" («Дмитрий Артаксеркс»).

Имеется ещё одно доказательство того, что опера "Деметрио" была переписана. Неаполитанский король Фердинанд IV многократно напоминал вице-канцлеру Ивану Андреевичу Остерману через полномочного посла в Неаполе А.К.Разумовского о желании иметь у себя все произведения Паизиелло, которые он сочинит в России. В Архиве внешней политики Российской империи сохранился список опер, переписанных придворным копиистом Гаспаро Пори по распоряжению композитора для неаполитанского короля. Под седьмым номером значится "Opera Demetrio in due atti".

13 июня опера "Деметрио" в переводе на русский И.А.Дмитревского была представлена в Китайском театре по случаю дня рождения великого князя Константина Павловича. Присутствовала императрица, и Их Императорские Величества, в средней парадной ложе великий князь Александр Павлович.

Действующие лица:

  • Клеониса, царица Сирийская - г-жа Бонафина
  • Альцест, любовник Клеонисы, который потом признаётся Димитрием царём Сирийским - Г.Компанучи
  • Фениций, вельможа, опекун Альцеста - Г.Бабини
  • Олинт, вельможа, сын Фенициев и соперник Альцестов - Г.Порри
  • Бараева, наперсница Клеонисы и любовница Олинта - г-жа Сенковскаяя
  • Митран, предводитель царских телохранителей, друг Финиция - Г.Амати.

Повторно опера "Деметрио" была поставлена в Царском Селе 16 июня, на представлении присутствовал граф Семён Романович Воронцов, состоявший в дружеской переписке с композитором.

Опера "Китайский идол" в Царском Селе

15 августа 1779 г в С.-Петербургской типографии Императорской Академии наук была напечатана программа на французском и русском языках "Китайский идол. Бурлескная драма в музыке представлена в новом Zarsco Selo".

  • Музыка господина Паизиелло
  • Балеты поставил господин Канциани
  • Музыка балетов господина Канобио
  • Декорации господина Бигарри (Biqarri)
  • Машины изобретения господина Бригонци
  • Костюмы господина Женнаро.

19 августа императрица со свитой и наследником изволила "следовать в Оперный дом (Китайский театр) и смотреть представленную вновь сочиненную итальянскую оперу, называемую "Идол Китайский" с балетами"[9].

25 августа постановка оперы была повторена в том же зале в присутствии императрицы и наследника престола.

В следующем 1780 г опера снова была поставлена в "Китайском театре" в присутствии Их Императорских Высочеств. Перед окончанием оперы в театр прибыл граф Фалькенштейн (австрийский император Иосиф II), о чём сообщает не только КФЖ, но и заметка в бельгийской ""Политической газете", издававшейся в провинции Люксембург.

Обучение фрейлины Синявиной и посвящение ей концерта для чембало и сборника канцонетт

20, 22 и 23 августа 1779 г в "Картинной комнате" Царского Села императрица Екатерина Вторая изволила играть в карты. "В продолжение сего, госпожа фрейлина Катерина Алексеевна Синявина и капельмейстер Паизиелли играли на клавикордах и припевали". Екатерина Синявина в 1770-е была не только певицей и клавесинисткой, но и автором нескольких инструментальных произведений. Она была ученицей Паизиелло и он высоко ценил её исполнительские способности как клавесинистки и посвятил ей "Концерт для чембало" (клавесина). На титульном листе значится фамилия Синявиной, можно предположить, что он был сочинён до 1781 г., когда она стала графиней Воронцовой[10].

Сохранилось ещё одно произведение Д.Паизиелло, посвященное Синявиной. Это сборник канцонетт, сочинённых для вокального дуэта с сопровождением фортепьяно на стихи Пьетро Метастазио. Копия произведения была отправлена композитором неаполитанской королеве Марии Каролине.

23 августа императрица пишет в письме М.Гримму: "Я очень рада, что Кваренги приедет с женою, это украсит общество мадам Паизиелло, которая гуляет почти всегда одна в моём саду, мне хотелось бы, чтобы у неё была спутница"[11]. Это говорит о том, что капельмейстер, как и в прошлые годы, живет летом в Царском Селе.

Постановка оперы-буффа "Осмеянный жених" в Царском Селе

В 1779 г. Д.Паизиелло начал сотрудничество с либреттистом Джованни Батиста Касти (1724-1803), прибывшим в Петербург с австрийским министром. Композитор написал на одно из либретто Касти оперу-буффа La Sposo burlato ("Осмеянный жених"), прозвучавшую в 1779 году в Царскосельском театре[12]. У оперы есть и другое название - "Ворчливый муж"[13]. В этом же году текст оперы был напечатан на русском языке в типографии Академии наук.

1780

24 апреля 1780 г Екатерина II постановила проводить спектакли в Царском Селе каждый понедельник.

9 мая императрица отправляется из Царского Села в Могилёв для встречи с австрийским императором Иосифом II. 25 мая 1780 г. в театре Могилёва исполнялось новое интермеццо Паизиелло "Притворство влюблённой" (La Finta amante)[14].

1781

Письмо с претензиями Екатерине II

Спустя пять лет после своего приезда в Петербург в личном письме Екатерине II от 7 февраля 1781 г композитор осмелился напомнить об обещаниях, будто бы данных ему при заключении контракта: "Прошло уже около четырёх или пяти лет с тех пор, как Ваше Величество соизволили предложить мне через князя Потёмкина заняться за мой счет постановкой для публики представлений итальянской оперы-buffa, назначив мне за это дело вознаграждение в 8 тысяч рублей в год и театральное помещение, обязуясь ещё оплачивать отдельно в указанном театре ложу, предназначенную исключительно для Вашего Величества. Получив эти предложения от его сиятельства князя Потёмкина, я немедленно изложил князю мои соображения в письменной форме для предоставления их на рассмотрение Вашему Величеству, но до сего дня не имею на них никакого заключения"[15].

Создание оперы "Служанка-госпожа" к именинам Александра Павловича в Царском Селе

В сентябре 1781-го императрица Екатерина II праздновала в Царском Селе именины любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего Александра I). К этому событию Паизиелло подготовил оперу "Служанка-госпожа". Героиня оперы - служанка Серпина. Хитростью, ловкостью и очарованием она завоёвывает сердце своего неуклюжего господина Уберто, увальня-аристократа, которому остаётся лишь покориться и сдаться.

1788: Опера «Любовь с препятствиями, или Мельничиха»

В 1788 Паизиелло пишет оперу-буффа `L`amor contrastato, o sia La molinarella` «Любовь с препятствиями, или Мельничиха», в три акта на либретто Джузеппе Паломбы.

Сюжет:

В очаровательную мельничиху Ракелину влюбляются барон Каллоандро, собиравшийся жениться на баронессе Эуджении, и судья Росполоне. Им неудобно самим открывать свои чувства мельничихе, и они поручают это нотариусу Пистофоло. Но ему это не по душе, поскольку он сам влюблен в Ракелину. Мельничиха не знает, как ей избавиться от назойливых кавалеров. К тому же ее преследует ревнивая баронесса, подозревающая барона в неверности. После комических переодеваний и буффонных сцен Ракелина отдает свою руку Пистофоло, который из любви к красавице готов сделаться мельником. Баронесса прощает своего легкомысленного жениха, и опера заканчивается приготовлениями к двум свадьбам.

Список произведений Паизиелло

Оперы

TitoloЖанрAttiЛибреттистПремьераГород и театрПримечания
virtuoseLe virtuose ridicoledramma giocoso3goldoniCarlo Goldoni1764-01-2121 gennaio 1764Парма, Teatro Regio Ducale
moglieLa moglie in calzonidramma giocoso3nelliJ. A. Nelli1764-02-181764Модена, Teatro Rangoni
ciarloneIl ciarlonedramma giocoso3palombaGiuseppe Palomba1764-05-1212 maggio 1764Болонья, Teatro Marsigli-Rossi
francesiI francesi brillantidramma giocoso3mililottiPasquale Mililotti1764-06-2424 giugno 1764Болонья, Teatro Marsigli-Rossi
amoreL'amore in ballodramma giocoso3bianchiAntonio Bianchi1765-01-01inizio gennaio 1765Венеция, Teatro San Moisè
Madama l'umoristadramma giocoso3apalombaAntonio Palomba1765-01-2626 gennaio 1765Модена, Teatro RangoniRevisione di La donna di tutti i caratteri, di Pietro Alessandro Guglielmi (1762)
nozzeLe nozze disturbatedramma giocoso3martinelliGaetano Martinelli1766-02-00carnevale 1766Венеция, Teatro San Moisè
finteLe finte contesseintermezzo21766-02-00febbraio 1766Рим, Teatro ValleDa Il marchese villano di Pietro Chiari
vedovaLa vedova di bel geniocommedia per musica3mililottiPasquale Mililotti1766-04-00Весна 1766Неаполь, Teatro Nuovo
furboIl furbo malaccortocommedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi1767-01-00inverno 1767Неаполь, Teatro Nuovo
mbroglieLe 'mbroglie de la Bajassecommedia per musica33mililottiPasquale Mililotti1767-02-00carnevale 1767Неаполь, Teatro dei FiorentiniRevisione:
La serva fatta padrona,
Napoli, Teatro dei Fiorentini,
estate 1769
idoloL'idolo cinese (Китайский идол)commedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi1767-04-00primavera 1767Неаполь, Teatro Nuovo
Lucio Papirio dittatore
(Lucio Papirio,
Quinto Fabio)
dramma per musica3zenoApostolo Zeno1767-06-3030 giugno 1767Неаполь, Teatro San Carlo
Olimpia
(Alceste in Ebuda ovvero Olimpia)
dramma per musica3trabuccoAndrea Trabucco1768-01-2020 gennaio 1768Неаполь, Teatro San Carlo
Peleo
(Le nozze di Peleo e Tetide)
festa teatrale in musica2bassoGiovanni Battista Basso Bassi1768-05-2525 maggio 1768
(forse 31 maggio)
Неаполь, Teatro San Carlo
lunaLa luna abitatacommedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi1768-07-00estate 1768Неаполь, Teatro Nuovo
fintaLa finta maga per vendettacommedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi1768-10-00autunno 1768Неаполь, Teatro dei Fiorentini
osteriaL'osteria di Marechiarocommedia per musica2cerloneFrancesco Cerlone1769-02-00Карнавал 1769Неаполь, Teatro dei Fiorentini
Don Chisciotte della Mancia (Дон Кихот Ламанчский)commedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi1769-07-00estate 1769Неаполь, Teatro dei FiorentiniМигель де Сервантес
araboL'arabo cortesecommedia per musica3mililottiPasquale Mililotti1769-01-00inverno 1769Неаполь, Teatro Nuovo
zelmiraLa Zelmiracommedia per musica3cerloneFrancesco Cerlone1770-07-00estate 1770Неаполь, Teatro Nuovo
trameLe trame per amorecommedia per musica3cerloneFrancesco Cerlone1770-10-077 октября 1770Неаполь, Teatro Nuovo
Annibale in Torinodramma per musica3durandiJacopo Durandi1771-01-1616 gennaio 1771Torino, Teatro Regio
Demetriodramma per musica3metastasioPietro Metastasio1771-02-00Карнавал 1771Модена, Teatro di CortePrima versione
somiglianzaLa somiglianza de' nomicommedia per musica3mililottiPasquale Mililotti1771-04-00primavera 1771Неаполь, Teatro Nuovo
scherziI scherzi di amore e di fortunacommedia per musica3cerloneFrancesco Cerlone1771-07-00estate 1771Неаполь, Teatro Nuovo
Artasersedramma per musica3metastasioPietro Metastasio1771-12-2626 dicembre 1771Модена, Teatro di CorteDa Le Cid di Pierre Corneille e Xerxès di Prosper Jolyot de Crébillon
Montezumadramma per musica3cigna-santiVittorio Amedeo Cigna-Santi1772-01-00gennaio 1772Рим, Teatro delle Dame
semiramideLa Semiramide in villaintermezzo21772-02-00Карнавал 1772Рим, Teatro Capranica
dardaneLa Dardanécommedia per musica3cerloneFrancesco Cerlone1772-04-00весна 1772Неаполь, Teatro Nuovo
amantiGli amanti comicicommedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi1772-10-00Осень 1772Неаполь, Teatro NuovoRevisione:
Don Anchise Campanone,
Венеция, Teatro San Samuele,
осень 1773
innocenteL'innocente fortunatadramma giocoso3livigniFilippo Livigni1773-02-00carnevale 1773Венеция, Teatro San MoisèRevisione:
La semplice fortunata,
Napoli, Teatro Nuovo,
estate 1773
Sismano nel Mogoldramma per musica3de gamerraGiovanni De Gamerra1773-01-3030 gennaio 1773Милан, Teatro Regio Ducale
tamburoIl tamburocommedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi1773-04-00primavera 1773Napoli, Teatro NuovoDa The Drummer di Joseph Addison

Revisione:
Il tamburo notturno,
Venezia, Teatro San Moisè,
Осень 1773
Alessandro nell'Indiedramma serio3metastasioPietro Metastasio1773-12-2626 dicembre 1773Modena, Teatro di Corte
Andromedadramma per musica3cigna-santiVittorio Amedeo Cigna-Santi1774-02-00Карнавал 1774Милан, Teatro Regio Ducale
duelloIl duellocommedia per musica1lorenziGiovanni Battista Lorenzi1774-04-00Весна 1774Неаполь, Teatro NuovoRevisione:
Il duello comico,
Царское Село
1782

Revisione:
Le duel comique
(libretto di (P.-L. Moline),
Parigi, Comédie-Italienne,
16 октября 1776
creduloIl credulo delusocommedia per musica31774-09-00settembre 1774Napoli, Teatro NuovoDa Il mondo della luna di Carlo Goldoni
frascatanaLa frascatanadramma giocoso3livigniFilippo Livigni1774-10-00autunno 1774Венеция, Teatro San SamueleRevisione:
L'infante de Zamora,
(libretto di N. E. Framery)
Страсбург 1779 и Версаль 1781
divertimentoIl divertimento de' numi
(Lo scherzo degli dei)
scherzo rappresentativo per musica1lorenziGiovanni Battista Lorenzi1774-12-044 декабря 1774Неаполь, Palazzo Reale
Demofoontedramma per musica3metastasioPietro Metastasio1775-01-033 gennaio 1775Венеция, Teatro San Benedetto
discordiaLa discordia fortunatadramma giocoso31775-02-00carnevale 1775Венеция, Teatro San Samuele
astuzieLe astuzie amorosecommedia per musica3cerloneFrancesco Cerlone1775-04-00primavera 1775Неаполь, Teatro Nuovo
socrateIl Socrate immaginariocommedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi e Galiani1775-10-00Октябрь 1775Неаполь, Teatro Nuovo
granIl gran Ciddramma per musica3pizziGiuseppe Giovacchino Pizzi e Giovan Gualberto Bottarelli1775-10-00autunno 1775Firenze, Teatro della PergolaDa Le Cid di Pierre Corneille
dueLe due contesseintermezzo2petroselliniGiuseppe Petrosellini1776-01-033 gennaio 1776Рим, Teatro ValleRevisione:
Les deux contesses,
(libretto di N. E. Framery)
Strasburgo e Versailles 1781
disfattaLa disfatta di Dariodramma per musica3ducaDuca di S. Angelo Morbilli1776-02-00carnevale 1776Рим, Teatro Argentina
Dal finto il verocommedia per musica3ziniSaverio Zini1776-04-00Весна 1776Неаполь, Teatro Nuovo
Nittetidramma per musica3metastasioPietro Metastasio1777-01-2828 gennaio 1777Петербург, Palazzo Imperiale
Lucinda ed Armidoroazione teatrale2coltelliniMarco Coltellini1777-10-2424 ottobre 1777Петербург, Palazzo Imperiale
Achille in Scirodramma per musica3metastasioPietro Metastasio1778-02-066 febbraio 1778Петербург
sposoLo sposo burlatodramma giocoso2castiGiovanni Battista Casti1778-07-2424 luglio 1778Петербург, Palazzo ImperialePasticcio comprendente musiche di altri compositori
filosofiI filosofi immaginari
(Gli astrologi immaginari)
dramma giocoso2bertatiGiovanni Bertati1779-02-1414 febbraio 1779Санкт-Петербург, Эрмитажный театрCol titolo Le philosophe imaginaire,
(libretto di P. U. Du Boisson):
Parigi, Théâtre des Tuileries, 1780

Col titolo I visionari:
Dresda, 1793
Demetriodramma per musica2metastasioPietro Metastasio1779-06-2424 giugno 1779Санкт-Петербург, Царское СелоSeconda versione
matrimonioIl matrimonio inaspettato
(La contadina di spirito)
dramma giocoso1chiariPietro Chiari1779-11-011º novembre 1779
Санкт-Петербург, Kamennij OstrovCol titolo Le marquis Tulipano,
(libretto di C. J. A. Gourbillon):
Parigi, Théâtre de Monsieur, 28 gennaio 1789
fintaLa finta amanteopera buffa2castiGiovanni Battista Casti
(attribuzione dubbia)
1780-06-055 giugno 1780Малороссия (Могилёв)
Alcide al biviofesta teatrale2metastasioPietro Metastasio1780-12-066 dicembre 1780Петербург, Эрмитаж
servaСлужанка-госпожа (La serva padrona)intermezzo2federicoGennaro Antonio Federico1781-09-1010 settembre 1781Царское Село
barbiereIl barbiere di Siviglia, ovvero La precauzione inutiledramma giocoso4petroselliniGiuseppe Petrosellini1782-09-2626 settembre 1782San Pietroburgo, Teatro dell'ErmitageDa Севильский цирюльник Бомарше.

Col titolo Le barbier de Séville,
(libretto di N. E. Framery):
Версаль, 14 settembre 1784

Col titolo Le barbier de Séville,
(libretto di P.-L. Moline):
Parigi, 1787
mondoIl mondo della lunafesta teatrale comica11783-10-055 ottobre 1783Петербург, Каменный островDa Carlo Goldoni
reIl re Teodoro in Veneziadramma eroicomico2castiGiovanni Battista Casti1784-08-2323 agosto 1784Вена, BurgtheaterDa Candide di Voltaire.

Col titolo Le roi Théodore à Venise,
(libretto di P. U. Du Boisson):
Fontainebleau, 28 ottobre 1786

Col titolo Le roi Théodore à Venise,
(libretto di P.-L. Moline):
Parigi, Opéra, 11 settembre 1787
Antigonodramma per musica3metastasioPietro Metastasio1785-01-1212 gennaio 1785Napoli, Teatro San Carlocon Giacomo David
amoreL'amore ingegnosointermezzo21785-02-00carnevale 1785Roma, Teatro Valle
grottaLa grotta di Trofoniocommedia per musica2palombaGiuseppe Palomba1785-10-00autunno 1785Napoli, Teatro dei FiorentiniDa Giovanni Battista Casti
Olimpiadedramma per musica3metastasioPietro Metastasio1786-01-2020 gennaio 1786Napoli, Teatro San CarloRevisione: Napoli, Teatro San Carlo,
30 maggio 1793
gareLe gare generosecommedia per musica2palombaGiuseppe Palomba1786-04-00primavera 1786Napoli, Teatro dei FiorentiniDa Amiti e Ontario, o i selvaggi di Ranieri de' Calzabigi

Col titolo Gli schiavi per amore:
Лондон, King's Theatre, 24 aprile 1787

Col titolo Le bon maître, ou L'esclave par amour,
(libretto di Gourbillon e P. G. Parisau):
Parigi, Théâtre de Monsieur, marzo 1790
Pirro
(Pirro re di Epiro)
dramma per musica3de gamerraGiovanni De Gamerra1787-01-1212 gennaio 1787Napoli, Teatro San Carlo
Giunone Lucina
(Giunone e Lucina)
componimento drammatico1sernicolaCarlo Sernicola1787-09-088 settembre 1787Неаполь, Teatro San Carlo
modistaLa modista raggiratricecommedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi1787-10-00autunno 1787Napoli, Teatro dei FiorentiniDa Il Filippo di Gennaro Antonio Federico.

Col titolo La scuffiara raggiratrice:
Firenze, 1788

Col titolo La scuffiara amante, o sia Il maestro de scuola napolitano:
Рим, 1788

Col titolo La cuffiara:
Monza, 1789
Fedradramma per musica3salvioniLuigi Bernardo Salvioni1788-01-011º gennaio 1788Napoli, Teatro San CarloDa Ippolito e Aricia di Carlo Innocenzo Frugoni
amorL'amor contrastato
(La molinara)
commedia per musica3palombaGiuseppe Palomba1788-10-00autunno 1788Неаполь, Teatro dei Fiorentini
Catone in Uticadramma per musica3metastasioPietro Metastasio1789-02-055 febbraio 1789Неаполь, Teatro San Carlocon Giacomo David
Nina, o sia La pazza per amorecommedia in prosa ed in versi per musica1carpaniGiuseppe Carpani1789-06-2525 giugno 1789Caserta, Belvedere di San Leucio del Palazzo RealeDa Nina ou La folle par amour di Benoît-Joseph Marsollier des Vivetières. Con aggiunte di Giovanni Battista Lorenzi

Revisione:
Неаполь, Teatro dei Fiorentini, 1790
zingariI zingari in fieradramma per musica2palombaGiuseppe Palomba1789-11-2121 novembre 1789Неаполь, Teatro del Fondo
vaneLe vane gelosiecommedia per musica3lorenziGiovanni Battista Lorenzi1790-04-00primavera o inizio estate 1790Неаполь, Teatro dei Fiorentini
Zenobia in Palmiradramma per musica2sertorGaetano Sertor1790-05-3030 maggio 1790Неаполь, Teatro San Carlo
Ipermestradramma per musica3metastasioPietro Metastasio1791-06-1313 giugno 1791Padova, Teatro Nuovo
locandaLa locanda
(Lo strambo in berlina)
dramma giocoso2tonioliGiuseppe Tonioli1791-06-1616 giugno 1791Londra, Pantheon TheatreDa Giovanni Bertati

Revisione:
Il fanatico in berlina
(3 atti),
Неаполь, Teatro dei Fiorentini,
carnevale 1792
giuochiI giuochi d'Agrigentodramma per musica3pepoli Alessandro Ercole Pepoli1792-05-1616 maggio 1792Венеция, Teatro La Fenice
Elfrida
(Adelvolto)
tragedia per musica2calzabigiRanieri de' Calzabigi1792-11-044 novembre 1792Неаполь, Teatro San CarloDa Elfirda di William Mason
Elviratragedia per musica3calzabigiRanieri de' Calzabigi1794-01-1212 gennaio 1794Неаполь, Teatro San Carlo
Didone abbandonatadramma per musica2metastasioPietro Metastasio1794-11-044 novembre 1794Неаполь, Teatro San Carlo
dauniaLa Daunia felicefesta teatrale1massariF. P. Massari1797-06-2525 giugno 1797Foggia, Palazzo Dogana
Andromacadramma per musica2lorenziGiovanni Battista Lorenzi1797-11-1818 novembre 1797Неаполь, Teatro San CarloDa Antonio Salvi e da Andromaque di Jean Racine
ingannoL'inganno felicecommedia per musica2palombaGiuseppe Palomba1798-01-00inverno 1798Неаполь, Teatro del Fondo
isolaL'isola disabitataintermezzo (cantata seria per musica)2metastasioPietro Metastasio1799-07-033 luglio 1799Лиссабон, Theatro de São Carlos
nuovoIl nuovo maestro di cappellaintermezzo giocoso11801-07-1010 luglio 1801Париж, Opéra Comique
Proserpinetragédie lyrique3guillardPierre-Nicolas-François Guillard1803-03-2929 marzo 1803Parigi, Opéra (Théâtre des Arts)Da Philippe Quinault

Revisione:
Proserpina
(libretto di G. Sanseverino)
passaggioIl passaggio del Monte S. BernardoscenenicoliniAntonio Nicolini
(attribuzione dubbia)
1807-03-1919 marzo 1807Napoli, Teatro San CarloEpilogo per Elisa di Simone Mayr
pittagoriciI pittagoricidramma1montiVincenzo Monti1808-03-1919 marzo 1808Неаполь, Teatro San Carlo

CD с музыкой XVIII века

Примечания

  1. СИРИО №23. С.135
  2. СИРИО №23. С.119
  3. КФЖ за 1776 год. 24 ноября
  4. Florimo F. Cenno Storico sulla Scuola Musigale di Napoli Vol.I/ - Napoli, 1869 - С.316
  5. РНБ ОР. ф 775 Тит.4069, 4272. Сборник катов и кантат на линейных нотах XVIII век
  6. Прянишникова М.П. Из истории нотного собрания Воронцовых. Музыка в жизни Е.А.Сенявиной, в замужестве Воронцовой. - С.174
  7. КФЖ за 1778 г. 15 февраля
  8. КФЖ за 1779 г. 29 июля
  9. КФЖ за 1779 г. 19 августа
  10. Пряшникова М.П. "Из истории русской музыкальной культуры XVIII века". М., 2010 - С.74
  11. СИРИО №23 - С.158
  12. Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII векаю - Л., 1981. - С.91
  13. Музыкальный Петербург XVIII века. - Спб., 1998. - Кн. 2. - С.325
  14. Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII векаю - Л., 1981. - С.91
  15. "Письма зарубежных музыкантов", Л. Музыка, 1967 с.28