Содержание |
Основная статья: Музыка в России в XVIII веке
Название движения
Часто названия стилей появляются случайно, и не всегда можно найти их первоисточник. Но с "бурей и натиском" все довольно ясно: это течение заимствовало название от пьесы Фридриха Максимилиана Клингера "Sturm und Drang", вышедшей в 1776 году.
Большую часть своей жизни, начиная с 1780 г, Клингер провел в России под именем Фёдор Иванович, и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
А еще этот литератор, бунтарь в юности, прославился введением жестоких телесных наказаний в Сухопутном шляхетной корпусе, где работал инспектором, а также был зятем Григория Орлова.
Истоки "Бури и натиска" в музыке
Движение "Бури и натиска" (Sturm und Drang) обычно относят исключительно к немецкой литературе 1770-80 гг. К музыке это понятие применяют с оговорками и достаточно расплывчато. Поскольку музыкальная жизнь XVII-XVIII вв. была предельно насыщена и наполнена контрастами даже в рамках одной национальной культуры, то невозможно выделить четких временных и географических рамок для "бурного" стиля[1].
Однако, можно достаточно уверенно обозначить несколько явных признаков, указывающих на то, что перед вами музыкальный "Sturm und Drang":
- высокая плотность смены аффектов, часто один аффект занимает менее одного такта;
- как следствие - очень подробная динамика (по сравнению с барокко, где динамические указания очень редки);
- "рваный ритм": частые синкопы, "ломбардский" ритм и пр.
- общая ассиметрия мысли, из которой вытекает ассиметрия формы (в противовес симметрии классицизма);
- преобладание минорных тональностей (особенно контрастно по отношению к преимущественно мажорному галантному стилю);
- обилие диссонансов;
- использование сложных тональностей с большим количеством знаков при ключе (чтобы и исполнитель страдал!);
- секуляризация содержания: героем художественного произведения становится индивидуальный светский человек, чувственное приходит на смену духовному (субъективный признак, конечно).
Подобные признаки можно найти в музыке как более ранней, так и более поздней, чем время литераторов-штюрмеров. Но, например, не любую музыкальную картину бури нужно относить к данному стилю.Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России
Истоки "бури и натиска" в музыке следует искать, как видится, в "стилус фантастикус" - музыкальном стиле второй половины XVII века. Этот стиль также стал своеобразным панк-движением своего времени, он был полон контрастов и провокаций.
Ростки "бури и натиска" можно расслышать не только среди немецких композиторов (прежде всего, Генделя и Телемана).
Если говорить о предтечах стиля - ранние ростки можно услышать в первой части Концерта для скрипки Синьора Казака. Исследователь Андрей Пенюгин полагает, что под этим именем в нотах сочинения обозначен русский музыкант Тимофей Белоградский. Концерт был написан в конце 1730-х годов, когда Белоградский учился в Дрездене.
Послушайте концерты Франческо Дуранте, сочинения шведа Юхана Румана и русского итальянца Доменико Далольо - в них предчувствие нового стиля.
Семья Бахов, Бенда и Гершель
Обычно считается, что смена стилей в музыке отстает от других искусств. Когда в литературе романтизм увял и был вытеснен реализмом, в музыке романтики только вошли в силу. С "бурей и натиском", скорее, обратная ситуация. Если в литературе этот стиль оформился ближе к 1770-м годам, то в музыке одно из ярчайших его проявлений - творчество композиторов, работавших при дворе Фридриха Великого в 1740-60 гг.
Сама неординарная фигура Фридриха, его музыкальные вкусы, да и композиторское творчество, толкали музыкантов на смелые эксперименты, влияние которых чувствовалось вплоть до конца столетия.
Карл Филипп Эммануил Бах, придворный клавесинист Фридриха Великого, в равной мере проявил себя как в чувствительном стиле, так и в стилистике "бури и натиска".
Все четверо из младших Бахов писали в этом стиле. Вильгельм Фридеман с его нестандартным мышлением был очень близок по духу к композиторам следующего за ним молодого поколения. Достаточно послушать его клавирный Концерт ми минор, чтобы понять, что Вильгельм Фридеман - один из создателей "бури и натиска" в музыке.
Но еще более характерным примером "бури и натиска" в музыке является ранний клавирный Концерт фа минор Иоганна Кристиана Баха, написанный в Берлине. Музыка этого юношеского Концерта настолько не похожа на более позднее галантное творчество лондонского Баха, что сочинение долго приписывалось В. Ф. Баху. В первой части Концерта мы слышим все, что стало типичным для Allegro "бури и натиска" - остинатный ритм в басу, рваная тема с большим диапазоном.
Вторая важная семья в музыкальной истории Берлина - Бенда. Франц Бенда, скрипач-виртуоз, большую часть жизни возглавлял придворный оркестр Фридриха. Однако для "бури и натиска" (да и для музыки в целом) гораздо важнее его младший брат, Георг, служивший в оркестре под руководством брата в молодости. Мелодрамы Георга Бенды - вершина музыкального Sturm und Drang.
Знакомый многим юным музыкантам по галантным фортепианным сонатам - Бенда создал ярчайшие образцы стиля. Если говорить о Sturm und Drang в привычном представлении о нем, то стоит обратить внимание на клавирные концерты композитора.
Но увековичили имя Бенды его гениальные мелодрамы - прежде всего, "Ариадна на Наксосе" и "Медея". В них композитор достиг степеней выразительности и силы аффектов такого уровня, к которому безуспешно стремились в начале XX века экспрессионисты. Уникальный жанр мелодрамы позволил максимально сблизить выразительность прозаического текста и музыки, расчлененной на фрагменты, длительность которых иногда не превышает двух нот.
Другим пиковым моментом "Бури и натиска" - еще менее известным, чем гениальный Бенда - были музыкальные эксперименты Уильяма Гершеля. И, если Альтовый концерт ре минор представляет стиль в уже знакомых нам очертаниях, то скрипичные каприччио открывают совершенно новые музыкальные миры.
Бортнянский, Фомин, Хандошкин
"Буря и натиск" - одна из личин петербургского искусства XVIII века. Столица империи, где всегда жили европейцы, всегда чутко реагировала на все, что происходило в соседних культурах.
"Буря и натиск" встречаются в опере Дмитрия Бортнянского "Алкид", написанной им во время обучения в Италии в 1778 году.
Мелодрамы Бенды - вершина Sturm und Drang - прозвучали в Петербурге уже через несколько лет после премьеры в Германии. Непосредственным ответом стало создание оперы "Орфей и Эвридика" Евстигнея Фомина.
Но главные имена "бури и натиска" в России, которые придали этому стилю особый колорит - русский австриец Антон Фердинанд Тиц и Иван Хандошкин.
Творческой натуре Ивана Хандошкина были очень близки контрастность аффектов и трагичность "Бури и натиска". Наиболее ярко это выразилось в Сонате соль минор для скрипки соло и в некоторых русских песнях с вариациями.
Наиболее яркие страницы творчества Тица в этом стиле - сонаты для клавира и скрипки, а также Фанданго для двух скрипок.
Что такое Фанданго? С одной стороны, это народный испанский танец, сутью которого является доведение до изнеможения меняющихся партнеров неутомимой дамой (аллегория весьма прозрачная!). С другой - Фанданго во второй половине XVIII века фактически потеснило испанскую же Фолию (в переводе - безумие) как танец, изображающий процесс потери ментального здоровья. А биполярное аффективное расстройство - так сейчас принято называть состояние, близкое к "Буре и натиску" - самое популярное расстройство психики!
В Россию этот танец привез, скорее всего, Гаспаро Анджолини - хореограф глюковского "Дон-Жуана", где звучит Фанданго. Именно эту, Глюковскую тему, использовали позже Боккерини, Каноббио, Тиц и Прач. Фанданго, по предположению Андрея Пенюгина, сочинил испанец - Антонио Солер.
CD с музыкой XVIII века
Три русских композитора: Николай Леонтьев, Иван Юнкин, Игнатий Дубровский - Солисты Екатерины Великой |
Джузеппе Сарти - Помилуй мя, Боже Санкт-Петербургский барочный ансамбль, Хоровая коллегия Санкт-Петербурга |
Примечания
- ↑ Из описания программы концерта 29 ноября 2023 г ансамбля "Солисты Екатерины Великой"