Содержание |
Несправедливо забытую культуру производства товаров из конопли возрождают в России. По данным Правительства РФ, промышленные посевы технических сортов этого растения в 2020 году достигли 10,8 тысяч гектаров – в 12,4 раза больше, чем в 2010-м. В дореволюционной России и СССР коноплеводство было мощной индустрией – экспорт пеньки, волокна, производимого из конопли, приносил доходы, сопоставимые с нынешними – от нефти и газа. Потом слово «конопля» начало приобретать негативную окраску из-за начала кампании против каннабинолсодержащих сортов растения, но теперь отрасль постепенно возрождается. Этому способствуют предприниматели-энтузиасты, такие как, например, Михаил Дубровин – основатель единственной в России сети магазинов по продаже товаров из технической конопли Hemp for Life. Он активно занимается просвещением, возвращая растению репутацию экологичного сырья для производства одежды, продуктов и косметики, с помощью выступлений на телевидении и радио, участия в бизнес-конкурсах, а также книги, где рассказал об истории растения и ее перспективах в производстве.
Реабилитация культуры
Сорта конопли, которые используются в промышленности, абсолютно непригодны для производства наркотиков – содержание психотропных веществ в них близко к нулю. Тем не менее из-за масштабной кампании по борьбе с наркотическими сортами растения, которая развернулась в мире в 1960–80-х годах, пострадала и техническая конопля – посевные площади начали резко сокращаться. Выращивать ее в России снова разрешили только в 2010-м. Сейчас посевные площади есть более чем в 20 регионах. Перспективы бизнеса масштабны. Из конопляного волокна можно шить одежду, как это делают, например, в Китае – материал обеспечивает терморегуляцию намного лучше хлопка или синтетики. В России в перспективе конопля может импортозаместить волокна, которые сейчас покупаются за рубежом: кокос, джут и другие. Развитие коноплеводства и производства из этого растения сдерживается тем, что каждый из тех, кто входит в эту отрасль, по сути, является первопроходцем.
Михаил Дубровин внес значительный вклад в индустрию конопли, став первым предпринимателем, который решился на массовое развитие торговли товарами из технической конопли в России под брендом Hemp For Life. Начав с онлайн-магазина, специализирующегося на товарах непальского производства, он смог превратить его в уникальный маркетплейс. Сеть магазинов Hemp for Life оперативно расширилась до почти двадцати точек в различных городах страны.
Открывая магазины, наполненные продуктами из конопли, Михаил Дубровин предпринял смелый шаг, который не только привлек внимание, но и установил прецедент на национальном уровне. Эти розничные точки активно способствуют расширению рынка и стимулируют рост всей индустрии, предоставляя дополнительные возможности для производителей товаров из конопли. Не обратить внимание на яркую вывеску с названием «Конопля» в торговом центре или на улице мало кому под силу. Так началось проникновение в массы.
«Для того, чтобы привлечь новых игроков в индустрию, я разработал франшизу, которая помогает предпринимателю разобраться с юридическими страхами, наличием товара, продвижением и рядом других вопросов. Открытые магазины с товарами из конопли, в свою очередь, явно помогают расширять рынок сбыта и индустрию в целом», – пишет Дубровин. |
Проект был призван изменить имидж растения в глазах россиян. «Конопля для Жизни» – название отражает саму суть. Вслед за шапками и сумками, сотканными из технической разновидности этой травы, покупателям начали предлагать косметику, еду, одеяла с конопляным наполнением. Хитом, как признаются в компании, стали носки. В отзывах на сайте магазина покупатели отмечают главное их свойство – отсутствие запаха во время носки, которое обеспечивают антибактериальные свойства растения.
Новое направление бизнеса
Это стало примером для тех, кто сомневался. Но многие увидели, что такой бизнес может быть безопасным с точки зрения закона и выгодным. Плюс, как оказалось, на рынке существует своя лояльная аудитория.
Начиналось все с магазина в Санкт-Петербурге, но деятельность компании не осталась без внимания. Многие задумались об инвестировании в такой бизнес и стали обращаться к Михаилу Дубровину. Благодаря франшизе компания смогла масштабироваться, а инвесторы не боялись вкладываться в новый для них бизнес. В пандемийный 2020 год компания смогла открыть 16 новых оффлайн-магазинов: в Сочи, Хабаровске, Казани, Омске, Алматы, Великом Новгороде и других городах.
«Чем больше конкурентов на рынке, тем лучше – это стимулирует появление инноваций в производстве и предложение новых продуктов. Нас самих это подталкивает придумывать что-то новое, – рассказывает Дубровин. – Кроме того, мы наблюдаем, как развитие нашей сети способствует созданию инфраструктуры для отрасли, включая логистическую поддержку, системы распределения и другие элементы». |
Магазины Hemp For Life выполняют еще одну важную функцию – просвещение, постепенно ломая стереотипы, которые десятилетиями портили репутацию технической конопли в глазах потребителей, бизнеса и представителей власти.
Перспективная индустрия
Пристальное внимание правоохранительных органов, которые то и дело подозревают коноплеводов в наркоторговле, все еще отпугивает инвесторов. Из-за стереотипов магазины отказываются от продукции, возникают сложности с арендой помещений, а поля несут урон от желающих сделать эффектное фото. Однако ситуация понемногу, меняется, отмечал в интервью журналу «Новое сельское хозяйство» гендиректор ООО «Смарт Хемп» Максим Уваров, который в числе первых в современной России начал засевать поля коноплей для производства волокна:
«Чиновники и банкиры, наконец, перестали бояться слова «конопля». Отрасль активно поддерживается: ни одна другая сельхозкультура не получает сегодня господдержку в таком объеме. Нынешние проекты, связанные со строительством перерабатывающих коноплю заводов, пользуются беспрецедентной поддержкой государства». |
Добиться таких перемен помогают сами предприниматели. Михаил Дубровин активно участвует в эфирах на радио и ТВ, охотно дает интервью, в которых рассказывает о пользе технической конопли, а также ее возможностях стать заменой хлопку и льну, которые сложнее выращивать.
«Я - конопля»
Михаил Дубровин выпустил книгу «Я – конопля», где собраны интересные факты о истории растения и возможностях для экономики и бизнеса. Читатели отмечают, что книга написана с душой и действительно заставляет задуматься и пересмотреть свое отношение к конопле. Другие предприниматели охотно этим пользуются для привлечения новых потребителей. Гораздо легче и эффективнее дать прочитать красиво иллюстрированную книгу со всей доступно изложенной информацией.
Стоит отметить, что книга уже привлекает не только покупателей, но и известны случаи, когда книга помогает решиться тем, кто только планировал начать бизнес, связанный с коноплей. Данные факты лишь подчеркивают слова Михаила Дубровина, которые он написал в заключении:
«Эта книга совершенно не должна быть идеальной. Она написана с желанием приумножить ту скудную информацию, которая есть сейчас. Чем больше людей прочитает эту книгу, тем более идеальной она будет». |
Расскажи со сцены
В 2020 году Дубровин пошел на необычный шаг – выступил на бизнес-стендапе в Нижнем Новгороде с рассказом о своем деле, завоевал популярность слушателей и выиграл этот конкурс, выступления в котором оценивали представители власти, институтов развития и инвесторы. Специализированный журнал РосЛенКонопля выпустил статью с заголовком «Новый успех конопли». И это действительно так! Если пересмотреть выступление и послушать реакцию судей и бурное обсуждение, то можно подумать, что все только и ждут таких предпринимателей, как Михаил Дубровин, который со всей смелостью и в красках расскажут публично правду о конопле. Будем верить, что в ближайшее десятилетие индустрия продолжит набирать обороты и разрастаться.
«Нужно больше рассказывать об этом бизнесе в том числе государству. И важным шагом для развития отрасли может стать закон, где на уровне терминологии будут четко разграничены наркотические и технические сорта, чтобы одно не компрометировало другое», – говорит предприниматель Михаил Дубровин. |
Случайный интерес Михаила Дубровина к изделиям из конопли перешел на новый уровень. В этом году его научную статью «Применение технической конопли в производстве широкого спектра продукции» опубликовал один из старейших международных научно-производственных журналов о достижении науки и практики в агромомышленном комплексе, который распространяется по подписке в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. В исследовании предприниматель подробно рассмотрел использование технической конопли в изготовлении такой продукции, как изоляционные и строительные материалы, композиты и пластиковые альтернативы, расходные материалы для содержания домашних животных и кормов для них, в садоводстве и огородничестве, а также пищевой промышленности.Елена Истомина, Directum: Как no-code меняет стоимость проекта
Регулярное выступление на отраслевых и бизнес-событиях, участие в конференциях и бизнес-завтраках играют ключевую роль в расширении нашей индустрии. Участвуя в жюри таких престижных конкурсов, как «Умник», и помогая выбирать лучшие экологические стартапы, а также принимая участие в вегетарианских выставках, Михаил Дубровин продемонстрировал свою глубокую вовлеченность и подлинный энтузиазм. На ежегодном форуме «День поля», организованном Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности Нижегородской области, Михаил Дубровин выделился как единственный спикер, представляющий и делая освещение темы конопли доступным для участников.
Миссия конопляной индустрии и собственная миссия Михаила Дубровина, по его словам, – это экологичность (растение способствует очистке воздуха и почвы), развитие экономики страны и оздоровление нации – ведь конопля является отличным сырьем для выпуска продуктов здорового питания, безвредной косметики, а также других полезных тканых и нетканых материалов. Возрождение коноплеводства способно стать дополнительным драйвером развития и для сельского хозяйства, и для отечественной экономики, в том числе в рамках выполнения важной задачи по импортозамещению.
В заключении хочется сказать, что мы лишь кратко затронули великую работу одного человека, способного внести огромный вклад. Несомненно, развитие этой отрасли – это результат усилий многих преданных людей. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что благодаря таким индивидуальностям индустрия совершает свои важные шаги вперед.
Автор: Александр Барышников