2023/12/25 17:24:16

Информационные технологии в Metro Cash & Carry Russia

Статья посвящена развитию ИТ в Metro Cash & Carry Russia.

Содержание

2023

Metro в России добился многомиллионной экономии благодаря внедрению виртуальных касс и генеративного ИИ

Выступая на TAdviser SummIT 29 ноября 2023 года, директор дивизиона электронной коммерции Metro Russia Денис Марфутин рассказал о ключевых технологиях, которые развивает компания в области электронной коммерции. Он напомнил, что по итогам первого полугодия 2023 года Metro вошла в топ-3 по продажам среди ритейлеров в e-grocery.

Денис Марфутин на TAdviser SummIT

В офлайн-продажах традиционный клиент Metro – это взрослый мужчина на машине, потому что Metro расположены далеко, и это покупатель с высоким чеком. С подключением e-commerce компания получила более широкую аудиторию, которая раньше не могла добраться в Metro: в том числе, покупатели без машины, женщины с детьми.

Из презентации Дениса Марфутина

Компания работает с разных витрин – собственных и внешних. В доставке у Metro есть направления B2B и B2C, и есть внешние витрины в доставке. Фулфилмент и последнюю милю для B2B заказов компания делает самостоятельно, а для B2C заказов привлекает партнёров. Metro является стратегическим партнёром «СберМаркета» и развивается с ним в тандеме. Работает компания, соответственно, со своего приложения, с приложения партнёра и небольших региональных игроков.

Из презентации Дениса Марфутина

В области автоматизации одна из историй, которой поделился Денис Марфутин, — это виртуальные кассы. Они дают возможность сборщику в магазине, проходя и делая сборку заказа, не выкладывать товары на ленту и не использовать софт-чек. Софт-чек — это хорошая история, отмечает Денис Марфутин: когда ты приходишь на кассу, показываешь QR-код по отсканированным товарам, и кассир, сканируя этот QR-код, сразу видит состав заказа.

При этом раньше сборщики комплектовали заказы и вставали в очередь на кассе торгового центра Metro вместе с обычными офлайн-покупателями или использовали кассы самообслуживания. Но сейчас виртуальные кассы в Metro уже на таком этапе, когда не нужен кассир: реализована прямая интеграция с виртуальной кассой, которая позволяет пробивать заказ прямо в момент окончания сбора заказа пикером без присутствия кассира. К примеру, от «отпикал» 40 товарных позиций, нажал на кнопку «Завершить заказ», и происходит транзакция между Metro и партнёром без эквайринга, что экономит до 200 млн рублей в год. Виртуальные кассы также позволили сократить время сборки онлайн-заказов в Metro на 25%.

Из презентации Дениса Марфутина

Ещё одна история, над которой работает компания, — даркстор, открытый в центре Москвы. Это существенно позволяет ускорить сборку и доставку. Другой проект – приложение Metro. Изначально оно было базовым и имело небольшой рейтинг, но, проделав большую работу, компания его улучшила, и рейтинг приложения повысился.

Отдельно Денис Марфутин остановился на применении генеративных нейросетей. Сейчас они активно используются в маркетинге Metro, и это только примерно 5% от потенциала, говорит директор дивизиона электронной коммерции. Например, нейросеть применяется для рекламных креативов, что позволяет заменить фотосъёмку и существенно на этом сэкономить, потому что новые креативы нужны каждую неделю. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 299.4 т

Используя агентство, которое находится на территории «другой страны», где не блокируется использование MidJourney, ChatGPT и проч., по брифу Metro создаются различные креативы. Пример приведён ниже на слайде. Денис Марфутин отмечает, что такие креативы дают прирост конверсии.

Из презентации Дениса Марфутина

Генеративные нейросети используются и для создания видео – например, роликов для соцсетей. В этом случае не нужно платить операторам, моделям, гримёрам и др., что тоже даёт существенную экономию. В этом случае сценарий пишет ChatGPT, изображения генерируются отдельно MidJourney.

Из презентации Дениса Марфутина: кадры одного из видеороликов, созданного ИИ

ИИ, ChatGPT, в частности, также применяется для общения с клиентом. Например, его используют для ответов на вопросы клиентов в группе Telegram. Ответы вызывают много комментариев и реакций, говорит Денис Марфутин, но пока по количеству реакций побеждает человек.

Из презентации Дениса Марфутина

Сейчас технологии генеративный нейросетей на хайпе, а дальше, возможно, людям это будет не так интересно, отмечает Денис Марфутин. Но пока это интересно, надо использовать.

Из презентации Дениса Марфутина

Также нейросети применяются для товарного контента. Его создание требует множества рутинных операций, и этот процесс можно оптимизировать с помощью готовых промышленных решений, что вдобавок выходит и дешевле.

О TAdviser SummIT



Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1,4 тыс. делегатов, в выставочной зоне было развёрнуто свыше 40 стендов, а с докладами в пленарной части и восьми тематических сессиях выступили более 150 спикеров. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, который в формате интервью на сцене ответил на острые вопросы участников ИТ-индустрии.

Metro подключила оплату по QR-коду во всех торговых центрах

С июля все 93 торговых центра Metro во всех регионах подключены к Системе быстрых платежей (СБП). Это даёт возможность оплаты без карты, с использованием мобильного телефона. Также СБП стала удобной заменой бесконтактных NFC-платежей.

Механика оплаты следующая: на платежном терминале на кассе покупатель сканирует QR-код с помощью камеры смартфона и подтверждает оплату со счета. Оплата по QR-коду доступна в том числе и на кассах самообслуживания.

В настоящее время клиенты Metro могут осуществлять оплату товаров наличным или безналичным способом, а также по QR коду. Для B2B клиентов также доступны все виды оплат и предусмотрены дополнительные кредитные линии. С июня 2023 года В2В клиенты могут заказывать экспресс-доставку товаров, оформляя все необходимые документы прямо через мобильное приложение Metro.

2022: Metro автоматизировала управление расходами

Metro, управляющая 93 торговыми центрами, внедрила систему управления расходами. Об этом компания сообщила в декабре 2022 года. В результате компания переходит от работы в разрозненных таблицах Excel и системах к бесшовному единому процессу управления затратами компании.

В качестве платформы была выбрана система SAP, которая была кастомизирована под потребности заказчиков. Тестирование системы началось в августе 2022 года. А внедрение началось с 1 октября. Масштабирование происходит по четкому плану, департаменты подключаются постепенно, что дает командам гибкость и понимание, когда они перейдут на новый процесс.

В ходе проекта проведена интеграция с системой внутреннего документооборота, что позволило уйти от разрозненных процессов и организовать сквозной процесс. Это минимизирует количество согласований на разных этапах закупки, отображает в одном месте и услугу, и ее стоимость, и поставщика. Реализация активного контроля бюджета для закупок торговых центров и центрального офиса позволяет получать всю необходимую аналитику из системы (включая план-факт), а не по огромным таблицам, данные для которых собирались разными отделами. Теперь вся информация собрана в одном месте и находится в доступе ответственных за контроль бюджета лиц.

2017: Запуск касс самообслуживания

Весной 2017 года в торговом центре Metro в Санкт-Петербурге впервые для компании были запущены кассы самообслуживания. В первую неделю работы системы кассами самообслуживания воспользовались более 1000 человек, а по состоянию на апрель ими пользовались около 11% клиентов.

Целью пилотного внедрения проекта стало повышение скорости совершения операций клиентов и их комфорт. Кассы самообслуживания позволяют клиенту самостоятельно производить сканирование товаров, применять купоны и оплачивать покупки. А для оптовых клиентов кассы самообслуживания означают отсутствие необходимости выкладывать тяжелый товар на весы и в возможности ввода количества товара вручную.

Внедрение системы самообслуживания в торговом центре Metro – это первый подобный опыт не только в России, но и во всех странах присутствия компании. По итогу успешного внедрения данной системы компания планировала запуск касс самообслуживания в одном из торговых центров в Москве.

ИТ-паспорт проектов в Metro Russia


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаШерпа Роботикс (Sherpa Robotics)Шерпа Роботикс: Sherpa RPARPA - Роботизированная автоматизация процессов2023
Описание проектаАссоциация ФинТех (АФТ)Система Быстрых Платежей (СБП)Системы дистанционного банковского обслуживания2023
Описание проектаСберМаркет (компания)СберМаркет Сервис доставки продуктов и товаров первой необходимостиСистемы автоматизации торговли2023
Описание проектаChatme.ai (Чатми Аи)Chatme.ai Conversational PlatformRPA - Роботизированная автоматизация процессов2022
Описание проектаUVL Robotics (ЮВЛ Роботикс)Проекты использования беспилотников (дронов БПЛА)Робототехника2022
Описание проектаAxenix (ранее Аксенчер Россия) АксениксSAP ERPERP2022
Описание проектаЯндекс.Маркет, Яндекс.Еда2021
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных2021
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных1С:Бизнес-сеть.Торговая площадкаSRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками, СЭД, Системы автоматизации торговли2020
Описание проекта1С-Рарус1С:ERP Управление предприятием 2ERP, SaaS - Программное обеспечение как услуга2019
Описание проектаМонетная компания (Coincom)2018
Описание проектаКрокКрок: Видеоаналитика из облака на базе VisionLabs LUNA, Комплексные проекты видеонаблюденияИБ - Биометрическая идентификация, Системы видеоаналитики, Системы видеонаблюдения2018
Описание проектаСберкорус (ранее Корус Консалтинг СНГ)2017
Описание проектаBCC, Би.Си.Си. (ранее BCC Company, Бизнес Компьютер Центр)Комплексные проекты создания инженерных систем2016
Описание проектаSourceCode (К2РУ)K2 BlackpearlBPM2016
Описание проектаISpring (Ричмедиа)ISpring Learn (ранее iSpring Online), iSpring Suite2016
Описание проектаСКБ КонтурКонтур.ДиадокСЭД2016
Описание проектаЦентр пространственных исследований (Геоинтеллект)Геоинтеллект Геоинформационная система аналитики (Geointellect)SaaS - Программное обеспечение как услуга, ГИС - Геоинформационные системы2015
Описание проектаRegistratura.ru2014
Описание проектаMaykor (Мэйкор)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2012
Описание проектаIT Service Retail & Banking (ИT СЕРВИС Ритэйл энд Банкинг)АДМ-07, Автоматизированная депозитная машинаСистемы автоматизации торговли, Учетные системы2012
Описание проектаMOLGA Consulting (МОЛГА Консалтинг)SAP ERP HCMHRM2012
Описание проектаАнтор Бизнес Решения (Antor)ANTOR LogisticsMasterTMS - Управление транспортом, Логистическая информационная система2007