2018/12/26 12:53:44

Интервью TAdviser:
Гендиректор НЦИ Константин Солодухин о настоящем и будущем цифрового здравоохранения в России

Константин Солодухин, генеральный директор «Национального центра информатизации», входящего в ГК Ростех, в интервью TAdviser рассказал о роли Ростеха и НЦИ в цифровизации российского здравоохранения.

Константин <br /><b>Солодухин</b> <div>Чтобы в цифровую эпоху эффективно управлять системой здравоохранения, регулятору нужны цифровые инструменты</div>
Константин
Солодухин
Чтобы в цифровую эпоху эффективно управлять системой здравоохранения, регулятору нужны цифровые инструменты

Как меняется российское здравоохранение под влиянием цифровизации?

Константин Солодухин: Цифровизация дает нам в руки новые инструменты и технологические возможности для работы с данными и организации коммуникаций между участниками основных бизнес-процессов в любой отрасли, не только для здравоохранения.

Раньше таких инструментов просто не было, поэтому для того, чтобы их эффективно применять, нужно трансформировать сами бизнес-процессы отрасли. Это требует масштабных изменений в нормативно-правовом поле. Поэтому цифровизация происходит не так быстро, как хотелось бы.

Тем не менее, благодаря огромной работе, проделанной в этой сфере Минздравом России, мы можем эффективно использовать наиболее важные инструменты, которые нам предоставляет цифровизация - создание массивов больших данных, их централизованная и интеллектуальная обработка, дистанционные коммуникации между медицинскими специалистами, информационное обеспечение принимаемых в отрасли управленческих решений исключительно на базе результатов анализа первичных данных, создание систем поддержки принятия врачебных решений на основе технологий искусственного интеллекта и прочее.

И, конечно, после внедрения таких технологий в бизнес-процессы отрасли здравоохранения мы увидим совершенно другую картину. И это не медицина будущего, это медицина уже настоящего.

Какие перспективы откроет цифровое здравоохранение в России для пациентов, рядовых врачей?

Константин Солодухин: Внедрение технологий, о которых мы только что говорили, носит массовый характер, не может быть такого, что какой-то регион их внедряет, а какой-то нет. Для этого Минздравом России разработан и утвержден национальный проект "Цифровой контур здравоохранения", в котором планы регионов по цифровизации здравоохранения увязаны в единый национальный план мероприятий с понятными реперными точками, задачами и планируемыми показателями. Этот план рассчитан на период до 2024 года, однако основные мероприятия должны быть завершены к концу 2021 года.

Результатами выполнения этого плана станут новые качественные возможности для пациентов и врачей.

Для пациентов эти возможности будут заключаться в следующем.

Повысится доступность медицинской помощи за счет более эффективной организации имеющихся в системе здравоохранения ресурсов, особенно это касается высокотехнологичной медицинской помощи.

За счет применения телемедицинских технологий будет обеспечен необходимый уровень доступности узких специалистов, в том числе для жителей сельской местности и небольших населенных пунктов.

Медицинская документация будет переведена в электронный вид и пациенты получает к ней доступ с помощью кабинета "Мое здоровье" на ЕПГУ.

Будут убраны лишние бюрократические звенья, связанные с значительными временными затратами людей на оформление различных бумаг и организацию доступа к медицинским услугам за счет внедрения электронного документооборота и перевода большей части услуг в электронный вид.

Ну и самое главное - повысится качество оказываемой медицинской помощи за счет новейших методов диагностики и лечения, систем интерпретации результатов медицинских исследований, основанных на информационных технологиях, что приведет к сокращению количества врачебных ошибок, снижению времени на ожидание медицинской помощи, повышению эффективности лечения.

В свою очередь для врачей будет обеспечен доступ к медицинской информации по пациенту вне зависимости от места и времени оказания ему медицинской помощи, что позволит гарантировать преемственность лечения пациента.

Будут предоставлены возможности дистанционных консультаций с коллегами, коллективного принятия решений, непрерывного онлайн обучения и повышения квалификации, врач получит в руки системы поддержки принятия решений на основе технологий искусственного интеллекта, другие инновационные разработки в области диагностики и лечения.

Несомненно, найдут свое применение и решения, обеспечивающие формат прямого взаимодействия "Врач" - "Пациент".

Какова роль регуляторов в цифровизации российского здравоохранения?

Константин Солодухин: Цифровизация любой отрасли невозможна без изменения (или создания) обеспечивающей нормативно-правой базы. Регулятором отрасли, Минздравом России, за прошедший год были проведены революционные изменения в законодательстве в части определения места информационных технологий в сфере здравоохранения. Принято постановление Правительства № 555 о Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, Приказ Минздрава России № 965н о применение телемедицинских технологий, постановление Правительства № 447 о взаимодействии иных информационных систем в сфере здравоохранения, соответствующие подзаконные акты.

Этими документами регламентируются правила развития и взаимодействия различных информационных систем в сфере здравоохранения, организация хранения и доступ к данным, организация применения информационных технологий в клинических процессах и прочее.

Кроме того, здравоохранение - очень консервативная отрасль, а вопросы применения новых технологий и инструментов, которые дает нам цифровизация, требуют изменения огромного массива документов по организации медицинской помощи, порядков ее оказания, клинических рекомендаций и прочего. Это очень большая и тяжелая работа, и регулятор прикладывает все силы к ее качественному выполнению.

Без решения этой задачи невозможно эффективное применение новых возможностей, которые дает нам цифровизация.

Чтобы в цифровую эпоху эффективно управлять системой здравоохранения, регулятору нужны цифровые инструменты. Ростех и НЦИ разрабатывают важнейший из них - Единую государственную информационную систему в области здравоохранения (ЕГИСЗ).

Вы говорите, главным образом, о роли регуляторов федерального уровня. На что влияют, по вашему мнению, в области цифровизации региональные регуляторы, такие как департаменты здравоохранения и информатизации?

Константин Солодухин: Они влияют на разработку и эффективную реализацию планов по развитию региональных систем здравоохранения, чтобы избежать ошибок, допущенных в 2011 году в начале создания ЕГИСЗ, когда деньги выделялись регионам и они тратили их согласно своему видению на информатизацию здравоохранения в конкретном регионе.

Поэтому Минздрав России разработал и утвердил федеральный проект "Цифровой контур здравоохранения", в котором увязал потребности регионов с конкретными показателями, выполнение которых будут строго контролировать. Результатом реализации проекта будет выравнивание уровня информатизации регионов к концу 2024 года (при этом основные мероприятия будут завершены к концу 2021 года). Мероприятия в рамках проекта обеспечены необходимым централизованным финансированием.

В результате создание ЕГИСЗ будет доведено до логического конца, что позволит обеспечить единое пространство электронных медицинских данных нашей страны.

На мой взгляд, разумно было бы предложить регионам некие стандартные инструменты с возможностью дальнейшей тонкой настройки с учетом специфики задач. Во-первых, это снимет проблему унификации данных на федеральном уровне, при этом даст хороший инструментарий для локальной кастомизации. Во-вторых, снизит риски оставить систему без технического обслуживания. Зачастую локальные системы в регионах создаются небольшими местными разработчиками, интеграторами, которые в любой момент могут уйти с рынка по различным причинам. А программы остаются, и требуют поддержки. В этом смысле для государства рациональнее создавать в регионах системы, работающие по одинаковым правилам, с привлечением крупных игроков ИТ-рынка.

Давайте поговорим подробнее о ЕГИСЗ, которая уже упоминалась. Какова ее роль помимо функции инструмента для принятия управленческих решений, о которой вы говорили?

Константин Солодухин: ЕГИСЗ обеспечивает создание и централизованное внедрение во всей стране сложных и дорогих информационных систем. Их создание не под силу отдельным регионам. Тут в качестве примера можно привести федеральную телемедицинскую систему, которую, собственно, создавал НЦИ. Данная система обеспечивает проведение телемедицинских консультаций между национальными медицинскими исследовательскими центрами Минздрава России и региональными медицинскими организациями.

То же самое можно сказать и про основные подсистемы ЕГИСЗ, их назначение раскрыто в 555 постановлении Правительства.

Кроме того, ЕГИСЗ - удобный инструмент для распространения новых цифровых сервисов в масштабах всей страны. Успешная реализация в одном регионе может быть быстро растиражирована на остальные, при этом будет обеспечено централизованное управление процессами.

Какова роль госкорпорации Ростех и НЦИ в развитии ЕГИСЗ? Как можно охарактеризовать динамику развития системы? Какие достигнуты результаты?

Константин Солодухин: «Ростех» развивает ЕГИСЗ пять лет. НЦИ – головной разработчик ЕГИСЗ, мы занимаемся развитием федеральных подсистем, в том числе, таких как федеральная электронная регистратура, интегрированная электронная медицинская карта, регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан. Мы не единственные разработчики. Например, одну из новых подсистем – мониторинг закупок лекарств – разрабатывает «РТ - проектные технологии».

Это один из самых масштабных проектов в области российского цифрового здравоохранения. Сегодня система обрабатывает данные о более чем 10 тысячах медицинских организаций и 2 миллионах медицинских работников, в ней есть сведения об электронных медицинских картах свыше 74 млн пациентов. В скором времени электронными медкартами будут обеспечены все застрахованные по системе ОМС.

Если говорить о динамике, то, например, количество записей на прием к врачу, зарегистрированных в федеральной электронной регистратуре, уже увеличилось с 31,7 млн в 2014 до более 200 млн. В системе регистрируется более 10 миллионов записей обращений к врачу ежемесячно.

Сейчас идет завершающий этап запуска федеральной телемедицинской подсистемы ЕГИСЗ. К ней на первом этапе должны быть подключены более 700 региональных медучреждений, чтобы получать консультации ведущих национальных медицинских исследовательских центров.

ЕГИСЗ проектировалась и создавалась несколько лет назад. Не устарела ли ее архитектура? Или все же требует переосмысления и трансформации? Насколько она позволяет интегрироваться с новыми, наиболее современными цифровыми сервисами?

Константин Солодухин: ЕГИСЗ полностью соответствует структуре государственной системы здравоохранения, а ее архитектура и примененные при ее создании технологические решения позволяют гибко реагировать на вновь появляющиеся требования.

Только за последнее время нами разработаны и подключены к ЕГИСЗ такие подсистемы, как федеральная телемедицинская подсистема, реестр электронных медицинских документов, регистр туберкулезных заболеваний и ВИЧ и прочее. Ведутся работы по интеграции ЕГИСЗ с единой системой Фонда социального страхования по проекту "Электронный больничный", а также с информационными системами медико-социальной экспертизы и т.д.

Сейчас мы делаем такой продукт, который ожидает заказчик. Конечно, необходимые изменения вносятся, в частности была проведена модернизация подсистемы интеграции прикладных систем, но это обычная повседневная работа, не более.

Каковы перспективы оцифровки и загрузки в ЕГИСЗ информации из бумажных карт пациентов? Ведь часто оказывается, что с заведением электронной карты пациента история болезни начинается практически с нуля и врачам приходится работать параллельно с электронной и бумажной картой.

Константин Солодухин: ЕГИСЗ изначально получает информацию в цифре, а не в бумажном виде. Какая культура использования этой информации «внизу» - относится к вопросу развития региональных систем. Процесс оцифровки еще не выезде закончен.

Как я уже говорил, для внедрения в отрасли электронного медицинского документооборота НЦИ по заданию заказчика разработана и внедряется в регионах подсистема ЕГИСЗ "Реестр электронных медицинских документов".

Каковы отличительные черты наиболее продвинутых регионов с точки зрения цифровизации здравоохранения? Какие регионы вы назвали бы наиболее продвинутыми?

Константин Солодухин: «Продвинутость» во многом зависит от того, в каком состоянии находятся региональные медицинские информационные системы. К отличительным чертам можно отнести переход на юридически значимый электронный документооборот, централизованное ведение электронной медкарты на уровне региона, интеграцию с федеральными сервисами в составе ЕГИСЗ, обеспеченность медицинского персонала сертификатами электронной подписи.

На мой взгляд, по количеству предоставляемых услуг лидируют Москва, Волгоградская, Брянская, Иркутская, Саратовская области, а в части перехода на безбумажный документооборот – Тюменская и Омская области. Какого-то одного лидера назвать сложно - регионы развиваются неоднородно, а темпы развития очень значительные.

Какими еще проектами, помимо ЕГИСЗ, занимается НЦИ в сфере здравоохранения?

Константин Солодухин: В основном, в области медицины мы занимаемся системами поддержки принятия решений и системами, которые носят аналитический характер. Мы также являемся головным разработчиком государственной информационной системы в области обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС).

Есть ряд новых проектов, в которых мы будем поставлять программно-аппаратные комплексы для организаций здравоохранения. Это решения в области телемедицины, систем хранения данных, телеком-решения. Аппаратная часть в этих решениях представлена стандартными серверами, на которые устанавливается специальное ПО, например, для видеоконференцсвязи, соответствующее потребностям именно телемедицинских сервисов.

При этом порядка 90% компонент, которые используются в этих программно-аппаратных комплексах, собраны компаниями радиоэлектронного кластера «Ростеха». Серверы и СХД, к примеру, делает совместное предприятие концерна «Автоматика» и НКК – компания «Национальные технологии». В состав радиоэлектронного кластера входят 160 компаний. Мы выступаем в нем в роли интегратора комплексных высокотехнологичных решений для цифровой экономики и экспертного центра по реализации гражданской продукции.