Проект

AT Consulting продолжит работу над ИСОД МВД

Заказчики: Министерство внутренних дел РФ (МВД)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Windows Server 2012
На базе: Microsoft Windows
Дата проекта: 2012/03  - 2019/12
Технология: ОС
подрядчики - 84
проекты - 189
системы - 248
вендоры - 108
Технология: ЦОД
подрядчики - 157
проекты - 399
системы - 162
вендоры - 119
Технология: Центры обработки данных - технологии для ЦОД
подрядчики - 270
проекты - 661
системы - 575
вендоры - 190
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 121
проекты - 410
системы - 66
вендоры - 41

Содержание

СМ. ТАКЖЕ (1)

В марте 2012 года МВД утвердило концепцию создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России в 2012-2014 гг. Она представляет собой совокупность используемых в министерстве автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения служебной деятельности ведомства.

Создание ИСОД стало продолжением проекта единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) ОВД, который велся с 2005 года. Важнейшей составной частью этой системы являлась телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие всех подразделений ОВД с другими правоохранительными органами и госорганами различных уровней.

Доступ к сервисам ИСОД для сотрудников МВД организован на базе облачных технологий
Доступ к сервисам ИСОД для сотрудников МВД организован на базе облачных технологий

Цели создания

Основной причиной принятия решения о создании ИСОД в материалах структур МВД называется отсутствие единых архитектурных решений и системного подхода к внедрению автоматизированных систем в ведомстве.

В процессе создания ИСОД должны быть решены задачи автоматизации основных видов деятельности подразделений МВД, организации централизованного хранения и обработки данных. По задумке МВД, система должна стать единым источником информации для всех сотрудников подразделений МВД, служить для организации электронного взаимодействия между ними, обеспечения разграниченного доступа к информационным ресурсам.

В ведомстве также рассчитывают, что создание ИСОД будет способствовать повышению эффективности принимаемых решений за счет улучшения качества подготавливаемых отчетов, основанных на актуальных и достоверных данных, обеспечения оперативного и своевременного анализа ключевых показателей деятельности МВД России.

Состав ИСОД

ИСОД МВД включает интегрированную мультисервисную телекоммуникационную сеть (ИМТС), систему централизованной обработки данных (ЦОД и ПТК), прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД (повседневные сервисы), прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД (служебные сервисы), а также подсистему поддержки взаимодействия подразделений МВД с населением и межведомственного взаимодействия и подсистему обеспечения ИБ.

Основной элемент – ЕИС ЦОД

Основным элементом инфраструктуры ИСОД МВД является ЕИС ЦОД, который создается на нескольких территориально удаленных площадках. Он предназначен для размещения централизованных информационных систем и сервисов МВД и предоставления доступа к ним с использованием облачных технологий.

В ЦОДе планируется использовать серверы на процессорах "Эльбрус".

За счет создания ЕИС ЦОД в МВД рассчитывают унифицировать используемые в ведомстве программно-технические решения и привести архитектуру основных автоматизированных информационных систем в соответствие современным требованиям к доступности и надежности. Он должен обеспечить консолидацию разнородных данных, содержащихся в различных системах МВД и обеспечить единую точку доступа к ним для использования в оперативно-служебной деятельности МВД.

В числе ожидаемых эффектов от создания ЦОДа – уменьшение расходов на создание, поддержку и эксплуатацию автоматизированных информационных систем, используемых в МВД.

В 2013 году проводилась ОКР по созданию технологической инфраструктуры ЦОДа. Из ТЗ по этому проекту следует, что вычислительную основу в нем должны составлять, главным образом, серверы IBM, основу для хранения данных – решения EMC.

Сервисы ИСОД

Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД включают:

Прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности включают:

  • информационно-поисковый сервис «Следопыт-М»
  • сервис обеспечения охраны общественного порядка (СООП)
  • сервис обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ)
  • сервис обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения МВД (СОМТО)
  • федеральную информационную систему ГИБДД (ГИБДД-М)
  • сервис обеспечения экономической безопасности (СОЭБ)
  • сервис НЦБ Интерпола (СОДИ)
  • сервис экспертно-криминалистической деятельности (ЕАИС ЭКП)
  • сервис обеспечения государственной защиты лиц (СУОГЗ)
  • сервис оформления проезда сотрудников (СОПС)
  • сервис ГУ собственной безопасности МВД (СОПД ГУСБ)
  • сервис статистической отчетности (МОСТ)
  • банк отпечатков пальцев (ЦИАДИС)

Подсистема поддержки взаимодействия с населением, а так же межведомственного взаимодействия с целью предоставления госуслуг включает:

  • сервис предоставления госуслуг (СПГУ)
  • систему централизованного учета оружия (СЦУО)
  • единый банк данных архивной информации (Ретроспектива)
  • интегрированный банк данных

Состав сервисов ИСОД МВД
Состав сервисов ИСОД МВД

Финансирование

По состоянию на середину декабря 2014 года на портале закупок Gostorgi.ru можно найти порядка 100 различных закупочных процедур, так или иначе связанных с ИСОД МВД, включая еще не завершенные торги. На официальном портале госзакупок по аналогичному запросу выдается порядка 25 закупок. Общая начальная цена опубликованных закупок составляет более 5,6 млрд руб.

В числе наиболее крупных торгов – поставка АРМ для ИСОД (начальная цена более 940 млн руб.), выполнение ОКР «Создание ИСОД МВД России» (порядка 1,4 млрд руб.), а также самый крупный тендер – ОКР «Развитие ИСОД МВД» (более 1,4 млрд руб.). Многие торги проводились как закупка у единственного поставщика, некоторые тендеры носят закрытый характер.

Хроника исполнения проекта и других событий вокруг него

2019

МВД засекретило техподдержку ИТ-системы, за которую сажали ее создателей и приемщика

Как обнаружил CNews, МВД под давлением властей пришлось перевести в непубличный режим выбор подрядчика на техсопровождение своей сверхпроблемной информсистемы, значительно сместив при этом сроки осуществления работ и скорректировав их стоимость[1].

Напомним, 25 января 2019 г. на основании решения ФАС министерству пришлось отменить запланированный на 28 января открытый электронный аукцион на поддержку единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД (ИСОД) с начальной ценой контракта в 1,65 млрд руб. и сроком его исполнения до 20 декабря 2019 г. Незадолго до этого в надзорном ведомстве посчитали, что МВД следует прибегнуть к закрытому способу определения поставщика данных услуг (подробнее — ниже).

Новый аукцион запущен именно закрытом режиме. Это в частности, означает отсутствие в публичном доступе техзадания — соискатели смогут получить его только персонально, на условиях конфиденциальности. Также будет засекречена и информация о претендентах, победителе и сумме подряда — протоколы работы конкурсной комиссии на сайте госзакупок не появятся.

Заявки от соискателей будут приниматься до 27 мая 2019 г. Торги намечены на 28 мая. Исполнение контракта должно завершиться 30 июня 2020 г., то есть общий фронт работ увеличился примерно на два месяца. По всей видимости именно с этим связан тот факт, что сумма перезапущенного лота выросла до 2 млрд руб.

МВД требовало с AT Consulting миллион за туалет и воду, использованные во время исполнения госконтракта

Как выяснил [2], ИТ-структура МВД «Специальная техника и связь» не сумела доказать в Московском арбитражном суде, что ее подрядчик — известный интегратор AT Consulting — обязан рассчитаться с ней по счетам за электричество и канализацию. Эти счета коммунальщики сформировали за тот период, что ИТ-компания работала у госорганизации на контракте[3].

С данным иском структура МВД обратилась в суд в середине февраля 2019 г. Сумма требований составила 1,16 млн руб. В иске фигурировали счета за электроэнергию, тепло, водоотведение, вывоз мусора.

С точки зрения структуры МВД, ИТ-компания должна была возместить ей указанные издержки за тот период, что она исполняла на территории заказчика контракт по эксплуатации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) — в течение 2016-2018 гг.

В судебных документах указан шифр данных работ — «Эксплуатация изделия 14т1». Поиск по сайту госзакупок показывает, что данный подряд был распределен в формате закрытого конкурса в конце 2015 г. Его стартовая цена составила 8,4 млрд руб.

В разговоре с CNews представители компании AT Consulting ограничились формальным комментарием. «В своей работе AT Consulting всегда стремится к взаимовыгодному сотрудничеству, выстраивая отношения с клиентами на основе качественных услуг, доверия и уважения, — отметили в компании. — Мы также уважаем законы Российской Федерации и решения суда и рады, что иск завершился подобным образом».

AT Consulting продолжит работу над ИСОД МВД

Как стало известно TAdviser, компания AT Consulting выиграла тендер на выполнение опытно-конструкторских работ по развитию федеральной поисковой системы генетической идентификации «Ксенон-2» (входит в комплекс ИСОД МВД России). Соответствующая информация была размещена на официальном сайте госзакупок. Это событие совпало с закрытием уголовного дела в отношении основателя компании Сергея Шилова. По мнению источника TAdviser, выигранный тендер может говорить о восстановлении доверия ведомства к Шилову и его команде. Информатизация госсектора является одной из ключевых компетенций AT Consulting, в частности компания выполняла работы по созданию электронных сервисов для МВД, ФСИН и других силовых структур.

Дело ИСОД развалилось

Следственный комитет России (СКР) завершил в марте 2019 года расследование громкого уголовного дела о возможных должностных злоупотреблениях, которые были допущены при создании интеллектуальной системы обеспечения деятельности (ИСОД) МВД и обернулись для ведомства потерей 1,4 млрд руб[4].

По данным издания, следователи отказались от обвинений в коррупции в адрес всех фигурантов дела, в том числе и главного – бывшего гендиректора НПО МВД РФ «Спецтехника и связь» (СТиС) Андрея Нечаева, который, по версии следствия, принял ИСОД у подрядчика и расплатился за нее, когда в системе были не готовы как минимум три компонента. Как пишет «Коммерсант», следователи установили, что Нечаев пошел на это, чтобы выслужиться перед начальством, а не из корыстных соображений.

Сейчас уголовное дело насчитывает около 200 томов, и его фигуранты, находящиеся под домашним арестом, заняты ознакомлением с ним, сообщает газета со ссылкой на защитников одного из фигурантов.

Власти заставляют МВД засекретить техподдержку ИТ-системы, за которую посадили ее создателей и приемщика

Как выяснил CNews, МВД не сможет выбрать подрядчика на техсопровождение своей главной информсистемы в публичном режиме. На основании решения ФАС министерству пришлось 25 января 2019 г. отменить соответствующий открытый электронный аукцион с начальной ценой контракта в 1,65 млрд руб. В надзорном ведомстве посчитали, что МВД следует прибегнуть к закрытому способу определения поставщика услуг[5].

Причиной этого стал тот факт, что для выполнения работ исполнителю требуется изучить секретные данные, что несовместимо с какой бы то ни было публичностью.

«Представители заказчика пояснили, что для оказания услуг победителю аукциона необходимо ознакомиться с приказом № 016, имеющим гриф `секретно`, — говорится в документах ФАС. — Указанный приказ не размещен в ЕИС и открытом доступе в нтернете. Учитывая изложенное, описание объекта закупки, подлежащее включению в документацию об аукционе, содержит сведения, составляющие государственную тайну, что является основанием для применения закрытого способа определения поставщика».

Непосредственным заказчиком на тендере выступило научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» при МВД (СТиС). Что касается объекта поддержки — единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД (ИСОД), то она уже и так доставила этой организации немало проблем. СТиС занималась созданием ИСОД, и этот проект стоил ее руководителю Андрею Нечаеву не только его поста, но и свободы. Сумма основного стартового контракта на разработку ИСОД (завершился в конце 2014 г.) составляла 1,4 млрд руб. Именно ее в итоге с Нечаева стали требовать в МВД.

2018

Арест подрядчиков Сергея Шилова и Алексея Нащекина

В марте 2018 года по делу о нарушениях при создании ИСОД МВД был задержан основатель и руководитель AT Consulting Сергей Шилов, в апреле - гендиректор компании "Национальные телематические системы" Алексей Нащекин.

МВД предъявило иск на 1,4 млрд рублей к главному конструктору ИСОД

Министерство внутренних дел (МВД) России требует от бывшего главы своего подразделения НПО «Спецтехника и связь» Андрея Нечаева уплаты 1,4 млрд руб. за недочеты в работе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД), внедрением который он руководил. 1,4 млрд руб. — это сумма госконтракта на работы по созданию ИСОД, который Нечаев заключил с подрядчиком от лица МВД[6].

Нечаев обвиняется в том, что принял ИСОД у подрядчика и расплатился за нее, когда в системе были не готовы как минимум три компонента. Следствие классифицирует это как злоупотребление должностными полномочиями согласно части 3 статьи 285 Уголовного кодекса России. Этот параграф предлагает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Причиной действий Нечаева считается стремление оправдать ожидания руководства, вариант получения вознаграждения от подрядчика отсеялся в ходе расследования, передает издание «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к МВД.

Нечаев был задержан в октябре 2017 г., после того как обстоятельствами его работы над ИСОД заинтересовалось управление «М» Федеральной службы безопасности (ФСБ) России. Обвинение против него было выдвинуто Следственным комитетом России, решение о задержании принял Басманный районный суд.

Арест Нечаева повлек за собой добровольную отставку замглавы МВД по тылу Александра Махнова, мотивированную в МВД тем, что Махнов нес личную ответственность за подчиненного ему Нечаева, являясь на момент расчета с подрядчиком главой департамента информационных технологий, связи и защиты информации в МВД. После поступления обвинения от Следственного комитета МВД выдвинула против Нечаева гражданский иск.

2017: Арест главного конструктора

18 октября 2017 года был арестован главный конструктор ИСОД Андрей Нечаев (подробнее).

2015: Суд с «Ланитом» из-за несуществующей версии Microsoft Windows Server

Поставка ПО Microsoft для ИСОД МВД по госконтракту[7], заключенному в конце декабря 2014 года с «дочкой» «Ланита» «Ланит-интеграцией», привела к судебным разбирательствам. Подрядчик вышел победителем по делу[8] в двух инстанциях – первой и апелляционной.

Решение суда по итогам рассмотрения дела в апелляционной инстанции было опубликовано в конце декабря 2015 года. Из него следует, что разбирательства возникли из-за лицензий для госорганов ПО Windows Server и Windows Server Datacenter, входивших в состав поставки. МВД требовалось предоставить их 32-битные и 64-битные версии.

До подписания акта приема-передачи прав на использование ПО «Ланит-интеграция» указала МВД, что 32-битных версий указанных продуктов не существует. Компания попросила ведомство принять 64-битные версии продуктов, сославшись на то, что прикладное ПО МВД, совместимое с их 32-битными версиями, сможет работать и с 64-битными версиями. Свои доводы «Ланит-интеграция» подкрепила письмом от российского офиса Microsoft.

МВД принял поставку, включавшую только 64-битные дистрибутивы этого ПО, однако вскоре известил «Ланит-интеграцию» о том, что компания нарушила условия контракта и ненадлежащим образом исполнила свои обязательств по передаче прав на ПО, не предоставив 32-битные версии. Лицензии Windows Server 2012R2 и Windows Server Datacenter 2012R2 с 64-битными дистрибутивами МВД вернуло.

По условиям контракта между МВД и «Ланит-интеграцией», его исполнение со стороны подрядчика было обеспечено банковской гарантией, для который был привлечен «ЮниКредит Банк». После возврата спорных лицензий МВД обратилось в «ЮниКредит Банк» за выплатой гарантии. Размер своих требований МВД оценило в 140,9 млн руб. Деньги ведомству были перечислены.

После этого «Ланит-интеграция» через суд потребовала взыскать с МВД перечисленную ему сумму в качестве неосновательного обогащения, а также 1,19 млн руб. сверх этой суммы в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами.

Изучив материалы дела, включая письмо от Microsoft, суд пришел к выводу, что в части 32-битных версий спорных продуктов обязательства «Ланит-интеграции» прекратились в связи с невозможностью их исполнить из-за обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. В свою очередь, прекращение обязательств исключает какую-либо ответственность обязанной стороны за его неисполнение. Получение МВД денежных средств суд квалифицировал как неосновательное обогащение и вынес решение взыскать их с ведомства в пользу «Ланит-интеграции» вместе с процентами.

2014

Закупка ПО Microsoft на 455 млн руб

В декабре 2014 года МВД провело аукцион[7] на поставку ПО Microsoft для функционирования в рамках ИСОД с начальной ценой почти в 470 млн руб. Победителем торгов стала «дочка» «Ланита» - компания «Ланит-Интеграция», сбившая цену примерно до 455,6 млн руб. Помимо нее в аукционе также участвовала компания «ЭйТи Сервис», входящая в группу AT Consulting.

По условиям контракта, за указанную сумму МВД получит 150 тыс. лицензий Microsoft Office 2013, 250 лицензий Microsoft Visio 2013, 200 лицензий Windows Server 2012 R2 и по 10 лицензий Microsoft Project 2013 и Windows Server 2012 R2 Datacenter. Лицензии поставляются по программе корпоративного лицензирования Microsoft для госучреждений.

Готовность ЦОДа

В октябре 2014 года министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев на заседании правкомиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности докладывал, что ЦОД МВД, на базе которого проводится плановое размещение специализированных информационных сервисов и систем, уже введен в эксплуатацию и в нем уже развернуты 32 информационные системы.

Создание опытного образца

В сентябре 2014 года МВД заключило контракт с «НИИАА» на выполнение ОКР «Создание ИСОД МВД», срок окончания работ по которой обозначен декабрем того же года. По данным одной из презентаций об этом проекте, в его рамках планируется изготовление опытного образца ИСОД и тиражирование сервисов системы в субъектах РФ (45 и 85 субъектов в зависимости от назначения сервиса), а также проведение предварительных и госиспытаний в соответствии с ГОСТ.

С целью выполнения работ по развертыванию опытного образца ИСОД в территориальных подразделениях МВД был привлечен соисполнитель – AT Consulting.

2013: AT Consulting создаст для МВД СЭД на миллион пользователей

AT Consulting приступила к реализации проекта по созданию СЭД в МВД, рассказали TAdviser в компании. Контракт на выполнение этих работ на сумму в 45,8 млн руб. был подписан в октябре 2013 г. В ходе конкурса по выбору подрядчика компания значительно сбила максимальную стоимость контракта, которая составляла около 131 млн руб. Помимо AT Consulting, в тендере также приняли участие ФГУП НИИ «Восход» и компания «Тауэр».

Принять систему в эксплуатацию планируется к середине декабря 2014 г. На момент старта проекта в AT Consulting предпочли не раскрывать, на базе какого продукта создается СЭД для МВД, а также какие-либо другие детали. В компании лишь отметили, что за 12 лет работы у нее накоплена значительная экспертиза в подобных проектах.

«В частности, недавно наша компания внедрила единую систему электронного документооборота в компании «Ростелеком» на базе платформы EMC Documentum. В нашем портфолио есть также ряд других проектов, выполненных по заказу организаций с распределенной по всем субъектам Российской Федерации структурой. Мы надеемся, что наш опыт и команда, нацеленность сотрудников на результат, помогут реализовать крупный проект в МВД РФ», - заявили TAdviser в AT Consulting.

В технических требованиях МВД к системе не указано предпочтений по продукту конкретного вендора, на базе которого должна быть создана СЭД, а говорится только, что преимущество при его выборе должно отдаваться стандартизированным решениям.

С помощью СЭД МВД рассчитывает автоматизировать подготовку, обработку, хранение и использование документов в подразделениях центрального аппарата и территориальных органах, отвечающих за делопроизводство. Помимо этого, функционал системы должен обеспечить интеграцию между этими подразделениями и единое пространство документооборота в рамках ведомства.

Также должно быть разработано мобильное приложение для планшетов, работающих под управлением ОС Windows 8. Оно позволит автоматизировать деятельность руководителей подразделений МВД по вынесению резолюций и выдаче поручений.

В дальнейшем МВД планирует автоматизировать процессы документооборота во всех органах внутренних дел. Для этого одним из требований к СЭД указана ее масштабируемость: система должна быть спроектирована таким образом, чтобы обеспечить необходимое быстродействие при одновременной работе в ней не менее 1 млн пользователей, из которых не менее 50 тыс. - сотрудники делопроизводственных подразделений.

Среди ИТ-систем, с которыми будет взаимодействовать СЭД МВД - единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности ведомства, сервис обеспечения кадровой деятельности, информационно-справочную система классификации и кодирования информации в системе МВД, система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и др.

По данным исследования Минкомсвязи по использованию СЭД в федеральных органах исполнительной власти, опубликованным в середине мая 2013 г., МВД оказалось одним из пяти ведомств-аутсайдеров, не использующих электронный документооборот. Помимо МВД к таковым также относятся ФСТЭК, ФСБ, СВР и Ростуризм.

Примечания