Минцифры: Макс помощник портала gosuslugi.ru

Продукт
Разработчики: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры)
Дата последнего релиза: 2021/07/07
Отрасли: Государственные и социальные структуры,  Интернет-сервисы
Технологии: Речевые технологии

Содержание

Стратегически робот Макс разрабатывается как универсальная технология, которая возьмёт на себя рутинные операции, высвобождая ресурс госслужащих.

2024: Планы по интеграции с отечественным аналогом ChatGPT

1 февраля 2024 года Минцифры РФ сообщило о том, что в портал Госуслуг будет интегрирована технология генерации ответов на основе большой языковой модели (LLM) российской разработки. Речь идет об отечественном аналоге ChatGPT, а реализацией проекта занимается «РТ Лабс» — структура «Ростелекома», выступающая оператором Госуслуг.

LLM будет встроена в «Робота Макса», который выполняет функции цифрового помощника портала Госуслуг. Это, как утверждается, позволит отвечать на конкретные вопросы пользователей короткими и понятными ответами. Кроме того, [[ИИ/искусственный интеллектъъ сможет генерировать ответ из базы знаний Госуслуг под конкретный вопрос, ориентируясь на сформулированную жизненную ситуацию.

В портал Госуслуг будет интегрирована технология генерации ответов

Газета «Коммерсантъ» отмечает, что «РТ Лабс» тестирует две российские LLM-модели от «Яндекса» и «Сбера» — YandexGPT и GigaChat. По результатам этих испытаний одну из моделей планируется встроить в сервис до конца 2024 года. Для наполнения базы знаний ИИ используются скрипты «Робота Макса», ответы операторов колл-центра «Ростелекома», обезличенные жалобы и обращения пользователей, поступающие в ведомства, а также ответы на них.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

По состоянию на начало февраля 2024 года бюджет проекта, а также финансовая схема взаимодействия заказчика решения и поставщика LLM не определены. Участники рынка говорят, что доступ к генеративным сервисам на базе LLM обычно тарифицируется, исходя из токенов в вопросе и ответе. При этом сервисы, дающие доступ к LLM посредством программного интерфейса (API), как правило не позволяют производить дообучение на сторонних данных. Поэтому у «РТ Лабс» должен быть заключен соответствующий договор с разработчиком LLM. Директор по развитию бизнеса Just AI Светлана Захарова полагает, что после полной интеграции LLM-модель сможет теоретически дообучаться на тех данных, которые вводят пользователи портала Госуслуг.[1]

2023: Добавление на региональные ведомственные сайты

Робота-помощника с портала Госуслуг начинают добавлять на региональные ведомственные сайты. Об этом в начале июня 2023 года рассказал директор ФКУ «Гостех» Василий Слышкин.

По его словам, цифрового ассистента Макса к началу июня 2023 года дорабатывают, чтобы перевести его на платформу «Гостех».

Робота-помощника Макса начинают добавлять на региональные ведомственные сайты

Ранее в 2023 году глава Минцифры Максут Шадаев рассказал, что голосовой помощник Макс обрабатывает около 1 млн запросов в день.

«
Ну, это же эволюционный процесс. Они будут учиться и будут лучше обслуживать. Но очевидно, сейчас уже 80% типовых случаев они умеют правильно маршрутизировать. Ну, и голосовые колонки, которые есть у многих дома, это тоже пример искусственного интеллекта, — сказал глава Минцифры на вопрос о том, что крупнейшие банки и даже поликлиники обзавелись теперь роботами, которые отвечают на звонки, и очень часто это такие странные диалоги, потому что роботы не понимают людей, а человеку сложно с этими роботами.[2]
»

Чтобы робот эффективно работал в региональных ГИС, по каждой государственной услуге требуется прописать ключевые слова, отмечает руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» Людмила Богатырева. Она добавляет, что стоит учитывать семантические особенности, связанные с огромным количеством диалектов [русского языка] в регионах, поэтому один и тот же запрос в разных субъектах РФ может звучать по-разному. Впрочем, зачастую именно наращивание клиентского опыта играет ключевую роль в развитии ИТ-продукта и повышении его конкурентных преимуществ, говорит Богатырева.

Разработка подобных роботов с нуля может стоить от 10 млн до 20 млн руб. в зависимости от использованных технологи, считает директор по развитию бизнеса «Девелоника» Роман Смирнов. Для доработки подобных систем понадобится 10–20 специалистов, а объем бюджета составит порядка 5–10 млн руб. в месяц. Значит, нужно быть готовыми к инвестициям в 20–50 млн руб., подсчитал он.

2021: Интеграция с виртуальными ассистентами Афина, Джой и Сбер

7 июля 2021 года Сбербанк сообщил о том, что виртуальные ассистенты Афина, Джой и Сбер упростят получение госуслуг благодаря интеграции с роботом Максом, помощником портала gosuslugi.ru

Команда SberDevices завершила первый этап интеграции навыков робота Макса в мобильные приложения СберБанк Онлайн и Сбер Салют, а также умные устройства Sber. Теперь робот Макс будет консультировать пользователей не только на портале gosuslugi.ru, его помогут вызывать виртуальные ассистенты Салют.

Пользователям достаточно сказать: «Салют, запусти госуслуги», — чтобы вызвать робота Макса.

На первом этапе с его помощью можно получить справочную информацию об оформлении российского паспорта, заграничного паспорта, регистрации и расторжении брака. Робот Макс поможет выбрать нужный тип услуги и перенаправит на сайт gosuslugi.ru для введения персональных данных. Количество услуг, доступных роботу Максу на умных устройствах, сервисах и платформах, разработанных SberDevices, будет расширяться.

Ещё одним плюсом для пользователей устройств и мобильных приложений с ассистентами Салют стала возможность быстро и просто находить QR-коды для посещения кафе и ресторанов. Для этого нужно просто сказать: «Салют, покажи QR-код», — после чего откроется нужный раздел на портале gosuslugi.ru, где можно будет увидеть свой QR-код о прохождении вакцинации, перенесённом за последние полгода заболевании COVID-19 или отрицательном результате ПЦР-теста. Функция доступна на умных устройствах Sber, но особенно удобна она будет в мобильных приложениях СберБанк Онлайн и Сбер Салют. Например, когда на входе в ресторан потребуется QR-код, не придётся долго искать его в сохранённых файлах, можно быстро попросить ассистента голосом, чтобы он показал код с портала госуслуг.

«
Одним из ключевых принципов цифровизации является мультиканальность, то есть возможность получить информацию или услугу там, где удобно. Данный принцип также релевантен и для голосовых каналов, которые стремительно набирают аудиторию и в будущем, несомненно, станут одним из основных каналов коммуникаций. В этой связи считаем настоящим прорывом выход нашего цифрового помощника на умные устройства Sber, где у пользователей появится удобный формат взаимодействия с порталом госуслуг — с помощью голоса. С технологической точки зрения проект показал высокую эффективность государственно-частного партнёрства. Команда SberDevices провела все интеграционные работы, гибко адаптируя пользовательский опыт под существующие технологии робота Макса, и оказала большую экспертную поддержку для дальнейшего развития инфраструктуры электронного правительства в части голосовых технологий. Вместе мы заложили основу для дальнейшего взаимодействия и расширения сфер сотрудничества в использовании технологий SberDevices для совершенствования робота Макса, - сказал Дмитрий Огуряев, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
»

Минцифры вместе с рядом пилотных ведомств планирует к 2022 году начать активную экспансию этой технологии. На первом этапе совместного проекта команда SberDevices предоставила доступ к собственным наработкам и современным технологическим решениям, связанным с распознаванием и синтезом речи (ASR/TTS), инструментами платформы SmartMarket, единой точки доступа ко всем технологиям Сбера, NLP-платформой для обработки естественного языка, благодаря которым возможности робота Макса значительно расширились.

«
Это наш первый проект по бесшовной интеграции виртуальных ассистентов Салют с внешними помощниками-экспертами, и он показал, что технологии, которые мы создаём в SberDevices, доступны для масштабирования и переиспользования как в государственном секторе, так и в коммерческом. Наши виртуальные ассистенты теперь могут вызывать экспертов в определённых областях, чтобы оказывать профильные услуги, — как в случае с роботом Максом. Мы планируем активно расширять сотрудничество с Минцифры, воплощая интересные кейсы и демонстрируя рынку возможности интеграции семейства Салют с сервисами других ведомств и компаний, - отметил Константин Круглов, старший вице-президент по новым цифровым поверхностям Сбербанка, CEO SberDevices.
»

Примечания



СМ. ТАКЖЕ (2)


Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (43)
  МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (27)
  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (24)
  Naumen (Наумен консалтинг) (14)
  Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (9)
  Другие (147)

  Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (5)
  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (4)
  3iTech (ранее 3i Technologies) (2)
  Naumen (Наумен консалтинг) (2)
  Neuro.net (Нейро) (2)
  Другие (15)

  МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (12)
  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (7)
  Naumen (Наумен консалтинг) (3)
  Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (3)
  Мегапьютер Интелидженс (Megaputer Intelligence) (2)
  Другие (11)

  МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (9)
  Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (8)
  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (6)
  Naumen (Наумен консалтинг) (4)
  Unlimited Production (Анлимитед Продакшен) (4)
  Другие (18)

  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2)
  SberDevices (СалютДевайсы, ранее СберДевайсы) (2)
  AllSee (АЛЛ СИИ) (1)
  Napoleon IT (Наполеон Айти) (1)
  Naumen (Наумен консалтинг) (1)
  Другие (6)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (16, 46)
  МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (3, 28)
  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (11, 25)
  Яндекс (Yandex) (9, 14)
  Avaya (4, 13)
  Другие (300, 143)

  Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (2, 5)
  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (1, 5)
  SberDevices (СалютДевайсы, ранее СберДевайсы) (2, 2)
  МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (1, 2)
  Neuro.net (Нейро) (1, 2)
  Другие (7, 9)

  МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (2, 12)
  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
  Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (1, 3)
  Naumen (Наумен консалтинг) (1, 3)
  Voximplant (Фастком) (2, 2)
  Другие (9, 11)

  МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (1, 9)
  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 8)
  Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (4, 7)
  Unlimited Production (Анлимитед Продакшен) (1, 6)
  Naumen (Наумен консалтинг) (2, 4)
  Другие (12, 13)

  Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 2)
  SberDevices (СалютДевайсы, ранее СберДевайсы) (2, 2)
  Сбер Бизнес Софт (1, 1)
  Naumen (Наумен консалтинг) (1, 1)
  Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (1, 1)
  Другие (5, 5)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  МТТ VoiceBox - 24
  BSS Digital2Speech - 19
  Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 14
  SmartLogger II - 12
  Naumen Erudite - 12
  Другие 158

  BSS Digital2Speech - 5
  Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 4
  МТТ VoiceBox - 2
  Neuro.net Голосовой робот - 2
  3i TouchPoint Analytics - 2
  Другие 9

  МТТ VoiceBox - 11
  BSS Digital2Speech - 6
  VS Robotics: VS Робот-оператор - 3
  Naumen Erudite - 3
  VoxImplant - 2
  Другие 12

  МТТ VoiceBox - 9
  BSS Digital2Speech - 7
  EXpress Защищенный корпоративный мессенджер - 6
  SmartLogger II - 4
  Naumen Erudite - 3
  Другие 17

  YandexGPT (YaLM 2.0) - 1
  SmartLogger II - 1
  Naumen Erudite - 1
  BSS Digital2Speech - 1
  Сбер SaluteSpeech (SmartSpeech) - 1
  Другие 6