2012/06/28 11:47:14

СЭД в госсекторе


Содержание

2022: Дмитрий Чернышенко: В России появится единое пространство документооборота - ГосЭДО

В России стартовал проект по формированию единого информационного пространства в области государственного электронного документооборота - ГосЭДО. Об этом заявил заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко. Оператором ГИС ГосЭДО выступает Минцифры России, а разработку системы ведет ФГАУ НИИ «Восход», говорится в сообщении Правительства РФ от 29 марта 2022 года. Подробнее здесь.

2011: Результаты использования: Различные госструктуры потратили на закупку соответствующего ПО 5 млрд рублей

В общей сложности в 2011 г. различные госструктуры потратили на закупку соответствующего ПО 5 млрд руб. Таковы результаты исследования, проведенного компанией Cognitive Technologies.

Исследование проводилось среди госучреждений, к которым компания отнесла федеральные органы управления, администрации районов, городов, областей, вузы, медучреждения и силовые структуры. В основу исследования легла информация с сайта zakupki.gov.ru (всего было проанализировано 465 закупок от 457 заказчиков), а также данные, полученные непосредственно от заказчиков в ходе проведенного Cognitive Technologies опроса. В нем приняли участие 276 сотрудников госструктур, закупивших системы электронного документооборота различных производителей в период с 2011 г. по начало 2012 г. (79 респондентов из столичного региона и 197 из 35 субъектов РФ).

"Изначально мы проводили исследование для себя – нам был интересен этот рынок, так как мы сами работаем на нем, - рассказал PR-менеджер Cognitive Technologies Данил Гатилов. - При этом мы не сегментировали данные, полученные от разных госучреждений. В рамках исследования такой задачи у нас не было. Не сегментировали мы полученные данные и по компаниям - победительницам тендеров. Но могу сказать, что среди госучреждений большую часть наших клиентов составляют силовые ведомства".Как защищать «поумневшие» промышленные сети: «Синоникс» на страже безопасного объединения изолированных сетей 6.1 т

Согласно полученным Cognitive Technologies данным, подавляющее число (53%) респондентов высказались негативно о качестве работы закупленных систем. Более половины из них заявили, что главной проблемой большинства установленных систем является низкая скорость обработки информации. Слабая уверенность в безопасности хранения документации не устраивает 16% опрошенных. А в необходимости включения в системы электронного документооборота функций автопроцессинга, позволяющих в значительной степени автоматизировать процесс обработки входящих обращений и снизить субъективность при принятии решений, уверены 28%.

Тех, кого полностью или частично устроил приобретенный продукт, было значительно меньше – 17% и 28% соответственно. Около 2% респондентов воздержались от конкретного ответа.

По данным Cognitive Technologies в 2012 г. затраты на внедрение систем автоматизации процессов и документооборота в госсекторе увеличатся на 40% по сравнению с 2011 г. и составят 7 млрд руб.

Опыт регионов

Самарская область

2011 год: Самарский государственный архив вскоре перестанет быть царством пыльных раритетов и местом, где поиски нужного документа занимают дни, а то и недели. Уже сейчас многие сведения двухвековой давности можно получить за считанные минуты. В архиве полным ходом идет оцифровка фондов.

Новейшие электронные технологии помогут историческим документам приобрести практически вечную жизнь. Целый этаж областного архива сейчас отдан для размещения специального оборудования - таким же образом сравнительно недавно были переведены в цифровой формат архивы во многих странах Европы.

Со временем доступ к документам в электронном виде будет доступен не только посетителям читального зала архива, но и практически любому жителю планеты, имеющему выход в Интернет. В юбилейный для губернии год интерес к прошлому региона, по наблюдениям работников архива, очень сильно вырос. Помимо историков - к древним документам обращаются обычные самарцы, которые решили составить свою родословную. Электронные технологии помогут значительно ускорить поиск необходимых сведений.

Республика Хакасия и Ханты-Мансийский АО

Более половины госучреждений, перешедших на электронный документооборот (ЭДО), не довольны приобретенными решениями.

Системы электронного документооборота в региональных органах власти превращаются в полноценный инструмент государственного управления. При этом, особенно значимыми становятся возможность документационной поддержки принятия решений и удаленный web-доступ.

Внедрение СЭД в российском региональном госсекторе изначально было мотивировано стремлением к автоматизации делопроизводственных процессов при сохранении бумажного документооборота. Однако благодаря изменениям в законодательстве функционал систем существенно расширился. В частности, в российских регионах СЭД позволяют осуществлять поддержку процессов управления электронными документами на протяжении всего жизненного цикла — от создания и утверждения до хранения и последующего уничтожения. СЭД также должны способствовать автоматизации таких бизнес-процессов как оказание госуслуг в электронном виде, обеспечивать электронное межведомственное взаимодействие.

Правительство Республики Хакасия начало активно перестраивать свою ИТ-инфраструктуру в 2001 году. Тогда был объявлен конкурс на реализацию первого этапа построения единой корпоративной сети в здании Правительства и Верховного совета. Требовались построение локальной сети, поставка и инсталляция серверов, СУБД и системы автоматизации документооборота на 20 рабочих мест.

"Перед нами стояла задача построения единого информационного пространства для работы исполнительных органов государственной власти республики. Для этого было необходимо создать условия для полного перехода от традиционного бумажного документооборота к безбумажной электронной технологии, автоматизировать делопроизводственные процессы и работу ведомств, построить межведомственное электронное взаимодействие и так далее. Мы остановили свой выбор на системе электронного документооборота в компании "ЭОС". Немаловажную роль сыграл и тот факт, что разработчик системы предоставляет постоянную поддержку, в частности, отслеживает актуальность нормативно-методологической базы и при необходимости вносит изменения в систему", – комментирует ситуацию советник Отдела администрирования системных ресурсов Государственного комитета по информатизации и новым технологиям Республики Хакасия Евгений Янулевич.

В настоящее время в системе автоматизации делопроизводства и документооборота Правительства Республики Хакасия работают все сотрудники министерств и ведомств региона, а это более 700 рабочих мест. Для межведомственного взаимодействия при организации работы с документами дополнительно к СЭД подключены прокуратура республики и Управление министерства юстиции РФ по республике Хакасия, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Взаимодействие административных центров муниципальных образований с СЭД осуществляется по открытым каналам связи посредством обмена документами в электронном виде с использованием ЭЦП.

"Движение бумажных документов удалось исключить полностью. В результате не только значительно увеличилась скорость работы специалистов, но и снизились издержки, которые неизбежно существовали при обмене бумажными документами, – рассказывает о преимуществах построенной СЭД Евгений Янулевич. – Поскольку в базе данных хранится не только учетная информация, но и электронные образы документов, сотрудники органов исполнительной власти и администраций муниципальных образований активно используют документационную поддержку в качестве инструмента принятия решений".

Для конвертации данных СЭД правительства республики с электронными системами федеральных органов власти создан адаптер, который после получения защищенного канала для обмена информацией, позволит организовать межведомственное взаимодействие с федеральными исполнительными органами государственной власти РФ, в части электронного документооборота.

В прошлом году стартовал пилотный проект для двух департаментов Администрации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по внедрению новой СЭД. Система электронного документооборота функционирует в администрации округа с 2005 года: "Кодекс: Документооборот" позволил автоматизировать процессы делопроизводства, организации электронного документооборота и формирования банков данных входящих, исходящих и внутренних документов, предоставления оперативного доступа к информации с разграничением прав доступа, электронного опубликования официальных документов. Однако, по словам директора "Окружного центра информационно-телекоммуникационных технологий" Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Степана Перевертайло, для органов власти наиболее актуальной является сегодня задача распространения СЭД на всех сотрудников в рамках территориально распределенной структуры. "Важными условиями для электронного взаимодействия между ведомствами и администрациями муниципальных образований является возможность полноценной работы через Web, а также высокая технологичность при выполнении типовых документационных процедур. Кроме того, Web-технологии не потребуют установки на рабочих местах пользователей основного клиентского приложения", – рассказывает Степан Перевертайло.

По мнению экспертов, к важным преимуществам EOS for SharePoint относится возможность работать с системой межведомственного электронного документооборота (МЭДО). Функционал, необходимый для организации межведомственного взаимодействия, может также успешно применяться при построении электронной системы оказания государственных услуг. Ярким примером тому служит опыт создания в органах государственной власти, госорганах и учреждениях Московской области единой системы электронного документооборота (ЕСЭД). В ходе этого проекта были реализованы доработки программного и аппаратного обеспечения центрального узла ЕСЭД на платформе Microsoft Office SharePoint Server (MOSS) и организаций-участников единой системы электронного документооборота для обеспечения электронного взаимодействия посредством центрального узла.

В настоящее время обеспечена автоматизация внутреннего и внешнего документооборота ведомственных СЭД органов государственной власти Московской области. Центральный узел ЕСЭД обеспечивает эффективный и гарантированный информационный обмен между участниками межведомственного электронного взаимодействия.

В настоящее время продолжается реализация подсистемы "Единая система нормативно-справочной и документированной информации" (ЕСНСИ), обеспечивающей взаимодействие между информационными системами с сохранением всех атрибутов юридической значимости электронных документов и записей базы данных, и использованием возможностей электронной цифровой подписи (ЭЦП). Фактически ЕСНСИ – набор справочников и классификаторов, позволяющих внешним системам актуализировать нормативно-справочную информацию.

Таким образом, предусмотрительно начав работы по объединению СЭД органов власти, Правительство Московской области смогло подготовиться к изменению норм 210-ФЗ. Внедрение ЕСЭД расширило возможности граждан по реализации своих прав на получение государственных услуг, а интеграция со СМЭВ обеспечила возможность межведомственного электронного взаимодействия с прочими органами и организациями, участвующими в процессах предоставления государственных и муниципальных услуг.