Дмитрий Макеев: Управленческая отчетность для холдинга - MDM необходим
Cбор и анализ фактической информации по диверсифицированному концерну во многом является сложной задачей, и в связи с этим часто слабо автоматизирован. Причин много – от разницы в системе учетной политики дочерних компаний до отсутствия единого подхода к решению подобных задач. О том, как в «Ситроникс» была внедрена MDM-система, TAdviser рассказал Дмитрий Макеев, директор по автоматизации бизнес-процессов этой компании.
Дмитрий Макеев: Необходимость автоматизации процесса сбора фактических данных по доходам и расходам в компании «Ситроникс» возникла достаточно давно. Исторически данные в компании собирались и сводились вручную, однако их качество и уровень детализации не соответствовали ожиданиям. Для того чтобы посмотреть выручку по бизнес-единице, например, в разрезе контрактов, было необходимо запрашивать информацию у дочерних организаций, вследствие чего уходило много времени на обработку данных, согласно стандартам, принятым в управляющей компании. Однако требуемые для отчетности данные уже существовали в учетных системах компании, что явилось толчком к запуску проекта по автоматизации системы сбора информации.
TAdviser: Какие системы послужили источниками данных для новой MDM-системы?
Дмитрий Макеев: Компании группы «Ситроникс» используют свои внутренние справочники. Как правило, это справочники сотрудников, контрагентов, номенклатура продуктов, план счетов и тому подобное содержание и назначение которых часто одинаково. В связи с необходимостью многократного ввода идентичной информации и дальнейшей синхронизации справочников в «Ситроникс» приходилось обрабатывать большое количество информации вручную для различных подразделений компании – от финансового отдела до производственного. Отсутствие регламентов сопровождения справочников приводило к снижению качества хранимой информации.
TAdviser: Как вы решили эту проблему?
Дмитрий Макеев: В нашем случае было достаточно обеспечить автоматизированный сбор фактических данных по группе компаний, что само по себе относительно несложная задача, и мы попробовали реализовать ее собственными силами. Однако возникли трудности с сопоставлением данных из разных источников. Мы поняли, что без серьезной работы по регламентации ведения справочников, разработке методологии сбора данных и внедрению централизованной системы MDM не обойтись. Метавселенная ВДНХ
К тому же, наряду с традиционными задачами по сбору отчетности, в компании появилась и другая инициатива, требующая наличия системы ведения нормативно-справочной информации (НСИ) – проектный учет по группе компаний «Ситроникс». Введение проектного учета позволило повысить качество и глубину управленческого учета с целью обеспечения бизнес-заказчика важной информацией. Таким образом, в «Ситроникс» было решено создать MDM систему.
TAdviser: Каким образом были сформулированы требования к решению и как вы выбрали подрядчика по проекту?
Дмитрий Макеев: Требования к решению и подрядчику были достаточно жесткими, так как система ведения НСИ и сбора отчетности создает единое информационное пространство для систем, обеспечивает высокий уровень достоверности данных и справочников. Был объявлен открытый конкурс на поставку и внедрение корпоративной системы MDM. Единственным интегратором, который соответствовал требованиям заказчика, стал «Ситроникс ИТ». Специалисты «Ситроникс ИТ» выступили с предложением о внедрении системы НСИ на основе Oracle Data Relationship Management (Oracle DRM).
Когда перед нами встала задача выбрать подходящее решение для автоматизации процессов управления нормативно-справочной информацией, оказалось, что на рынке не так много готовых универсальных MDM решений. В основном системы класса MDM предназначены для определенной предметной области, другие системы являются частью тяжелых ERP систем, третьи – разработка под конкретного заказчика. Система Oracle DRM оказалась универсальным решением, которое превзошло конкурентов по значимым для нас критериям, при этом было конкурентоспособно по цене
TAdviser: Дмитрий, расскажите, пожалуйста, подробнее о ходе проекта.
Дмитрий Макеев: Проект по внедрению системы MDM в «Ситроникс» стартовал в августе 2010 года, к январю 2011 была разработана основная методология – единый план счетов, правила проектного учета. Все справочники, которые предполагалось вести в рамках внедряемой системы были разделены на две группы – централизованные для управляющей компании и децентрализованные, которые сосредоточены в дочерних компаниях. Примером централизованного справочника является план счетов, децентрализованного – контракты.
Важным моментом для любой MDM системы является ведение «мэппингов» – сопоставлений из справочников внешних систем к централизованным справочникам системы. Возможны два варианта ведения «мэппингов» – централизовано в службе НСИ и децентрализовано в каждой компании. Первый вариант требует создания в управляющей компании достаточно большого подразделения, второй – распределяет нагрузку по ведению «мэппингов» на дочерние компании. Нами был выбран второй вариант как более подходящий с точки зрения стоимости.
В декабре 2010 года специалисты «Ситроникс ИТ» приступили к внедрению системы. С момента начала работ до перехода в опытно-промышленную эксплуатацию прошло 5 месяцев. В ходе проекта была разработана ETL-инфраструктура, которая позволила синхронизировать изменения в справочниках учетных систем по всей группе компаний «Ситроникс» с центральным каталогом мастер-данных и осуществлять обратную публикацию по справочникам, ведущимся централизованно в управляющей компании. Также в ходе проекта был настроен многоуровневый процесс согласования изменений для одного из часто изменяемых централизованных справочников. Стоит отметить, что в случае изменения методологии, атрибутивного состава существующих справочников или добавления новых система может быть доработана силами ИТ-поддержки заказчика.
TAdviser: Что по-вашему стало главным результатом создания MDM-системы в компании? Как вы оцениваете эффект от использования системы?
Дмитрий Макеев: Благодаря появлению в результате проекта MDM проверенных аналитических справочников внедрение системы сбора и анализа данных (BI) прошло в рекордные сроки – 2,5 месяца. В результате с августа 2011 года и по настоящее время в ОАО «Ситроникс» осуществляется автоматизированный сбор данных о расходах и доходах по всей группе компаний, при этом система работает в режиме промышленной эксплуатации.
Качество внедрения системы можно оценивать по разным параметрам. Если оценить финансовые критерии, то одним из ключевых является стоимость поддержки внедренной системы. В нашем случае поддержка осуществляется одним сотрудником на 30% занятости в месяц, что немного для систем такого масштаба. Если говорить о бизнес-критериях, то на первый план выходит качественный показатель – это уровень доверия к данным, их доступность и удобство интерфейса для пользователей системы. И, надо сказать, уровень удовлетворенности бизнес-заказчика довольно высок.