2021/07/30 12:39:35

В Общественной палате РФ предложили законодательно закрепить за автопарками и таксопарками выбор формы медосмотров водителей

20 июля 2021 года в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, где представители власти, общественных организаций и бизнеса обсудили внесение изменений в законодательство, чтобы усовершенствовать проведение медосмотров профессиональных водителей. В частности, рассмотрели возможность закрепления в правовом поле телемедицинских технологий. Участники дискуссии ожидают, что распространение телемедицины позволит навести порядок в предрейсовой оценке состояния здоровья водителей, с которым сейчас наблюдаются серьезные проблемы, и сократить количество ДТП с участием такси, автобусов и грузового транспорта.

Содержание

«Кружечку пивка и поехал!»

Несмотря на постоянное совершенствование законодательной базы в области транспорта и технологического развития, человеческий фактор остается главным источником аварийности на дороге. Член Совета Общественной палаты РФ, председатель комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов на круглом столе привел статистику, что за первые 6 месяцев 2020 года в Москве произошло 794 ДТП с участием автомобилей-такси, при этом пострадало 195 человек, и 23 человека погибли.

Член Совета Общественной палаты РФ, председатель комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов

Подавляющее число ДТП происходит по вине водителей, в том числе и из-за усталости, определенных заболеваний, в том числе хронических нарушений артериального давления, состояния алкогольного и «остаточного» опьянения. Названные факторы нужно отслеживать с помощью предрейсовых медосмотров, чтобы не допускать водителей с подобными состояниями к управлению транспортными средствами.

Нередко работодатели не придают значимости медосмотрам, считая их излишними, иногда отправляют водителя в неудовлетворительном состоянии на рейс, если его некем заменить. Да и сами водители могут скрывать наличие у себя проблем с самочувствием, чтобы их не отстранили от работы.

«
Уже меньше стало тех, кто говорит «кружечку пивка и поехал!», тем не менее, такие случаи, к сожалению, есть. Поэтому потребность доступности эффективных медосмотров и приводит к необходимости изменения действующего законодательства, - отметил Александр Воронцов.
»

Зампредседателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов на круглом столе рассказал, что для оценки ситуации он специально устроился на работу в такси в Петербурге, где проработал один день и все фиксировал скрытой камерой. По его словам, ему сразу дали два путевых листа на сутки, в которых отсутствовала его фамилия, но уже была проставлена фамилия какого-то врача.

Зампредседателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов
«
Просто стоял штампик, что я в трезвом состоянии, в хорошем состоянии здоровья, и у меня все в порядке, - прояснил Холодов.
»

Екатерина Гайдо, замгендиректора по персоналу «Мострансавто»

Общественный деятель полагает, что сейчас 99% водителей такси врача не видят никогда. И если есть понимание, что закон не работает, значит, его нужно менять, чтобы он хоть как-то работал, уверен Александр Холодов.

Екатерина Гайдо, замгендиректора по персоналу автотранспортного предприятия «Мострансавто», рассказала, что проблемы есть, даже если медосмотры проводятся по всем правилам. Несмотря на соблюдение всех необходимых регламентов и процедур, в настоящее время нельзя быть уверенным в том, что на рейс выходит абсолютно здоровый водитель, который отработает всю свою рабочую смену без происшествий, отметила она.

«
К сожалению, имеют место факты, что особенно в утренние часы, когда недавно, казалось бы, водители прошли все осмотры, происходит резкое ухудшение состояния здоровья и случаи внезапной смерти. Поэтому для нас совершенно очевидно, что должны применяться новые технологии, должен быть усилен контроль в части здоровья водителей, - говорит Екатерина Гайдо.
»

Суть законопроекта

Проект федерального закона, направленный в правительство, вносит изменения в закон «О безопасности дорожного движения», «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в закон об электроэнергетике, закон о железнодорожном транспорте и закон об уничтожении химического оружия. Об этом на круглом столе рассказал Максим Некрасов, замдиректора департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Минздрава России.

Все указанные выше отрасли предполагают проведение предсменных и предрейсовых медицинских осмотров. Такие осмотры предполагают замер давления, температуры, пульса, содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе и др. Соответственно, законопроект призван легализовать их проведение в дистанционном режиме с использованием технических средств в вышеперечисленных отраслях.

Максим Некрасов, замдиректора департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Минздрава России

Законопроект, направленный в правительство, предусматривает полномочия Минздрава по утверждению порядков проведения медицинских осмотров водителей, необходимость проведения которых установлена иными федеральными законами, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При этом в указанных порядках будут установлены и особенности использования технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.

Законопроект создан в рамках исполнения поручения президента по разработке проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, пояснил Некрасов. По его словам, документ поддержали все отраслевые ведомства без замечаний.

«
Основная цель – это удобство работодателей при проведении предсменных, предрейсовых медицинских осмотров. Это возможность использования результатов ранее проведённых медицинских осмотров, освидетельствование, диспансеризация, оказание медицинской помощи. Чтобы у медицинского работника при прохождении осмотра имелась возможность оценки результатов, но не только фактического состояния, в котором находится работник, а возможность оценки и тех результатов, которые уже были получены ранее, - объяснил замдиректора департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Минздрава России.
»

Второй момент – это возможность проверки состояния здоровья кандидата для выполнения отдельных видов деятельности. Максим Некрасов добавил, что дистанционные медицинские осмотры таким же образом уже введены в угольной отрасли. Президент подписал соответствующий закон.28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.4 т

Участники круглого стола подчеркнули, что проведение телемедосмотров с применением дистанционных технологий будет проводиться опционально, то есть на выбор – очно или дистанционно.

Большие перспективы и преимущества

Развитие телемедицины сулит немало преимуществ, в том числе в сфере автотранспорта. В первую очередь речь, конечно же, в здоровье и жизни пассажиров.

«
Пассажирам должны предоставляться гарантии безопасности перевозок. Внедрение телемедицины может позволить это осуществить. Мы можем наблюдать изменения основных показателей не только утром, но и вечером, а также в течение всего рабочего дня, если есть необходимость, - подчеркнул Александр Воронцов.
»

Телемедицинская диагностика делает медицинский осмотр более доступным для водителей, полагают в Общественной палате РФ. При проведении телемедицинских осмотров есть возможность фото- и видеофиксации водителя, его состояния и результатов осмотра. Таким образом, фиксируется его состояние до выхода на рейс, если есть необходимость – во время работы, и после работы. Получается некая карта, говорит член Совета Общественной палаты РФ.

Потом на основании этого данные заносятся в определенную базу, которая пополняется и которой можно воспользоваться и впоследствии. Более того, в случае ДТП всегда можно посмотреть, когда водитель проходил осмотр, каково было его состояние на тот момент, за сколько времени до ДТП и т.д.

Обсуждение на круглом столе в Общественной палате РФ показало, что телемедицинские технологии, с одной стороны, несут множество преимуществ, а с другой – для их полноценного и масштабного внедрения все еще не хватает нормативно-правовой разработки «узких» вопросов телемедицины. По мнению общественных деятелей и медицинских юристов предстоит большая совместная работа государства, общественных организаций, потребителей и разработчиков технологий, чтобы телемедицина стала привычной и удобной реальностью в России, в том числе в сфере автотранспорта. Диалог продолжается.