2023/05/12 09:12:37

Возможности цифровых двойников при обслуживании медтехники

О цифровых двойниках сегодня говорят во многих областях. В промышленности они помогают управлять автоматизированными производствами, в телекоммуникациях - мониторить сети и корректировать распределение нагрузки, в автомобилестроении - корректировать ДВС настройки под пожелания владельца.

Содержание

Основные статьи:

Цифровой двойник - это виртуальное представление реального физического объекта с определенной степенью детализации. Если говорить применительно к медицинской технике, это некая модель, которой "известно" о состоянии реального оборудования - представление устройства в информационной системе, охарактеризованное текущими значениями определенных показателей (а также их изменением во времени). Как защищать «поумневшие» промышленные сети: «Синоникс» на страже безопасного объединения изолированных сетей 4.9 т

Аналитические агентства, вроде Gartner и Accenture, видят в технологии цифровых двойников большие перспективы, ожидая рост инвестиций в эту сферу со стороны организаций здравоохранения уже в ближайшем будущем. Причем, в медицине речь идет о нескольких типах цифровых двойников - о моделях оборудования и его технического обслуживания, о "двойниках" фармацевтических и химических препаратов, позволяющих проектировать вакцины и лекарства, а также о цифровых аватарах пациентов.

В рамках данной статьи мы поговорим только об обслуживании оборудования, поскольку это технология дня сегодняшнего, доступная даже небольшим клиникам.

Иллюстрация: all-events.ru

Какие задачи решает цифровой двойник

Благодаря собранным в модели данным, цифровой двойник упрощает обслуживание оборудования.

Некоторые проблемы с его помощью можно исправлять удаленно. В частности, цифровой двойник позволяет проводить диагностику ряда проблем без выезда на место.

За счет того, что цифровой двойник отражает состояние физического устройства и историю его изменения, он повышает предсказуемость ремонта. По изменению основных показателей можно предсказывать некоторые проблемы - к примеру, скорый выход из строя отдельных частей. Это позволяет провести своевременный ремонт, сократив время простоя, а значит финансовые и репутационные потери клиники.

Более того, цифровой двойник позволяет оптимизировать ремонт. Зная, в чем была проблема, мастер может приехать на объект, уже имея необходимые запчасти - ему не придется ездить дважды.

Некоторые поломки, если их не заметить вовремя, ведут за собой замену смежных деталей. Превентивный ремонт, доступный за счет контроля при помощи цифрового двойника, позволяет этого избежать, сократив общие затраты.

Подход цифровых двойников уже активно применяется при обслуживании КТ- и МРТ-аппаратов. Современная техника посылает сотни технических сообщений со своих датчиков в сутки. Анализ таких сообщений с большого количества аппаратов позволяет строить модели технического обслуживания и по ним предсказывать поломки конкретного агрегата.

Как реализовать подход на практике

Сложно представить, что небольшая клиника начнет у себя процесс внедрения сложных систем управления медицинским оборудованием с визуализацией и обратной связью для подстройки устройств. Это попросту нерентабельно. Очевидно, что введение цифрового двойника должно окупаться - эффект от этой идеологии должен экономить больше, чем стоит внедрение. Однако минимум функций может запустить и небольшой бизнес. Важно начать оцифровывать информацию об имеющемся оборудовании и процессы, связанные с его обслуживанием.

База с данными устройств с историей их поломок и ремонтов в этом смысле является аналогом цифрового двойника, поскольку сервисные специалисты, опираясь на эти данные, могут делать выводы об узких местах и потенциальных точках отказа аппаратов. Реализовать такую базу, а заодно и оцифровать процессы, связанные с обслуживанием оборудования, можно при помощи специализированных инструментов - helpdesk-систем. В первом приближении они позволяют фиксировать все обращения по обслуживанию оборудования - не терять их и анализировать в массе. Но за счет дополнительных модулей они превращаются в системы хранения всей информации об установленных устройствах.

На рынке существует множество подобных решений, как для локальной установки (коробочные продукты), так и доступных по абонентской подписке (SaaS-решения). Облачные инструменты (SaaS), как правило, вполне доступны малому и среднему бизнесу.

Поговорим о тех преимуществах, которые дает оцифровка процессов сервиса в медицинской организации. Как правило техническое обслуживание и ремонт оборудования организуется собственными силами, при помощи сторонней сервисной компании или по комбинированной схеме (своя сервисная служба плюс заключенный договор с сервисной компанией). Каждый из этих вариантов имеет свои особенности.

Для собственной сервисной службы

Helpdesk-система позволяет хранить всю информацию об обслуживаемом оборудовании - историю по каждой сервисной заявке, объем и регламент плановых технических работ, необходимую документацию. В результате появляется возможность:

  • контролировать сроки проведения регламентного обслуживания и напоминать о предстоящих работах;
  • хранить историю обслуживания и анализировать наиболее частые причины отказа;
  • собирать в одном месте инструкции к аппаратам и автоматически формировать нужные документы (акт дефектовки, акт списания и т.д.).

Для работы с подрядчиками

Выбор подрядчика, у которого уже внедрена helpdesk-система, помогает сделать обслуживание более контролируемым:

  • заявки на ремонт не будут теряться - не придется тратить время на повторные звонки и напоминания;
  • по любой заявке в любое время можно будет получить необходимую информацию - когда взята в работу, в каком статусе ремонт, когда будет выполнена - и оставить нужные комментарии;
  • по каждой заявке можно оценивать качество работы подрядчика и делать выводы о ее эффективности, анализируя эти оценки;
  • есть возможность легко генерировать отчеты по проделанным работам.

На сегодняшний день медицинская техника является неотъемлемой частью диагностики и лечения большого количества различных заболеваний. Согласно ГОСТ 58451-2019 медицинские учреждения должны проводить регулярное техническое обслуживание оборудования, которое находится на балансе. Какой бы способ организации этого процесса компания не выбрала, цифровой двойник поможет оптимизировать расходы и минимизировать риски неожиданного выхода из строя оборудования. Это в свою очередь, положительно скажется на качестве оказываемых медицинских услуг.


Автор: Александр Шиянов