SAP Merchandise and Assortment Planning (SAP MAP)

Продукт
Название базовой системы (платформы): SAP for Retail
Разработчики: SAP SE
Отрасли: Торговля
Технологии: Системы автоматизации торговли

Содержание

Ведущие мировые розничные компании постоянно развивают и совершенствуют свои бизнес-процессы и технологии, касающиеся закупок товаров и формирования ассортимента, что позволяет эффективно управлять бизнесом и заранее угадывать желания покупателей, впоследствии успешно их удовлетворяя. Работать эффективно для retail-компании – значит вовремя предлагать покупателям тот продукт, который им нужен, в удобном для них месте и по разумной цене.

Розничные компании часто сталкиваются с проблемами точности определения ассортимента, конечной розничной цены и наценки, работы с остатками с прошлых коллекций, а это в свою очередь напрямую влияет на замораживание активов и в итоге на финансовый результат. Часто на такую важную задачу, как качественное и точное планирование продаж, закупок, ассортимента, просто не хватает времени. Обычно в планировании задействована небольшая часть персонала, но при этом данный процесс зачастую является технически и методически сложным. Большинство компаний отдали планирование «на откуп» его участникам. Таким образом, планирование представляет собой множественные Excel-файлы с ошибками копирования, ломающимися формулами, отсутствием суммарного единого плана и проблемами прав доступа.

Поэтому в текущей ситуации розничным компаниям, заинтересованным в развитии и росте, особенно важно иметь инструмент, позволяющий решить все указанные проблемы.

Решение

SAP Merchandise and Assortment Planning (SAP MAP) предоставляет качественную методику планирования, легко интегрируется со сторонними системами и имеет расширяемый функционал.

SAP MAP – это инструмент для повышения скорости и точности планирования, для организации совместной работы всех участников процесса планирования, для снижения человеческого фактора в этом критичном для бизнеса процессе. Использование SAP MAP помогает оптимизировать размер кредитов на закупку товаров, сократить остатки неходового товара на складе, грамотно запланировать распродажи и, таким образом, повысить прибыль компании.Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

Преимущества SAP MAP обеспечиваются следующими функциональными возможностями. Решение позволяет спрогнозировать потребности покупателей и свести их воедино. Бизнес-процесс SAP MAP представляет собой связь планов, позволяющих произвести планирование ключевых показателей эффективности деятельности предприятия во всех необходимых разрезах и всеми пользователями-участниками процесса. Система SAP MAP обеспечивает возможность составления различных сценариев и моделирование вариантов развития компании. Исторические и актуальные данные доступны на всех уровнях планирования для обеспечения планировщиков необходимой информацией для детального анализа ключевых показателей и параметров продаж.

Описание процесса планирования. Функциональные возможности SAP MAP

Планирование можно разделить на две части – предсезонное планирование товаров (Pre-Seasonal Merchandise Planning) и ассортиментное планирование (Assortment Planning).

Предсезонное планирование

Процесс предсезонного планирования товаров разделён по ролям. Каждая из ролей составляет свои версии планов, в которых отражено своё видение деятельности предприятия в плановом периоде. После этого производится согласование планов, и руководитель утверждает единую версию, которая будет определять стратегию компании.

На предсезонном планировании существуют следующие этапы и планы:

Стратегическое планирование (осуществляет руководитель, собственник).

На данном этапе руководством ставятся финансовые цели на плановый период. У большинства розничных компаний, особенно в России, магазины разбросаны по разным уголкам страны, где существуют свои правила работы. Кроме того, чтобы выжить в современных условиях, компания должна иметь несколько возможных каналов сбыта продукции, таких как розничные магазины, интернет-торговля, торговля по каталогам и т.п.

Руководство должно иметь возможность определять долгосрочные планы развития компании, устанавливать финансовые цели по регионам и направлениям деятельности. Система SAP MAP позволяет руководителю, манипулируя данными прошлых периодов через интуитивно понятный интерфейс, задать все ключевые показатели и цели компании, выполнение которых приведет к получению максимальной прибыли. В дальнейшем руководство спускает данные целевые показатели по продажам на следующие уровни в качестве ориентира и цели.

Планирование по категориям: обозначить пути для получения прибыли.

Это творческая и в то же время ответственная задача, потому что в розничной индустрии в целом, и в fashion-секторе в частности, успех зависит от того, что именно продаётся в магазинах. SAP MAP позволяет запланировать основные показатели для любого уровня иерархии категорий, помогая максимально сбалансировать структуру запасов.

Предоставляется возможность оценить имеющиеся запасы старых коллекций, составить план продаж по категориям в суммовом и количественном выражении, установить среднюю себестоимость, наценку и первоначальную розничную цену, определить прибыль от каждой категории. На данном этапе планируется также объём распродаж и скидок, которые предполагается предоставить клиентам в течение грядущего сезона, в разрезе каждой категории. Имеется возможность спланировать скидки постоянным клиентам, сезонные распродажи товара и т.п. На основе этих данных, а также учитывая факторы реализации остатков и новой коллекции, и потерь от брака, автоматически рассчитывается итоговый бюджет закупок в разрезе категорий.

Таким образом, план по категориям дает возможность детализировать стратегические показатели или получить независимое мнение от категорийных менеджеров, какой ассортимент может обеспечить прибыльность компании.

Планирование по магазинам: уточнение целей и управление ростом компании.

Жизнь динамично развивающейся розничной сети подразумевает открытие новых магазинов, закрытие и реконструкцию старых, развитие новых направлений. Планирование по магазинам позволяет сделать инвестиции обоснованными.

Данный этап объединяет планы, составленные управляющими на местах. Имея объективную оценку своей ситуации и возможностей, они принимают решение о том, как и за счёт чего будут осуществляться цели, поставленные руководством. При этом возможно объединение нескольких магазинов в группы и назначение за ней ответственного. Благодаря этому имеется возможность не только выявить магазины, которые приносят меньше всего прибыли, но и увидеть причины этого. Управляя такими плановыми показателями как выручка, прибыль, объем закупок, распродажи, возможно даже сделать убыточный магазин преуспевающим.

Важным является сравнение и утверждение вышеперечисленных трех планов, где три независимых взгляда на плановый период собираются воедино. Руководство сравнивает свои цели с результатами планирования по магазинам и категориям, выявляет расхождения между ключевыми показателями и их причины. Выверка планов позволяет понять, какие возможности есть у магазинов и что компания может в них продавать. В результате руководитель будет принимать решение, пересмотреть своё видение грядущего периода или поручить скорректировать показатели ответственным за планирование по магазинам или товарам лицам. После согласования планов создаётся единая «утверждённая» версия плана.

Ассортиментное планирование

Как правило, ассортимент розничной сети представляет собой несколько тысяч различных продуктов и постоянно обновляется новыми коллекциями. При этом для бизнеса критично, чтобы в каждом магазине и в каждый момент времени был именно тот товар, который будет востребован покупателями. Как определить оптимальную структуру ассортимента магазинов и сделать это с минимальными трудозатратами.

В процессе ассортиментного планирования в SAP MAP есть возможность оценить успешность продаж различных товаров в прошлом периоде, избавиться от неходовых товаров в следующем сезоне, а также проанализировать, сколько товаров потребуется закупить для обеспечения объёма продаж.

SAP MAP позволяет распределить магазины по кластерам в соответствии с такими характеристиками как: расположение, состав населения, климат, средний чек и др. и назначать каждому из кластеров ассортимент. Оперирование осуществляется не на уровне конкретного артикула, а на уровне набора свойств, характеризующих товары (цвет, ценовой сегмент, тип и пр.). Это даёт уверенность в том, что бизнес функционирует без отрыва от реалий и позволяет гибко подстраиваться под меняющиеся условия на региональных рынках.

После составления категорийной матрицы рассчитывается бюджет закупок Open-To-Buy (OTB). Его цель - помочь закупщику определить необходимые объемы и структуру ассортимента, которую нужно закупать, чтобы обеспечить плановые показатели по продажам. Это позволяет оптимизировать прибыль компании за счет минимизации инвестиций в запасы и одновременной максимизации продаж. Для достижения этого баланса требуется интегрировать показатели по продажам и начальным запасам. ОТВ строится на основании фактических тенденций продаж товаров по категориями, сочетания свойств, запланированной категорийной матрицы, имеющихся остатков и их структуры по категориям. ОТВ позволяет точно рассчитать объемы закупок товаров, обладающих определенными свойствами, которые должны быть приобретены к началу сезона. OTB устанавливает регламент закупок и предоставляет возможность выйти на заданный уровень прибыльности.

Составление OTB сокращает риски недостатка пользующихся спросом товаров или затаривания склада неходовыми позициями в планируемый период, что в свою очередь напрямую влияет на прибыль и оборотные активы.

Выгоды решения

Планирование ассортимента - это наука прогнозировать продажи и управлять запасами, которая неразрывно связана с искусством определения тех категорий товара, которые удовлетворят потребность клиента. Благодаря решению SAP MAP розничные компании предлагают покупателям те продукты, которые нужны им в текущий момент, в удобном для них месте и по разумной цене, полностью удовлетворяя их потребности. Как результат, розничные компании достигают цели получения максимальной прибыли в планируемый сезон продаж.

Интеграция со сторонними продуктами позволяет SAP MAP идеально «вписаться» в инфраструктуру компании и предоставить возможность контролировать процесс управления ассортиментом на всех этапах работы бизнеса. Решение SAP MAP стирает границы между множеством отдельных приложений планирования, минимизирует человеческий фактор и сводит воедино анализ, планирование и контроль выполнения плана.

Использование решения SAP MAP обеспечивает основу для грамотного планирования развития бизнеса розничной компании. Готовая методика, основанная на опыте работы самых успешных розничный сетей, позволяет получить гарантированный результант, а именно:

  • улучшить процессы планирования внутри компании;
  • выстроить четкий регламент и вовлечение всех участников планирования;
  • увязать стратегические цели компании с реальными планами на местах;
  • сократить потери от затоваривания, необоснованных кредитов, масштабных скидок;
  • -как итог, повысить прибыльность компании.



ПРОЕКТЫ (1) ИНТЕГРАТОРЫ (1) СМ. ТАКЖЕ (3)


Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год