Андрей Герасимов: «Будущее медицины неразрывно связано с IT»

15.02.24, Чт, 11:00, Мск,

Диджитал-эксперт, глава одной из крупных московских IT-компаний, член экспертного совета «Премии Рунета» Андрей Герасимов – о технологиях для медицины, инновациях и будущем отрасли MedTech.

IT меняют современное здравоохранение. Инновации способствуют повышению качества диагностики, более точному проведению и анализу исследований, а также упрощают процесс повышения квалификации специалистов. Объем российского рынка MedTech по данным агентства Smart Ranking в первой половине 2023 года составил 17 млрд рублей — это на 27,5% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Фактически сфера MedTech в стране только начинает формироваться, но в РФ уже есть собственные компании, которые меняют привычные процессы – благодаря им в ведущих медучреждениях появляются технологии и оборудование, у которых нет аналогов в мире. Об этом свидетельствуют данные АНО «Национальные приоритеты», созданной по распоряжению правительства РФ. Так, столичная «Диджитал Групп» разработала современную систему для съемки и онлайн-трансляции операций, которая решила для медучреждений сразу несколько серьезных проблем: теперь в стерильном помещении не нужен видеооператор, качество съемки и изображения значительно выросло, а трансляцию могут одновременно смотреть и комментировать сотни пользователей. Автор востребованной разработки — глава «Диджитал Групп» Андрей Герасимов. В интервью он рассказал, как возникла идея создания нужной для отрасли системы, как решали технические сложности, о внедрении инноваций в государственной и частной медицине и перспективных направлениях для MedTech.

Андрей Герасимов

– Андрей, вы в IT-бизнесе более 20 лет, являетесь сертифицированным специалистом в области IT-систем и видеонаблюдения, являетесь членом Российской Ассоциации электронных коммуникаций и автором нескольких научных работ. Скажите, почему вы взялись за разработку в сфере MedTech?

На тот момент мы плотно работали с ЦИТО — это Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Приорова Минздрава РФ. У нашего заказчика было несколько крупных проблем: к примеру, в рамках образовательного процесса на операции должны присутствовать студенты, однако из-за ограниченной площади и строгих ограничений на количество присутствующих целые группы лишались этой возможности. В ЦИТО попытались самостоятельно найти решение и стали снимать операции на камеру, но тут уже врачам мешал оператор, который старался выбрать ракурс получше и ходил по операционной. При этом качество видео, снятого на любительскую камеру, мягко говоря, оставляло желать лучшего: блики, засветки, расфокусировка и так далее. К тому же оператор мог снять далеко не все, потому что место возле пациента было занято хирургами. Еще одна проблема — не было возможности следить за процессом онлайн, а записи было сложно достать и продемонстрировать врачам и студентам, так как они хранились на кассетах буквально в столе у сотрудника. Была поставлена задача решить эти проблемы. Проект интересный, и мы взялись за него.

– Ваша технология в итоге оказалась востребованной и в государственном, и в частном секторе здравоохранения. А были ли на тот момент решения, на которые вы могли хотя бы частично опереться, или всё пришлось создавать с нуля?28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.4 т

После обсуждения задачи с заказчиком мы начали искать готовые решения и у нас в стране, и за рубежом. В РФ ничего подобного найти не удалось. За рубежом же отыскали единственное, при этом очень неудобное решение: качество видеосигнала было плохим, не было возможности зумировать картинку, накладывать фильтры от засветок хирургической лампы — а это очень серьезный недостаток, в операционной особые лампы, — также нельзя было просматривать онлайн видео или архив сразу с нескольких устройств. При этом цена вопроса превышала 200 тысяч долларов. ЦИТО все это не устраивало, и мы решили разработать полностью свою систему.

– Разработкой под вашим руководством занималась команда «Диджитал Групп», которую вы тщательно подбирали и обучали несколько лет. Насколько сложной была для вас работа над этой видеосистемой?

Главная сложность заключалась в том, чтобы подобрать особую видеокамеру для операционной — она должна была предотвращать какие-либо засветки при съёмке, удобно монтироваться на операционную лампу и совершенно не мешать работе медиков. Дело в том, что в каждой операционной установлены специальные бестеневые лампы для комфортной работы врачей. Они отличаются мощным потоком света, формой рефлектора, расположением и количеством отражателей в рефлекторе. Для врачей это очень хорошо, а для видеокамеры — плохо: даже лучшая аппаратура оказывалась бессильна при таком мощном потоке света. Поэтому на первый взгляд простая задача превратилась в очень сложную. Мы подключили лучших специалистов и работали как минимум с четырьмя крупнейшими на тот момент поставщиками видеокамер. Поиски заняли около пяти месяцев, но в итоге решение было найдено — правда, пришлось немного доработать оптические характеристики камеры, установив необходимые фильтры. Зато нам удалось даже сохранить привычный цветовой диапазон, хотя обычно в результате установки фильтров на объектив или включения функции подавления засветки получается видео в черно-белом, фиолетовом, жёлтом или других цветах. Ещё пришлось спроектировать и изготовить специальный кронштейн, так как решение получилось нестандартное. Сложностей с программным обеспечением не было, так как у нас уже были готовые решения, мы дописали некоторые модули и оптимизировали систему под медицину.

– Ваша система востребована и в сфере медицинского образования, она упростила обучение студентов и повышение квалификации действующих врачей. Кроме того, система сделала возможным более тесное и продуктивное взаимодействие медучреждений и пациентов — теперь, например, родители детей-пациентов могут на мониторе или даже со своего смартфона наблюдать за манипуляциями хирургов. А насколько сложно медикам управлять этой системой?

Это несложно, мы позаботились обо всем. В большинстве случаев мы устанавливаем монитор в самой операционной и выводим на него трансляцию с видеокамеры, чтобы врачи могли онлайн наблюдать за процессом. При необходимости они могут отрегулировать ракурс видеокамеры, но в основном это происходит автоматически и не требует вмешательства. Сама система состоит из сервера с установленным программным обеспечением, который управляет процессом съёмки, сохраняет записи и одновременно обеспечивает трансляцию картинки на необходимые устройства и в лекционные аудитории, а также структурированной кабельной системы, необходимого сетевого оборудования и видеокамеры. Система очень гибкая и легко трансформируется, при необходимости к ней можно подключить несколько сотен клиентов для просмотра видео. Клиентами могут быть как смартфоны и планшеты, так и мониторы, проекторы, компьютеры, ТВ. Мы изучали отзывы — большому количеству студентов-медиков и их преподавателям система очень понравилась, так как она значительно упрощает доступ к обучению и значительно ускоряет получение необходимой информации. Также система записывает возможные ошибки, но, я надеюсь, эта её функция будет нужна намного реже.

– Разработанная вами инновационная система, успешно установленная в ЦИТО, получила известность в медицинском сообществе. Например, ее установила стоматологическая клиника Family Smile в Москве. Насколько охотно частные клиники внедряют инновации? Они эту систему тоже используют для обучения?

Частные медучреждения внедряют инновации едва ли не быстрее, чем государственные — бизнес, как правило, более гибок в принятии решений и более ориентирован на получение преимуществ перед конкурентами. Для частных клиник огромным плюсом стала возможность сделать работу более открытой. Дело в том, что, несмотря на наличие лучших врачей и самого современного оборудования, некоторые родственники и родители хотят присутствовать при лечении пациентов. Наша система значительно упрощает этот процесс. Родители могут смотреть за ходом процедуры, находясь в кабинете рядом с ребенком, а также из комнаты ожидания или даже со своего смартфона. Это серьезно повышает доверие клиентов к медицинскому учреждению — они понимают, что клиника ничего не скрывает, а врачи полностью уверены в своей квалификации и готовы отвечать за любые проведенные манипуляции. В результате количество клиентов у таких учреждений растет, врачи нарабатывают опыт, что способствует в целом развитию медицинской отрасли.

– Андрей, у вас огромный опыт в сфере IT, вашими передовыми разработками для бизнеса, например, охотно пользуются сотни компаний, а госконтракты у вас заключены с такими крупными предприятиями, как Федеральное государственное бюджетное учреждение «Спецмедснаб ФМБА России». А насколько плотно, как вы считаете, с IT связано будущее медицины?

Будущее медицины уже неразрывно связано с IT-сферой? и я думаю, что с каждым годом эта связь будет только усиливаться. Мы уже видим появление искусственного интеллекта для диагностики и лечения заболеваний. Я уверен, что в скором времени станет более доступной и значительно улучшится качество персонализированной медицины на основе генетических [Данные|данных]], появится больше умного дистанционного мониторингового оборудования для непрерывного наблюдения за состоянием пациентов, возрастет использование больших данных для прогнозирования вспышек болезней и эпидемий. Кроме того, очень перспективное направление связано с робототехникой для выполнения сложных операций и ухода за пациентами. Уже сегодня мощное развитие получила виртуальная и дополненная реальность для обучения медицинских специалистов и поддержки пациентов в реабилитации. Эти инновации будут внедряться все шире. Завтра уже наступило — для IT это не лозунг, а реальность.

– Можете дать совет начинающим IT-бизнесменам, желающим попробовать силы в разработках для MedTech?

Человек, который целенаправленно идет работать для сферы MedTech, должен быть уже сильно мотивирован, профессионально грамотен и опытен. Тут сложно давать советы. Единственное, что хочется сказать: любите своё дело и будьте честны с собой.

Автор: Николай Бородин