2011/10/19 12:17:41

Пять ступеней в «облака»
Инструкция перевода бизнеса в облака

На данный момент существует уже достаточно большое количество удачных примеров использования облачных технологий среди различных компаний и все очевиднее становятся преимущества использования облачного вычисления. Это и возможность сокращения капитальных вложений, и сокращение сроков реализации ИТ-проектов, и удешевление менеджмента технической инфраструктуры.

Каталог решений класса Cloud computing доступен на TAdviser.

Содержание

Перевод бизнеса в облака

Аудит. Первое, с чего начинается путешествие в «облака» - полноценный аудит текущей ИТ-инфраструктуры, включающий:

  • инвентаризацию аппаратного и программного обеспечения;
  • степень использования ресурсов;
  • статистику по обращениям пользователей в службу help desk.

Обратите внимание на периметр сетевой инфраструктуры, поскольку качество и доступность облачных услуг напрямую зависит от того, как организована «последняя миля» до операторов, какие резервы или альтернативы вам доступны.Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149.1 т

Уровень сервиса (SLA). Каждый раз, когда вы будете обращаться к поставщикам облачных услуг, соглашение об уровне сервиса (SLA) будет краеугольным камнем в ваших отношениях. Поэтому необходимо сразу подобрать профессионального провайдера ИТ-услуг, который работает по проверенным временем договорам.

Бизнес-кейс. Имея на руках детальную картину по текущей инфраструктуре и ожидания по уровню сервиса, вы можете проанализировать, как переход на облачную платформу позволит сэкономить. Например, вы используете собственную платформу виртуализации для хостинга Интернет-магазина со средней загрузкой 40%. При этом гарантийный срок оборудования подходит к концу. Что делать? Очевидно, что этот блок инфраструктуры - хороший кандидат на миграцию в облако. Однако точные расчеты по шаблону типового бизнес-плана дадут надежную основу для принятия решения на уровне генерального директора.

Миграция. Поставщик облачных услуг всегда заинтересован в том, чтобы переезд ваших виртуальных машин и приложений произошел как можно быстрее и безболезненней. При этом всегда лучше закладывать полноценный проект по миграции приложений в «облако». Наймите архитектора облачных инфраструктур, проработайте сервисную модель поддержки ИТ с учетом добавления служб поддержки аутсорсера в ваши процессы ITSM. Для критичных бизнес-систем сделайте стресс-тесты.

Эксплуатация. На этапе эксплуатации убедитесь, что «облако» не стало для вас «черным ящиком». В идеале должны поддерживаться отношения на 3-х уровнях управления: исполнительном (Business Executive, CEO), операционном (IT Operations, CIO) и техническом (Service Desk, IT Support). Никогда не стесняйтесь спросить облачного провайдера какие новые услуги он планирует запускать в ближайшее время. Убедитесь, что эти новые сервисы хорошо ложатся на ваши собственные планы по развитию ИТ.

Таким образом, собрав ключевые знания о процессе перехода в облака, вы сможете взаимодействовать с поставщиком облачных сервисов на профессиональном уровне, что повысит удовлетворенность конечных пользователей и позволит оптимизировать бизнес[1].

При хорошо продуманном и своевременном внедрении соответствующих технологий, а также соответствующей корректировке бизнес-процессов под условия облачного бизнеса, облачные вычисления могут создать уникальные стратегические преимущества для бизнеса. Ниже представлены 5 основных моментов, подробно раскрывающих суть облачных вычислений и их преимуществ:

1. Аутсорсинг – первый шаг в «Облака»

  • Текущий ремонт и профилактическое обслуживание компьютеров, серверов (диагностика неисправностей, замена вышедших из строя комплектующих, настройка ПО);
  • Текущий ремонт и профилактическое обслуживание принтеров и копиров (диагностика неисправностей, замена вышедших из строя комплектующих, заправка и чистка картриджей для лазерных принтеров и копиров);
  • Администрирование ваших серверов и ЛВС (разграничение прав доступа пользователей, организация резервного копирования);
  • Поддержание работоспособности кабельной системы ЛВС;
  • Технические консультации по телефону в объеме, не требующем диагностики оборудования и непосредственного вмешательства специалиста;

Вы платите фиксированную абонентскую плату профессиональной организации, и в вашем распоряжении команда специалистов. Специалисты оперативно приезжают к вам всякий раз, когда вы их вызовете.

2. Хостинг – второй шаг в «Облака»

Хо́стинг (англ. hosting) — услуга по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет). Хостингом также называется услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью (колокация, от англ. colocation).

Обычно под понятием услуги хостинга подразумевают как минимум услугу размещения файлов сайта на сервере, на котором запущено ПО, необходимое для обработки запросов к этим файлам (веб-сервер). Как правило, в услугу хостинга уже входит предоставление места для почтовой корреспонденции, баз данных, DNS, файлового хранилища и т. п., а также поддержка функционирования соответствующих сервисов.

3. ЦОД Центр обработки данных – третий шаг в «Облака»

ЦОД Центр обработки данных, Дата-центр (от англ. data center) — специализированное здание для размещения (хостинга) серверного и коммуникационного оборудования и подключения к каналам сети Интернет.

Дата-центр исполняет функции обработки, хранения и распространения информации, как правило, в интересах корпоративных клиентов. ЦОД ориентирован в первую очередь, на решение бизнес-задач, путем предоставления услуг в виде информационных сервисов. Консолидация вычислительных ресурсов и средств хранения данных в ЦОД позволяет сократить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой за счет возможности эффективного использования технических средств, например, перераспределения нагрузок для оптимального решения бизнес-задач, а также за счет сокращения расходов на администрирование.

Дата-центры обычно расположены в пределах или в непосредственной близости от узла связи или точки присутствия какого-либо одного или нескольких операторов. Качество и пропускная способность каналов влияют на уровень предоставляемых услуг, поскольку основным критерием оценки качества работы любого дата-центра является время доступности сервера.

4. Виртуальная машина – четвертый шаг в «Облака»

Виртуальная машина (virtual machine) — программная и/или аппаратная система, эмулирующая аппаратное обеспечение некоторой платформы. На виртуальную машину, как и на реальный компьютер, можно устанавливать операционные системы (например, Windows можно запускать в виртуальной машине под Linux или наоборот). На одном компьютере может функционировать несколько виртуальных машин (это может использоваться для имитации нескольких серверов на одном реальном сервере с целью оптимизации использования ресурсов сервера).

5. Программное обеспечение как услуга – пятый шаг в «Облака»

Программное обеспечение как услуга (англ. software as a service, сокр. SaaS), программное обеспечение по требованию(англ. software on demand, сокр. SoD) — бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет.

Основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нём программного обеспечения.

В модели SaaS:

  • приложение приспособлено для удаленного использования;
  • одним приложением пользуется несколько клиентов (приложение коммунально);
  • оплата взимается либо в виде ежемесячной абонентской платы, либо на основе объема операций;
  • техническая поддержка приложения включена в оплату;
  • модернизация и обновление приложения происходит плавно и прозрачно для клиентов.

В рамках модели SaaS заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду (то есть за его использование через веб-интерфейс). Таким образом, в отличие от классической схемы лицензирования ПО заказчик несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать значительные средства в приобретение ПО и аппаратной платформы для его развертывания, а затем поддерживать его работоспособность.

Схема периодической оплаты предполагает, что если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует, то заказчик может приостановить его использование и заморозить выплаты разработчику.

С точки зрения разработчика проприетарного ПО модель SaaS позволяет эффективно бороться с нелицензионным использованием программного обеспечения, поскольку само программное обеспечение не попадает к конечным заказчикам. Кроме того, концепция SaaS часто позволяет уменьшить затраты на развёртывание и внедрение систем технической и консультационной поддержки продукта, хотя и не исключает их полностью.

5 скрытых затрат при миграции в облако

Облачные вычисления дают новый, более простой способ предоставить необходимые ИТ-ресурсы, но следует знать обо всех связанных с этим расходах.

Руководители бизнеса спешат реализовать потенциал экономии облачных вычислений, требуя от своих директоров по технологии как можно скорее перейти в облако. Однако при этом следует понимать, что существуют скрытые затраты, связанные с таким переходом. Этому вопросу посвящено исследование, проведенное Ассоциацией аудита и контроля информационных систем (ISACA), под названием «Вычисление облачной отдачи: с точки зрения заказчика» («Calculating Cloud ROI: From the Customer Perspective»).

Непредвиденные расходы при первичной миграции систем

Помимо платы за лицензирование ПО и поддержку, услуги поставщика облака, системное администрирование облака и передачу данных, есть и другие, менее очевидные расходы при миграции. Они включают стоимость переделки приложений, чтобы они могли работать в виртуализированной среде, изменение форматов данных, чтобы они совпадали с форматами поставщика SaaS, организацию единого управления идентификацией и доступом и разработку процессов для управления облаком. Эти расходы могут оказаться неожиданностью для ИТ-менеджера.

Возвращение услуг при изменении регулятивных требований

Может оказаться, что организации придется вернуть некоторые ИТ-ресурсы из облака обратно - скажем, если новые регулятивные требования устанавливают более строгие правила обеспечения конфиденциальности данных, что делает невозможным использование облака. В таком случае организации придется перенести данные из облака обратно, обеспечив их точность, произвести уничтожение или очистку данных, хранимых в облаке, сконфигурировать собственные системы, чтобы заменить облачные сервисы, выплатить компенсацию за досрочное расторжение договора, перераспределить ИТ-ресурсы для поддержки возвращенных услуг и, возможно, приобрести новые физические ресурсы, чтобы обеспечить хостинг перенесенных услуг.

Внедрение контрмер по смягчению риска

Возможно, организациям придется предпринять действия, чтобы избежать риска - например, внедрить средства шифрования данных, спланировать и протестировать стратегии смягчения риска и обеспечить хранение резервных копий и журналов аудита на автономных носителях. ИТ-менеджеры могут не всегда предвидеть проблемы.

Потеря внутренних ИТ-ресурсов, обеспечивавших конкурентное преимущество

Организации могут использовать стратегические внутренние системы или приложения, которые, если их перенести в облако, потеряют свою эффективность.

Модели, ведущие к «привязке», могут ограничить ваш выбор

Риск оказаться жестко привязанным к определенным поставщикам облака или к проприетарным моделям обслуживания может затруднить будущее принятие услуг на основе открытых стандартов по мере их появления.

Примечания