2022/02/08 18:44:06

Автомобильный рынок России


Содержание

Основная статья: Автомобили (мировой рынок)

Импорт автомобилей в Россию

Основная статья: Импорт автомобилей в Россию

Автомобильные шины (рынок России)

Основная статья: Автомобильные шины (рынок России)

Хроника ключевых событий

2022

В России разрешили выпуск автомобилей без электронных систем и подушек безопасности и части функций ЭРА-ГЛОНАСС

В мае 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое разрешает автопроизводителям отказаться от использования некоторых электронных систем в своих машинах. В частности, можно будет не устанавливать антиблокировочную систему (ABS), электронную систему стабилизации (ESP) и некоторые компоненты системы экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС». Подробнее здесь.

Падение продаж в апреле до 32,8 тыс новых авто

Продажи новых легковых авто в России в апреле 2022 г упали в 3 раза, до 27,2 тыс. машин, по сравнению с мартом, следуют из данных «Автостата».

Всего 32 706 автомобилей было продано в апреле, что соответствует спаду на 79% говорится в заявлении Ассоциации европейского бизнеса.

Данные за апрель не включают продажи BMW AG, Mercedes-Benz AG и General Motors Co.

Самые продаваемые модели авто по федеральным округам

Сложности с выпуском из-за остановки поставок комплектующих на фоне спецоперации России на Украине

Снижение продаж новых авто в 1-м квартале на 14% до 580 млрд рублей

Падение производства авто в России на 72,1% в марте

В марте 2022 г в России было выпущено 40900 легковых автомобилей, что на 72,1% меньше, чем в марте 2021 года.

За первые три месяца 2022 года в России выпущено 244 тыс. легковых автомобилей, что на треть меньше, чем в январе-марте 2021 года.

Снижение продаж в марте на 62,9% до 55 тыс новых авто

Продажи автомобилей в марте 2022 г упали на 62,9% год к году. Всего в марте было продано 55 тыс новых авто. Это второе минимальное значение за всю историю. Меньше было только в апреле 2020 года (38 тыс).

Обвал идёт по всем маркам, включая китайские:

2021

Продажи новых авто выросли на 22%, до 3,05 трлн рублей

В 2021 году продажи новых легковых автомобилей в России достигли 3,05 трлн рублей, что является рекордным показателем, который превосходит результат 2020 года на 22%. Такие данные 8 февраля 2022 года обнародовало агентство «Автостат».

Прежний максимум датировался 2019 годом, когда на покупку новых машин россияне потратили 2,57 трлн рублей. В 2020 году продажи сократились из-за закрытия автосалонов на фоне пандемии коронавируса COVID-19 и дефицита полупроводниковых компонентов.

Продажи новых авто за 2021 год в России впервые перевалили за 3 трлн рублей

По словам аналитиков, объем российского авторынка в денежном выражении произошел на фоне роста продаж новых легковых машин (+3% в 2021 году относительно 2020-го), но ключевым его фактором является увеличение средневзвешенной цены, которая в 2021 году выросла почти на 20%. При этом основной причиной резкого роста скачка на автомобили стала их нехватка у дилеров, спровоцированная глобальной нехваткой чипов, говорится в исследовании.

Согласно расчетам «Автостата», в 2021 году жители РФ приобрели 271 тыс. новых легковых автомобилей, произведенных за пределами РФ, что соответствует 18% в общем объеме авторынка. Эксперты отмечают, продажи импортных автомобилей в 2021 году увеличились на 23%.

Среди машин, ввезенных из-за рубежа, наибольшие предпочтения россияне отдавали китайским. Так, за весь минувший год новые легковые автомобили, собранные в КНР, были куплены в России тиражом в 58,2 тыс. единиц, что в 2,4 раза больше, чем в 2020 году. Второе место в этом рейтинге занимают «истинные японцы» – россияне приобрели 56,7 тыс. таких автомобилей (+10%). Замыкают тройку лидеров машины, произведенные в Германии (55 тыс. шт.; - 34%). Таким образом, 82% новых легковых автомобилей, покупаемых в России, имеет локальное производство, что в количественном выражении составляет немногим более 1,2 млн единиц.[1]

Резкий рост цен на авто

Сравнение цен на автомобили в 2020-2021гг.

Российский авторынок вырос на 4,3%

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2021 году в России было продано около 1,67 млн новых легковых автомобилей и LCV (легких коммерческих автомобилей), что на 4,3% больше, чем в 2020-м. Статистика была обнародована 13 января 2021 года.

Топ-25 легковых автомобилей в России по итогам 2021 года возглавила Lada Vesta: автодилеры продали 113 698 штук этой модели (по сравнению с 107 281 годом ранее). Вторую строчку рейтинга заняла Lada Granta (111 430 проданных экземпляров), третью — Kia Rio (82 941). За ними следует Hyundai Creta (68 081) и Hyundai Solaris (61 061).

Российский авторынок за год вырос на 4,3%

Больше всего автомобилей в 2021 году было реализовано под брендом Lada — 350 714 единицы. Это на 2% больше показателей 2020 года. Тогда Lada смогла реализовать 343 512 машины. На втором месте — Kia (+2% и 205 801 проданный автомобиль).

В премиальном сегменте сразу 9 брендов смогли продемонстрировать рост. Сadillac в 2021 году передал клиентам 2 377 машин (+66,9%). Genesis продал за 12 месяцев 4 480 автомобилей. Также за год россияне приобрели 3 756 кроссоверов Exeed (премиальный бренд Chery). Это на 1561,9% больше показателей 2020 года. В свою очередь, Infiniti продала в 2021-м 2 034 машины (+7,5%).

В АЕБ отметили, что дефицит чипов, сокращение производства, нарушения цепочек поставок и нехватка контейнеров оказывали негативное влияние на рынок автомобилей. Эти же проблемы, скорее всего, останутся в 2022 году, при этом доля импортных автомобилей в РФ будет снижаться, считают в ассоциации.

12 января 2022 года Минпромторг сообщил, что объем авторынка России по итогам 2021-го вырос на 6%. По данным министерства, продажи достигли 1,8 млн штук. Автомобильное производство в стране выросло на 10%, до 1,5 млн машин, отчасти за счет эффекта низкой базы локдауна 2020 года.[2]

Взлёт продаж автомобилей китайских марок

В России в августе 2021 года был продан 8731 новый автомобиль китайских марок, что на 42% больше, чем за такой же месяц 2020 года. Отмечается, что самым популярным китайским брендом в РФ по итогам августа остался Chery, на втором месте находится Haval, замыкает тройку Geely. Всего за период с января по август 2021 года на российском рынке было продано 65 304 новые машины китайских брендов, что на 120% больше, чем год назад.

Производящий автомобили Chery, Geely, Lifan завод «Дервейс» продают за 1,5 млрд рублей после банкротства

В апреле 2021 года стало известно об аукционе, с которого будет продано имущество завода «Дервейс». Недвижимость, оборудование и другие активы продаются одним лотом примерно за 1,5 млрд рублей. Подробнее здесь.

Старт работы реестра автотюнинга в РФ

1 февраля 2021 года в России стали действовать новые правила автотюнинга. Желающим модернизировать свое транспортное средство не выдадут разрешение, если в специальном реестре не будет заключения испытательного центра и протокола проверки. Подробнее здесь.

2020

Доля продаж автомобилей с «автоматом» в России выросла до 62% (921 тыс. штук)

Продажи новых легковых автомобилей с автоматическими коробками передач в России по итогам 2020 года составили 921 тыс. штук. Это соответствует 61,9% в общем объеме авторынка, тогда как в 2019 году эта доля измерялась 59,4%. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат».

Рост доли автомобилей с автоматическими трансмиссиями эксперты связали с тем, что их реализация в 2020 году сократилась только на 5%, в то время как весь российский авторынок упал более чем на 9%. В результате за год рыночная доля легковых машин с «автоматом» увеличилась на 2,5 процентных пункта.

Доля автомобилей с «автоматом» в РФ достигла 62%

К категории транспортных средств с автоматической трансмиссией аналитики относят автомобили с классическими «автоматами», вариаторами, роботизированными коробками и другие машины, на которых установлена не механическая коробка переключения передач.

В «Автостате» отметили, что впервые продажи легковых автомобилей с автоматической трансмиссией превзошли покупки жителями РФ машин с механической трансмиссией в 2016 году (51,3%), и с тех пор доля такого автотранспорта на рынке продолжает расти. Максимальная доля таких автомобилей (63%) была зафиксирована в первом квартале 2020 года.

По словам экспертов, автоматические трансмиссии получили массовое распространение в нашей стране с многолетним запозданием. Дело в том, что в силу сложившихся стереотипов российские водители считали такие коробки передач слишком сложными и «задумчивыми», которые к тому же часто ломаются и требуют дорогостоящего ремонта. Однако со временем опыт езды на «автомате» развеял эти предубеждения, а выбор машин с автоматической трансмиссией охватил даже бюджетный сегмент.

Ключевым фактором роста сегмента автомобилей с АКПП называется то, что львиная доля продаж новых машин в России приходится на крупные города, где дорожная обстановка естественным образом способствует увеличению спроса на автоматическую трансмиссию.[3]

Снижение выручки на авторынке РФ на 2%, до 2,5 трлн рублей

Выручка на российском рынке автомобилей в 2020 году составила 2,5 трлн рублей, что на 2% меньше, чем годом ранее. В количественном выражении продажи машин сократились сильнее — на 8%, до 1,46 млн штук. Об этом свидетельствуют данные «Автостата».

Менее слабое падение рынка в денежном выражении, чем в натуральном, связано с увеличением доли дорогих автомобилей, а также ростом цен. Более 70% денег, потраченных россиянами на автомобили в 2020 году, пришлось на модели массового сегмента – 1,78 трлн рублей. При этом данный показатель за год сократился на 5%. Оставшиеся примерно 30% – это емкость рынка премиальных машин, которая, напротив, выросла (+6% до 0,72 трлн рублей).

Авторынок России в рублях упал за год лишь на 2%

При этом динамика розничных рекомендованных цен была еще более заметной — рост на 16%. В премиальном сегменте цены выросли на 13%, до 4,93 млн рублей, в массовом — на 4%, до 1,33 млн рублей.

По данным «Автостата», средневзвешенная цена легкового автомобиля с пробегом за 2020 год выросла на 10%. Для массового сегмента она составила 450 тыс. рублей (+10%), для премиального — 1,46 млн рублей. (+11%). Соотношение продаж всех автомобилей в РФ по физлицам и юрлицам — 85% на 15% соответственно.

Директор «Автостата» Сергей Целиков отметил, что в 2020 году продажи автомобилей корпоративным клиентам в России сократились на 12% и составили 218 тыс. штук. Он уточнил, что как корпоративные продажи учитывались те автомобили, которые регистрировались на юрлиц.

«
Дилеры могут продавать автомобили компаниям и просто «по письму» в розницу, но тоже с корпоративной скидкой. Если брать те продажи, которые сами дилеры для себя отражают как корпоративные, там будет цифра в два раза больше этой, — добавил Целиков.
»

Согласно расчётам «Автостата», доля покупок новых автомобилей в trade-in в 2020 году достигла. В кредит было приобретено 640 тыс. авто (-9%).[4]

Продажи люксовых автомобилей в России просели на 15%, до 1114 единиц - «Автостат»

Продажи люксовых автомобилей в России в 2020 году просели на 15%. Спад был у всех марок, кроме Rolls-Royce. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат».

Всего по итогам 2020 года в РФ было продано 1114 новых легковых машин в наиболее дорогом классе против 1312 штук годом ранее. Объем этого сегмента сократился сильнее, чем весь российский авторынок (-8%).

Первое место по продажам люксовых авто в России занял бренд Mercedes-Benz Maybach S-Class, на который пришлось 35% рынка. Следом расположились:

Продажи люксовых автомобилей в России просели на 15%, первое место по продажам люксовых авто в России занял бренд Mercedes-Maybach S-Class

Более половины (56%) продаж новых транспортных средств класса люкс традиционно пришлось на Москву — жители столицы в 2020 году купили 628 таких машин. Практически одинаковые показатели зарегистрированы Московская область и Санкт-Петербург (116 и 113 шт. соответственно).

Далее среди регионов, где люксовые авто пользуются наибольшим спросом, находится Краснодарский край, где в 2020 году было продано 51 автомобиль. В ТОП-5 регионов попадает и Свердловская область (17 шт.). Более десяти таких роскошных автомобилей было куплено в Татарстане (13 шт.) и Ростовской области (12 шт.). Еще в 57 субъектах РФ жители приобрели от 1 до 10 машин сегмента Luxury.

По данным «Автостата», продажи премиальных автомобилей в России в 2020 году сократились на 7,6%, до 147,2 тыс. штук.

Лидером по продажам стала марка BMW (42,7 тыс. шт.), а кроме нее в пятерку самых востребованных брендов вошли:

Автомобили бренда MINI россияне приобрели в количестве 2,5 тыс. экземпляров. У остальных представителей премиум-сегмента данный показатель составил менее 2 тыс. штук.[5]

Продажи легковых автомобилей в России упали на 9,1%

В 2020 году в России продано 1 598 825 легковых автомобилей, что на 9,1% меньше в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Лидером на российском авторынке остался «АвтоВАЗ», который в 2020 году продал 343 112 машин, что на 5% меньше показателя годичной давности. На втором месте расположилась KIA с 201 727 автомобилями (-11%). Лидирующую тройку замкнула Hyundai с показателем 163 244 реализованных автомобиля, что на 9% ниже значения 2019 года. Следом в рейтинге идут:

  • Renault – 128 408 автомобилей (-11%);
  • Volkswagen — 100 171 шт. (-4%);
  • Skoda — 94 632 шт. (+7%);
  • Toyota — 91 598 шт. (-12%);
  • Nissan — 95 635 шт. (13%);
  • ГАЗ — 51169 шт., (-20%);
  • BMW — 42721 шт. (+3%).

Продажи легковых автомобилей в России в 2020 году сократились на 9,1%

Что касается самых популярных моделей в России, то в первую пятерку вошли Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio, Hyundai Creta и Volkswagen Polo.

Лидерами по росту продаж в 2020 году оказались китайские бренды: Changan, продажи которого увеличились на 153%, до 7 102 штук, Chery (11 452 шт., +80%), Geely (15 475 шт., +61%) и Haval (17 381 шт., +41%). Кроме того, на 4369% выросли продажи Opel, который в конце 2019 года вернулся в Россию.

Резюмируя итоги года, в АЕБ подчеркнули, что 2020 год стал серьезным испытанием для отрасли, однако дилеры обошлись без крупных банкротств и массового ухода с рынка.

«
Россия одной из первых отреагировала на кризис и приняла меры господдержки, которые способствовали быстрому восстановлению после локдауна. Минпромторг поддержал не только производителей, но и дилеров, — отметили в ассоциации.
»

Более 18% от общего числа проданных в России в 2020 году автомобилей были реализованы по программам льготного кредитования.

По подсчетам АЕБ, падение авторынка в России по сравнению с другими европейскими странами выглядит незначительным, за счет чего страна переместилась с 5 на 4 место по сравнению с 2019 годом. Среди ведущих мировых авторынков РФ поднялась на две позиции по итогам 2020 года — с 12-го на 10-е место.[6]

Снижение продаж новых авто на 72,4% в апреле

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2020 года в России было продано 38 922 новых легковых автомобиля, в том числе лёгкого коммерческого транспорта. Это на 72,4% меньше относительно аналогичного периода 2019-го. При этом в марте продажи выросли на 4%, в феврале — упали на 2,2%. По итогам всего первого квартала 2020 года российский авторынок просел на 19,1%.

Спад произошёл из-за того, что автодилеры вынуждены были приостановить или ограничить свою работу в соответствии с указом президента о мерах борьбы с пандемией коронавируса COVID-19.

В лидерах падения Chevrolet и Ford, чьи продажи рухнули практически на 100%, а также Honda (-90%), Mitsubishi (-95%), Datsun (-88%), Volvo (-86%), Hyundai (-84%). Продажи Avtovaz (Lada) упали на 71%, KIA на 78%, Renault на 75%.

Черный апрель для автодилеров. Продажи машин в России рухнули на рекордные 72,4%
«
Чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать новые форматы продаж. Несмотря на то что дилеры готовятся к перезапуску, я не ожидаю существенного роста продаж в мае, — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
»

Председатель комитета автопроизводителей ассоциации Томас Штэрцель отметил, что апрельский обвал розничных продаж автомобилей оказался самым сильным за всю историю российской автомобильной промышленности. По его словам, «чёрный апрель» нанёс сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе скажется и на их устойчивости. Необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж, советует Штэрцель.

Международное рейтинговое агентство Moodyʼs Investors Service прогнозирует снижение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4% «на фоне продолжающегося медленного экономического роста и отсутствия мер государственного стимулирования».

В консалтинговой компании PwC допускают снижение продаж на 30% относительно 2019 года — до 1,142 млн машин. При этом прогноз PwC без учета стрессовых факторов (прежде всего коронавируса) на 2020 год предполагает уменьшение объёма рынка лишь на 3,7% до 1,57 млн автомобилей.[7]

Путин сообщил о мерах поддержки автомобильного рынка

24 апреля 2029 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости выделить 2,5 млрд рублей на реализацию программы льготного лизинга для каршеринговых сервисов. Такое заявление глава государства сделал на совещании, посвящённом вопросам поддержки автопрома в условиях пандемии коронавируса COVID-19.

«
«Чтобы такие компании могли не только пройти сегодняшний непростой период, но и расширить, обновить свой автопарк, повысить доступность услуг для граждан в регионах, предлагаю для них предусмотреть льготные лизинговые механизмы и выделить на эти цели 2,5 млрд рублей», — сообщил Владимир Путин.
»

Владимир Путин заявил, что в рамках пакета по поддержке производства отечественных автомобилей необходимо выделить средства для финансирования программы льготного автолизинга для предприятий малого и среднего бизнеса

Он также отметил, что в последние годы каршеринговые услуги получили активное развитие.

Ранее частники транспортного рынка, в том числе каршеринговые компании, обратились к правительству Москвы с просьбой предоставить им финансовую поддержку в связи со снижением спроса на их услуги в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Столичная мэрия и правительство Московской области установила запрет на работу каршеринга до 1 мая 2020 года в рамках борьбы с распространением коронавируса нового типа.

В ходе совещания по вопросам развития автомобильной промышленности 24 апреля 2020 года Путин также заявил о необходимости изменения в правовой базе для обеспечения возможности дистанционной покупки машин. По его словам, «назревшие изменения» требуют правок в существующее законодательство.

Кроме того, президент заявил о необходимости направить 7 млрд рублей на поддержку льготного автокредитования для граждан России в условиях сложной экономической ситуации из-за распространения коронавируса. По словам Путина, такие меры должны способствовать повышению спроса на продукцию автомобильных заводов в РФ.

Глава государства также подчеркнул необходимость «дополнительно направить 6 млрд рублей» на развитие программ «льготного лизинга автомобильной техники, грузовых автомобилей, коммерческого транспорта, которые востребованы в малом и среднем бизнесе, на селе».[8]

2019

За год российскими автозаводами произведено 1,72 млн авто

В 2019 году российские автозаводы в общей сложности произвели 1,72 млн единиц автомобильной техники. Самая большая доля в российском автопроме – у АвтоВАЗа (20,5%).

Количество произведённых автомобилей в странах мира в 2014 и 2019

Сокращение производства, рост экспорта и импорта авто

Продано 1,759 млн новых авто (-2,3%)

По итогам 2019 года в России было продано 1,759 млн новых автомобилей, что на 2,3% меньше, чем годом ранее, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Об этом заявил на пресс-конференции в Москве глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Это стало первым падением с 2016 года, когда рынок сократился на 11%.

В списке самых продаваемых машин в РФ существенных изменений не произошло по сравнению с 2018 годом.

Самые популярные модели автомобилей в 2019 году

По данным АЕБ, лидером российского авторынка осталась Lada Granta, которая разошлась в количестве 135,8 тыс. штук. Самая дешевая модель рынка только укрепляет позиции: спрос вырос на 22%. В 2019-м Granta обновила комплектации и обзавелась версией повышенной проходимости.

Второе место в рейтинге заняла Lada Vesta со 111,5 тыс. проданных экземпляров. За год Vesta обзавелась модификацией с вариатором, а спрос на самую дорогую модель российского бренда за год вырос почти на 3%, что еще заметнее отодвинуло Vesta от южнокорейских конкурентов, говорится в отчёте.

Среди производителей лидерство на российском авторынке удерживает «Автоваз», реализовавший в 2019 году 362 356 автомобилей Lada (+1%). Второе место по объему продаж заняла KIA – реализация 225 901 машины (-1%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку сохраняет Hyundai с показателем 178 809 проданных автомобилей, что соответствует уровню годичной давности.

Продажи Kia за год сократились на 1%, но управляющий директор KIA Motors Rus Александр Мигаль отмечает, что для компании важен другой показатель. «Если смотреть чуть глубже, то 41% — это [продажи автомобилей Kia] Rio, 59% — это уже машины более высокого ценового сегмента. 

2019 год «оказался более трудным, чем ожидалось», отметила АЕБ. Спад в первом полугодии  «был ожидаем после увеличения НДС», а вот «надежды на восстановление во второй половине года не оправдались».

«
Спрос оставался слабым весь год, несмотря на его существенное стимулирование со стороны дистрибьюторов и дилеров, — указывает организация.
»

В АЕБ уверяют, что в 2019 году автопроизводители сделали все возможное для сохранения или хотя бы минимизации сокращения спроса на рынке.[9]

Самые продаваемые модели за 9 месяцев

Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля

Такси и каршеринг в Москве выгоднее личного автомобиля. Об этом говорится в исследовании, которое провели «Яндекс.Такси» и Data Insight. Данные обнародованы 22 сентября 2019 года. Подробнее здесь.

2017

Рост продаж на 12%

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2017 году выросли на 11,9% — до 1,596 млн машин, сообщила в январе 2018 года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Таким образом, авторынок показал рост впервые за последние четыре года. Продажи в декабре 2017 года увеличились на 14% — до 166 тыс. штук.

Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер заметил, что в декабре рынок находился «в гармонии с предыдущими месяцами», подчеркнув также «слабый старт в январе и феврале» 2017 года (восстановление спроса началось в марте). По мнению эксперта, рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, однако в 2017 году прервалась полоса падения продаж, которая наблюдалась последние четыре года.

По данным АЕБ, лидеры продаж — Lada и корейские Kia и Hyundai — сохранили свои позиции. Так, продажи Kia выросли на 22% до 181,9 тыс. машин, Volkswagen — на 21% до 89,5 тыс. штук, Ford — на 18% до 50,4 тыс. штук. Продажи лидера рынка Lada увеличились на 17% до 311,6 тыс. автомобилей. Из наиболее популярных марок спад в 2017 году показал только УАЗ: реализация машин бренда снизилась на 15% до 41,6 тыс. штук. На третьем месте по продажам за год после Lada и Kia находится Hyundai, объем реализации которой вырос на 9% до 157,9 тыс. автомобилей.

Самой продаваемой моделью в 2017 году стала Kia Rio (96,7 тыс. машин), за ней следуют Lada Granta (93,7 тыс.) и Lada Vesta (77,3 тыс.). На четвертом и пятом местах модели Hyundai — Solaris (68,6 тыс.) и Creta (55,3 тыс.).[10]

Самые продаваемые марки автомобилей в России в 2017 году:

Марка Продажи (в штуках)
Lada 311 588
Kia 181 947
Hyundai 157 858
Renault 136 682
Toyota 94 238
Volkswagen 89 469
Nissan 76 000
ГАЗ 58 617
Skoda 62 302
Ford 50 360

Проект Стратегии развития экспорта автопрома

Минпромторг России представил в июне 2017 года проект стратегии развития экспорта автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Российской Федерации на период до 2025 года. Документ определяет приоритетные направления развития экспорта, меры поддержки отрасли, целевые показатели и ресурсное обеспечение.

Развитие экспорта позволит продолжить долгосрочную программу развития автомобильной промышленности и дать дополнительный стимул для локализации в России ключевых технологий, которые используются во многих отраслях промышленности.

В рамках проекта было проведено широкое обсуждение потенциала экспорта автопрома, барьеров и необходимых мер поддержки с участниками отрасли. По результатам было выделено четыре основных направления Стратегии, по каждому из которых подготовлена конкретная программа мероприятий:

  • Создание общей институциональной среды для работы экспорто-ориентированных предприятий автомобильной отрасли, включая крупных автопроизводителей, а также средние и малые компании, работающие на рынке компонентов и субкомпонентов;
  • Поддержка экспорта национальных производителей, включая развитие сбытовых/сервисных сетей, развитие и адаптацию продуктов, эффективные схемы финансирования;
  • Стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России сборочных производств экспортно-ориентированных моделей для глобального рынка;
  • Стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России заказов на компоненты для зарубежных сборочных производств.

Программа мероприятий включает как организационные меры, включая формирование Зон Свободной Торговли с приоритетными рынками и точечную доработку законодательной среды, так и меры налогового стимулирования и финансовой поддержки.

В базовом сценарии реализации стратегии и предлагаемых мер поддержки ожидается увеличение объемов экспорта продукции автопрома в размере 4,9 млрд долларов США.

2016

Объём экспорта 2,4 млрд долларов

В 2016 году совокупный объем экспорта продукции автомобильной промышленности составил 2,4 млрд долл. США без учета шин (3,4 млрд долл. США с учетом шин). Всего в 2016 году экспортировано 82 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых и около 2 тыс. автобусов.

Продажи автомобилей в РФ упали до минимума с 2010 года

Продажи новых автомобилей в России в январе 2016 года сократились на 29 процентов, до 82 тысяч машин. Это, пишет газета «Коммерсант», всего лишь на 8 тысяч автомобилей меньше, чем было продано в январе 2010 года, когда на российском авторынке были зафиксированы минимальные за последние семь лет продажи[11].

Официальные данные о продажах автомобилей в январе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), ведущая статистику по всем маркам, обнародует лишь в середине февраля. Однако, пишет «Коммерсант», рассчитать общие результаты для рынка можно уже сейчас, исходя из опубликованной статистики отдельных марок.

Падение продаж до худшего за последние семь лет уровня, отмечает издание, произошло несмотря на действующие госпрограммы утилизации, льготного автокредитования и лизинга. На эти программы только в 2015 году из бюджета был потрачен 31 миллиард рублей. В 2010 году, напоминает «Коммерсант», госпрограмм по поддержке авторынка не было.

2015: Снижение продаж на 35% до 1,6 млн машин

В 2015 г. российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизился на 35,7%, или на 890,187 тыс. машин, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

В 2015 г. было продано всего 1 млн 601,216 тыс. автомобилей.

Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 г. - 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора.

"В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнение с драматическим снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что неизвестно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту", - отметил Шрайбер.

Тройку лидеров российского рынка возглавляет "АвтоВАЗ", далее – VW, KIA.

Девять моделей из десятки лидеров продаж в 2015 г. новых легковых автомобилей - местного производства.

В топ-10 самых популярных марок в 2015 г. входят Lada, KIA, Hyundai, Renault, Toyota, Nissan, VW, УАЗ, ГАЗ, Škoda.

В топ-10 самых популярных моделей входят Lada Granta, Hyundai Solaris, KIA Rio, VW Polo, Renault Duster, Renault Logan, Lada Largus, Lada Kalina, Lada 4x4, Chevrolet Niva.

На фоне снижения продаж и нестабильности курса рубля в 2015 году автоконцерн General Motors объявил об уходе с российского рынка бренда Opel и большей части моделей бренда Chevrolet.

Калининградский автозавод «Автотор» после ухода Opel и Chevrolet решил законсервировать около половины своих мощностей, а завод GM в Санкт-Петербурге прекратил работу. «АвтоВАЗ» был вынужден перейти на сокращенную рабочую неделю[12], а ряд других автозаводов в РФ останавливали конвейеры на длинные «зимние каникулы» в декабре 2015 — январе 2016 годов.

2012: Рост продаж на 10% до 2,76 млн штук

Продажи новых автомобилей в России по итогам 2012 года увеличились в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом на 21% - до 71 миллиарда долларов, сообщил на пресс-конференции руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PWC) Стенли Рут.

Так, объем продаж новых российских автомобилей за 2012 год сократился на 3%, до 6,7 миллиарда долларов, иномарок российского производства - вырос на 32%, до 31,2 миллиарда долларов, импорт новых автомобилей увеличился на 17%, до 33,1 миллиарда долларов.

Продажи легковых автомобилей в России в 2012 году в количественном выражении выросли на 10% - до 2,76 миллиона единиц, сообщает PWC.

Продажи автомобилей отечественных брендов показали снижение на 6,5% - до 580 тысяч единиц, иномарок российского производства - рост на 17% до 1,215 миллиона единиц, импорт новых автомобилей вырос на 15% - до 965 тысяч штук.

Агентство отмечает, что после нескольких лет сильной волатильности продаж на авторынке стали заметны признаки стабильности на пути к устойчивому умеренному росту.

Так, иномарки отечественного производства показали лучший рост продаж в 2012 году и увеличили долю на авторынке до 44%, отмечает PWC[13].

Наиболее популярной маркой машин в России остается Lada, а самой продаваемой легковушкой — Lada Priora, чей годовой тираж превысил 125,9 тысячи машин. Второй по популярности маркой стала Chevrolet, а лидером продаж среди иностранных моделей — Hyundai Solaris.

2011: Отчет PwC

Итоги первого полугодия 2011 года на российском автомобильном рынке, PwC

1978

Генсек КПСС Леонид Брежнев осматривает новинку запорожского автозавода, Ялта, 1978 год.

Обеспеченность населения автотранспортом

2019: 373 авто на 1000 человек

Автомобилей на 1000 человек (Всемирный банк, июнь 2019):

2018: 309 авто на 1000 человек

Данные на 2018 г.

2012: 271 авто на 1000 человек

В мае 2012 года Россия заняла 46-е место в рейтинге ста наиболее обеспеченных автотранспортом стран мира, расположившись между Мексикой и Сербией. По данным агентства "Автостат", подготовившего рейтинг, в России на каждую тысячу жителей приходится 271 транспортное средство, включая и коммерческие машины. В Мексике этот показатель составляет 276 машин на тысячу жителей, а в Сербии - 252 транспортных средства[14].

Возглавило рейтинг королевство Монако, из тысячи человек 908 владеют тем или иным видом автотранспорта. На втором месте оказались США с 802 машинами на тысячу человек, а третью строчку заняла Исландия - 746 автомобилей. В десятку лидеров также вошли Люксембург (739 авто на тысячу жителей), Новая Зеландия (718 машин), Австралия (688), Мальта (679), Кипр (675), Италия (672) и Канада (602).

Любопытно, что Китай, располагающий самым большим автомобильным парком в мире, занял только 86-ю строчку рейтинга - в этой стране на тысячу жителей приходится только 47 автотранспортных средств.

В середине мая 2012 года ВЦИОМ провел опрос, согласно которому каждый пятый россиянин планирует приобрести автомобиль, причем в большинстве случаев - иномарку. 46 процентов из опрошенных планируют приобрести машину в кредит.

Иномарки российского производства

Производство в Петербурге

  • C января по октябрь 2012 года петербургские автозаводы Toyota, General Motors, Nissan и Hyundai выпустили 317 тысяч автомобилей, что на 61 процент выше показателя аналогичного периода 2011 года. Об этом сообщает "Auto-Dealer-СПб". К концу года объем произведенных в северной столице машин достигнет 390 тысяч.

По итогам десяти месяцев 2012 года, доля петербургского автопрома составила 19,8 процентов от общероссийского производства машин. При этом рост производства в Санкт-Петербурге существенно выше, чем в среднем по стране.

Так, в октябре в Питере производство выросло на 18 процентов по сравнению с 2011 годом - до 35 тысяч машин. В среднем по стране этот показатель составил всего 11 процентов. Общее производство машин в России с января по октябрь выросло на 14 процентов.

На ноябрь 2012 года на заводах Санкт-Петербурга выпускается 10 моделей машин. Среди них:

  • Hyundai Solaris,
  • Kia Rio,
  • Chevrolet Cruze,
  • Opel Astra и
  • Toyota Camry, которые входят в топ-25 самых продаваемых легковушек в России. Кроме того, в Санкт-Петербурге собирают:
  • Nissan Teana,
  • Nissan X-Trail,
  • Nissan Murano,
  • Infiniti FX и
  • Infiniti M.

В Ленинградской области (Всеволожск) также собирают автомобили Ford Focus и Mondeo.

В общей сложности, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев 2012 года в России было продано свыше 2,44 миллиона машин. К концу года продажи могут составить 2,85 миллиона автомобилей.

  • По итогам первого квартала 2012 года объем производства автомобилей на петербургских автомобильных заводах увеличился в 2,3 раза и составил в общей сложности 91 161 автомобиля. В первом квартале 2010 года суммарный объем производства автомобилей в Санкт-Петербурге составил всего 39 100 автомобилей.

На апрель 2012 года на автомобильных заводах Петербурга выпускаются следующие модели:

  • Nissan Tiana,
  • Nissan Murano,
  • Nissan X-Trail,
  • Toyota Camry,
  • Hyundai Solaris,
  • Kia Rio,
  • Chevrolet Cruze,
  • Chevrolet Captiva и
  • Opel Antara.

Реализация всех проектов автокластера привлекла в экономику города общий объем инвестиций в размере 81,8 млрд рублей. При этом вышеупомянутые зарубежные автопроизводители планируют расширить линейку выпускаемых в регионе моделей, а некоторые компании, в не имеющие здесь производства, рассматривают возможность открыть его.

Доля иномарок российского производства

  • Доля иномарок в автопарке России на начало 2012 года составила 46,3 процента. В течение 2011 года этот показатель увеличился на 3,3 процента по сравнению с 2010 годом. Наибольшая доля иномарок зафиксирована в Приморском крае - 87 процентов. В Москве аналогичный показатель составил 68,4 процента. Средний возраст иномарок по России составил 8,4 года[15].

  • В первом квартале 2012 года доля иномарок российского производства в общем объеме выпуска легковых автомобилей в России достигла 68,9 процента, сообщает "Автостат" со ссылкой на исследование "АСМ-Холдинга". В общей сложности за первые три месяца в России были выпущены 449,6 тысячи машин, из которых 309,7 тысячи - иномарки. По сравнению с первым кварталом 2011 года производство иномарок в России выросло на 42,7 процента.

Крупнейшим производителем иномарок в России стало калининградское предприятие "Автотор", с конвейеров которого сошли 56065 автомобилей марок Kia, BMW, Chevrolet и Opel. Петербургский завод Hyundai занял второе место, выпустив в январе-марте 2012 года 54510 машин Solaris и Rio.

Увеличение доли иномарок в общем объеме производства машин в России связано с расширением модельного ряда и увеличением производственных мощностей иностранных производителей, а также с уменьшением производства российским автопромом. Как отмечает "Автостат", в 2007 году доля иномарок российского производства в общем объеме выпуска машин в России составляла 35,4 процента, а еще тремя годами ранее - всего 11,6 процента. Впервые доля иномарок превысила порог в 50 процентов и достигла 52 процентов в 2010 году.

Автозапчасти

Основная статья: Автозапчасти (рынок России)

Смотрите также

Примечания

  1. В 2021 году на покупку новых автомобилей потрачено более 3 трлн рублей
  2. Продажи легковых автомобилей в России в 2021 году выросли на 4,3%
  3. 62% продаваемых автомобилей в РФ – с автоматической трансмиссией
  4. На покупку новых автомобилей в 2020 году было потрачено 2,5 трлн рублей
  5. Рынок новых люксовых автомобилей в 2020 году упал на 15%
  6. Российский авторынок в 2020 году снизился на 9%
  7. Российские автодилеры пережили «черный апрель»
  8. Путин предложил выделить 2,5 млрд рублей на льготный лизинг для каршеринговых компаний
  9. Автомобильный рынок в 2019 году сократился на 2,3%
  10. Авторынок держит скорость
  11. Российский авторынок катается по дну
  12. «АвтоВАЗ» сократит зарплаты сотрудников на 20 процентов
  13. Продажи новых автомобилей в РФ за 2012 г выросли на 21% до $71 млрд - PWC
  14. По обеспеченности машинами Россия оказалась между Мексикой и Сербией
  15. Доля иномарок российской сборки достигла 70 процентов