2021

ИТ-услуги и ИТ-аутсорсинг



Генеральный партнёр обзора:

Партнёр обзора:


Рынок ИТ-услуг в терминологии TAdviser включает услуги внедренческого консалтинга, системной интеграции, установки и поддержки оборудования и ПО, облачные сервисы, а также ИТ-аутсорсинг и услуги технической поддержки. К ИТ-аутсорсингу TAdviser относит услуги по сопровождению и техподдержке ПО и оборудования, разработке заказного ПО, а также тестированию ПО.


Оценки рынка и крупнейшие поставщики ИТ-услуг

К ключевым драйверам роста российского рынка ИТ-услуг эксперты относят принципиальное изменение отношения компаний к удаленной работе вследствие пандемии, государственную поддержку в виде налоговых и других льгот, стремление повысить эффективность бизнес-процессов, а также упор на импортозамещение. К факторам роста также можно отнести увеличение спроса на заказную разработку ПО и услуги ИБ. Подробнее...

Лидером российского рынка ИТ-услуг является компания Ланит. В рейтинге, подготовленном в 2021 году (по выручке от ИТ-услуг за 2020 год), она с большим отрывом опередила конкурентов. В первую десятку также попали компании Т1, Айтеко, Крок, Инфосистемы Джет, Tegrus, Лига Цифровой Экономики, IBS, ФОРС и ОТР. На топ-10 игроков приходится более половины объема всего российского рынка ИТ-услуг. Их суммарная выручка составляет без малого 227 млрд руб. Подробнее...

Интервью с экспертами


Состояние рынка ИТ-аутсорсинга, его драйверы и барьеры

В последнее время среди активных игроков рынка ИТ-аутсорсинга происходит переосмысление его ценности для бизнеса в условиях усложнения ИТ-ландшафта и появления инновационных технологий, таких как роботизация, Low Code- и No Code-разработки.

Кратко резюмируя ответы экспертов, с которыми поговорил TAdviser, к драйверам рынка ИТ-аутсорсинга можно отнести:

  • дефицит квалифицированных кадров на предприятиях;
  • возрастающую потребность государства в ИТ-услугах, программы цифровой трансформации и вектор на импортозамещение;
  • повышение уровня доступности, эффективности и информационной безопасности сторонних услуг;
  • рост потребности в оптимизации бизнес-процессов при одновременном желании сэкономить средства;
  • если ранее информационные технологии рассматривались, в основном, лишь как необходимые затраты, то сейчас заметно изменение отношения к ИТ как к генератору бизнес-ценности;
  • выход инсорсинговых компаний на открытый рынок.

Ряд компаний увидели в сложной постпандемийной ситуации новые пути развития и такие компании ускорили процессы цифровой трансформации. Если одни считают нестабильную ситуацию в экономике барьером для аутсорсинга, то другие – фактором роста спроса на ИТ-аутсорсинг. Подробнее...

Крупнейшие ИТ-аутсорсеры

Лидером рейтинга российского рынка услуг ИТ-аутсорсинга, подготовленного в 2021 году по итогам 2020 года, стала компания Ланит. Её выручка от этого направления достигла 24,9 млрд руб. В топ-5 рейтинга также вошли компании Айтеко, Инфосистемы Джет, Лига Цифровой Экономики и Крок.

Отраслевое распределение проектов ИТ-аутсорсинга

По состоянию на конец 2021 года база TAdviser содержит информацию о более чем 2 тыс. проектов ИТ-аутсорсинга. Согласно этим данным, чаще всего аутсорсинговые проекты реализуются в госсекторе, сфере финансовых услуг и торговле. Суммарно на эти отрасли приходится порядка 38% от всех известных проектов. Более подробная информация представлена на диаграмме ниже.

На протяжении последних лет большинство крупнейших ИТ-инсорсинговых компаний показывают рост оборота, хотя динамика роста варьируется от года к году, и демонстрируют нацеленность на расширение и накопление ИТ-компетенций.

В 2020-2021 году на ИТ-инсорсинг, как и на весь ИТ-рынок, влияние оказала эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением коронавирусной инфекции. Она, с одной стороны, ускорила цифровизацию, а с другой – вынудила компании в отраслях, наиболее пострадавших от ситуации, связанной с коронавирусом, сокращать расходы в том числе на некоторые ИТ-проекты. Это отразилось на положении и инсорсинговых компаний. В числе таковых, к примеру, инсорсеры транспортной отрасли, где в 2020-2021 году наблюдается значительное снижение пассажиропотока по сравнению с «доковидными» временами.

Ускорение цифровизации, развитие онлайн-каналов продаж и взаимодействия с клиентами повысило спрос на ИТ-специалистов, усилив и до того существовавший кадровый дефицит. Наем и удержание кадров стали еще большим вызовом и для ИТ-инсорсинговых компаний.

Пообщавшись с представителями ряда крупнейших ИТ-инсорсеров, TAdviser выяснил, на чем фокусируются компании в «ковидной реальности», и какие меры предпринимают, чтобы быть привлекательными работодателями для ИТ-профессионалов. Подробнее...

Мировой рынок ИТ-сервисов


Мировой рынок ИТ-сервисов и бизнес-услуг

В 2020 году объем мирового рынка технологических сервисов и бизнес-услуг (бизнес-консалтинг и аутсорсинг основных бизнес-процессов) упал на 1,16% в сравнении с 2019-м, но в абсолютном выражении показатель остался выше $1 трлн. Такие данные приводятся в исследовании IDC.

По словам экспертов, глобальные расходы на ИТ- и бизнес-услуги в 2020 году сократились не столь сильно, как ожидалось изначально. Это произошло в силу нескольких причин, среди которых:

  • улучшение экономических перспектив;
  • растущая уверенность бизнеса;
  • появление новой нормальности, при которой компании начинают практиковать более долгосрочные инвестиции в технологические и бизнес-услуги.

В докладе отмечается, что рыночные результаты в 2020 году, особенно в третьем и четвертом кварталах, оказались выше ожиданий. Подробнее...

Прогноз по динамике ИТ- и бизнес-услуг в разных регионах


Мировой рынок облачных сервисов

Глобальные расходы на публичные облачные сервисы по итогам 2020 года увеличились на 24% относительно объема годичной давности и составили $312,4 млрд. Об этом сообщают аналитики IDC.

К публичным облачным услугам эксперты относят следующие решения:

  • IaaS (инфраструктура как услуга);
  • SISaaS (системная инфраструктура как услуга);
  • PaaS (платформа как услуга);
  • SaaS (программное обеспечение как услуга).

На облачном рынке без учета SaaS первое место удерживает Amazon Web Services, на которую в 2020 году пришлось 24,1% выручки. Вторую позицию заняла Microsoft (16,6%), третью — Google (4,2%).

Лидером сегмента SaaS остается компания Salesforce, чья доля по итогам 2020 года составила 9,3%. Следом расположились Microsoft и SAP с результатами 8,7% и 4,7% соответственно. Подробнее...

Лидеры на рынке публичных облачных сервисов
Основные определения

Аутсорсинг. Аутсорсинг (от английских out - "вне" и source - "источник` – использование внешнего источника/ресурса) – передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Виды аутсорсинга:

  • Производственный аутсорсинг При производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или ее компонентов.
  • ИТ-аутсорсинг (ITO) Предполагает делегирование внешней специализированной компании решение вопросов связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение оборудования или ПО), так и объемов работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг и т.д.)
  • Аутсорсинг бизнес-процессов (BPO) Использование внешних ресурсов, знаний и опыта, налаженной инфраструктуры поставщика услуг (аутсорсера) для организации и обеспечения собственных специфических функций и достижения бизнес-задач компании. В большинстве случаев BPO предполагает передачу стандартизированных текущих процессов компании.
  • Аутсорсинг управления знаниями (KPO) KPO предполагает управление процессами, которые требуют глубокого изучения или серьезной аналитической обработки данных, формирования и управления базами знаний, которые в последующем могут использоваться в том числе и для поддержки принятия решений.

Что передают на аутсорсинг: В соответствии с заявлениями многих поставщиков услуг аутсорсинга, внешнему исполнителю могут быть переданы практически любые функции предприятия. На практике, наиболее распространенными формами реализации аутсорсинга в России является передача следующих функций: бухгалтерский учет и расчет налогов юридическое обеспечение деятельности расчет заработной платы сотрудников управление персоналом информационные системы и управление базами данных маркетинговые коммуникации и связи с общественностью управление проектами от разработки до реализации вопросы экономической и информационной безопасности управление логистикой и доставкой производство сборка и тестирование уборка и обслуживание управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт (воздушные и морские суда, автомобильный, железнодорожный транспорт).

Преимущества аутсорсинга: Снижение затрат, в том числе сокращение инфраструктуры и издержек по ее содержанию, времени; возможность уделить наибольшее внимание основному бизнесу; фокусирование компании на основной деятельности (как фирмы-заказчика, так и исполнителя – здесь также возможен синергетический эффект) превращение структуры расходов из фиксированной в переменную, что облегчает процесс планирования расходов; повышение качества за счет использования аутсорсинговыми компаниями современных технологий, процедур, принципов и методов управления процессами. Основной выгодой являются возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям.

Реклама на этой странице

Новости

Системы по количеству проектов внедрений (ИТ-аутсорсинг / Торговля)


Название продуктаВендорПодрядчиковПроектов внедрений
1 Axelot Логистический консалтинг Axelot (Акселот) 2 (список) 5 (список)
2 Orange Business Services Контакт-центр Orange Business Services (Оранж Бизнес Сервисез, Эквант) 1 (список) 1 (список)
3 РДТЕХ: Аутсорсинг администрирования баз данных РДТЕХ 1 (список) 1 (список)
4 Сканер-ВС Средство анализа защищенности НПО Эшелон АО 1 (список) 1 (список)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)

За всю историю
2019 год
2020 год
2021 год
Текущий год
Данные не найдены
Данные не найдены

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2019 год
2020 год
2021 год
Текущий год
Данные не найдены
Данные не найдены

Название продуктаВендорПодрядчиковПроектовПроектов на базе
Axelot Логистический консалтингAxelot (Акселот)250
РДТЕХ: Аутсорсинг администрирования баз данныхРДТЕХ110
Сканер-ВС Средство анализа защищенностиНПО Эшелон АО110
Orange Business Services Контакт-центрOrange Business Services (Оранж Бизнес Сервисез, Эквант)110