2024/08/27 09:57:09

Информационные технологии в АвтоВАЗ

Статья посвящена созданию и развитию информационных систем в автопроизводителе «АвтоВАЗ»

Содержание

2024: Как «АвтоВАЗ» внедряет роботов для производства авто

В августе 2024 года стало известно о том, что «АвтоВАЗ» активно внедряет роботов на своих производственных линиях для повышения эффективности и стабильности сборки автомобилей.

Как пишет «Российская газета», внедрение роботов на «АвтоВАЗе» идет поэтапно, начиная с задач, которые требуют высокой точности и стабильности. Одним из таких применений является использование четырёхшпиндельного гайковёрта, который одновременно закручивает четыре гайки для крепления колёсного диска к ступице.

Как «АвтоВАЗ» внедряет роботов в производство автомобилей

Роботы также используются для вклейки лобового стекла на моделях Lada Vesta. Данная операция автоматизирована уже давно и является важной частью производственного процесса. Благодаря роботизированной системе стабильно контролируется ширина и толщина клеевого валика, что гарантирует долговечность и герметичность соединения, а также аккуратность внешнего вида.Доходы российских поставщиков ИТ-услуг за год выросли на 2,6% и достигли 549,3 млрд рублей 320.9 т

В период с 29 июля по 18 августа 2024 года на заводе прошел корпоративный отпуск, во время которого «АвтоВАЗ» реализовал свыше 10 тыс. задач, связанных с модернизацией и ремонтом производственных мощностей. На эти работы было выделено около ₽600 млн, что свидетельствует о серьезных инвестициях компании в будущее производства.

История использования роботов на «АвтоВАЗе» началась еще в 1978 году, когда на предприятии появились первые роботы «Джулия» для точечной сварки при производстве автомобиля «Нива». С тех пор роботизация на заводе значительно развилась. В середине 1990-х годов на «АвтоВАЗе» использовались японские роботы «Кавасаки» для сварки кузовов моделей ВАЗ-2105, -2106 и -2107. К 1993 году на производственных линиях завода уже работали 230 роботов отечественного производства с манипуляторами, использующимися для различных операций, включая сварку и нанесение клея.

В 2024 году на производстве автомобилей семейства «Калина» и других моделей задействовано более 320 современных роботов, которые выполняют широкий спектр задач, от сварки и перегрузки деталей до приклейки потолков на конвейере. Роботы заменили людей в наиболее сложных и трудоемких процессах, что не только повышает производительность труда, но и снижает риск ошибок, связанных с человеческим фактором.[1]

2023

«АвтоВАЗ» инвестирует 1,4 млрд рублей в создание инженерной школы в Тольятти

«АвтоВАЗ» и Тольяттинский государственный университет (ТГУ) создают передовую инженерную школу гибридных технологий (ПИШ) «ГибридТех». Об этом пресс-служба вуза сообщила 11 декабря 2023 года. Подробнее здесь.

«АвтоВАЗ» перешёл на старые ИТ-системы после отделения от Renault

«АвтоВАЗ», крупнейшая российская автомобилестроительная компания, выпускающая легковые и легкие коммерческие автомобили под маркой Lada, в 2023 году получила грант РФРИТ объёмом 496 млн рублей под особо значимый проект – внедрение отечественной системы конструкторско-технологической подготовки производства с сохранением накопленных лучших практик. А общая стоимость этого проекта составляет 1,034 млрд рублей. Директор дирекции по информационным системам «АвтоВАЗ» Алексей Горбунов на демодне индустриального центра компетенций (ИЦК) «Автомобилестроение» в сентябре рассказал, как продвигается реализация этой инициативы, а также о том, как прошло отделение на уровне ИТ от предыдущего владельца компании.

В рамках особо значимого проекта замещается программное обеспечение Dassault Systèmes. В качестве продукта на замену ему был выбран T-Flex PLM от российского разработчика «Топ Системы». Старт реализации был дан в июне 2023 года, а завершить её планируется до ноября 2025 года.

Из презентации Алексея Горбунова

По состоянию на сентябрь была выполнена необходимая организационная и документальная подготовка, проведено обследование процессов предприятия под задачи проекта и подготовили первый пакет отчётных документов по этому этапу. И для проверки концептуальных решений развернули локальную инфраструктуру – несколько систем с уже имеющейся функциональностью для отработки тех или иных концептуальных решений и системы T-Flex PLM.

Достигнутые по итогам проекта результаты «АвтоВАЗ» планирует использовать не только на своей центральной площадке, но и на своих дочерних предприятиях.

До недавнего времени «АвтоВАЗ» входил в глобальный альянс компаний, и его задачей в рамках того периода был переход на корпоративные стандарты альянса. В итоге в «АвтоВАЗ» использовались более 200 систем зарубежного производства, но в прошлом году компания оказалась в сложной ситуации.

В мае 2022 года французский концерн Renault за один рубль передал свою долю в «АвтоВАЗ», 67,61%, Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) с опционом на шесть лет. Теперь Волжский автозавод полностью контролирует государство.

В апреле 2022 года в «АвтоВАЗ» стартовала программа по адаптации, цель которой – обеспечить непрерывность бизнес-процессов компании. При этом требовалось прекратить использовать информационные системы и сервисы зарубежного производства и перейти на российские. В мае компания приступила к реализации этой программы. Сроки изначально были рассчитаны на 2,5 года, но в ноябре 2022 года бывший акционер известил «АвтоВАЗ» о том, что возможно внезапное и неконтролируемое с их стороны прекращение сервисов.

В связи с этим в «АвтоВАЗ» были вынуждены перестроить работу команды и кардинально ускорить работы. В январе 2023 года в компании ожидали негативного события, но оно не произошло. Однако автопроизводитель уже успел перенести все корпоративные и пользовательские данные из зарубежных сервисов на территорию РФ. А в мае 2023 года прошли важную веху – осуществили физический выход из всех зарубежных систем и сервисов.

«
В полном объёме мы перенесли данные на территорию нашей страны, ничего не потеряли. В определённой степени нам помогло то, что исторически «АвтоВАЗ» для себя все разработки делал самостоятельно, и мы по сути перешли на все старые разработки. Но проблема в том, что они старые, - отметил директор дирекции по информационным системам «АвтоВАЗ».
»

По состоянию на сентябрь 2023 года «АвтоВАЗ» находится в фазе стабилизации работы этих систем. А следующий этап – переход от стабилизации к развитию, определению целевого ландшафта и развертыванию проектов по его реализации. Один из рисков – не по всем направлениям в области сложного инженерного ПО есть российские аналоги, и требуется время для того, чтобы его разработать, апробировать и внедрить, поделился Алексей Горбунов.

По состоянию на сентябрь 2023 года в ИТ-ландшафте «АвтоВАЗ» более 300 систем, далеко не все из них построены на самом современном стеке и требуют обновления. Для отдельных классов систем уже подобрали целевую замену, но по многим ещё предстоит сделать выбор.

ИТ-паспорт проектов в «АвтоВАЗ»


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаИТЭЛМА НПП, Системы автономной энергииКомплексные проекты создания инженерных систем2023
Описание проектаСолар (ранее Ростелеком-Солар)Solar MSSSDN Software-Defined Network Программно-определяемые сети, SaaS - Программное обеспечение как услуга, ИБ - Межсетевые экраны2022
Описание проектаVK (ранее Mail.ru Group)VK Cloud Универсальная облачная платформа для развития цифровых сервисов (ранее VK Cloud Solutions)Cloud Computing, IaaS - Инфраструктура как услуга, PaaS - Platform As A Service - Бизнес-платформа как сервис2022
Описание проектаGradum (Градум)1С:Бухгалтерия КОРП, ABBYY FlexiCaptureSaaS - Программное обеспечение как услуга, Учетные системы, СЭД - Системы потокового распознавания2021
Описание проектаDatareon (Датареон), Gradum (Градум)Datareon PlatformData Quality - Качество данных, MDM - Master Data Management - Управление основными мастер-данными, СОА2020
Описание проектаАСКОНЛоцман:КБPLM - Управление жизненным циклом изделия2019
Описание проекта1С-Рарус1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом Корп, 1С:Управление холдингомTMS - Управление транспортом, Логистическая информационная система, Системы безопасности и контроля автотранспорта, CPM2018
Описание проекта1С-Рарус1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом, 1С:CRM ПРОФTMS - Управление транспортом, Системы управления автохозяйством (FMS), Учетные системы, CRM2018
Описание проектаВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS - Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2017
Описание проектаПрограмМастер (ProgramMaster)1С:ERP Управление предприятием 2, 1С:CRM КОРП, 1С:WMS Логистика. Управление складом (Axelot)ERP, SaaS - Программное обеспечение как услуга, CRM, WMS, Логистическая информационная система2016
Описание проектаITERBI (Айтерби)Microsoft Enterprise Agreement Subscription (EAS)Офисные приложения2016
Описание проектаБилайн Бизнес, ВымпелКом ПАОУслуги телефонии и связи2015
Описание проектаЛАНИТMicrosoft SharePointCMS - Системы управления контентом, Корпоративные порталы, СЭД2014
Описание проектаЛАНИТMicrosoft Project ServerСистемы управления проектами2014
Описание проектаИнфоПро Группа компанийSAP ERP HCMHRM2014
Описание проектаЛАНИТOracle HyperionBI, CPM2013
Описание проектаDatadvance (Датадванс)PSE/MACROS2013
Описание проектаCisco Systems Russia (Сиско Системс)Cisco TelePresenceВидеоконференцсвязь2012
Описание проектаАСКОНКОМПАС-3DСАПР2012
Описание проектаАСКОНКОМПАС-ГрафикСАПР2012
Описание проектаSITEK Group (СИТЕК)DNC - Direct Numeric ControlMES - Управление производствами и ремонтами2011
Описание проектаРусские навигационные технологии (РНТ)АвтоТрекерTMS - Управление транспортом, Системы безопасности и контроля автотранспорта, Системы управления автохозяйством (FMS), Спутниковая связь и навигация---
Описание проектаРусБИТех-Астра (ГК Астра), Ростелеком, ИТЭЛМА НППАврора ОСMobile Device Management (MDM), ОС---
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхZabbix Система для мониторинга сетей и приложенийNetwork Health Monitoring - Мониторинг сети или управление здоровьем-производительностью ИТ-Инфраструктуры, Системы управления производительностью сетевых приложений---
Описание проектаАвтоэлектроникаLada Vesta---

Примечания