2017/09/07 15:01:59

Андрей Богомолов, «Техносерв»: Россия стратегически не может себе позволить отставание в развитии цифровых технологий

Старший вице-президент ГК «Техносерв» Андрей Богомолов в интервью TAdviser рассказал о том, на что надо обратить внимание в программе «Цифровая экономика», как меняются ИТ-потребности госзаказчиков, а также какие направления госинформатизации развивает «Техносерв».

Андрей
Богомолов
Государство найдет механизмы стимулирования инвестиций в проекты цифровой экономики

Назовите, на ваш взгляд, самые важные ожидаемые шаги и главные замечания к программе «Цифровая экономика Российской Федерации»

Андрей Богомолов: Цифровые технологии являются критически важными для поддержания национальных интересов, информационного и технологического суверенитета, а также конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене. Россия стратегически не только не может себе позволить отставание в развитии цифровых и других сквозных технологий (сейчас отставание от стран-лидеров составляет 5-8 лет), но и должна воспользоваться случаем для того, чтобы, сделав технологический рывок, приблизиться и в каких-то сегментах даже обогнать страны-лидеры. В Правительстве Российской Федерации это понимают и делают все, чтобы ускорить запуск реализации программы. Направление «Цифровая экономика» включено в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, а также в Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

Россия пока отстает от стран-лидеров по цифровым расходам домохозяйств – у них они составляют не менее 3,7% ВВП, а в России – 2,6%. Уверен, что государство найдет привлекательные и прозрачные механизмы стимулирования внутренних и внешних инвестиций в проекты «Цифровой экономики», например, такие как государственные субсидии, адресная поддержка компаний – технологических лидеров, налоговые льготы и иные преференции инвесторам. На мой взгляд, надо уделять внимание тем сферам, где сформирован спрос. Например, сформирован локальный спрос на технологии аппаратной и микроэлектроники 0,2 нм? Массовый. Нет. Значит, нам пока туда не надо. Ограничен спрос в сфере офшорного программирования в связи с крепостью национальной валюты и другими объективными факторами. Интерес могут представлять отечественные разработки такие как , «Касперский», ABBYY, проекты состоявшихся лидеров вроде поисковика «Яндекс», а также глубоко кастомизированные решения как, например, собственные решения «Техносерва» - «Гермес», «Каскад Поток» и т.п.

Если переходить к основным замечаниям к программе «Цифровая экономика Российской Федерации», то я бы отметил вот что. В разделе I «Общие положения» в перечень сквозных цифровых технологий было бы полезно включить биометрические и геоинформационные технологии, облачные и туманные вычисления. В «Дорожную карту» по направлению 1 «Нормативное регулирование» логично добавить раздел, предусматривающий разработку и актуализацию Единой архитектуры цифрового общества, а также создание или назначения органа, ответственного за стандартизацию Единой архитектуры. В «Дорожной карте» по направлению 4 «Информационная инфраструктура» хорошо бы предусмотреть формирование платформ «совместной» экономики, то есть экономики совместного пользования цифровыми активами и цифровой инфраструктурой, в том числе определить приоритетные кросс-отраслевые цифровые платформы, например, «городское хозяйство – экология – логистика – транспорт».

По словам главы Минкомсвязи, для обеспечения прорыва в цифровой экономике России нужно увеличить количество ИТ-специалистов более чем в 2 раза – с 400 тыс. до 1 млн. Ощущаете ли вы дефицит квалифицированных ИТ-кадров у себя в компании? Как Вы решаете этот вопрос?

Андрей Богомолов: Здесь тоже все зависит от спроса. Если будут реализованы основные положения программы «Цифровая экономика Российской Федерации», то спрос сам реализует необходимое количество ИТ-кадров, тем более, что кафедры со специализацией «информационные технологии» есть сегодня практически во всех ВУЗах даже непрофильных. Больший интерес представляет взаимодействие ведущих ИТ-рынка с университетами по формированию необходимых компетенций на начальном уровне. Говоря о потребностях в кадрах «Техносерва», отмечу, что в силу того, что мы крупная, стабильная компания-работодатель с масштабными проектами, мы чувствуем себя в этом вопросе вполне сбалансировано и можем в любой момент набрать персонал с необходимым нам уровнем компетенций.

Расскажите о наиболее крупных и интересных проектах в госсекторе, которые выполняла ваша компания в 2016-2017 годах.

Андрей Богомолов: Среди ключевых проектов, выполненных «Техносерв» за последние полтора года, можно выделить такие важные задачи как развитие Единой информационной системы Росфинмониторинга, предоставление облачной инфраструктуры и проектирование подсистемы обеспечения информационной безопасности ЕГИССО для Пенсионного фонда. Для него же мы выполняем федеральный проект по внедрению в ведомстве виртуальных рабочих мест. Также важными для нас стали создание координационного центра для Минтранса России и модернизация ИТ-инфраструктуры ФТС России. Целый ряд серьезных проектов ведется для Росгидромета, в том числе, была проведена модернизация центров обработки, накопления, архивации гидрометеорологической информации на федеральном, региональном, территориальном и областном уровнях системы Росгидромета для ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД». Проект стал победителем конкурса «Проект года» Global CIO. Еще один наш значимый заказчик – это АО «ГЛОНАСС», для которого мы ведем более 10 различных проектов.

Отдельно хочу отметить то, что «Техносерв» выполняет полноформатную поддержку ИТ-инфраструктуры и ряда систем Пенсионного фонда, Федерального казначейства, Росфинмониторинга. Также, в ключевые проекты «Техносерва» входит поддержка ГИИС «Электронный бюджет» Федерального Казначейства и полный аутсорсинг ИТ-инфраструктуры.

Какую долю в выручке «Техносерва» занимают проекты в госсекторе? Как и за счет чего изменилась эта доля за последние годы?

Андрей Богомолов: Фокус проектов «Техносерв» находится в области заказной разработки, системной интеграции, комплексного ИТ-аутсорсинга, создания высокотехнологичных программно-аппаратных комплексов и других инфраструктурных решений. В последнее время мы выполняем значительное количество проектов с применением виртуализации и облачных технологий.

По результатам 2016 финансового года оборот Группы компаний «Техносерв» составил 52,44 млрд. руб. Доля проектов в государственных структурах в нашей выручке составила 28%.

По вашему мнению, как изменились потребности госзаказчиков? Что наиболее востребовано?

Андрей Богомолов: Актуальными остаются задачи создания и развития государственных информационных систем, в том числе за счет внедрения инструментов обработки больших массивов данных в реальном времени, методов искусственного интеллекта, персонификации государственных услуг и сервисов, предотвращения мошенничества в финансовой сфере (налоги, таможенные платежи, бюджетные расходы) и социальной сфере (пенсии, социальные пособия).

На правительственном уровне поддерживается и стимулируется направления развития так называемых распределенных реестров (блокчейн). Станислав Обухов, Т1 Иннотех: Автоматизация меняет функцию закупок 2.2 т

Многие госзаказчики реализуют проекты импортозамещения программного и аппаратного обеспечения не только с целью выполнить требования регуляторов, но и в контексте оптимизации ИТ-расходов. Например, с применением оборудования YADRO.

В связи с утверждением новой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и федерального закона о безопасности критической информационной инфраструктуры будут востребованы комплексные решения по обеспечению информационной безопасности, в частности ведомственные сегменты ГосСОПКА.

Какие новые технологические вертикали развивает «Техносерв» под нужды госсектора?

Андрей Богомолов: Мы понимаем перспективность направления цифровизации госзаказчиков в рамках утвержденной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В эту же программу вписывается развитие направления «Умный город».

Большое внимание нами уделяется развитию облачных технологий. В конце 2016 года «Техносерв» запустил собственную облачную платформу Technoserv.Cloud, на базе которой уже реализовано более десятка востребованных на рынке продуктов, среди которых виртуальный дата-центр под 152-ФЗ, виртуальное рабочее пространство, облачное хранилище, облачная база данных и облачное резервное копирование. Мы ожидаем, что в ближайшей перспективе среди госзаказчиков будут востребованы «аналитика как сервис», «мониторинг как сервис», «унифицированные коммуникации как сервис», «видеонаблюдение как сервис». Недавно Technoserv.Cloud прошла аттестацию по требованиям ФСТЭК России для работы с государственными информационными системами (ГИС) до 1-го класса защищенности включительно, информационными системами персональных данных (ИСПДн) с уровнем защищенности персональных данных до 1-го уровня защищенности включительно.

С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются крупные федеральные ведомства при реализации ИТ-проектов? Какие направления информатизации актуальны для них?

Андрей Богомолов: Учитывая социальную значимость многих электронных сервисов, госзаказчикам необходимо не просто поддерживать ИТ-инфраструктуру, но и обеспечивать ее непрерывность и доступность, масштабируемость и катастрофоустойчивость. В этом контексте многие ведомства замещают устаревшие платформы и приложения, переходят на виртуализацию (серверы, десктопы, хранилища, приложения), внедряют программно-конфигурируемые архитектуры. Именно к таким проектам стоит отнести создание «Техносервом» системы виртуальных рабочих мест пользователей по технологии VDI для Пенсионного Фонда РФ.

Пользуетесь ли вы какими-либо государственными сервисами и услугами? Что устраивает, а что, на ваш взгляд, требует доработок?

Андрей Богомолов: Конечно, использую. Современному потребителю сервисов, будь то гражданин или представитель бизнеса, необходимо предлагать электронные сервисы, не уступающие по качеству коммерческим сервисам, с которыми мы сталкиваемся в банках и операторах связи. На настоящий момент это несколько затрудняют такие факторы как противоречивость данных в государственных информационных системах, унаследованные бизнес-процессы, ориентированные на бумажный документооборот, недостаток использования средств аналитики больших данных, фрагментированная вертикальная и горизонтальная интеграция государственных информационных систем.

Там, где существует обоюдный интерес и спрос со стороны граждан и государства, сервисы имеют более высокое онлайн качество, например, оплата штрафов ГИБДД. Там же, где услуга предоставляется в качестве необходимой номенклатуры, глубина проработки качества сервиса достаточно поверхностна, например, поиск штрафов и начислений в системе ФССП.

Как вы считаете, необходим ли в России федеральный CIO? Если да, то какие задачи, нерешенные до сих пор, он мог бы взять на себя?

Андрей Богомолов: Функции координатора информатизации на федеральном и региональном уровне выполняет Минкомсвязи России. Кроме того, на уровне Правительства Российской Федерации уже существуют кураторы (вице-премьеры) и коллегиальные органы, ответственные за информатизацию, такие как Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, Совет по региональной информатизации. Они в достаточной степени контролируют все основные направления в сфере информатизации.

Также мы приветствуем решение премьер-министра Российской Федерации о создании комиссии по реализации программы «Цифровая экономика», поскольку программа носит кросс-отраслевой характер. Учитывая ключевую роль информационных технологий в рамках реализации программы «Цифровая экономика», чрезвычайно важно обеспечить тесное информационное взаимодействие вышеуказанных комиссий.

195