Интеллектуальные помощники маркетплейсов: как безопасно принимать решения в эпоху перемен
Маркетплейсы являются одними из ключевых площадок для реализации бизнесом своих товаров в интернете. Особенный всплеск данный способ продаж получил в пандемию, но тенденция сохранилась и в последующие годы. Согласно отчету компании Data Insight «Интернет-торговля в России 2021», объем продаж на рынке e-commerce в конце 2021 года вырос в 2–2,5 раза, в сравнении с 2020 годом. Условия турбулентного времени внесли свой вклад в развитие интернет-торговли в России и в какой-то степени стали драйвером ее роста. Но перед бизнесом возникают важные вопросы: как грамотно организовать выдачу товаров в рассрочку или оформление кредита на приобретение продукции с учетом индивидуальных особенностей компании-покупателя, при этом минимизировать собственные риски? Вручную агрегировать и анализировать всю информацию по клиентам крайне сложно и неэффективно. Современные технологии позволяют переложить эти процессы с человека на интеллектуального помощника – онлайн-систему поддержки принятия решений. Мария Кармазин, руководитель направления практики Risk and Compliance компании GlowByte в статье, подготовленной для TAdviser, рассказывает о том, как выбрать такого помощника.
Содержание |
Новая реальность
Важной особенностью последних нескольких лет стало активное развитие отраслевых маркетплейсов. Наряду с лидерами рынка потребтоваров и услуг (AliExpress, Ozon, Wildberries, СберМегаМаркет, Яндекс.Маркет) появились новые игроки. Так, компания «Северсталь» запустила маркетплейс Industrial.Market, ориентированный на промышленные компании B2B-сектора. Платформа дает прямой доступ к заказам крупнейших потребителей продукции по категориям нестратегических закупок: электротехнических устройств, контрольно-измерительных приборов, инструментов, строительных материалов и проч.
Еще один пример – международный B2B-маркетплейс «Бизнес-маркет» от Московской торгово-промышленной палаты, который является каталогом предложений деловых услуг и товаров различных категорий с привилегиями для членов торгово-промышленных палат.
Цифровую экосистему в сельскохозяйственной отрасли строит и развивает маркетплейс для аграриев «Поле.РФ» – онлайн-платформа, объединяющая все ключевые товары, сервисы и услуги для развития агробизнеса.
Открывая подобные B2B-направления, бизнес подстроился под условия турбулентного времени. Общий объём продаж на маркетплейсах продолжил расти даже после февральских событий, которые опять потребовали от бизнеса быстрой адаптации и перестройки процессов. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в общей структуре розничных продаж на e-commerce в первом полугодии 2022 года приходится 11,2%, в то время как в аналогичный период 2021 года показатель составлял 8,2%.
Однако время диктует свои правила игры и в процессах сбыта продукции. Если сегодня в 80 из 100 случаев покупки через маркетплейсы возможны по 100%-ной предоплате, то, исходя из ситуации на рынке, когда бизнес борется за каждого клиента, можно предположить, что в ближайшее время продавцу нужно будет переосмыслить условия продажи товаров в части предоставления рассрочки на персональных условиях.
Курс на персонализацию
Принцип предоплаты, конечно, предоставляет продавцу гарантии перед отгрузкой товара, но реалии турбулентного времени 2022 года для многих компаний-покупателей создают сложности с оплатой авансом. В такой ситуации интересным и конкурентным преимуществом для продавцов на маркетплейсах может стать предложение приобретать товары в рассрочку или в кредит на персональных условиях для каждого отдельного клиента. Как минимум, для этого необходимо будет учитывать комфортный период рассрочки, сумму, проценты, график платежей. Для возможности предложить такие условия продавец должен принимать во внимание большое количество показателей: размер и объем бизнеса компании-покупателя, вид и количество приобретаемой продукции, историю сотрудничества с партнерами, рейтинг в отрасли, показатели финансовой устойчивости и так далее.
В связи с этим перед бизнесом возникают важные вопросы: как грамотно организовать выдачу товаров в рассрочку или оформление кредита на приобретение продукции с учетом индивидуальных особенностей компании-покупателя, при этом минимизировать собственные риски? Вручную агрегировать и анализировать всю информацию по клиентам крайне сложно и неэффективно. Современные технологии позволяют переложить эти процессы с человека на интеллектуального помощника – онлайн-систему поддержки принятия решений.
Интеллектуальный помощник
Такие современные интеллектуальные платформы позволяют компаниям-владельцам умных площадок принимать безопасные решения в ведении бизнеса и дают ряд преимуществ, в частности, позволяют повысить конкурентоспособность в отрасли за счет онлайн-расчета и определения наилучших условий сотрудничества с покупателями, снизить вероятность убытков и просроченной дебиторской задолженности, сократить репутационные риски благодаря сотрудничеству только с добросовестными контрагентами.
ИТ-системы, решающие подобные задачи, давно и успешно используются в банковском секторе. Однако, многие такие платформы были основаны на базе иностранного программного обеспечения (например, ушедшего из России SAS), что затрудняет его использование в самих банках, а также делает невозможным для внедрения в другие отрасли и индустрии. Но там, где одни видят проблемы, другие находят возможности. Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
Под эгидой импортозамещения на отечественном рынке появились интеллектуальные системы, реализованные на базе отечественного ПО. Один из крупнейших интеграторов в области систем клиентской аналитики – компания GlowByte (лидер в России по BI и Big Data) помогает владельцам маркетплейсов и собственных электронных площадок развиваться в условиях необходимости быстрого импортозамещения, подбирая и внедряя под ключ лучшие варианты специализированных решений и аналитических платформ.
Как выбрать лучшее решение
Уже сегодня на российском рынке представлено множество интересных систем для принятия решений в режиме онлайн. Чтобы выбрать подходящий вариант, необходимо учитывать как потребности бизнеса, так и характеристики платформ.
По мнению аналитиков GlowByte, ключевыми техническими характеристиками интеллектуальных помощников являются: интерфейс для настройки логики, Low-code для создания стратегий, цикличный запуск объектов, вызов Python-моделей, потоковые коннекторы для запусков, версионность, гибкая ролевая модель, граф связей между объектами, наличие пакетной обработки.
Также следует принимать во внимание особенности проектных команд и компаний, предлагающих такие аналитические системы. На каком бы решении ни остановился выбор бизнеса, самое главное для маркетплейса или e-commerce-площадки в текущих условиях – возможность представить в системе дополнительный сервис для клиентов в виде кредитной рассрочки.
Кроме того, конкурентным преимуществом будет реализация системы на базе open source технологий. Это, в первую очередь, минимизирует риски отключения или каких-либо ограничений, с которыми многим пришлось столкнуться в последние месяцы. Во-вторых, в отличие от ранее применявшихся зарубежных решений, каждый клиент при необходимости сможет развивать платформу силами собственных ИТ-команд, используя популярные технологии (Groovy, Java и т. д.).
Безусловно, для компаний из различных индустрий продажа продукции в рассрочку еще не стала обыденностью, как и в целом использование умных площадок. Внедрение в маркетплейсы риск-технологий и интеллектуальных систем принятия решений является серьезным шагом на пути к развитию в условиях глобальных перемен, но, пройдя через все эти изменения, бизнес сможет повысить объем собственной выручки и получить дополнительных лояльных клиентов. GlowByte готова поддержать компании на этом пути и стать надежным помощником и партнером.