2022/05/16 10:38:11

Импортозамещение ПО в ритейле:
Головная боль или окно возможностей

Уход из России западных разработчиков заставил ритейл и e-commerce обратить пристальное внимание на отечественные решения. Но и импортозамещение может стать для бизнеса очередной вендорской ловушкой и привести к зависимости теперь уже от российских поставщиков. Наиболее оптимальное решение – пересмотреть подход к ИТ-архитектуре, вести собственные разработки и стать независимой от любых вендоров компанией. Попробуем разобраться, как именно ритейл и e-commerce могут обрести IT-суверенитет.

Содержание

Если вся работа ритейлера построена на «коробочных» ИТ-продуктах, то легко стать «заложником» у поставщика ПО и его технологий, и столкнуться в будущем с серьезными проблемами

Проблемы у крупных компаний возникли ещё во время пандемии, когда оказалось, что у них нет времени на долгую разработку и внедрение ecom-решений, так как вести онлайн-продажи нужно уже сейчас. Санкции усугубили ситуацию и зависимость от IT-партнеров стала ключевой темой для бизнеса, ведь многие остались без поддержки решений, а то и вовсе лишились доступа к ним. Но не стоит сейчас совершать ту же ошибку, искать российские аналоги и целиком полагаться только на одного вендора. Тем более, что в e-commerce важен не сам ИТ-продукт, а способность команды его создать и развивать в условиях быстрых изменений рынка.

Почему нет смысла заниматься прямым импортозамещением

Популярные в e-commerce продукты западных вендоров, такие как SAP Commerce Cloud или Magento, представляют собой «коробочные» комплексные монолитные системы. Они поддерживают большинство задач екома и управляются через унифицированный интерфейс.

Но, как правило, такие классические enterprise-решения не могут обеспечить нужную гибкость и скорость. Под них нужно подстраивать все важные процессы, они долго внедряются, требуют больших затрат на кастомизацию, упираются в потолок масштабирования и не поспевают за стремительно меняющимися бизнес-задачами ритейла.

Если вся работа построена на «коробочных» продуктах, то легко стать «заложником» у поставщика ПО и его технологий, и столкнуться в будущем с серьезными проблемами.Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

Кроме того, срок жизни систем в e-commerce ниже, чем в других отраслях и составляет в среднем 3 года. Поэтому трата времени и денег на выбор и внедрение неповоротливых решений себя не оправдывает. Разнообразным и многочисленным процессам нужны системы, работающие прямо сейчас и способные быстро развиваться под требования бизнеса. К примеру, в начале пандемии «Ашан» был вынужден запустить доставку из магазинов с нуля на e-commerce платформе Ensi от Greensight, потому что сделать это в сжатые сроки с действующим решением оказалось невозможно. Сервис-ориентированная архитектура Ensi позволила ритейлеру дополнить систему требуемой функциональностью и запустить полноценный еком и доставку всего за полтора месяца.

В целом, миграция на российский софт сейчас не самая простая задача. Во-первых, отечественные аналоги не на 100% соответствуют иностранным продуктам и просто заменить один компонент системы на другой не получится.

Во-вторых, у некоторых вендоров в состав решений входят иностранное ПО и технологии с закрытым кодом. Поэтому гарантировать отсутствие риска остановки такие разработчики пока не могут.

В-третьих, сам по себе процесс импортозамещения требует много времени, денег и кропотливой работы на каждом этапе перехода. На это могут уйти месяцы, тогда как жизнеспособная система бизнесу нужна «здесь и сейчас».

Ритейлу требуется постоянно адаптироваться и эволюционировать, у него нет времени на долгие тестирования дорогих неповоротливых решений или простои из-за сложностей с вендором.

Выходов видится два:

  • разрабатывать с нуля и развивать собственную платформу с использованием open source технологий и сервис-ориентированной архитектуры;
  • использовать готовое решение, меняя его под свои бизнес-процессы и задачи.

Первый вариант наиболее оптимален с точки зрения скорости внедрения и финансовых вложений в проект.

Сервисы как инструмент развития e-commerce

Сервисная архитектура расширяет возможности компаний, позволяя им быстро и безопасно изменять необходимые компоненты и повышать отказоустойчивость своих систем. А одно из её главных преимуществ – возможность отказа от ранее принятых решений: выбора конкретных приложений, интеграторов, технологического стека или даже самой необходимости автоматизации. К слову, сегодня у всех на слуху больше термин «микросервисы», представляющие собой частный случай сервисной архитектуры.

Такой подход гарантирует независимость от вендоров и технологий как отдельной системы, так и ИТ-инфраструктуры в целом. Можно не бояться приостановки сервисов со стороны разработчиков проприетарного ПО, значительно сократить и улучшить time-to-market, повысить гибкость и оперативность во внедрении и использовании различных технологий. Это влияет и на клиентский опыт: за счет оперативного запуска новых функций покупатель быстрее получает доступ к новым товарным категориям, дополнительным способам получения заказов, а пользовательская витрина непрерывно улучшается.

Любые сервис-ориентированные платформы позволяют формировать независимые продуктовые команды вокруг конкретных процессов. При правильно выстроенной работе разработка ведется быстрее, изменения или обновления в одном сервисе не требуют перекраивания всех остальных и не сказываются на общей работе. Не влияет на систему и сбой отдельного элемента. Также ненужные сервисы можно отключить или заменить, а остальные – объединить в случае необходимости. Так, у «Ашана» до недавнего времени на сайте работал облачный поиск Multisearch. После того как разработчик сообщил об уходе из России и закрытии сервиса, ритейлер смог в течение нескольких дней безболезненно переключиться на решение на платформе Ensi.

«
При всех плюсах сервисная архитектура требует большей зрелости компании в IT. Ведь вместо одной системы заказчик получает набор разных сервисов, которые могут сильно отличаться по стеку, интерфейсу и командам поддержки. К тому же, из-за независимого развития нужно отдельно контролировать каждый, чтобы изменения в нем не спровоцировали ошибки в других. Такие зависимости не всегда очевидны, – подчеркивает директор новых проектов платформы ensi.tech Сергей Мелихов.
»

Безусловно, для запуска e-commerce можно вполне использовать монолитные решения, лучше – не слишком дорогие, иначе потом будет психологически сложно от них отказаться. А вот в сервисном подходе, в свою очередь, нужно остерегаться доминирования IT над бизнесом. Следование любым ИТ-концепциям не должно приводить к ухудшению пользовательского опыта или увеличению time-to-market.

Как внедрить сервисный подход и обрести ИТ-суверенитет

Хороший инструмент для постепенного перехода от монолитных решений на сервис-ориентированные – платформа Ensi. Она состоит из ряда независимых сервисов, каждый из которых функционален сам по себе, и позволяет запустить актуальный сценарий «распиливания» монолита на отдельные приложения в достаточно короткие сроки.

По такому пути пошел один из крупных ретейлеров. У компании есть мобильное приложение и сайт, и для обеих витрин используются отдельные монолитные системы с реализованной в них логикой. Чтобы не тратить ресурсы на поддержку двух отдельных фронтов, и получить новые возможности для развития и масштабирования, компания запустила на базе Ensi дублирующий сервисный backend слой. Со временем на него перейдут все витрины, но при этом фрагменты логики на довольно долгий период останутся в монолитах, а они в свою очередь «переродятся» в сервисы. Например, система промо-кодов будет «жить» в них до внедрения специализированного решения.

«
«Противоположный подход — полный отказ от монолитной системы. Таких клиентских запросов после ухода западных вендоров у нас стало много. В этом случае мы рекомендуем действовать поэтапно и развивать компетенции внутри компании, привлекая в первую очередь аналитиков, которые будут заниматься развитием платформы на основе сервисов, – комментирует Сергей Мелихов.
»

Ещё один сценарий использования сервисов – решение отдельной бизнес-задачи параллельно с действующей системой. Здесь также можно успешно применять платформу Ensi, как это делает, к примеру, «Л’этуаль». Компания строит на ее основе собственный маркетплейс и интегрирует решение с другими компонентами своей ИТ-инфраструктуры.

Исходя из всего сказанного, основные принципы IT-суверенитета в ритейле и e-commerce можно сформулировать следующим образом:

Компания, желающая добиться успеха в e-commerce, должна развивать компетенции в ИТ и управлять развитием своей платформы, а не делегировать это вендору или интегратору. При этом не обязательно держать штат разработчиков. Достаточно нанять аналитиков и понимать нюансы ИТ.

В ситуации, когда рынок меняется настолько быстро, нет смысла искать идеальное «коробочное» решение, которое требует много времени на внедрение. Поэтому, наиболее выигрышная стратегия – ИТ-система, состоящая из легко заменяемых независимых сервисов. Каждый из них может быть существенно доработан или заменен в любой момент, а технологии выбираются в зависимости от организационных и бизнес-критериев.

Нужен процесс эффективного онбординга новых участников команд, формирующихся вокруг сервисов. Они могут состоять как из собственных сотрудников, так и представителей разных подрядчиков.

Платформа Ensi основана на принципах IT-суверенитета и является хорошей основой для развития собственной, независимой от сторонних поставщиков системы. Она позволяет работать со всеми основными процессами e-commerce и дополнять действующий набор систем. Архитектура и инфраструктура проектов, использующих Ensi, всегда выстраиваются с учетом их особенностей. А у каждого сервиса в составе платформы есть своя индивидуальная команда поддержки.

Как будет дальше развиваться ИТ-направление в ритейле

Крупные и средние игроки станут отчасти IT-компаниями и все больше будут использовать сервисы, закрывающие конкретные бизнес-задачи. Это позволит им быстрее реагировать на изменения рынка и выдержать конкуренцию.

«
Экосистемы и маркетплейсы продолжат развиваться, но не только увеличивая количество клиентов и заказов. Они станут сервисными компаниями для других ритейлеров и будут сдавать в аренду IT и логистическую инфраструктуру. Причём можно будет пользоваться, например, Wildberries не целиком, как сейчас, а фрагментарно: делать возвраты через их ПВЗ, использовать сервис поиска товаров на сайте как на wb.ru и так далее, – резюмирует Сергей Мелихов.
»