2022/05/05 17:32:11

Чем заменить SAP Ariba? Российское решение, которым пользуется генподрядчик «Газпрома»

К концу апреля 2022 года об окончательном уходе из России и сворачивании поддержки ранее проданных локальных продуктов объявили SAP, Microsoft, Oracle и другие глобальные технологические компании. Если западным ERP-системам пока нет быстрой и комплексной замены, и резко отказаться от них на крупных предприятиях не получится, то для отдельных функций уже есть российские альтернативы. Например, они существуют в части SRM-систем (систем управления взаимоотношениями с поставщиками). Заменить зарубежный софт с такой функциональностью на российский можно с большой выгодой в цене.

Содержание

Подробные исследования российского рынка SRM-систем пока не публиковались, судя по открытым источникам. Некоторые эксперты на рынке, с которыми пообщался TAdviser, полагают, что к настоящему моменту свыше 80% крупных компаний в России используют решения SAP для автоматизации процессов взаимодействия с поставщиками, и только 20% игроков применяют отечественные разработки.

SRM-системы уже предлагают различные российские разработчики, но далеко не все представленные на рынке решения обеспечивают комплексный подход к взаимодействию с поставщиками, ограничиваясь базовыми функциями автоматизации закупок, и не все отвечают потребностям крупных организаций. В то же время мировые решения SRM развиваются в сторону комплексности, предлагая линейку встроенных сервисов в дополнение к базовой функциональности, т.к. заказчики хотят иметь всё больше возможностей под рукой в одной системе. И требования российских заказчиков тоже растут в унисон глобальным тенденциям.

В этой статье мы обратим внимание на один из наиболее интересных и многофункциональных российских SRM-продуктов на данный момент – облачную платформу управления снабжением Лахта.spb, разработку ИТ-компании «Интеллектуальные технологии» (Санкт-Петербург). Он может заменить SAP Ariba, а также частично SAP HANA, Microsoft Azure и Oracle после прекращения деятельности западных вендоров в России.

Помимо того, что в отличие от западных решений Лахта.spb изначально «заточена» под потребности именно российских заказчиков и поставщиков, решение стоит гораздо меньше, чем та же SAP Ariba: по подсчётам «Интеллектуальных технологий», сопоставимый с SAP Ariba функционал в Лахта.spb обходится дешевле примерно в 10 раз.

Заявленные возможности Лахта.spb включают функции интернет-магазина для направления B2B, электронной торговой площадки, SRM-системы, а также специализированных решений в области управления доставкой грузов (в сервисе используются QR-коды, RFID-метки, GPS-навигация).

Лахта.spb обеспечивает непрерывное интерактивное взаимодействие участников цепочки снабжения в цифровом формате, сопровождая клиентский путь от точки возникновения потребности в товаре до момента его конечной приемки.

Работа в одном цифровом пространстве по стандартам процессов исключает потери времени при обмене информацией и ошибки в документах, устраняет «серые зоны» в коммуникации с контрагентами и финансовыми институтами, позволяет получить наилучшие условия кредитования и обеспечения по сделкам (один из дополнительных сервисов, доступных клиентам платформы Лахта).

Для кого предназначена платформа

В первую очередь платформа Лахта.spb ориентирована на компании из строительной сферы. Разработчики исходили из того, что строительство предполагает постоянную работу с изменениями и сжатые сроки. В такой ситуации залогом управляемости закупочного процесса становится получение оперативной и достоверной информации о каждом элементе цепочки снабжения.

По заявлениям разработчиков, процесс поиска товара сокращается в 2-3 раза, автоматизация рутинных процессов в закупках экономит затраты покупателей от 10% и выше.

Неудивительно, что первым крупным заказчиком платформы «Лахта.spb» выступила специализированная компания генерального подрядчика ПАО «Газпром» по объектам строительства. Вместе с тем, платформа подходит для использования и в других отраслях, свидетельством чему служит интерес к продукту со стороны компаний энергетического сектора, металлургии и нефтехимии.

Более 1,6 млн товаров и 1,7 тыс. поставщиков

По состоянию на май 2022 года веб-платформа Лахта.spb объединяет 1716 заводов-изготовителей и поставщиков, среди которых крупнейшие игроки в своих сегментах. Количество товаров в электронных каталогах поставщиков превышает 1,6 млн.

На платформе также зарегистрировано 187 грузоперевозчиков, которые готовы обеспечить доставку законтрактованной продукции в любую точку страны. «Группа Астра» в свободном доступе опубликовала курс по российской службе каталога ALD Pro для обучения администраторов 4.3 т

На Лахта.spb проведено свыше 14 тыс. конкурентных закупок, по итогу которых заключено спецификаций на поставку суммарной стоимостью более 200 млрд рублей.

Цены

Стоимость одной лицензии Лахта.spb для заказчика на всю систему модулей (планирование и проведение закупки, исполнение контракта, модуль логистики и перевозок, модуль аналитики) составляет 15 тыс. рублей в год. При покупке от 50 лицензий применяется гибкая система скидок.

Экономия и снижение рисков

Платформа помогает госкомпаниям и частному бизнесу оптимизировать процесс закупок и контролировать потребность на всем жизненном цикле.

По оценкам «Интеллектуальных технологий», при ручном управлении закупками до 70% управленческого ресурса расходуется неэффективно. Время уходит на мониторинг процессов: отслеживание статуса заказа, его местоположения, выяснение сроков поставки и т.д. При этом лица, ответственные за принятие решений, зачастую оперируют неактуальной информацией.

Платформа позволяет решить эти проблемы и оперативно наладить взаимодействие всех участников в режиме реального времени. Работа в общем цифровом пространстве по стандартам процессов исключает потери времени при информационном обмене, позволяет не допускать ошибок, а также устраняет «серые зоны» при взаимодействии с контрагентами.

Контекстный банкинг

Комплексное управление закупками в цифровом формате обеспечивает постоянную вовлеченность участников в процесс. При этом все стороны закупочной деятельности имеют доступ ко всей необходимой информации о партнерах, а также совершенных и потенциальных сделках между ними.

Данные о сделке, ее параметрах и всех изменениях в ходе исполнения поступают в режиме реального времени. Весь процесс закупок на платформе максимально прозрачный и такой же удобный, как в привычных интернет-магазинах.

Платформу можно использовать для формирования расширенного риск-профиля потенциальных клиентов тех или иных банковских продуктов. Это помогает банку снижать факторы неопределенности. В результате уменьшения транзакционных издержек и снижения рисков неисполнения контрактов банк может оперативно реагировать на потребности клиентов в финансовом обеспечении сделок. Тем самым вырастает процент одобрения сделок банком для клиентов платформы, также клиенты получают лучшие условия по финансовым продуктам.