Чек-лист:
Что не забыть при внедрении VDI
Спустя два месяца вынужденной «удаленки» многие компании оценили преимущества мобильности сотрудников, в том числе благодаря использованию VDI, и намерены продолжить эту практику. Совместно с Алексеем Черевковым, директором по продукту РУСТЭК компании «СБКлауд», TAdviser подготовил список важных нюансов, которые надо учесть при внедрении инфраструктуры виртуальных рабочих столов.
Содержание |
Почему VDI?
При выборе инструментов удаленной работы решающими факторами в пользу инфраструктуры виртуальных рабочих столов (VDI) становятся:
Мобильность Сотрудник может работать из любой точки мира, фактически на любом устройстве. Это может быть интересно не только крупным компаниям, но и среднему бизнесу. Безопасность Использование VDI снижает риски несанкционированного доступа и потери данных. Это происходит за счет того, что:
Данные хранятся централизованно в корпоративной системе хранения данных (СХД). Использование высоконадежных СХД NetApp или Huawei минимизирует угрозы; Перевод сотрудников на унифицированные тонкие клиенты позволяет ограничить возможность копирования информации на несанкционированные носители; Так как данные не обрабатываются на конечном устройстве пользователя, то несанкционированный доступ к ним со стороны пользовательского устройства исключен; Шифрование каналов, по которым передаются данные, например, видеофайлы или персональная информация, существенно снижает риск перехвата данных.
Наряду с госкорпорациями, чья работа определяется не только внутренними нормативами, но и требованиями регуляторов, сейчас активно внедряют VDI многие российские компании, уже давно применяющие практику работы вне офиса, а также организации здравоохранения и ТЭК: в силу отраслевых требований они обязаны обеспечивать самый высокий уровень информационной безопасности».
Алексей Черевков, директор по продукту РУСТЭК компании «СБКлауд»
|
Снижение операционных издержек В том числе – уменьшение стоимости владения инфраструктурой, упрощение администрирования инфраструктуры, оптимизация работы подразделений.
От внедрения VDI не стоит ждать прямой экономической выгоды. Оно потребует затрат на лицензии, оборудование, привлечение квалифицированных специалистов. Но, пойдя на такие затраты, бизнес получает возможность больше заработать, – уточняет Алексей Черевков. – Если подсчитать общую экономию от уменьшения нагрузки на офис, увеличения скорости обслуживания инфраструктуры и сокращения стоимости этого обслуживания, снижения времени простоя сотрудников и добавить к этому возможность привлечения высокопрофессиональных сотрудников комфортными для них условиями работы, то можно с уверенностью говорить о значительном преимуществе в бизнесе, которое достигнет компания, используя эту технологию. |
Подготовка к внедрению
Перед разработкой проекта важно определить набор пересекающихся множеств пользователей по нескольким признакам:
Необходимость наличия собственного рабочего стола и возможность его адаптации под требования пользователя. Здесь возможны как минимальные изменения, так и полный контроль со стороны пользователя; Уровень данных, с которыми работает сотрудник (низкий, средний, высокий, критичный); Потребность сотрудника в мобильности; Используемые приложения; Создаваемая нагрузка на сеть и вычислительные мощности.
После этого для каждой из групп сотрудников следует выбрать соответствующую VDI-модель. Существуют две основные модели потребления VDI:
Публичная модель. При такой модели организация получает VDI от сервис-провайдера из публичного облака. Частная модель. В этом случае вся инфраструктура, включая канальные емкости, выделяется только под конкретную компанию-пользователя. Обслуживать такую инфраструктуру может как сервис-провайдер, так и сама компания. В любом случае, важно оценить реальные потребности бизнеса, чтобы не переплачивать за избыточный инструментарий либо не оказаться в режиме «жесткой экономии». Минимизировать эти риски поможет консультация с провайдером, имеющим опыт реализации масштабных VDI-проектов.
В качестве примера можно привести проект по внедрению VDI-инфраструктуры, реализованный нами в РТИ, – рассказывает Алексей Черевков. – Действующие в компании жесткие требования к информационной безопасности вынуждали сотрудников работать с двумя независимыми комплектами оборудования, то есть на каждого приходилось по два монитора и два компьютера. Помимо существенного увеличения затрат на закупку и обслуживание ИТ-инфраструктуры, такой формат был неудобен пользователям. Соответственно, задачами проекта стали не только снижение стоимости владения ИТ-инфраструктурой, но и рост удовлетворенности сотрудников благодаря более удобной организации работы, при соблюдении всех принятых в корпорации норм безопасности. Кроме того, одним из основных требований было максимальное использование российского ПО и оборудования. В итоге была развернута инфраструктура виртуальных рабочих столов. В качестве конечного устройства выступал тонкий клиент российской сборки, доработанный под наши требования с установленными средствами безопасности, включая доверенную загрузку. В качестве платформы виртуализации использовалась платформа РУСТЭК, разработанная нашими специалистами, сертифицированная ФСТЭК и включенная в Реестр российского ПО. |
Проектирование и внедрение
После того, как заказчик определил конечную цель внедрения VDI и критичные требования по безопасности и времени доступности рабочих столов, проектируется решение и подбираются программные продукты.
Пошаговая инструкция может выглядеть так:
1. Унифицировать используемые приложения;
2. Определить для каждого из приложений возможность работы с той или иной VDI моделью;
3. Рассчитать нагрузку, создаваемую приложением на вычислительные мощности, и ее влияние на всю инфраструктуру;
4. Определить текущую архитектуру ИТ-инфраструктуры компании;
5. Определить допустимый бюджет проекта;
6. На основе полученных данных спроектировать архитектуру решения;
7. Определить степень изменений в бизнес-процессах и инфраструктуре компании и оценить бюджетные возможности;
8. Закупить оборудование, лицензии;
9. Внедрить решение (внедрение, тестирование, опытная эксплуатация).
Сроки внедрения зависят от размера компании, состояния текущей инфраструктуры, предъявляемых требований.
Исходя из нашей практики, минимальный период – один-полтора месяца. Столько времени потребовалось, чтобы развернуть VDI на 80 рабочих мест для одного заказчика. В ходе обследования наши специалисты выяснили, что в качестве гостевых ОС используются российские операционные системы, все офисные программы – отечественные, при этом пользовательские рабочие станции работают под управлением ОС Windows, – вспоминает Алексей Черевков. – Около недели ушло на создание проекта и его утверждение. Еще две недели – на развертывания платформы виртуализации и VDI-решения с интеграцией в инфраструктуру заказчика. Столько же времени заняла последующая доводка и опытная эксплуатация. Другой значительно более масштабный проект на несколько тысяч рабочих мест занял порядка семи месяцев. |