2020/11/16 18:58:22

Передовые механизмы расчетно-кассового обслуживания: как они меняют бизнес-процессы современного банка

В 2009 году компания «Диасофт» впервые вывела на рынок решение в сервис-ориентированной архитектуре для автоматизации расчетно-кассового обслуживания (РКО) в финансовых организациях. С тех пор технологии сильно рванули вперед, и решения для РКО получили новый виток развития – с учетом потребностей банков в постоянно меняющейся рыночной ситуации. О функционале Digital Q «Расчеты» и о том, на какой принципиально новый уровень это решение выводит сервис РКО, TAdviser рассказал Сергей Добриднюк, руководитель продукта «Расчеты» департамента «Операционная деятельность» компании «Диасофт».

Содержание

Digital Q [1] «Расчеты» (дальнейшее развитие решения FLEXTERA «Расчеты» на новой системной платформе), предназначенное для автоматизации расчетно-кассового обслуживания клиентов финансовых организаций, работает во многих российских банках. Компонентная архитектура решения обеспечила возможность гибко встраивать его в любой ИТ-ландшафт. Однако стремительная цифровизация финансового сектора предъявляет новые требования к предоставлению даже таких классических сервисов, как РКО.

Решения для РКО получили новый виток развития – с учетом потребностей банков в постоянно меняющейся рыночной ситуации (иллюстрация - ac.gov.ru)

РКО: назрели перемены

«
Традиционные подходы и технологии вышли на плато своей эффективности и больше не дают необходимой отдачи, – говорит Сергей Добриднюк.
»

Действительно, многие системы для автоматизации РКО были спроектированы еще в «нулевые» годы, и на тот момент они аккумулировали в себе лучшие технологические инструменты и бизнес-новации. С тех пор технологии ушли далеко вперед – в банковские ИТ-системы пришли новые поколения прикладных программ, операционных систем, СУБД, интеграционных платформ. Эксплуатация прежних систем, которым присвоили статус «legacy», становится слишком дорогим удовольствием: они снимаются с поддержки, за пролонгацию их обслуживания приходится существенно доплачивать. Кроме того, с рынка уходят специалисты прежней квалификации, а новые разработчики ориентированы на другой инструментарий, так что профессионалы, способные эксплуатировать и развивать такие системы, становятся в буквальном смысле редким и дорогостоящим приобретением.

В июле 2020 года «Диасофт» представил рынку обновленное решение Digital Q «Расчеты», с принципиально новыми функциональными возможностями – инновационными не только для российских, но и для международных банков.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.6 т Что меняется в расчетно-кассовом обслуживании?

«
Превращение классических финансовых организаций в финтех-компании меняет саму природу бизнеса и схемы его монетизации, – поясняет Сергей Добриднюк. – Так, востребованными становятся решения класса Payment Hub.
»

Payment Hub – это современная архитектура платежного контура банка, которая предполагает наличие единой централизованной автоматизированной системы, осуществляющей процессинг всех платежных документов банка. Такой платежный конвейер – это ответ разработчиков на «горячую» проблему отрасли.

Проблема заключается в том, что в любом крупном банке всегда очень много – десятки или даже сотни – продуктовых информационных систем, и каждая из них, как правило, помимо собственно продуктовой логики, содержит еще и компоненты подготовки первичных учетных документов, генерирует бухгалтерские проводки. Все эти системы создавались в разное время и разными вендорами, поэтому синхронизация их функционала становится практически нерешаемой задачей.

В то же время нормативная база в области платежных операций, реагируя на кризисные и новые рыночные явления, меняется довольно часто. Несоблюдение регуляторных требований грозит существенными штрафами и доначислением резервов, а за нарушение процедур ПОД/ФТ (AML) банк может и вовсе лишиться лицензии.

«
Выход из сложившейся ситуации – перенос всех компонентов, связанных с процессингом платежных документов, в отдельную единую систему Payment Hub, – считает эксперт «Диасофт».
»

Причем, этот Hub будет самостоятельно проводить все необходимые процедуры обогащения данных, проверки плательщиков и получателей, выполнять внутри- и межбанковскую маршрутизацию и другие операции, которые раньше выполнялись внутри каждой из продуктовых систем. А по завершении всех шагов процессинга платежей Payment Hub в централизованном режиме взаимодействует с компонентами «Главная книга» и «Расчетный центр», финализируя все необходимые регламентные действия в банке.

«
Смежные продуктовые системы можно при таком подходе существенно упростить или убрать за ненадобностью, – замечает Сергей Добриднюк.
»

Усиление персонализации обслуживания клиентов

В «Диасофт» отмечают, что Payment Hub – это не просто классический индустриальный конвейер, который позволяет добиться преимуществ в скорости и себестоимости конвейерной обработки операций. Работа прежних продуктовых систем РКО хоть и не была стандартизирована, но их индивидуальные настройки и процессы не возникли на пустом месте. Наработанный с годами клиентский опыт стал ценным для потребителей услуг банка. При трансформации системы в архитектуру Payment Hub эти лучшие практики нельзя было потерять. Поэтому технически Payment Hub позволяет проводить и типовую, и индивидуальную работу над каждым платежным документом.

«
После импорта каждого платежного документа специальные механизмы устанавливают отметку персонального варианта обслуживания. Далее программные роботы и массовые механизмы STP обеспечивают его тонкую обработку по любому требуемому бизнес-процессу, – поясняет Сергей.
»

Максимальная параллелизация в процессах РКО

В решении Digital Q «Расчеты» параллельно выполняется сразу несколько бизнес-процессов по обработке одного платежного документа. Для сравнения: в классических банковских системах в случае какого-либо предупреждения о сбое принято останавливать работу и информировать об инциденте ответственного сотрудника-контролера. А если документ содержал сразу несколько принципиальных ошибок, что, надо сказать, бывало нередко, то на каждом очередном шаге процесса документ вновь возвращался контролеру, и процесс существенно затягивался.

В решении «Диасофт» такие проблемные точки ликвидированы: система сразу выполняет все шаги проверок и интеграции с другими системами банка, возвращая контролеру полный детальный список всех найденных несоответствий. Своевременное внесение исправлений гарантирует практически 100%-ное исполнение документа без каких-либо дополнительных виз.

«
Для реализации таких механизмов вместо традиционного синхронного процесса были использованы асинхронные механизмы, усовершенствованные технологии событийного информирования, механизмы подписок, распределенных транзакций, включая поддержку современных брокеров сообщений, таких как Apache Kafka и RabbitMQ, – говорит Сергей Добриднюк.
»

Дальнейшее усиление централизации процессов

Цифровая платформа Digital Q, на которой в микросервисной архитектуре развернуто решение «Расчеты», дает клиентам «Диасофт» мощный потенциал для дальнейшей работы: поддержана практически неограниченная масштабируемость, как по вариантам распределенной работы, так и по объемам вычислительных операций, в том числе за счет использования экосистемы Java-приложений.

«
Это ценное преимущество для крупных российских банков, которые решают задачи централизации инфраструктуры, – отмечает Сергей и добавляет: Однако кроме физической инфраструктурной централизации со временем стала ощущаться нарастающая потребность в централизации продуктовых настроек, точек интеграционного подключения.
»

Кроме того, в последнее время особую актуальность приобрела задача централизованной информационной безопасности и централизованного администрирования. Поэтому банки последовательно разрабатывали и выполняли специальные программы – «Централизация 1.0», «Централизация 2.0», «Централизация 3.0» и другие, неуклонно повышая управляемость системы и снижая стоимость выполнения клиентских операций.

В Digital Q «Расчеты» модернизированы базовые механизмы централизованной работы. К примеру, в качестве базовой СУБД используется новейшая Oracle Database 19c.

«
Мы стали первыми из поставщиков АБС, кто обеспечил такую поддержку, – подчеркивает Сергей Добриднюк.
»

Он поясняет, что СУБД Oracle Database 19c предоставляет банкам очень интересные возможности. Так, она позволяет строить гиперконвергентные решения, поддерживает контейнеризацию, повышает информационную безопасность с учетом актуальных рисков и обеспечивает непрерывность работы системы с очень большой нагрузкой.

«
На ней без проблем реализуется режим работы 24*7*365, как в собственном ЦОДе банка, так и в облачной экосистеме, – комментирует эксперт «Диасофт».
»

Развитие серверов приложений

На рынке серверов приложений проявилась мощная тенденция: рынок развернулся в сторону свободного ПО.

«
Теперь заслуженно «модными» стали такие серверы приложений, как WildFly (JBoss AS) и GlassFish. Очень быстро развиваются экосистемы контейнеризированных микросервисных приложений и Cloud Native сервисов. Сменились «кумиры» даже в виртуальной машине Java. Все чаще наблюдается отказ от проприетарной Java 8, 9, 10 в пользу альтернативных платформ, таких как OpenJDK, – рассказывает Сергей Добриднюк.
»

В Digital Q «Расчеты» выполнен рефакторинг ядра, и теперь оно поддерживает популярные сегодня технологии.

«
Мы в «Диасофт» гарантируем беспроблемную эксплуатацию нашего продукта на всех указанных системных платформах, – говорит Сергей.
»

Потенциал импортозамещения

Важно отметить, что в «Диасофт» уже более пяти лет продолжается реализация стратегии импортозамещения. Программные продукты компании могут быть развернуты на СУБД семейства PostgreSQL 12, которые отвечают техническим требованиям к использованию свободного ПО в госструктурах и коммерческих организациях, эксплуатирующих импортонезависимые решения.

В марте 2020 года компания «Диасофт» провела нагрузочные испытания Digital Q «Расчеты» на внушительных объемах – была смоделирована ситуация обработки более 20 млн платежных документов в день в сложной организационной структуре. Результаты испытаний обнадежили: несмотря на большой объем данных, все регламентные операции были проведены в срок. После устранения критических несоответствий «Диасофт» выпустил обновленную версию решения Digital Q «Расчеты», функционально обогащенную, с перспективными скоростными характеристиками.

«
Таким образом, получено целевое решение, полностью развернутое на свободном ПО, без каких-либо проблем с авторскими правами и владением исходным кодом – решение, которое поддерживает высокие нагрузки на уровне, сравнимом с СУБД Oracle, – подчеркивает Сергей Добриднюк.
»

Новый уровень РКО

Базовая архитектура решения «Диасофт» класса Payment Hub обеспечивает широкие возможности для перехода процедур банковского расчетного обслуживания на новый уровень:

«
Этот новый уровень обеспечивает качественное и непрерывное обслуживание повсеместно: для всех, везде и всегда, – отмечает Сергей Добриднюк.
»

Действительно, процессинг платежей теперь может выходить за физические границы банка, выстраивая сквозные кросс-индустриальные процессы со всеми партнерами, напрямую интегрируясь с их ERP-системами. Стоит отметить, что банку, использующему решение в такой конфигурации, не страшна конкуренция с другими игроками рынка, которые стремятся перетянуть на себя одеяло.

«
Работу с расчетами и рисками по-прежнему лучше банков никто не сделает, – резюмирует Сергей.
»

Похоже, что с инновационной автоматизацией РКО, которая реализована в решении Digital Q «Расчеты», пазл удачно сложился: прогнозы вендора по развитию продукта совпали с ожиданиями клиентов.

«
Сегодня задача построения Payment Hub стала высокоприоритетной для всех крупных банков, особенно из числа топ-20, – говорит Сергей Добриднюк. – Их legacy-системы Core Banking нуждаются в замене, на которую они готовы пойти только в крайнем случае. Но ситуация на рынке подвела банки к этому «краю» – и для нашего решения, и для наших клиентов открылось окно возможностей. Практика показывает, что банки уже готовятся к таким преобразованиям.
»

Как рассказали TAdviser в компании «Диасофт», решение для расчетно-кассового обслуживания, выпущенное на рынок этим летом, стало победителем в тендере системно значимого российского банка, входящего в международную финансовую группу. В настоящее время в банке завершается первый этап внедрения Digital Q «Расчеты» и построения архитектуры Payment Hub. Конкуренция становится жестче, клиенты – требовательнее, но реально прорывные, надежные, востребованные банковским бизнесом ИТ-решения находят путь к своим клиентам.

Примечания

  1. С 2020 года все программные продукты компании «Диасофт» объединены под брендом Digital Q.