ИТ-директор «Сим Телеком» И.Быстрицкий: Мы выбрали cloud-технологии, оценив возможность гибкого масштабирования
Для повышения эффективности бизнес-процессов оператору мобильной связи «Сим Телеком» необходимо было организовать бесперебойную работу целого ряда систем. Компания искала надежное, масштабируемое, оптимальное по стоимости решение, позволяющее реализовать георезервирование и трансформировать ИТ-инфраструктуру. Специалисты телеком-оператора рассматривали особенности применения различных технологий, при этом сравнивая по многим параметрам традиционную покупку программного и аппаратного обеспечения с моделью аренды продуктов и сервисов. В итоге топ-менеджеры «Сим-Телеком» выбрали cloud-решение и подготовили требования к провайдеру услуг. Всем критериям полностью соответствовала компания Softline. Эксперты предложили не только экономически эффективное, но и уникальное для рынка решение с максимально высоким уровнем обслуживания, которое позволило сократить объем потребляемых мощностей и оптимизировать ИТ-расходы. О том, как Softline использует в работе нестандартные подходы, в интервью TAdviser рассказал ИТ-директор «Сим Телеком» Игорь Быстрицкий.
По мнению экспертов российского рынка высоких технологий, услуга Dedicated становится все более востребованной. Причина ее популярности кроется в экономически эффективной модели аренды и широких технических возможностях. Игорь, тогда почему оператор «Сим Телеком» принял радикальное решение отказаться не только от самой услуги, но и от ее поставщика?
Игорь Быстрицкий: Компания «Сим Телеком» ведет онлайн-бизнес и оказывает услуги связи в непрерывном режиме. Для организации бесперебойной работы целого ряда систем нам предстояло реализовать Active-Active репликацию, требующую наличия двух ЦОДов. Задача второго дата-центра заключалась в том, чтобы обеспечить отказоустойчивость тех бизнес-процессов, которым нужен не кластер Active-Active, а срок переключения на резервную площадку в пределах 30 минут.
Возможность увеличения или, наоборот, уменьшения объема потребляемых мощностей on-demand была крайне важна для нас. Однако, используя сервис аренды оборудования, мы не могли гибко и оперативно масштабировать ресурсы по вертикали. Без этого невозможно эффективно развивать бизнес в современных реалиях. Кроме того, провайдер, который предоставлял нам услугу Dedicated, не применял современные инструменты резервного копирования. Фактически, мы были вынуждены собственными силами реализовать Backup вместо того, чтобы использовать качественные решения от поставщика.
Много проблем возникало и с настройкой клиент-сервера Ipsec VPN из-за частых сбоев в работе NAT на стороне аутсорсера. Ситуация осложнялась еще и тем, что в нашем штатном расписании нет должности сетевого инженера. Поэтому в случае необходимости мы всегда обращались за помощью к специалистам из головной организации холдинга. К сожалению, из-за длительных процедур согласования даже самые элементарные задачи, такие как настройка VPN-туннеля, мы нередко решали от двух недель до полутора месяцев. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Служба технической поддержки Dedicated-провайдера тоже затягивала сроки исполнения заявок. Скорость ее реакции и время, затраченное на устранение неполадок, не соответствовали параметрам, заложенным в SLA. В моей практике были случаи, когда провайдер заранее не уведомлял нас о том, что планирует проводить ремонтные или профилактические работы. Даже в таких условиях оплата услуг аутсорсера занимала значительную долю расходов нашего ИТ-бюджета. В сложившейся ситуации и сам сервис Dedicated, и компания-провайдер перестали удовлетворять требованиям нашего бизнеса.
Расторгнув договор аренды оборудования, компания «Сим Телеком» сделала выбор в пользу облачных технологий. А какие бизнес-задачи вы рассчитывали решить с помощью cloud-сервисов?
Игорь Быстрицкий: Арендуя вычислительные мощности у сервис-провайдера, мы платим только за их фактическое использование. По мере роста бизнеса или в периоды пиковых нагрузок возникает необходимость в дополнительных ресурсах. Соответственно, размер ежемесячных платежей тоже увеличивается. Но потребитель может в любое время сократить объем потребляемых мощностей и оптимизировать ИТ-расходы. Все прозрачно и понятно.
Возможность гибкого масштабирования ресурсов – одно из несомненных преимуществ cloud-решений по сравнению с услугой аренды оборудования и созданием собственной серверной комнаты. Облако уже имеет встроенные и удобные в использовании средства резервного копирования, поэтому нет необходимости самостоятельно заниматься организацией системы Backup. Унифицированные сетевые ресурсы облака помогают пользователю наиболее эффективно решать практически любую ИТ-задачу. Например, используя инструкцию, можно самостоятельно, без помощи квалифицированного сетевого инженера, за 15-20 минут построить VPN-туннель.
Само содержание договора SLA заслуживает особого внимания. Уровень сервиса, гарантированный соглашением, соответствует самым высоким стандартам и включает в себя большое количество параметров.
Стремясь найти оптимальное решение возникающих ИТ-задач, 59% предприятий предпочитают разворачивать от двух и более облаков. Такие данные приводятся в исследовании российского cloud-рынка, подготовленном компанией Softline. Мультиоблачность позволяет бизнесу, в том числе, не зависеть от единственного провайдера, который нередко устанавливает особые требования к эксплуатации ресурсов и срокам проведения расчетов. Взаимодействуя с одним поставщиком, вы испытывали значительные неудобства. Планируете ли теперь сотрудничать с разными провайдерами и какие требования к ним предъявляете?
Игорь Быстрицкий: Для реализации Active-Active нам необходимо было иметь два ЦОДа и такое же количество площадок у единого поставщика услуг. Мы не считаем целесообразным заключение двух контрактов с разными сервис-провайдерами, потому что контроль за исполнением этих соглашений мог быть сопряжен с ростом административных издержек. Куда проще отслеживать деятельность одного поставщика, полностью отвечающего за сервис.
Я уже говорил о необходимости гибкого масштабирования ресурсов для повышения эффективности бизнес-процессов. Используя облачные технологии, мы получили возможность не только увеличивать, но и уменьшать объем потребляемых мощностей. Более того, у нас появилась отсутствовавшая ранее возможность быстрого развёртывания серверных ресурсов для пилотных проектов, что значительно сократило TTM для новых услуг компании.
Благодаря удобному Backup и простоте построения Ipsec-туннелей оператор «Сим Телеком» преодолел множество трудностей, которые неизбежно возникали при смене поставщика. Наконец, облако – это прогрессивная модель аренды и гибкая система оплаты.
Расставив приоритеты и сформировав структуру расходов, мы существенно оптимизировали ИТ-бюджет.
Оператор «Сим Телеком», конечно, сделал выбор в пользу глобальных поставщиков cloud-услуг. Или нет?
Игорь Быстрицкий: Твердо решив сменить сервис-провайдера, мы, прежде всего, рассматривали предложения крупнейших поставщиков cloud-сервисов, таких как AWS, Microsoft, Azure и Google. Но у нашего холдинга уже был негативный опыт использования сервисов этих провайдеров, связанный с действиями Роскомнадзора. Чтобы обеспечить непрерывность бизнеса и обезопасить себя от возможных блокировок сетей в будущем, мы отказались от услуг глобальных поставщиков и переключились на крупнейших игроков российского рынка высоких технологий, детально изучая их решения. Составив шорт-лист компаний, мы приступили к тестированию их сервисов IaaS. Особое внимание уделяли анализу SLA и его соответствию всем предъявляемым требованиям.
Согласно результатам собственного исследования Softline, в прошлом году число российских компаний, готовых полностью перенести ИТ-инфраструктуру в облако, увеличилось на 20% по сравнению с аналогичным показателем 2018 года. Можно назвать немало причин, объясняющих растущую популярность cloud-технологий. Среди них – экономическая эффективность и безопасность, удобство использования и отказоустойчивость. Облачные сервисы помогают бизнесу решить практически любую ИТ-задачу. Это в полной мере осознают компании всех отраслей экономики. Проанализировав запросы и предпочтения клиентов, эксперты Softline сделали вывод о том, что даже кредитные организации, которые традиционно проводят консервативную политику, активно потребляют облака. Сегодня существуют все предпосылки для увеличения спроса на cloud-сервисы как со стороны крупных корпоративных клиентов, так и со стороны предприятий сегмента SMB. И в этой ситуации компаниям нужно лишь выбрать надежного провайдера. Но даже об этом эксперты рынка уже позаботились. |
Вы только что объяснили, почему отказались от услуг крупнейших поставщиков облачных сервисов и стали внимательно изучать предложения игроков российского рынка cloud-услуг. В итоге вы выбрали решения Softline. Но конкуренция на рынке очень велика, и компании, чтобы не уступать свои позиции, постоянно совершенствуют собственные продукты и сервисы. Готова ли Softline, с вашей точки зрения, в таких непростых условиях предложить своим заказчикам облачные решения, выгодно отличающиеся по качеству, стоимости и срокам внедрения?
Игорь Быстрицкий: Мы выбрали Softline в качестве поставщика cloud-услуг по нескольким причинам. Прежде всего, компания обладает собственным геораспределенным облаком, которое развернуто на базе двух ЦОДов в Москве и еще четырех дата-центров, рассредоточенных по регионам. Облако Softline находится на территории России, что исключает возможность блокировки сетей федеральными надзорными органами. По приглашению провайдера я посетил один из его дата-центров. Осматривая ЦОД, я лично убедился в достоинствах технологического оборудования, на котором Softline строит свои cloud-сервисы.
Компания формирует прозрачный SLA 99,9% с финансовыми гарантиями и непременным условием высокой доступности сервиса. Само облако построено на сертифицированной платформе FlexPod, в основе которой – серверное и сетевое оборудование Cisco, Dell, HP, системы хранения NetApp, программное обеспечение VMware. Дополнительно Softline предложила услугу Backup-as-a-service. Воспользовавшись ей, мы получили удобную панель управления для самостоятельной настройки и восстановления данных.
Все, что я перечислил выше, – это в целом технологический стек Softline. Но, на мой взгляд, главное преимущество Softline – высокопрофессиональные сотрудники, готовые слышать заказчика и понимать его цели. И менеджеры, и технические специалисты оперативно реагировали на все запросы и вместе с нами решали возникающие ИТ-задачи. Скажем, инженеры провайдера помогли в разработке плана миграции существующей ИТ-инфраструктуры в облако Softline, квалифицированно ответили на вопросы, которые возникали в ходе реализации проекта. Уже в процессе использования сервиса мы неоднократно обращались в службу технической поддержки Softline и остались довольны профессиональной работой ее инженеров. Скажу больше: компания предложила нам лучшее соотношение между ценой и качеством. Взяв за основу геораспределенное облако Softline, мы построили ИТ-инфраструктуру с собственным SLA 99,985%.
Но ведь вам как ИТ-директору было важно не просто найти подходящего поставщика услуг в лице компании Softline. Как вы обосновали свой выбор бизнесу, который прекрасно считает, ценит качество, опыт и надежность?
Игорь Быстрицкий: Внутри компании «Сим Телеком» мы рассматривали кейс по результатам тестирования решений, разработанных несколькими поставщиками, и анализа ценовых предложений, поступивших от них. Чтобы не экспериментировать с бизнес-критичными сервисами, мы делали упор на соотношении между ценой и качеством, а также зрелости самого решения. Поэтому нам был нужен провайдер с безупречной деловой репутацией, успешным опытом работы на российском рынке высоких технологий, который мог бы гарантировать сохранность конфиденциальных данных.
На протяжении более 10 лет Softline предоставляет своим заказчикам cloud-услуги. За это время компания оптимально выстроила все технологические процессы для обеспечения высококачественной и бесперебойной работы сервисов. И здесь еще раз хочу упомянуть о таком важном факторе, как скорость реакции. Современному пользователю нужно обращать на него внимание в первую очередь.
Все мы знаем о том, что Softline не боится применять в работе нестандартные подходы для максимального удовлетворения всех потребностей клиентов. А какое же технологическое решение провайдер предложил вам? В чем его уникальность?
Игорь Быстрицкий: Проект, по условиям которого заказчик приобретает мощности сразу в двух ЦОДах, то есть организует растянутый кластер, действительно, можно назвать уникальным для рынка. Его успешная реализация свидетельствует о богатом отраслевом опыте провайдера, высоком качестве его сервисов и привлекательных условиях сотрудничества. Основной договор SLA у нас был заключен на процессинг, поэтому мы реализовали Active-Active репликацию. Для остальных систем условия нашего SLA были другими. В принятом варианте реализации менее критичные сервисы, такие как Oracle DB, сервисные BM (мониторинг, дашбордовая визуализация метрик для мониторинга), Web Server и Nginx при возникновении аварийной ситуации переключаются с помощью Veeam на резервную площадку в пределах 30 минут.
Перебои с доступом к Oracle не нарушают работу нашего приложения, так как для процессинга используется распределённая между двумя ЦОДами in-memory DB, и сервис продолжит функционировать в любом случае. Какое-то время, пока происходит переключение на резервный ЦОД, разве что не будет выгружаться статистика.
Решение, реализованное экспертами Softline, максимально решает наши задачи. Оно надежное и масштабируемое. Поэтому мы нацелены на дальнейшую плодотворную работу и будем наращивать темпы сотрудничества.