Алексей Васильев, ИТ-директор «Трансфин-М» - о перспективных подходах цифровизации компании на основе Low-Code и BPMS платформ
В интервью TAdviser ИТ-директор «Трансфин-М» Алексей Васильев рассказал о подходах к выбору Low-code платформы для автоматизации бизнес-процессов и к реализации проекта.
Почему возникла потребность в автоматизации бизнес-процессов на основе Low-code платформы? Каковы предпосылки проекта?
Алексей Васильев: На самом деле для меня и моей команды Low-Code уже не было новшеством, у нас был ряд реализованных проектов на базе различных Low-Code и BPMS платформ зарубежных вендоров.
С появлением систем этого класса стало в действительности возможным быстро создавать полноценные MVP, меньше тратить времени и ресурсов на разработку и больше уделять бизнес-задачам, а главное — стало возможным оперативно развивать функционал и вносить изменения в уже рабочие бизнес-процессы. В современных условиях, когда кратно повысилась динамика изменений, увеличилось количество внешних факторов и их влияние на бизнес, я считаю, что Low-Code и BPMS системы должны быть неотъемлемой частью ИТ ландшафта компании.
Что касается непосредственно данного проекта, он связан с созданием возможностей увеличения продаж и развитием клиентского сервиса. Как раз требования от бизнеса были — в сжатые сроки запустить продукт и динамично наращивать функциональность.
Как выбирали решение – проводилось ли исследование рынка, был ли тендер? Почему выбор остановили именно на этой платформе?
Алексей Васильев: Еще задолго до запуска проекта, в том числе в рамках общей программы импортозамещения, мы рассмотрели ряд российских производителей Low-Code платформ. Так как отечественный рынок сравнительно молодой в этом сегменте, для нас важны были не только функциональные и технические возможности, но и также дорожная карта развития платформы, адекватная поддержка вендора, наличие комьюнити и партнерской программы на перспективу. Таким образом в нашем ландшафте появилось несколько самодостаточных платформ – лидеров рынка. Одна из них — ELMA365.
Когда стартовал проект внедрения ELMA365?
Алексей Васильев: Если не учитывать стадии исследования и прототипирования, то старт самого проекта начался в начале 2022 года.
На какой стадии внедрение находится сегодня, есть ли модули, запущенные в промышленную эксплуатацию? Можно ли оценить эффект от внедрения на текущий момент?
Алексей Васильев: Разумеется, как я вначале упоминал, особенности Low-Code платформы дали возможность работать практически в режиме реального времени – бизнес формировал требования, которые команда внедрения реализовывала и вводила в эксплуатацию в рамках двухнедельных спринтов. Таким образом на сегодня мы уже успели внедрить несколько модулей клиентского сервиса.
Из самых очевидных эффектов я выделил бы первое – создание ценности для клиентского блока в короткие сроки, второе – time to market, мы каждые две недели выкатывали релизы с новым функционалом. Также использование Low-Code платформы позволило оптимизировать численность команды.
Расскажите о команде проекта.
Алексей Васильев: Вся команда в целом распределена на несколько продуктовых команд, в состав которых обязательно входят специалисты бизнес-подразделений и внедренцы. Внедренцы – это гибридный коллектив, на одном продукте высокая доля участия интегратора, на других собственная экспертиза от разработки до внедрения и поддержки.
Что касается компетенций команды – это больше аналитики, архитекторы и Low code разработчики. В составе интегратора есть эксперты с многолетним опытом, во внутреннюю команду мы также привлекли профессионалов с рынка. Но в целом на рынке еще недостаточно экспертов по Low-code системам, в связи с чем мы активно выращиваем специалистов внутри коллектива, также мы ввели практику привлечения студентов выпускников ВУЗов, обучаем их и трудоустраиваем.
С какими сложностями столкнулись в ходе внедрения, как их преодолеваете?
Алексей Васильев: С точки зрения внедрения чрезвычайных сложностей не было, так как команда достаточно опытная. К тому же большая часть вопросов решалась и решается грамотным проектированием разрабатываемого решения, этому мы уделяем особое внимания.
Можно выделить отдельную тему, это вообще потенциал по разработке дополнительных стандартных модулей и библиотек для платформы, которых на текущий момент не хватает. Считаю, с развитием партнерства, именно технологического партнерства, в ближайшем будущем должен появиться богатый арсенал дополнительных библиотек (интеграционных, вычислительных, визуальных, аналитических и пр.). С их появлением разработка бизнес-решений станет еще эффективней. Это касается и ELMA365, и других лидеров российского рынка Low code платформ.
Как оцениваете возможности Low-code платформы ELMA365 в плане самостоятельного сопровождения и разработки решений?
Алексей Васильев: При грамотном внедрении самой платформы в ИТ ландшафт компании, настроенной модели данных и основных интеграций, систему можно сопровождать без проблем. Даже на первый взгляд может показаться, что бизнес-эксперты могут самостоятельно без привлечения ИТ-внедренцев создавать новые фичи, используя только экранные формы и BPMS-движок. Но нужно трезво понимать, что Low-code система — это всё же информационная система, она работает по таким же принципам. Поэтому для того, чтобы ее внедрять и создавать на ее основе качественные решения, необходимо в совершенстве разбираться в базах данных, интеграциях и архитектуре, уметь проектировать, программировать и т.д.
Каковы планы по развитию партнерских отношений с вендором?
Алексей Васильев: Конечно, мы уже сейчас являемся партнерами одного из вендоров Low-code платформы, также в планах строить партнерские отношения с лидерами этого рынка, и ELMA365 не исключение. В перспективе и технологическое партнерство, у нас уже есть ряд интересных разработок, которые, уверен, будут полезны особенно компаниям, только начинающим путь в Low-code и BPMS. В целом планируем участвовать в развитии комьюнити вокруг перспективного и еще недооцененного подхода создания бизнес-приложений на более высоком уровне абстракции.