Содержание |
Хроника
2024: У инкассаторов в России стало резко меньше работы из-за 30 млн рублей бесплатных переводов россиян самим себе
12 августа 2024 года стало известно о значительном сокращении нагрузки на инкассаторские службы в России. Это произошло после того, как с 1 мая 2024 года вступил в силу закон, разрешающий бесплатные переводы между собственными счетами в пределах ₽30 млн.
Как передает «РБК», председатель правления Российского объединения инкассаторов «Росинкас» Василий Медведев сообщил о снижении количества заездов инкассаторов примерно на 30% по сравнению с началом 2024 года. Это напрямую связано с уменьшением объемов перевозимых наличных средств и, соответственно, снижением выручки компании.
Новый закон позволяет клиентам банков осуществлять бесплатные переводы между своими счетами через мобильные приложения, личный кабинет по номеру счета или через Систему быстрых платежей (СБП) по номеру телефона. Ранее такие переводы были ограничены суммой в ₽100 тыс. в месяц и только через СБП.Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?
Банк России отмечает, что данные изменения способствуют развитию конкуренции между банками и снижают операционные риски для граждан. По оценкам ЦБ, во втором квартале 2024 года россияне совершили почти 2,3 млрд переводов через СБП на общую сумму ₽13,4 трлн. Это на 27% больше по количеству и на 47% по объему по сравнению с первым кварталом.
Несмотря на общую тенденцию, не все банки отмечают снижение инкассаторской активности. Представители «Сбера», ВТБ и Промсвязьбанка заявили, что не зафиксировали существенных изменений в работе своих инкассаторских служб. Однако банк «Дом.РФ» отмечает рост входящих переводов более чем в два раза и некоторое снижение нагрузки на инкассаторские услуги.
В связи с изменившейся ситуацией «Росинкас» вынужден пересмотреть тарифы для коммерческих клиентов. Василий Медведев отметил, что компания планирует завершить переход на новую тарифную политику к середине 2025 года. При этом стоимость услуг будет рассчитываться индивидуально для каждого клиента с учетом различных параметров.
Согласно данным Банка России, на 1 июля 2024 года объем наличных денег в стране составил ₽17,76 трлн, что на ₽557,7 млн меньше, чем в начале 2024 года.[1]
2023: Объем российского рынка инкассаторских услуг за год сократился на 9% до 20,9 трлн рублей
В 2023 году объем российского рынка инкассаторских услуг составил приблизительно 20,9 трлн рублей. Для сравнения, годом ранее оборот оценивался в 22,8 трлн рублей. Таким образом, падение составило практически 9%. Об этом говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого обнародованы 8 июля 2024 года.
Отмечается, что рынок инкассации в РФ претерпевает существенную трансформацию. Ведущие операторы стремятся приспособить модель функционирования компании к происходящим изменениям. Консолидация отрасли происходит также по причине высокого уровня затрат данного бизнеса. Соответствие нормам безопасности требует большого объема расходов, в число которых входит покупка специализированной техники, оснащение и обучение персонала и пр.
По оценкам, в 2019 году оборот рынка инкассации в России составил примерно 30,6 трлн рублей, увеличившись на 3,1% по сравнению с предыдущим годом. Росту способствовало вступление в силу Федерального закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», который обязывает все организации перейти на новую схему применения онлайн-касс. Закон вызвал рост количества пользователей онлайн-касс среди представителей малого и среднего бизнеса, благодаря чему повысились показатели легализации выручки.
Однако после 2019-го объем российского рынка инкассаторских услуг пошел на спад. В 2020 году оборот сократился на 22,4% — до 23,8 трлн рублей. В 2021-м зафиксировано падение на 0,3% с итоговым результатом 23,7 трлн рублей, а в 2022 году объем уменьшился еще на 3,8%.
Говорится также, что в течение 2019–2023 годов количество крупных инкассаторских компаний в РФ снизилось. Связано это с тем, что конкуренция на рынке, в том числе с банками, у которых расходы по инкассации «растворяются» в общих расходах по клиенту, привела к установлению тарифов ниже себестоимости услуги.[2]