2022/03/25 11:27:00

Импортозамещение в Тюменской области: о выборе отечественного ПО и внедрении Directum RX

С какими сложностями сталкиваются регионы при подключении отечественных ИТ-решений? На что нужно обращать внимание при их выборе? Об этом, а также о создании уникальной по масштабам системы на базе Directum RX – в интервью заместителя директора Департамента цифровизации Тюменской области Станислава Логинова.

Станислав
Логинов
Мы охотно беремся за пилотные проекты внедрения российских решений.

Как проходит импортозамещение ПО в Тюменской области?

Станислав Логинов: Очень активно. За последние годы мы протестировали множество российских программных продуктов (операционные системы, офисные пакеты и др.), серверного оборудования, хранилищ данных, средств виртуализации – всего, что касается критически важной для нас инфраструктуры. Глядя на этот опыт, я бы сказал, что у Тюменской области выработался свой подход к импортозамещению.

Интересно. А в чем он заключается?

Станислав Логинов Мы охотно беремся за пилотные проекты внедрения российских решений. При этом всегда даем поставщикам обратную связь. Я считаю, что это особенно важно. Так разработчики могут дорабатывать свои программные продукты под наши конкретные задачи и требования, а мы потом можем внедрить их без ущерба себе и своим планам.

Иначе говоря, мы не закупаем ПО только потому, что оно российское. Нам важно понимать, что система или решение действительно закрывают наши задачи. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация промышленности»: свыше 250 разработчиков и поставщиков услуг 22.9 т

Кроме того, Тюменская область была в числе первых регионов, где перешли на госконтракты по модели Agreement. Похожий подход есть в Microsoft и представляет собой «подписку» на неограниченное количество лицензий. Мы применили эту модель еще во время первых конкурсов на приобретение российского ПО. Конечно, речь не идет о гигантских масштабах закупок. Agreement в нашем случае предполагает, что при необходимости мы сможем дополнительно получить нужное количество лицензий для государственных учреждений, муниципальных образований, а также подведомственных учреждений. Причем без проведения новых конкурсов и лишних трудозатрат.

С какими сложностями сталкиваетесь при переходе на российские решения?

Станислав Логинов: Основная – нет единой цифровой экосистемы импортонезависимых продуктов. Программы очень сложно интегрировать друг с другом и с техникой. Например, если мы берем на тестирование наше «железо», то на нем могут не запускаться нужные системы. Среди причин – несовместимость, не поддерживаются драйвера и т.д.

Именно из-за таких сложностей в том числе мы внедрили в 2021 году единую систему для электронного документооборота и делопроизводства в органах исполнительной власти и муниципальных образований юга Тюменской области.

Image:Схема_для_статьи.jpg

Речь о системе на базе Directum RX?

Станислав Логинов: Верно. До 2021 года документооборот и делопроизводство в органах исполнительной власти, подведомственных учреждениях и муниципалитетах Тюменской области вели в разных программах с импортными компонентами. По этой причине часто возникали сложности с интеграцией и настройкой ПО, в том числе из-за различия функциональности и версионности систем. И именно поэтому усложнялись их сопровождение и техническая поддержка.

В итоге для создания единой системы решили рассмотреть другой продукт от того же разработчика – Directum RX, который создается в России и входит в Реестр отечественного ПО (запись №4499 от 16.04.2018). Программа учитывает 100% стандартов российского делопроизводства, а также форматы, утвержденные ФНС. При этом поддерживается работа со свободным общесистемным и офисным ПО: ОС семейства Linux, СУБД PostgreSQL, пакеты LibreOffice, Мой Офис, Р7-Офис и Onlyoffice. Разработчик обладает лицензиями ФСБ и ФСТЭК на создание программного обеспечения.

Вы сами сказали ранее, что в вашем случае для внедрения российского ПО одной импортонезависимости недостаточно. Какие требования предъявляли к системе еще?

Станислав Логинов: Хотелось подобрать импортонезависимое решение, которое будет привычным для пользователей и при этом объединит существующие базы органов власти региона разного уровня (ОИВ, подведомственные организации, ОМСУ) в единую систему, а также разработанное на современном стеке технологий. Также была задача оптимизировать процессы и выстроить удобный контроль исполнения документа вышестоящей организацией в своих подведомственных структурах.

За счет объединения разных баз в единую систему мы планировали снизить стоимость обслуживания ПО: обновлять и дорабатывать только одну систему, а не каждую из ее экземпляров, а также сократить цену подписки на владение и количество необходимого серверного оборудования.