Содержание |
Сегменты
- CRM (рынок России)
- Системы управления предприятием (ERP-рынок России)
- СЭД (рынок России)
- Российский рынок HR-tech
- Business Intelligence (рынок России)
2022
Российские компании рекордно потратились на покупку и разработку ПО. Регионы-лидеры
Российские компании в 2022 году рекордно потратились на покупку и разработку программного обеспечение - расходы достигли 310 млрд рублей, что в 2,7 раза больше показателей 5-летней давности. Такие данные аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza раскрыли 6 сентября 2023 года.
Согласно исследованию, вложения корпоративного сектора в разработку нового и закупку софта в 2022 году увеличились по сравнению с 2021 годом на 13,2%, или на 36,2 млрд рублей. В среднем на одно предприятие пришлось 3,8 млн рублей расходов.
В отраслевом разрезе основные вложения в создание и приобретение компьютерного софта в 2022 году сделали предприятия в сфере информации и связи (это непосредственно область IT, а также телекоммуникации, телевидение и радио, издательская деятельность, производство различного контента; 131,3 млрд рублей), обрабатывающей промышленности (61,2 млрд рублей), оптовой и розничной торговли (35 млрд рублей), профессиональной, научной и технической деятельности (сюда относятся юриспруденция, аудит, консалтинг, инженерно-техническое проектирование, научные исследования и разработки, реклама; 27,5 млрд рублей), а также транспортной отрасли и складского хозяйства (14 млрд рублей).
После ухода западных вендоров, таких как SAP, Oracle, Microsoft и других, на долю которых приходилась значительная часть российского рынка программных продуктов, крупнейшие российские компании, для которых компьютерная безопасность и стабильное функционирование ИТ-инфраструктуры являются непременным условием работы, существенно увеличили спрос на отечественное ПО, - говорит президент FinExpertiza Елена Трубникова. - Кризисная ситуация создала окно возможностей для российских разработчиков и дала толчок к активному развитию отечественной ИТ-отрасли. Рост расходов на компьютерный софт также связан с модернизацией существующей ИТ-инфраструктуры и долгосрочными программами цифровой трансформации, реализуемыми российскими корпорациями. Национальный рынок программного обеспечения, дополнительно стимулируемый мерами государственной поддержки ИТ-отрасли, активно развивается, процесс замещения западного софта постепенно ускоряется. В связи с этим мы ожидаем дальнейший рост корпоративных расходов на компьютерный софт. |
Среди российских регионов по суммарным корпоративным расходам на создание и приобретение программного обеспечения безоговорочное первенство держит Москва. В столице сосредоточено наибольшее число предприятий, их совокупные траты на софт составили 189,9 млрд рублей – около 61% от общероссийских корпоративных вложений вTAdviser выпустил Карту российского рынка цифровизации строительства
В исследовании за 2022 год также говорится, что в среднем свыше миллиона рублей в год на программное обеспечение тратят крупные и средние компании в четверти регионов (21). В большинстве же субъектов (47) расходы на каждое предприятие составляют от ста тысяч до миллиона рублей. А в 17 регионах соответствующие траты не доходят и до 100 тыс. рублей. Минимум денег на софт в среднем тратят компании в республиках Калмыкия (0,4 тыс. рублей на одно предприятие), Северная Осетия (1,9 тыс. рублей) и Дагестан (3 тыс. рублей).
Названы регионы с наибольшими корпоративными расходами на программное обеспечение
Половина российских компаний не смогла продлить лицензии на зарубежное ПО
Половина российских компаний в 2022 году не смогла продлить лицензии на зарубежное программное обеспечение. Об этом говорится в опросе исследовательского центра A2:Research, результаты которого были обнародованы в конце мая 2023 года.
Почти треть предпринимателей пожаловалась на проблемы с техподдержкой (32%) и оплатой обслуживания (31%), а каждый десятый – на отсутствие стабильной работы иностранного ПО. В первую очередь проблемы коснулись государственных организаций и крупных коммерческих компаний. По словам генерального директора компании «МойОфис» Павла Калякина, в течение 2022 года число заявок на внедрение отечественного софта вместо иностранного выросло в шесть раз. Наибольшую угрозу несет использование иностранного ПО на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ): отсутствие обновлений чревато рисками в области информационной безопасности (ИБ), объяснил директор по сервису ESA PRO Михаил Назаров.
На ощутимые последствия были из-за зарубежных производителей, которые удаленно блокировали работу своих устройств и ПО, указал директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов в разговоре с «Ведомостями». Если бы Национальная система платежных карт (НСПК) не перевела заблаговременно платежную систему «Мир» с Oracle Java на российскую платформу Java, транзакции ушедших Visa и Mastercard невозможно было бы обслуживать в РФ, замечает он.
Опрос A2:Research также показал, что для 58% предпринимателей важно, чтобы используемое в их компаниях ПО было разработано именно в РФ. Также 57% респондентов заявили, что уже перешли на отечественное ПО в 2022 году.
В рамках своего исследования аналитики A2:Research опросили 1200 предпринимателей и топ-менеджеров из сфер ритейла, производства, транспорта, телекома, ИТ и др.[1]
Тренды на рынке ПО
Компания «Сиссофт» проанализировала структуру спроса на программное обеспечение в 2021 году и исследовала изменения в предпочтениях заказчиков ПО. Аналитики компании отмечают, что 2022 год, с точки зрения продаж, лишь усилит существующие тренды. Об этом компания сообщила 24 января 2022 года.
Основным драйвером на рынке ПО по-прежнему остаются изменения бизнеса, связанные с пандемией. Все понимают, что в среднесрочной перспективе (минимум 2-3 года) компаниям придется работать в принципиально новых условиях с точки зрения режима работы, мотивации сотрудников, безопасности, обслуживания ИТ-инфраструктур. Этот факт заставил бизнес снова пересмотреть свои подходы к закупке и использованию программных продуктов.
Географическое «размывание» команд и гибридный формат работы приведет к тому, что свою долю на рынке ПО нарастят вендора, поддерживающие инфраструктуру удаленной работы и предлагающие соответствующие решения: от управления удаленными десктопами и мобильными девайсами, до ПО для уделенных телеконференций и командной работы.
В нишу заходят новые производители, предлагающие решениями со свежими системами лицензирования и более привлекательными ценами. Поэтому, в сегменте средств для удаленной работы, конкуренция будет только усиливаться, а у покупателя возникнут более широкие возможности для выбора программного обеспечения по качеству и цене.
Однозначный и долгосрочный тренд, который наблюдается — рост спроса на продукты, связанные с информационной безопасностью.
Эта тенденция будет усиливаться курсом на импортозамещение. Мы видим, что за последние годы российские производители ИБ-решений становятся лидерами на локальном рынке, особенно в крупных компаниях, предприятиях с государственным участием и среди государственных заказчиков, — пояснил Илья Пантелеев, генеральный директор «Сиссофт». |
Тренд на импортозамещение и стимулирование бизнеса со стороны государства вынуждает российских производителей постоянно повышать качество средств защиты информации, которые они производят.
В 2021 году были особенно востребованы такие решения как: файрволы последнего поколения, подсистемы контроля и защиты от утечек конфиденциальной информации, подсистемы контроля привилегированных пользователей — сотрудников, которые имеют доступ к серверам и критичным информационным системам. Цифровизация бизнеса также приводит к тому, что актуальными становятся подсистемы защиты от атак типа DDoS, помогающие обеспечить постоянную доступность сервиса как для сотрудников, так и для клиентов, — сказал Дмитрий Ковалев, руководитель департамента ИБ-департамента компании «Сиссофт». |
Появляющиеся штаммы коронавируса заставят компании оставить большую часть сотрудников на удаленке. Это приведет к тому, что мы увидим усиление спроса на подсистемы сетевой безопасности, связанное с построением каналов связи и обеспечением безопасных рабочих мест для распределенных команд.
Также будут востребованы подсистемы контроля и мониторинга пользователей с точки зрения объема работ, эффективности, учета трудового времени и поведенческого анализа, для того чтобы можно было контролировать ситуацию и выстраивать графы связей и основных коммуникаций. Это будет полезно при выявлении внутренних нарушителей, — подчеркнул Дмитрий Ковалев. |
Аналитики «Сиссофт» фиксируют устойчивый тренд на создание внутренних подразделений разработки в компаниях самых различных отраслей. Если раньше такую стратегию выбирали финансовые организации, то теперь в разработку активно уходит и ритейл.
Расходы на разработку растут, и у компаний велик соблазн `сэкономить` прибыль поставщиков услуг разработки и `оставить` ее себе. Кроме того, собственные ИТ структуры разработки зачастую гибче и могут быстрее реагировать на изменения в каналах продаж. Здесь возникают компании, которых нужно оснащать необходимыми для разработки, тестирования, управления командами решениями. Этот тренд создает повышенный спрос на соответствующие продукты, — отметил Илья Пантелеев. |
Еще один тренд, не связанный с пандемией, но сильно влияющий на развитие крупного сегмент рынка ПО – реализация национальной программы перехода на технологию BIM в строительстве. С 1 января 2022 года, согласно постановлению правительства, применение BIM обязательно на объектах, финансируемых из государственного бюджета.
Подавляющее количество заказчиков отрасли интересуются продуктами, реализующими эту технологию, в частности решениями Autodesk. В среднесрочной перспективе видим использование продуктов этого семейства не только для проектирования зданий, создания смет строительства, но и на стадии поддержки и ремонтов в ходе эксплуатации. Это сильный тренд на годы вперед, — объяснил Алексей Пажильцев, руководитель отдела по работе с ключевыми вендорами компании Syssoft. |
Эксперты «Сиссофт» выделили пять главных трендов на 2022 год
- Тренд номер один — рост потребления ПО, связанного с удаленной работой, информационной безопасностью и вовлечением «удаленных» сотрудников в жизнь компании.
- Тренд номер два — неопределенность в сроках поставок оборудования, что косвенно будет влияет на потребности бизнеса в поставках сложного проектного ПО.
- Тренд номер три — рост сегмента ПО, решающего задачи и управления ИТ-проектами, организации разработки и тестирования за счет появления внутренних департаментов по созданию собственных digital-продуктов во всех отраслях.
- Тренд номер четыре — развитие рынка будут определять государственные программы по импортозамещению и внедрению конкретных технологий, например, BIM.
- Тренд номер пять — российская и иностранная ИТ-продукция будет дорожать с учетом роста инфляции и затрат на труд разработчиков программного обеспечения.
В 2022 году мы изменили подход к развитию бизнес-направлений, сделав ставку на более детальную проработку задач и проблем компаний, с которыми они сталкиваются. Это наш ответ на потребности рынка в сильной экспертизе и надежном технологическом партнере. Такой подход дает заказчикам уверенность, что сотрудничество будет эффективным: в результате компании совместно определят приоритетную задачу, а поставщик ПО найдет для нее решение и внедрит его. Это путь, по которому рано или поздно пойдут все реселлеры. Только так в условиях 2022 года можно будет добиться качественного роста продаж», — резюмирует президент «Сиссофт» Максим Тикуркин. |
При исследовании продаж программного обеспечения учтены сделки, проведенные с физическими и юридическими лицами в период с 1 января 2021 года. Исключены подкатегории, продемонстрировавшие высокий рост за счет «эффекта низкой базы». Результаты скорректированы с учетом маркетинговых и коммерческих активностей компании, чтобы исключить факторы, связанные с ростом бизнеса. Для формирования выводов об изменении предпочтений заказчиков учтены данные опросов «Голос клиента», проводимых компанией «Сиссофт» в 2020 и 2021 годах.
2020: Рост объема российского корпоративного ПО на 6,7%, до 61,43 млрд рублей - IDC
Объем российского корпоративного программного обеспечения по итогам 2020 года достиг 61,43 млрд рублей, что на 6,7% больше, чем годом ранее. В американских долларах продажи такого софта сократились на 4,5%. Такие данные 24 июня 2021 года привели аналитики IDC.
Они связали различия в динамике рынка в рублях и долларах с девальвацией российской валюты. Положительной динамики в рублях удалось достичь благодаря менее продолжительному локдауну по сравнению со многими странами и, как следствие, менее негативными последствиями для российской экономики, поясняется в исследовании.
В прошлом [2020] году благодаря непродолжительному локдауну многие организации в России работали без серьезных ограничений, a пандемия стала катализатором цифровой трансформации, — говорит менеджер программ исследований, IDC Россия и СНГ Наталья Виноградова. — В результате спрос на корпоративное прикладное программное обеспечение в стране был устойчивым. |
В то же время, как отметила аналитик, с ростом геополитических рисков все больше российских заказчиков начинают инвестировать в альтернативы западным решениям и платформам.
Доля самого крупного функционального рынка — решений по управлению ресурсами предприятий (ERM) — в 2020 году увеличилась. Спрос на решения по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM) и промышленные приложения (OMA) в течение года был устойчивым. Объем инвестиций в приложения для управления цепочками поставок (SCM) не изменился в 2020 году по отношению к предшествующему году.
Лидирующие позиции на рынке занимают компании SAP и «1C» — по доле отечественного рынка ПО для автоматизации бизнеса в денежном выражении последняя отстает от SAP на 3,2 процентных пункта. Российская компания за год увеличила свою рыночную долю, чему способствовал выбранный государством курс на импортозамещение в ИТ.
В целом доли на рынке по итогам 2020 года распределились следующим образом:
- 42,4% — SAP
- 39,2% — «1C» (против 36,7% в 2019 году)
- 7,4% — Microsoft
- 4,8% — Oracle
- 3,6% — «Галактика»
По словам главы «1С» Бориса Нуралиева, цена лицензии у российской компании гораздо ниже, чем у SAP, поэтому в количестве ежегодно автоматизированных рабочих мест доля «1С» перевалила за 80% (по состоянию на июнь 2020 года). При этом на языке «1С» программируют 300 тыс. ИТ-специалистов.
Ведущими вертикальными рынками по расходам на корпоративное программное обеспечение стали производство, розничная торговля, ресурсодобывающие отрасли и строительство.[2]
См. также
- Офисное ПО (рынок России)
- Российское программное обеспечение (Отечественное ПО)
- Разработчики ПО в России