Заказчики: Росморпорт ФГУП Подрядчики: Ситроникс (Sitronics) Дата проекта: 2024/04
|
Содержание |
2024
17 российских портов переводят на отечественное ПО за 1,4 млрд рублей
В конце мая 2024 года ФГУП «Росморпорт» определило двух российских разработчиков для внедрения систем управления движением судов (СУДС) в 17 портах страны. Тендер был призван найти отечественную альтернативу решениям компании «Транзас», права на которые были утрачены после ухода финского концерна Wartsila с российского рынка.
По итогам конкурса петербургское ЗАО «Институт телекоммуникаций» получило контракты на внедрение СУДС в 12 портах за 864 млн рублей. АО «Ситроникс» из Москвы будет отвечать за 5 портов, заключив контракт на 800 млн рублей. Первоначально предполагалось, что все работы достанутся одному исполнителю, но в результате конкуренции образовалось два центра компетенций.
Закупка СУДС была разделена на 3 лота. На первые два поступили заявки от обеих компаний, но «Институт телекоммуникаций» предложил более низкие цены и выиграл контракты для портов Дальнего Востока и Северо-Запада. Третий лот с портами Юга России достался «Ситрониксу» как единственному участнику.
В «Институте телекоммуникаций» пояснили, что сознательно не подавали заявку на южный лот из-за возможных сложностей с организацией работ в условиях курортного сезона и проведения СВО. При этом компания уже выполняет госконтракт по переводу СУДС в Ростове-на-Дону на сумму около 300 млн рублей.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Программные решения обоих разработчиков работают под управлением российских операционных систем, адаптированы для бесшовного перехода портов на новое ПО и интегрированы с существующей инфраструктурой. Все продукты прошли необходимую сертификацию.
До 2022 года рынок портовых СУДС в России полностью контролировала компания «Транзас». После ее покупки финским Wartsila и последующего ухода концерна с российского рынка из-за СВО, права на ПО «Транзаса» оказались утрачены. Это вынудило «Росморпорт» искать новых поставщиков программного обеспечения.[1]
Тендер на переход на отечественное ПО
27 марта 2024 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» опубликовало тендер по переводу системы управления движением судов (СУДС) с зарубежного программного обеспечения на отечественное. В общей сложности на эти работы выделяется более 2,1 млрд рублей.
Тендер разделен на три части. Один из контрактов стоимостью 631,12 млн рублей предусматривает импортозамещение СУДС во Владивостоке, Находке, Ванино, Де-Кастри, Магадане и в заливе Анива. На аналогичные работы в Петербурге, Высоцке, Приморске и Калининграде будет потрачено приблизительно 724,11 млн рублей. Еще 799,69 млн рублей выделяется на внедрение отечественного ПО в Новороссийске, Керченском проливе, Туапсе, Севастополе и Феодосии.
Целью масштабного проекта заявлено обеспечение технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ. По состоянию на апрель 2024-го в большинстве портов в России применяется софт, созданный петербургской компании «Транзас», права на который принадлежат финской структуре Wartsila. В сложившейся геополитической обстановке Wartsila ушла с российского рынка, а поэтому назрела необходимость замены указанного ПО отечественными аналогами.
Работы будут осуществляться в три этапа. На первом исполнителю необходимо разработать, согласовать с заказчиком и перевыпустить откорректированную техническую документацию. Вторая фаза предусматривает монтаж и установку необходимого оборудования и ПО, миграцию исторических данных из существующей базы на новую отечественную платформу и интеграцию с существующими информационными системами. Третий этап — пуско-наладочные работы и обучение персонала. После отключения используемого ПО и оборудования должна быть обеспечена работоспособность новой СУДС.[2]