Проект

Центральный банк РФ (Custis: система ведения Ломбардного списка )

Заказчики: Центральный банк РФ

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Подрядчики: Custis


Дата проекта: 2009/06 — 2010/12

Цель проекта

Чтобы включить в Ломбардный список Банка России ценные бумаги, служащие обеспечением залога по кредиту, необходимо выполнить определенные процедуры: контроль ценных бумаг на предмет выполнения обязательных требований Банка России, утверждение факта включения их в список и опубликование пополненного списка. Для максимальной автоматизации этих процессов компанией Custis в тесном взаимодействии со специалистами Департамента обеспечения и контроля операций на финансовых рынках Банка России (ДОКОФР) была создана система ведения Ломбардного списка Банка России.

Ход выполнения проекта

Разработка и внедрение системы (2009–2010 гг.)

Проект был начат летом 2009 г. Предпосылкой для его старта послужило решение Центрального Банка Российской Федерации о расширении состава эмитентов и типов ценных бумаг, которые включались в Ломбардный список. Это, в свою очередь, увеличило возможности банков для повышения ликвидности и поддержало российский фондовый рынок.

Разработка системы производилась по частям. В ходе проектирования были выделены функциональные блоки и точки взаимодействия между ними, определены приоритеты и установлены жесткие сроки реализации.

Последовательная разработка и внедрение системы по частям обеспечили:

  • первоочередное создание наиболее важного функционала;
  • плавный переход к разработке и внедрению менее критичного функционала, без которого система могла функционировать на первых этапах;
  • глубокое погружение в контекст и тщательную проработку каждого функционального блока всеми участниками процесса;
  • высокое качество как системной модели (архитектуры), так и разработанного программного кода.

Развитие и модернизация системы (2011 г.)

В 2011 г. Центральный Банк Российской Федерации принял решение расширить возможности доступа кредитных организаций к механизму рефинансирования через их сделки РЕПО с Банком России. Для этих целей была запущена программа по доступу банков к сделкам РЕПО через Санкт-Петербургскую валютную биржу (СПВБ).

В связи с этой программой возникла необходимость доработки ряда систем, функционирующих в ДОКОФР, в том числе и системы ведения Ломбардного списка Банка России.

В рамках проекта по модернизации специалистами компании Custis был проведен анализ процессов, связанных с проведением Банком России сделок РЕПО через СПВБ, и предложено решение, позволяющее максимально использовать уже функционирующие системы, в том числе и систему ведения Ломбардного списка. Проект доработки получил одобрение в Банке России и был реализован, после чего изменения были успешно опробованы на тестовых данных в ДОКОФР.

Описание результата

Созданная система ведения Ломбардного списка обеспечивает:

  • ведение всевозможной справочной и оперативной информации по ценным бумагам, необходимой для принятия решения о включении их в Ломбардный список Банка России;
  • подготовку необходимых отчетов и других документов для процедуры согласования и изменения Ломбардного списка;
  • подготовку информации к публикации на сайте Банка России;
  • выгрузку данных для валютных бирж ММВБ и СПВБ.

Система интегрирована с другими информационными системами, которые используются в ДОКОФР, что обеспечивает единое и целостное информационное пространство. Так, в системе ведения Ломбардного списка выделен список тех ценных бумаг, которые принимаются в обеспечение по операциям РЕПО. Интеграция позволила использовать данную информацию в другой ИТ-системе Банка России, которая обеспечивает проведение аукционов РЕПО.

Специалисты ДОКОФР отмечают, что использование новой системы повысило прозрачность, качество и скорость выполнения процессов, связанных с ведением Ломбардного списка.