Заказчики: Министерство просвещения РФ Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: Неолант Продукт: Проекты на базе блокчейн-технологииДата проекта: 2017/10 — 2019/11
Бюджет проекта: 67,95 млн руб.
|
Содержание |
Выбрав победителя конкурса на создание и запуск цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами Министерство образования и науки Российской Федерации так и не смогло заключить с ним контракт. Теперь предложение будет направлено участнику, занявшему второе место. [1]
Выбор разработчика
На конкурс Минобрнауки поступило 8 заявок. Свои предложения направили компании "Электронный архив" (Элар), "Неолант", "Национальный реестр интеллектуальной собственности", "Центр Информационных Технологий", "Верконт Сервис", "Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" Российской академии наук", "Сибирский федеральный университет", а также индивидуальный предприниматель Толстых Федор Вячеславович из Москвы.
Ценовые предложения компаний и учреждений распределились в диапазоне от 67,95 млн руб. ("Неолант") до 89,5 млн руб.("Электронный архив"), при начальной стоимости контракта - 90 млн руб. Федор Толстых предложил выполнить контракт за 19,9 млн рублей.
В ходе рассмотрения заявок выяснилось, что наибольшее количество специалистов, которых участник планирует привлечь для выполнения работ, готова выделить компания "Верконт Сервис" - 98 человек. Наибольшее количество успешно исполненных контрактов, сопоставимых c предметом конкурса по содержанию и составу работ выполнила компания "Неолант" - 56 контрактов.
Участник конкурса | Цена контракта, млн. руб. | Количество специалистов, которых участник закупки предполагает привлечь к работам | Количество успешно исполненных контрактов, сопоставимых c предметом конкурса | Количество успешно исполненных контрактов, сопоставимых c предметом конкурса и объемами финансирования не менее 20% начальной контракта |
ООО "Электронный архив" | ||||
АО "Неолант" | ||||
"Сибирский федеральный университет" | ||||
АО "Национальный реестр интеллектуальной собственности" | ||||
ООО "Центр Информационных Технологий" | ||||
ООО «Верконт Сервис» | ||||
ФГУ "Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" Российской академии наук" | ||||
Толстых Федор Вячеславович |
Заявка Федерального исследовательского центра "Информатика и управление" Российской академии наук была отклонена из-за отсутствия ряда документов.
По результатам оценок оставшихся заявок, победителем был назван ИП Толстых Федор Вячеславович. С ним должен был быть заключен контракт. Однако, 14 ноября, спустя две недели после подведения итогов, закупочная комиссия Минобразования признала ИП Толстых уклонившимся от заключения контракта. Предприниматель не предоставил заказчику подписанный контракт и документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
В результате контракт теперь должен быть заключен с участником закупки, занявшим второе место. Это компания "Неолант", предложившая за свои услуги 67,95 млн руб.
По данным TAdviser, по состоянию на ноябрь 2017 года, Федор Толстых являлся победителем еще трех закупок Минобразования. В частности, он выиграл конкурс на проведение электронной ревизии существующих информационных ресурсов в системе науки и образования, а также конкурс на разработку и апробацию алгоритмов и программных процедур использования электронного документооборота для повышения эффективности процессов сопровождения реализации федеральных целевых программ министерства. И в первом и во втором случае он сбил стоимость контракта с 60 до 14,5 млн руб. По состоянию на 15 ноября 2017 года, информация о заключении договоров по этим закупкам не опубликована.
В конкурсе на комплексную поддержку развития информационно-аналитической инфраструктуры учреждений высшего образования ИП Толстых стал победителем, благодаря снижению начальной цены с 20 до 5,5 млн руб. Однако, спустя некоторое время комиссия министерства признала победителя уклонившимся от заключения контракта.
Причины создания платформы
Как отмечают в министерстве, эпоха единого цифрового пространства, в которую вступили экономически развитые страны, трансформирует сознание общества, выводя как материальные, так и в большей степени нематериальные отношения на наднациональный уровень. Катализатором изменений является комплекс информационных, технологических, политических и социальных практик, создающих в разных уголках мира точки бурного развития качественно иных пространств личностного (научного, инженерного, просветительского и др.) роста, что заметно по интенсивному развитию цифровых индустрий США, Сингапура, Японии и др.
По мнению ведомства, цифровое информационное пространство является уникальной средой для производства, воспроизводства и оборота результатов интеллектуальной деятельности, и в первую очередь – объектов авторского права: произведений науки, литературы и искусства. И если практика цивилизованного оборота сложилась в отношении книг, музыкальных, аудиовизуальных произведений, то в отношении не менее значимых для научно-технологического развития объектов патентного и авторского права (публикации, препринты, трехмерные объекты и модели, объекты и фрагменты данных, описание фрагментов генетической информации, фотографии и др.) такая практика отсутствует.
Более того, сегодня устоявшиеся механизмы фиксации прав на такие объекты или их фрагменты не сформированы, отсутствуют и механизмы эффективного управления такими правами. В то же время именно на эти объекты сегодня приходится все большее количество неформальных транзакций, происходящих в научно-образовательном сообществе. Де-факто речь идет о формировании «черного рынка» обмена знаниями в профессиональной научно-исследовательской и образовательной среде с использованием нетипичных объектов или их фрагментов, которые не являются объектами учета и управления.
Крупнейшими центрами, создающими, воспроизводящими и использующими объекты авторского права, по данным минобра, выступают академические центры и университеты. В России последние, генерируя, по разным оценкам, до 80 % научно-образовательного контента (НОК), одновременно являются значимой инфраструктурой его освоения, использования и переработки. При этом до настоящего момента общие подходы даже внутри университетской среды как в части фиксации возникновения, так и в части оборота авторских прав, не сформированы.
Отсутствие соответствующей культуры и удобных средств решения указанных задач формирует условия для развития посредников, считают в министерстве. Это, в свою очередь, создает парадоксальную ситуацию – авторы, одновременно являясь потребителями произведений, не получают существенного вознаграждения, но при этом их работодатели – вузы – вынуждены тратить достаточно ощутимые средства для обеспечения доступа авторов к такой информации, приобретая ее у посредников (издательств «Лань», «Инфра-М», «Юрайт» и др.). Сравнивая себестоимость произведений науки, литературы (искусства) в университетской среде, стоимость лицензирования или отчуждения прав на них и стоимость приобретения конечного продукта у издательств, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент формируется несправедливая модель оборота прав для вузов и научных организаций, препятствующая научно-технологическому и в целом творческому развитию.
Эта проблема характерна не только для России, заверяют в министерстве образования. Она актуальна и для всего международного научно-образовательного сообщества, которое ищет способы и механизмы быстрой фиксации авторства, свободного или условно-свободного оборота произведений и при этом обеспечения справедливого вознаграждения автора, ведь эффективное производство качественного контента невозможно без выработки адекватной системы материального поощрения автора. При этом классическая модель взаимодействия с авторами через заключение авторских договоров, договоров на создание служебных произведений, формирование системы коллективного управления правами не отвечает скорости оборота научно-технической информации в цифровой среде.
Ситуация в научно-образовательной сфере осложняется и тем, что общепринятая форма оборота объектов в виде цельных (законченных) произведений является достаточно консервативным механизмом потребления знаний. Эпоха цифровых технологий минимизирует значение объема данных в пользу удобства доступа, скорости обработки и возможности оперативного применения, что радикально повышает спрос на отдельные фрагменты произведений, контекстно соответствующих решаемой потребителем задаче.
Это предъявляет дополнительные требования к информационным системам управления знаниями, которые должны оперировать не целостными документами, а минимальными неделимыми единицами знаний (квантами). Более того, необходимо обеспечивать последующую генерацию новых знаний на основе таких фрагментов с фиксацией последовательностей использования тех или иных объектов права, включая учет сложных цепочек оборота фрагментов и возможное «ветвление» собственников, авторов, соавторов и различных версий результата.
Развитие современных технологий создает не только проблемы, но и уникальные технологические возможности оборота прав интеллектуальной собственности:
- использования гибких форматов и способов описания объектов в цифровой среде, в том числе допускающих декомпозицию и использование фрагментов таких объектов;
- фиксации факта создания или использования, переработки объектов права без участия человека с помощью технологий, аналогичных блокчейн, с гарантией достоверности соответствующей информации;
- мгновенного заключения договоров без специальных знаний в области юриспруденции и автоматического контроля выполнения их условий на основе «умных контрактов».
Использование указанных технологических возможностей способно решить обозначенные выше проблемы через создание сетевой платформы, позволяющей управлять произведениями в виде цифровых объектов интеллектуальной собственности и правами на них.
По мнению представителей минобра, платформа должна обладать как контролирующими, так и социальными функциями за счет интеграции блокчейн-технологий, технологий взаимного цитирования, обмена знаниями и удаленной экспертизы новизны объектов. В дальнейшем создание единой системы цифровых правил, интегрированных в платформу, создаст возможности организации обособленной виртуальной экосистемы, позволяющей повысить прозрачность и результативность ученого (коллективов, коллабораций) и ввести элементы естественного стимулирования и поддержки творчества, введения объектов в оборот как в свободный, так и в коммерческий.
Разработка цифровой платформы позволит:
- обеспечить своевременное признание как новых форм цифрового описания объектов, охраняемых интеллектуальным правом, пригодных для использования, в том числе для производства, так и объектов права;
- упростить ввод объектов в оборот непосредственно авторами, при этом дать возможность научным и образовательным организациям – работодателям видеть объем потребления и определять ценность тех или иных объектов права;
- формировать новые модели прямого и косвенного вознаграждения (монетизации) субъекта права за научную и иную творческую деятельность;
- интенсифицировать рецензирование и независимую экспертизу новизны объектов;
- автоматически отслеживать сложные цепочки использования, переработки и создания новых объектов.
Цели создания платформы
Цель проекта – создание цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами на основе агрегации объектов авторского права, создаваемых в высших учебных заведениях, и обеспечения оборота таких объектов и прав на них на базе технологий распределенных реестров.
Поскольку на сегодняшний день отсутствуют законодательные, да и иные практики использования цифровых платформ для решения указанных задач, ключевым создателем и потребителем решения должны стать именно университеты, которые внутри собственной экосистемы смогут сформировать и апробировать новые подходы.
В результате реализации проекта будет создана совершенно новая университетская сетевая платформа, позволяющая:
1. Создавать и правомерно вводить в оборот значительный по объему, достоверный и актуальный по содержанию комплекс информационных ресурсов, включающий в себя «критическую массу» электронных научных, учебных и учебно-методических ресурсов.
2. Обеспечить авторам «безбарьерный» ввод знаний в систему, минуя традиционные механизмы создания и публикации контента и предлагая автоматическое участие в последующих цепочках обращения объекта интеллектуальной собственности.
3. Исключить из процессов оборота интеллектуальной собственности для нужд науки и образования посредников, повысив рациональность использования финансовых ресурсов университетов для информационного обеспечения.
4. Повысить качество образовательной и научной деятельности за счет организации коллаборационной деятельности сотрудников университетов по созданию научных, учебных и методических материалов, введения в оборот данных исследований.
5. Ввести систему объективной оценки востребованности произведений науки, литературы и искусства по множеству показателей (скачиваемости, цитируемости, используемости и др.), сформировав тем самым принципиально новую систему метрических оценок в университетской среде.
6. Ввести элементы геймификации системы, привязав внутреннюю активность к комплексу материальных и нематериальных поощрений, обеспечив заслуженное вознаграждение, прозрачность и общественный контроль над знаниями, оборачиваемыми в формируемой экосистеме.
7. Внедрить эффективные механизмы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в университетах, соответствующие гражданскому законодательству РФ, и одновременно – сформировать принципиально новую, прогрессивную культуру работы с интеллектуальной собственностью, необходимую для решения задач развития цифровой экономики.
8. Сформировать эффективную систему распределенного депонирования и фиксации прав на основе технологий блокчейн, обеспечив агрегацию и легализацию оборачиваемого в университетской среде цифрового контента.
9. Создать обособленную виртуальную экосреду на основе системы цифровых правил, позволяющую не только повысить прозрачность и результативность ученого (коллективов, коллабораций), но и получить необходимый опыт и апробировать практики, которые станут основой для развития всей национальной системы интеллектуальной собственности.
Для ввода в промышленную эксплуатацию платформы будет проведена апробация не менее чем в пяти вузах с дальнейшим расширением на сеть вузов-участников Ассоциации ведущих университетов.
Внедрение технологий распределенного реестра хранения, а также интеграция экономической модели на основе комбинации фиатных денег и криптовалют и других форм стимулирования должны будут апробироваться экспертным сообществом университетов (не менее трех), располагающих соответствующими лабораториями (центрами), по согласованию с Минобрнауки России.
Предполагаемые результаты проекта
В ходе выполнения и апробации проекта будет сформирован банк объектов интеллектуальной собственности – научно-образовательного контента в объеме не менее чем 10 тыс. объектов. Сервис поиска должен исполнить за период апробации не менее 10 тыс. запросов.
Новизна проекта будет заключаться:
- в создании комплексной платформы, реализованной в русле парадигмы открытой науки (Open Science), построенной на распределенном реестре, сочетающей фиксацию авторских прав, депонирование объектов, систему поиска и безвозмездного и (или) условно безвозмездного обмена объектами между обучающимися, преподавателями и исследователями, работающими в ведущих университетах;
- замещении экономического института посредничества платформой, предоставляющей потребителям возможность осуществлять прямое взаимодействие с производителями контента, в том числе гибкое изменение их ролей;
- формировании экосистемы, где в качестве основы экономических отношений будет апробирована система реального и виртуального стимулирования на основе принципов геймификации социальных систем.
Сроки и этапы проекта
Весь проект разбит на пять этапов. Последний должен быть завершен в ноябре 2019 года.