Содержание |
Основная статья: Экономика России
2024: Франшиза: что это и как купить такой бизнес
Запуск нового бизнеса часто связан с риском. Руководитель бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России» Алексей Петропольский говорит, что 80% бизнесов закрываются уже в первый год работы. Еще столько же из оставшихся 20% прекращают работу в следующие 3 года.
Уменьшить риск на старте помогают франшизы. Они предлагают предпринимателям вести бизнес под их брендом и получать поддержку в работе. В статье "Франшиза: что это и как купить такой бизнес" подробно разберем, какие есть виды франшиз, что важно знать при выборе такого бизнеса и как понять, что перед вами стоящий проект, в который действительно стоит инвестировать.
2023
В России продолжает расти число франшиз парикмахерских и салонов красоты
В 2022 году в России насчитывалось 188 франшиз парикмахерских и салонов красоты, что на 12,6% больше по сравнению с предыдущим годом. Данный показатель устойчиво растет с 2018-го, чему способствуют такие факторы, как сформированная культура регулярного поддержания стиля и ухоженности, повышение численности городского населения и развитие салонов эконом-класса. Об этом говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого опубликованы 29 декабря 2023 года. Подробнее здесь.
Доля отечественных франшиз в России достигла исторического максимума - 92%
Доля отечественных франшиз в России по итогам 2023 года достигла исторического максимума — 92%. Об этом свидетельствуют данные банка «Точка», которые были обнародованы в мае 2024 года.
Таким образом, согласно исследованию, лишь 8% всех проданных в РФ франшиз пришлось на иностранные компании. В 2022 году показатель измерялся 10%. По словам исследователей, эти цифры подтверждают укрепление позиций локальных брендов на фоне ухода зарубежных игроков.
Рост рынка франчайзинга в РФ на фоне сокращения иностранных участников в целом говорит об экономической самодостаточности: усиление импортозамещения в различных отраслях создает благоприятные условия для развития местных брендов. А это, в свою очередь, открывает новые возможности для предпринимателей и инвесторов, – подчеркнул лидер направления франчайзинг в «Точке» Максим Фролов, чьи слова приводятся в исследовании. |
Как отмечают эксперты банка «Точка», с 2016 года количество проданных новых брендов ежегодно увеличивалось в среднем на 7%, но затем динамика стала отрицательной. Так, в 2021 году было продано 21 992 франшизы, в 2022 году — 20 228, а в 2023 году — 20 025. Фиксируется тренд и на сокращении количества торговых марок.Как Threat Intelligence помогает бизнесу бороться с таргетированными кибератаками
В 2023 году на каждую новую зарегистрированную торговую марку приходилось 37 прекративших существование. По мнению авторов исследования, это продолжение тренда, начавшегося в 2017 году, когда количество ликвидаций торговых брендов впервые превысило количество регистраций.
Также исследователи обращают внимание на существование тренда на устойчивость бизнеса в условиях франчайзинга. Если в 2013 году доля товарных знаков, зарегистрированных более трех лет в Роспатенте, составляла 73,1%, то в 2023 году она увеличилась до 92,4%.[1]
Рост оборота рынка на 1,4% до 2,9 трлн рублей
Оборот рынка франчайзинга в России по итогам 2023 года достиг 2,9 трлн рублей, что на 1,4% больше, чем годом ранее. Аналогичные темпы роста наблюдались в 2022 году, а в 2021-м они измерялись +5,3%. Такие данные в аналитическом агентстве BusinesStat опубликовали в феврале 2024 года.
Как сообщается в исследовании, динамика роста российского рынка франчайзинга в 2022-2023 гг. снизилась из-за ухода нескольких крупных иностранных компаний, среди которых - McDonald's и Starbucks. Еще одним барьером стал экономический спад, однако ни в 2022 году, ни в 2023-м рынок франчайзинга не сократился благодаря продаже российских активов иностранных компаний местным предпринимателям, в результате чего сети магазины и рестораны продолжили работу.
В BusinesStat отмечают, что глобальные бренды видели в РФ большой потенциал и готовы были инвестировать во франчайзинговые проекты, чтобы расширить свое присутствие в стране. Эти проекты стимулировали развитие отечественных франчайзинговых компаний и способствовали повышению качества и росту количества предлагаемых франшиз.
Немалый вклад в развитие российского рынка франчайзинга внесли законодательные изменения. Так, власти продолжали принимать меры, способствующие развитию предпринимательства, включая поддержку франчайзинговых проектов. Улучшение правового поля, снижение барьеров и облегчение процедуры оформления франчайзинга превратили эту сферу в более привлекательную для предпринимателей, добавляют аналитики.
Они также отметили, что наибольший подъем российского рынка франчайзинга пришелся на 2020-2021 гг., когда на фоне пандемии коронавируса COVID-19 в стране росло число пунктов выдачи заказов и наблюдался всплеск спроса на услуги доставки еды и продуктов питания.[2]
2022
Продовольственный ритейл вошел в тройку лидеров рынка франшиз
FMCG – ритейл стал второй по значимости франшизой на российском рынке с долей в 14,9%. Это единственная отрасль, которая смогла ее нарастить по итогам 2022 года. Такие данные приводит РБК. Исследование рынков, опубликованном 6 декабря 2023 года.
По итогам 2022 года объем рынка франчайзинга в России составил 2 397 млрд рублей, на 22,3% увеличив показатели 2021 года. Самой большой долей на нем обладают предприятия общественного питания, однако в 2022 году она сократилась на 3 п.п. из-за ухода из России ряда крупных сетевых предприятий. Вторым по объему стал франчайзинг в сфере FMCG-ритейла – за последние 10 лет отрасль неизменно демонстрирует положительную динамику прироста выручки. Стабильность сферы гарантирует и отсутствие резких всплесков спроса, сопровождающихся дальнейшей стагнацией, что характерно, например, для рынка медицинских услуг постпандемийного периода.
При этом количество игроков, которые предлагают свои франшизы в сфере FMCG-ритейла, по-прежнему ограничено, а основной оборот генерируется за счет крупных компаний. Единственным ритейлером в десятке самых желанных франшиз, с которым, согласно опросам предпринимателей, хотели бы строить бизнес россияне, стала торговая сеть «Пятёрочка». Ее же рекомендуют и эксперты: у сети самое большое покрытие в России, она работает по модели обратного франчайзинга (это упрощает процессы для франчайзи), имеет оптимальный срок окупаемости (от 18 месяцев), а минимальная сумма инвестиций в ее случае совпадает с ожиданиями потенциальных предпринимателей.
В целом предприниматели подтверждают заинтересованность в продовольственном ритейле в части приобретения франшизы. По данным опроса РБК, FMCG-ритейл вошел в ТОП-3 самых востребованных франшиз наряду с ПВЗ и медицинскими услугами. Примечательно, что те, кто уже был связан с франчайзингом, готов инвестировать в новый бизнес по франшизе минимум втрое больше, чем те, кто никогда не был связан с этой сферой. В качестве основных плюсов приобретения франшизы в продовольственном ритейле опрошенные указывали: наличие стандартов ведения бизнеса, маркетинговую поддержку и работу под крылом сильного бренда.
Общее число франшиз выросло до 5,5%, а оборот на 19% до 2,78 трлн руб
Отечественные проекты смогли компенсировать российскому рынку франшиз потерю иностранных: их общее число за 2022 год выросло на 5,5%, а оборот – на 19%, до 2,78 трлн руб. Cпрос на локальные франшизы увеличился на 70%.
Экспансия российских проектов за рубеж затормозилась, но уже активно перенаправляется в «дружественные страны»: игроки привлекают франчайзи для открытия точек в ОАЭ, Турции и СНГ.
Названы самые популярные франшизы в России
Журнал Forbes составил рейтинг самых популярных франшиз среди предпринимателей по итогам первых девяти месяцев 2022 года. Данные были обнародованы в середине ноября 2022-го.
Самой популярной франшизой стал ритейлер Ozon. По данным издания, с начала года в России открыли 2650 партнерских пунктов выдачи заказов. Сеть продуктовых магазинов «Авокадо» стала второй по популярности франшизой. Число торговых точек этого бренда увеличилось на 1230 с начала 2022 года. Самой невостребованной оказалась франшиза электронного справочника 2GIS — за девять месяцев под этим брендом не было открыто ни одного нового партнерского бизнеса.
Эксперты оценивали франшизы по следующим критериям: средней годовой выручке одной точки, ROI (коэффициент доходности или убыточности бизнеса), сроку окупаемости, рентабельности и новому показателю — количественному приросту партнерской сети за девять месяцев 2022 года (разница открытых и закрытых точек). В списке 30 компаний, они сгруппированы по объему инвестиций на открытие одной точки и ранжированы с учетом собранной информации.
Как отмечают опрошенные изданием эксперты, в 2022 году динамика франчайзингового рынка в России напрямую коррелировала с геополитическими событиями. В марте 2022 года, на фоне начала боевых действий на Украине, участники рынка «выбрали выжидательную тактику» и отказались от инвестиций в проекты, из-за чего интерес к покупке франшизы снизился на 30%. После объявления в сентябре 2022 года частичной мобилизации на франчайзинговом рынке сорвалось практически 70% сделок, что также связано с массовым отъездом целевой аудитории франшиз из России.
Помимо этого до минимального уровня был снижен интерес к франшизам, которые работали на территории торговых центров. Такая тенденция связана с уходом из торговых центров ключевых арендаторов. [3]
Рост доли российских франшиз до 87,5% в первом полугодии
2021
Количество франшиз в России выросло на 11,3%, до 3095
Количество франшиз в России по итогам 2021 года выросло на 11,3% и достигло 3095. Об этом свидетельствуют данные издания Franshiza.ru, опубликованные в середине февраля 2022 года.
В течение 2021 года в России появилось около 480 новых франшиз, 165 франшиз ушли с рынка. В основном в числе новых франшиз 2021 года небольшие региональные концепции, созданные, в том числе, при поддержке местных администраций в рамках нацпрограммы по развитию предпринимательства. Также среди новичков рынка есть крупные компании, которые ранее франчайзинг для себя не рассматривали. Среди заметных игроков, которые запустили франшизу в 2021 году ПЭК, Zotman pizza, Car price, Финграм, Simargl Electro.
По данным на начало 2022 года, 20% российских франчайзеров зарегистрированы в Москве, 8% — в Санкт-Петербурге, оставшиеся 72% — в регионах, большая часть приходится на Новосибирск, Омск, Тюмень и Нижний Новгород.
39% предприятий имеют точки за пределами России, в основном в странах СНГ, таких как Казахстан, Белоруссия и Узбекистан. Для сравнения, в 2019 году доля компаний, имеющих франчайзинговые точки за пределами страны, составляла 48%. В связи с большим появлением новичков процент упал, так как многие предприятия начинают свое развитие прежде всего на территории России.
Среди российских франчайзеров около 74% организованы как ООО, оставшиеся 26% работают и заключают договоры с франчайзи как ИП. Около половины (49%) франшиз работают в сегменте услуг для бизнеса и населения, 24% — в общепите, 15% — в непродуктовом ритейле, 8% — в продуктовой рознице и 4% — в производстве. Наиболее активный рост на рынке франчайзинга наблюдался в сегментах медицины, доставки, dark kitchen и небольших супермаркетов, говорится в исследовании. Стагнация продолжилась в непродуктивном ритейле и event-сфере, темпы прироста замедлились по сравнению с допандемийными в детском обучении и образовании.[4]
KFC и McDonald’s стали лидерами франшиз
Ежегодный некоммерческий рейтинг популярных франшиз от каталога Businessmens.ru продемонстрировал как изменился спрос на бизнес за 2021 год. Об этом стало известно 22 апреля 2022 года. Люди больше стали покупать дорогие франшизы. Средняя сумма вложений у франшиз из числа топ-10 рейтинга выросла до 21,6 млн рублей. Хотя после пандемии этот показатель едва достигал 15,6 млн рублей. Сдали позиции прошлогодние лидеры – франшиза пунктов выдачи заказов маркетплейса Wildberries переместилась с первого на пятое место. На две позиции упал Ozon. По-прежнему популярны дискаунтеры. Fix Price поднялся на четвёртое место, «Доброцен (Правильный выбор)» открыл ещё больше точек, чем в предыдущем периоде, а на девятом месте обосновался новичок рейтинга – франшиза магазина низких цен «МПР».
Рейтинг некоммерческий, составлен на основе данных более 3000 компаний и создан как бесплатный инструмент, цель которого – дать объективную оценку популярности рынка франшиз в России.
Безоговорочными лидерами стали франшизы гигантов фаст-фуда KFC и McDonald’s. Но, учитывая актуальную информацию по зарубежным брендам, возможно, это последний год их триумфа. «Пятёрочка» незначительно потеряла позиции – отечественной компании досталось третье место, хотя два года назад она возглавляла список самых популярных. Сумела удержаться в лидерах и «Додо Пицца», заняв десятое место.
Заметен значительный рост популярности франшиз кофеен самообслуживания. Возглавляет вторую десятку Lifehacker Coffee, сумевшая запустить более 2900 точек за один год. Хотя в 2021 году бренд не входил даже в топ-50 рейтинга. С 23-его на шестнадцатое место поднялась франшиза Hohoro, заключившая 1714 контрактов.
О восстановлении интереса к фитнес-индустрии говорит успех фитнес-клуба World Сlass. При том, что это одна из самых инвестоёмких франшиз, компании удалось открыть шесть новых клубов и попасть в ТОП-20.
Начинает постепенно утихать пандемийный бум на открытие пунктов выдачи заказов. Об этом свидетельствует статистика Wildberries и Ozon. Однако популярность этого вида бизнеса всё ещё высока. Так, например, количество дополнительных точек ПВЗ транспортной компании СДЭК лишь ненамного уступает показателям прошлого рейтинга. Фирма запустила за год порядка 900 отделений.
Такая же ситуация с медицинским бизнесом. Популярность франшиз аптек и лабораторной диагностики по-прежнему позволяет брендам находится на высоких позициях. Так, «Советская аптека» практически не сбавляя темпов роста запустила 93 новых представительства. Бренду Invitro удалось открыть 137 точек, а «Гемотесту» - 144.
В целом, результаты франчайзинга за прошедший период демонстрируют положительные тенденции. Увеличение популярности более дорогих франшиз, а также количественные показатели брендов отражают процессы быстрого восстановления и активных действий компаний после пандемии 2020 года. И тем актуальнее становятся результаты рейтинга. Учитывая изменения на глобальном рынке в 2022 году, результаты множества франчайзинговых сетей станут ярким отражением того, кто и как справится со сложностями.