2024/06/11 09:37:06

Новый Уренгой: как цифровые технологии меняют здравоохранение

Новоуренгойская центральная городская больница — одно из крупнейших медицинских учреждений третьего уровня на Ямале. Ежегодно она расширяет свои возможности, привлекая к работе новых узких специалистов. Больница оснащена современным цифровым оборудованием, что позволяет диагностировать заболевания на ранней стадии и оказывать населению медицинскую помощь полного цикла.

О том, какое значение имеет внедрение цифровых технологий, о важных ИТ-проектах рассказывают главный врач Кирилл Трапезников, заместитель главврача по информационным технологиям Руслан Ткачев и заместитель главврача по поликлинической работе Ольга Случевская — эксперты межрегионального форума «Арктика 2024. Здоровая цифровизация».

Новоуренгойская центральная городская больница

Внедрение цифровых технологий в больнице неразрывно связано с использованием медицинской информационной системы. Каким опытом использования МИС обладает Новоуренгойская ЦГБ?

Руслан Ткачев: Первые шаги по автоматизации бизнес-процессов больницы были сделаны в 2007 году с внедрением информационной системы «Медиалог». На тот момент она была одной из лучших и полностью закрывала наши потребности. Представители разработчика приезжали в больницу, изучали наши условия, возможности и технически подгоняли МИС под нас.

Руслан
Ткачев
При внедрении единой МИС в регионе мы ощутили положительный эффект прежде всего благодаря единой базе данных.
Заместитель главврача по информационным технологиям ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская ЦГБ» Руслан Ткачев

В 2014-2015 годах перед медорганизациями стояли задачи по интеграции своих систем с федеральными сервисами. «Медиалог» уже не соответствовал реалиям времени, поэтому в 2016 году больница перешла на К-МИС и продолжила работу в этой системе до 2020 года — до миграции на новую МИС, единую для всего региона.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций 3.1 т

Департамент здравоохранения округа принял решение о переходе всех медицинских организаций на работу в единой государственной информационной системе здравоохранения ЯНАО, реализованной на базе решения ООО «РТ МИС» «ЕЦП.МИС». Плюсом было то, что подход к внедрению был централизованным, все задачи ставились на уровне депздрава и МИАЦ ЯНАО.

Внедрение «ЕЦП.МИС» в работу больницы началось с амбулаторного звена, затем к проекту присоединился стационар и параклинические службы.

Вы три раза меняли информационную систему. Как сотрудники реагировали на изменения?

Кирилл Трапезников: Не все врачи однозначно принимали нововведения. Одни охотно вникали в регламенты и впоследствии начинали разбираться в системе лучше ИТ-специалистов — таким людям всегда интересно всё новое. Другие, наоборот, не смогли принять для себя ни одну из трех МИС.

Чаще всего разговаривали с врачами лично, активно прорабатывали этот вопрос с заведующими отделений. В критерии оценки работы заместителям главврача и руководителям подразделений добавили пункт про обязательное ведение меддокументации в электронном виде.

Кроме того, мы всегда говорили своим сотрудникам о неизбежности этого перехода, поэтому учили принимать ситуацию и не тратить силы на сопротивление.

Руслан Ткачев: Хорошей мотивацией для работы в новой системе стало появление такой функциональности, которой не было в предыдущей МИС. Так, в ЕЦП появилась возможность быстрого поступления информации. Врачи стали оперативно получать в электронном виде результаты диагностических исследований через лабораторную информационную систему, а также видеть результаты УЗИ, КТ, рентгенографии, эндоскопии и другие.

Расскажите о техническом оснащении больницы, сколько ИТ-специалистов у вас работает?

Руслан Ткачев: Перед каждым внедрением мы задавались вопросом, сможет ли «железо» потянуть наши желания. Обновлять технику начали при внедрении первой МИС. Апгрейд произвели перед внедрением К-МИС и продолжили впоследствии. Сегодня в больнице более полутора тысяч персональных компьютеров, из них 50% — доля ПК со сроком эксплуатации менее пяти лет. Также у нас отличный высокоскоростной интернет.

В штате ИТ-службы — 32 сотрудника: инженеры-программисты, техники. Специалисты службы непосредственно занимаются внедрением всех компонентов ГИСЗ ЯНАО, проводят обучение врачей, отвечают на их вопросы и решают проблемы пользователей системы. За каждым инженером закреплено техническое сопровождение нескольких структурных подразделений. ИТ-служба «закрывает» все вопросы, которые может решить своими силами.

Какие результаты вы получили при использовании цифровых технологий?

Кирилл Трапезников: Все структурные подразделения больницы ведут электронные истории болезней, все виды электронных медицинских документов, на основе которых формируется электронная медицинская карта. Плюс осуществляют выписку и отпуск льготных лекарственных средств, взаимодействуют с территориальным фондом обязательного медицинского страхования по актуализации сведений о прикрепленном застрахованном населении и передаче персонифицированных сведений об услугах, оказанных в рамках обязательного медицинского страхования.

Кирилл
Трапезников
Любое развитие должно быть направлено на улучшение качества работы врачей и степени удовлетворенности пациентов.
Главный врач ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская ЦГБ» Кирилл Трапезников

В больнице подключены 19 анализаторов к лабораторной информационной системе в составе ЕЦП, 14 диагностических аппаратов к ЦАМИ, в том числе результаты из которых обрабатываются системой искусственного интеллекта в части выявления патологий органов грудной клетки, молочной железы. Используется система поддержки принятия врачебных решений Webiomed в составе ЕЦП, позволяющая определять риски пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, что способствует своевременной постановке на диспансерный учет и контроль за такими пациентами. Например, в 2023 году с помощью СППВР было выявлено 134 пациента с рискам ССЗ, а 6931 поставлено на диспансерный учет.

Мы качественно организовали процесс формирования и контроля по 100% передаче направлений на медико-социальную экспертизу в Бюро МСЭ. Первыми в регионе организовали электронное взаимодействие с Фондом социального страхования в части передачи и постановки на учет электронного родового сертификата, отменившего бумажную форму этого документа, и осуществили выписку электронного медицинского свидетельства о рождении на отца новорожденного.

Кроме того, мы упростили получение результатов лабораторных и инструментальных исследований, которые сразу заносятся в систему, отменяя необходимость для пациента лично приходить за описанием — результаты исследований доступны ему в личном кабинете на региональном портале «К врачу» и на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Какой цифровой проект стал для вас особенно значимым?

Кирилл Трапезников: Осенью прошлого года мы приступили к работе по проекту телемедицинских консультаций в формате «врач-пациент». Департамент здравоохранения округа поставил задачу по реализации таких ТМК в нашей больнице. Для этого необходимо было протестировать имеющиеся возможности и научиться проводить консультации. Мы постарались подойти к проекту серьезно и ответственно.

У нашей больницы хорошее техническое оснащение. Для того чтобы врачи-терапевты могли совершать видеозвонки, мы дополнительно приобрели необходимое оборудование: моноблоки с камерами, гарнитуру с микрофоном и другое. Во время звонка проблем с видеосвязью у врача не возникает, главное, чтобы у пациента также стабильно работал интернет. Тема ТМК весьма актуальная, ее острота особо ощущалась в эпоху ковида. В условиях повсеместного карантина мы рассуждали, что было бы здорово оценить у пациента по видеосвязи динамику его заболеваемости, назначенного лечения, проведения процедур. Понимали, что такие консультации востребованы.

Расскажите о проекте подробнее. Как реализованы бизнес-процессы?

Ольга Случевская: Для врача подсистема Телемедицина интегрирована в «ЕЦП.МИС», для пациента сделано приложение «Ямалтелемед». Все консультации отражаются в электронной личной медицинской карте пациента, врач видит, когда была проведена консультация, кем и что назначено, а также другие детали.

Ольга
Случевская
Телемедицинские консультации должны получить масштабное развитие. Они весьма востребованы для пациентов и врачей.
Заместитель главврача по поликлинической работе ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская ЦГБ» Ольга Случевская

Бизнес-процесс построен таким образом: в журнале расписания врача записываем пациента на сеанс видеосвязи, в определенное время врач совершает звонок через ЕЦП. Общаясь с пациентом, доктор одновременно может открыть его электронную медкарту и видеть перед собой анамнез, обращения, анализы. Врачу удобно во время онлайн-приема зайти в журнал записей, создать дополнительные исследования, назначения и сразу обсудить все нюансы с пациентом.

При видеозвонке пациент находится в комфортных для него условиях, что хорошо для маломобильных граждан, родителей с детьми, а также тех, кто находится на работе и не может прийти на личный прием в поликлинику.

Кирилл Трапезников: С 8 по 10 августа в Салехарде пройдет межрегиональный форум организаторов здравоохранения «Арктика-2024. Здоровая цифровизация». На деловой секции мы планируем продемонстрировать бизнес-процесс по организации ТМК в формате «врач-пациент»: покажем, как это оформляется в ЕЦП, как происходит звонок и так далее. Хочется получить обратную связь от коллег, узнать мнение, изучить аналогичный опыт.

На форуме также будет обсуждаться тема, какой должна быть «ЕЦП.МИС» к 2030 году. Поделитесь, в чем видите развитие МИС для своей МО?

Руслан Ткачев: Мы строим планы по переходу на полный электронный документооборот, в том числе для того, чтобы информация в максимальном объеме фиксировалась в ЭМК пациента. Впереди — внедрение в медицинской организации контроля качества оформления электронной медицинской документации. Еще один важный элемент цифровизации работы больницы — оформление согласия пациентов на лечение в электронном виде, что в дальнейшем позволит заменить бумажную экспертизу медицинских документов на электронную и снизить трудозатраты.

Кирилл Трапезников: В перспективе — создание новых электронных сервисов для пациентов, например, онлайн-заказа справки: пациент удаленно заказывает нужный ему вид медицинского документа, врачи или медицинские сестры в спокойном режиме подготавливают нужную информацию и направляют документ в личный кабинет пациента на региональном портале «К врачу». При этом останется и возможность получения документа в бумажном виде — в регистратуре или в специально отведенном кабинете.

Также планируется внедрение записи на функциональную диагностику без бумажных направлений, выдаваемых пациенту на руки. Направление в электронном виде с указанием даты и времени приема будет приходить в его личный кабинет на региональном портале. Одним словом, работы предстоит много.

На мой взгляд, любое развитие должно быть направлено на улучшение качества работы врачей и степени удовлетворенности пациентов.

Другое интервью по теме: Салехардская окружная клиническая больница успешно внедряет технологию цифрового ЭКГ