«Вторые глаза» инспектора
Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) — одна из перспективных современных технологий, существенно облегчающих и упрощающих работу человека в самых различных сферах. Она позволяет накладывать цифровую информацию (графику, текст, аудио и другие данные) на существующие объекты в режиме реального времени. Это создает смешанную среду, где виртуальные предметы и информация интегрируются в физическое окружение пользователя. AR помогает улучшить восприятие информации. Дополненная реальность может быть реализована на различных устройствах, включая смартфоны, планшеты, специальные очки и шлемы.
Специалисты «Группы Астра» создали прототип одного из таких устройств, который способен сделать работу человека проще и эффективнее. Расскажем о нем поподробнее. Но сначала — несколько слов о первом целевом сценарии его применения.
Работа государственного инспектора Ространснадзора требует внимательности, терпения и времени. Сотрудники службы по надзору отвечают за соблюдение законодательства РФ и международных договоров в области транспорта, а круг их профессиональных обязанностей включает в себя осмотр любых транспортных средств (ТС): автомобильных, воздушных, железнодорожных и водных. Он проводится с целью выявления возможных нарушений и обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и средств передвижения. Инспекторы могут выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о приостановке движения ТС. Осмотр проводится визуально, а его результаты, в том числе и сведения о нарушениях, заносятся в протокол.
Команда разработчиков из «Астра Консалтинг» (входит в «Группу Астра») предложила ведомству прототип устройства, которое поможет ускорить работу инспекторов и время простоя проверяемого транспортного средства, а также свести к минимуму ошибки, связанные с человеческим фактором. AR-очки внешне похожи на обычные, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Разве что оправа у них чуть толще. Такие очки представляют собой, по сути, мобильное устройство вроде смартфона или планшета, только в необычном форм-факторе. Изображение транслируется не на экран, а непосредственно на линзы, внутри находятся процессор и память, камеры, микрофон, а также необходимые датчики, установлена операционная система. AR-очки по беспроводному соединению могут передавать данные на планшет или ноутбук.
Сценарий работы AR-очков заключается в следующем. Инспектор останавливает транспортное средство для проверки и пока подходит к нему для визуального осмотра, уже получает всю необходимую информацию: действительность государственного номера, данные о ТС, информацию о его владельце, наличии разрешений и т. д. Имея на руках эти данные, сотрудник приступает к проверке, которая займет меньше времени, чем обычно, поскольку не требует запроса документов у водителя. После проверки и выявления нарушений инспектор формирует протокол.
Функции AR-очков можно разделить на три категории. Первая — это получение данных из различных информационных систем по защищенным беспроводным каналам связи. Вторая — подключение к устройству, за которым работает другой инспектор, в этом случае очки становятся его «глазами», и он может давать указания и рекомендации своему коллеге, непосредственно проводящему визуальный осмотр ТС. Третья — это прикладные сценарии, например проверка транспорта (чаще всего специального) на предмет правильного оформления, наличия необходимых технических средств, к примеру огнетушителя.
Инспектору достаточно просто взглянуть на такое ТС, и он сразу же получит информацию о несоответствиях и нарушения. Стоит также отметить, что AR-очки будут очень полезны в тех локациях, где отсутствуют стационарные камеры наблюдения (тут можно что-то написать, что очки дополняют существующие стационарные средства фото- видеофиксации). В случае успешного тестирования и принятия «на вооружение» нового устройства, руководство Ространснадзора намерено сделать использование таких очков обязательным для всех инспекторов, находящихся на дежурстве.
В качестве базового устройства для AR-очков «Группы Астра» используется модель INMO Air2 китайской компании INMO. Подробнее с ней можно ознакомиться на сайте разработчика. Эта модель продается в России, и в сети Интернет можно найти немало ее текстовых и видеообзоров. За программную составляющую отвечают разработчики из «Астра Консалтинг». Они создают специализированное ПО, которое будет работать не только с данной моделью очков, но и с другими. Также ведется работа по интеграции AR-очков с отечественными планшетами, работающими под управлением сертифицированной ОС Astra Linux Mobile. Заказчикам может быть предложен программно-аппаратный комплекс, включающий очки, ПО и планшет. Разработчики не исключают также интеграцию с ноутбуками, на которых установлена десктопная версия Astra Linux. Также в планах — установка мобильной Astra Linux в качестве ОС на сами очки.
Очки дополненной реальности существуют еще только в виде прототипа, но уже стали сенсацией на форуме «Транспорт России», проходившем в ноябре этого года. Помимо Ространснадзора, ими заинтересовались и другие ведомства. К примеру, такой гаджет мог бы помочь сотрудникам полиции идентифицировать в толпе лица людей, находящихся в федеральном розыске. Подобный опыт уже имеется у полиции Китая. Об этом можно прочесть здесь. Команда разработчиков в сотрудничестве с иными структурными подразделениями «Группы Астра» прорабатывает и другие сценарии использования AR-очков.
В заключение отметим, что в России пока нет аналогичных проектов по использованию очков дополненной реальности на российском ПО для решения рабочих задач, не связанных с играми и развлечениями. Разработчики из «Астра Консалтинг» — первопроходцы в этом вопросе, а продукту предстоит путь на рынок, где его уже с нетерпением ждут.