Государственный Эрмитаж
С 1764 года
Россия
Северо-Западный ФО РФ
Санкт-Петербург
+7 (812) 710-95-10
+7 (812) 315-77-22
Цифровой паспорт (13 проектов)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Активы
Государственный Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира — обладает коллекций, насчитывающей более трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В её составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
История
2024: Посещаемость музея достигла 3,2 млн человек
Посещаемость Эрмитажа за 2024 год достигла 3,2 млн человек. Об этом в конце декабря 2024 года рассказал директор музея Михаил Пиотровский.
По его словам, у музея есть две больших угрозы — бюрократизация и коммерция. Пиотровский добавил, что второй угрозой является коммерция, поскольку существует иллюзия того, что раз в учреждении большие потоки людей, то на этом надо заработать. Он подчеркнул, что такой подход может привести к раздроблению «морального климата» внутри музея.
2023: Расходование 100 млн рублей на новые экспонаты
В 2023 году Государственный Эрмитаж потратил более 100 млн рублей на приобретение 673 произведения искусства и 43 архивных документа. Об этом 26 декабря 2023 года рассказала журналистам заведующая сектором новых поступлений музея Марина Блюмин.
Ежедневно мы получаем десятки предложений приобрести в коллекцию то или иное, — говорит Марина Блюмин, заведующая сектором новых поступлений. — Без тщательной экспертизы в музейное собрание не поступает ни один предмет, и существует научная концепция комплектования музейных фондов. |
В 2023 году Эрмитаж приобрел картину фламандского художника Артуса Волфорта «Царица Савская перед царем Соломоном». По словам Блюмин, этот художник на многие десятилетия был забыт, а его работы причислялись к кругу Рубенса. «Царица Савская» — первое его произведение в Эрмитаже, и после реставрации она займет место на постоянной экспозиции фламандского искусства.
Еще одно новое имя для Эрмитажа — Рафаэлло Карелли, которого в музее называют самым значительным художником неаполитанской живописи XIX века. Его «Тарантелла» с танцующими на фоне Везувия неаполитанцами теперь также — в собрании петербургского музея.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Отдел истории русской культуры пополнился двумя портретами неизвестных авторов. Одна из работ — это «Портрет дамы с веером» 1760–1770-х, в котором специалисты выделяют потрясающую детализацию костюма и аксессуаров, и «Портрет Григория Ивановича Черткова» середины XIX века — изображение генерала-адъютанта Александра II будет размещено в Музее гвардии в Главном Штабе, и есть надежды, что в ходе атрибуции этот портрет неизвестного художника окажется очень даже известным.
Эрмитаж делает покупки на заработанные деньги. Также музей финансируют меценаты, с их разрешения покупаются экспонаты. Также часть денег идет из госбюджета.[1]
2021: Продажа цифровой копии картины Да Винчи за $150,5 тыс.
7 сентября 2021 года стало известно о продаже цифровой копии картины Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта» из коллекции Эрмитажа за $150,5 тыс. NFT-аукцион прошел на криптовалютной бирже Binance.
Торги продолжались неделю. Стартовая цена каждого токена составляла $10 тыс., продажа велась в BUSD. Это стейблкоин криптобиржи Binance, привязанный к доллару США в соотношении 1:1.
Помимо «Мадонны Литты», на продажу были выставлены цифровые копии картин «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне. Цифровой токен (NFT) на картину Джорждоне был приобретен за $65 тыс., Ван Гога - за $75 тыс., Кандинского - за $80 тыс., Моне - за $74 тыс. Итоговая цена NFT на пять полотен из коллекции Эрмитажа составила $444,5 тыс.
Мы поздравляем Государственный Эрмитаж с завершением беспрецедентного для российского рынка проекта. Это большая победа и уникальный пример, которые дает всем участникам арт-рынка массу новых возможностей для развития, — отметил директор Binance в Восточной Европе Глеб Костарев. |
Все вырученные от продажи средства перейдут в Государственный Эрмитаж. Победители аукциона также получат видео в формате NFT с моментом подписания купленного ими токена гендиректором музея Михаилом Пиотровским.
В августе 2021 года Эрмитаж обвинил лидера группы Rammstein Тилля Линдеманна в незаконной продаже NFT с изображениями, сделанными в Эрмитаже во время съемок клипа «Любимый город». По итогам переговоров музей разрешил музыканту использовать NFT-изображения Эрмитажа на маркетплейсе Twelve X Twelve.
Первая в России выставка произведений искусства в формате NFT-токенов пройдёт в государственном Эрмитаже в сентябре 2021 года. Работы для неё, выполненные в виде невзаимозаменяемых токенов, отберёт отдел современного искусства музея. Выставка продлится до конца 2021 года.[2]
2019: Определены победители конкурса по разработке AR-приложений для Эрмитажа
6 ноября 2019 года, организаторы - компании Epson и Ascreen, Государственный Эрмитаж, а также Университет ИТМО - подвели итоги конкурса для молодых разработчиков приложений дополненной реальности AR-Craft. В соревновании приняло участие 14 студенческих команд из ведущих вузов Санкт-Петербурга. Ценными призами были награждены 3 команды победителей. Подробнее здесь.
2001: Похищение картины Жан-Леон Жерома «Бассейн в гареме»
Картина Жан-Леон Жерома «Бассейн в гареме», написанная в 1875 году по заказу великого князя Александра Александровича (будущего российского императора Александра III), выставлялась на Парижском салоне и даже использовалась в рекламе виски, вызвавшей критику, но уже теперь со стороны христиан из-за своего сексуального подтекста.
Некоторое время полотно хранилось в Аничковом дворце, но во время национализации 1918 года оно поступило в Государственный Эрмитаж, где и выставлялось в последующие годы.
В 2001 году картина была похищена из Эрмитажа неизвестным, вырезавшим её из подрамника. Несколько лет работа считалась потерянной, но в 2006 году была передана анонимом в Государственную Думу.
После реставрации, занявшей четыре года ввиду плохого состояния полотна, в 2009 году картина возвратилась в постоянную экспозицию Эрмитажа, в то время как похищение её так и осталось нераскрытым.
1991
Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года Государственный Эрмитаж включён в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации.
1945: Возвращение картин из эвакуации
Основная статья: Вторая мировая война
1934: Получение серии картин Юбера со сценами из жизни Вольтера
Серия картин швейцарского художника Жана Юбера о повседневной жизни Вольтера была приобретена Екатериной II в 1775 г. при посредничестве Фридриха Мельхиора Гримма, тогда же размещена в Царском Селе, позднее при невыясненных обстоятельствах исчезла оттуда и вновь возникла, уже в составе собрания Воронцовых в Одессе, затем в Алупке. Оттуда в годы «культурной революции» их изъяло Всесоюзное объединение «Антиквариат», занимавшееся распродажей произведений искусства из дворцов и коллекций старой России, и передало в 1934 г. Эрмитажу. Сами картины можно посмотреть здесь.
1930: Продажа скульптуры "Диана" Гудона магнату Галусту Гюльбенкяну
Скульптура была приобретена Екатериной II непосредственно у Гудона. Весной 1786 года она была установлена в Гроте в Царском Селе.
Позже статуя находилась в Государственном Эрмитаже, но в 1930 году была продана нефтяному магнату Галусту Гюльбенкяну. Статуя обошлась ему в 20 000 фунтов и сейчас она выставлена в Музее Гюльбенкяна в Лиссабоне. Эта работа считается одной из самых известных скульптур XVIII века.
1914: Николай II объявляет войну Германии с балкона
1906: Николай II на открытии Государственной Думы
1903: Бал в русских костюмах XVII столетия к 290-летию дома Романовых
В феврале 1903 года в Зимнем дворце состоялся знаменитый костюмированный бал, на который весь цвет русской аристократии явился в национальных костюмах XVII столетия, специально сшитых к этому событию. Бал был приурочен к 290-летию дома Романовых.
Считается, что идея бала в русском стиле пришла императрице Александре Фёдоровне за завтраком, на котором присутствовали художник Павел Васильевич Жуковский и министр Императорского двора, барон Владимир Борисович Фредерикс. Между гостями произошел спор о нововведениях Петра I относительно русского традиционного костюма, и императрица решила задать балу национальную тему.
Николай II был одет в костюм царя — «выходное платье царя Алексея Михайловича», а императрица Александра Фёдоровна — в костюм царицы Марии Ильиничны. По её инициативе участников в исторических костюмах после окончания бала запечатлели в своих фотоработах лучшие столичные фотографы.
Костюмы участников маскарада в стиле «допетровского времени» были созданы по дизайну художника Сергея Сергеевича Соломко и с привлечением специалистов по эпохе царя Алексея Михайловича.
В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший гелиогравюры и фототипии. Позже эти фотографии стали ценным историческим источником.
1887: Поступление статуи Вольтера в кресле работы Гудона
19 мая 1784 года статуя Вольтера работы французского скульптора Жана-Антуана Гудона была распакована и помещена в Гроте (Утреннем зале) Царского Села. С 1887 г статуя находится в Эрмитаже.
1851: Поступление единственной в России скульптуры Микеланджело «Скорчившийся мальчик»
Скульптуры из собрания британца Лайд Брауна были куплены при посредничестве петербургского купца Стендера. Екатерина II заплатила за коллекцию 23 000 фунтов. С этой коллекцией попал в Россию и «Скорчившийся мальчик» Микеланджело. Скульптура была установлена в Гроте Царского Села, а с 1851 года находится в Эрмитаже. Подробнее см. Царское Село.
1850: Поступление "Бюста Ареса" и "Головы богини"
Президент Академии художеств И. И. Шувалов, удалившийся за границу после восшествия на престол Екатерины II, провел в Италии 10 лет (1763—1773 гг.). Его выезд из России был не совсем добровольным, как сообщает немецкий путешественник И. Бернулли, «он получил совет отправиться в путешествие».
Шувалову удается приобрести несколько античных подлинников. Пожалуй, самым ценным его приобретением был фрагмент статуи типа «Ареса Боргезе», который, судя по документам папской канцелярии, был выслан из Италии в Россию 25/III—1771 г. В записи разрешения на вывоз, хранящемся в Римском государственном архиве, скульптура обозначена как «голова Ахилла, античная».
Бюст Ахилла
Г.Тишбайн пишет, что Ахилл «был найден в 6 милях от Рима, у дороги, ведущей в Чивита Веккиа двумя крестьянами, куплен у них Андрео Маттеи за 5 цехинов, а после этого перешел в руки генерала Шувалова. Любопытно, что за то время, которое «шуваловский Ахилл» находился в Риме (видимо, пока он реставрировался скульптором Б. Кавачеппи и превращался в эффектный бюст древнего героя), он стал довольно широко известен. Им восторгался живописец А. Р. Менгс, а резчик Н. Марчант воспроизвел шуваловский бюст на одной из своих чрезвычайно модных гемм.
Кажется, утвердившимся за ним наименованием «Ахилл» шуваловский бюст обязан именно Менгсу. И. Бернулли, посетивший Россию в 1777 г., отмечает во дворце Шувалова в Петербурге «прекрасную мужскую голову в шлеме, которую высоко ценил Менгс и считал Ахиллом». Как одну из прекраснейших древних скульптур Гёте помещает в своем веймарском доме слепок «шуваловского Ахилла» напротив слепка Аполлона Бельведерского.
Позже из петербургского дворца Шувалова (ныне ул. Ракова, д. 25) скульптура переместилась в Царское Село и находилась в Гроте у царскосельского пруда, а скульптору Шубину было поручено изваять ее мраморное повторение. Бронзовая отливка Ахилла украшала колоннаду Камероновой галереи.
В 1850 г. бюст поступает в собрание Эрмитажа.
Голова богини
В марте 1771 г. И. И. Шувалов высылает из Рима в Петербург вместе с Ахиллом ещё одну скульптуру классической эпохи, которая в разрешении на вывоз обозначена как «античный бюст Фаустины».
Как «колоссальная голова Юноны» она отмечена И. Бернулли во дворце Шувалова в 1777 г.
В 1793 г. петербургский академик Келер, описывая собрание скульптур в Царском Селе, особо отметил и эту работу как "голову Юноны".
Видимо, позже она переместилась в Таврический дворец, откуда и поступила в собрание Эрмитажа в 1850 г.
1764: Екатерина II приобрела коллекцию живописи у берлинского купца И.Э. Гоцковского
Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца И.-Э. Гоцковского. День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря — в День Святой Екатерины.
1762: Екатерина II объявляет о своём воцарении с балкона Зимнего дворца во время переворота
Основная статья: Переворот 1762 года
1755: Янтарный кабинет отправлен в Царское Село
В 1755 году Елизавета Петровна решила перевезти Янтарный кабинет из Зимнего дворца в Большой дворец Царского Села и повелела этим заняться Растрелли. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики с демонтированными панно из столицы в загородную резиденцию.
1746: Монтаж Янтарного кабинета с холстами, расписанными "под янтарь"
Документально подтверждено, что императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение панно Янтарного кабинета, подаренным Петру I прусским королём, в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно.
В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.
Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.