Национальный институт авиационных технологий (НИАТ)

Компания

Национальный институт авиационных технологий (НИАТ)

Содержание

300px

Персоны (3)     работают сейчас - 1    работали ранее - 2

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Мерззляков Александр АнатольевичМоскваЗаместитель генерального директора

Продукты (1)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

ПродуктТехнологияКол-во проектов
НИАТ: Автопроект САПР ТПСАПР0

СМ. ТАКЖЕ (5)

Национальный институт авиационных технологий (НИАТ) является правопреемником первой в России научной организации по изучению труда в целях повышения его производительности – Института труда, созданного по решению Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) 16 сентября 1920 г.

В мае 1921 г. по решению Президиума ВЦСПС на базе начавшего работать Института труда и Института экспериментального изучения живого труда был создан Центральный институт труда (ЦИТ). Основателем и первым руководителем ЦИТа был А.К. Гастев.

24 августа 1921 г. Совет Труда и Обороны принял решение о признании ЦИТа центральным научным учреждением Республики, «…разрабатывающим, демонстрирующим и пропагандирующим принципы научной организации труда и объединяющим деятельность всех других учреждений Республики, изучающих труд». В то время даже в самых развитых капиталистических странах не было научной организации, подобной ЦИТу.

Главными задачами ЦИТа было изучение трудовых приемов и технологии, научная организация труда, совершенствование организации производства и подготовка кадров, в первую очередь для машиностроения, хотя результаты своих исследований ЦИТ внедрял во всех важнейших отраслях народного хозяйства. На учебной базе института с 1921 г. по 1936 г. было подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих. При институте на хозрасчетных началах действовало акционерное общество «Установка», внедрявшее более чем на 400 предприятиях страны (в Москве и на периферии) законченные разработки. Услугами ЦИТа пользовались все вновь создаваемые заводы – московский завод «Калибр», Магнитогорский металлургический комбинат, 1-ый ГПЗ, Сталинградский тракторный и многие другие заводы.

В подчинении ЦИТа было несколько заводов, на которых изготовлялось технологическое оборудование ( в том числе первые агрегатные станки), спроектированные Институтскими конструкторами. 21 октября 1931 г. решением Правительства для улучшения и развития связей с предприятиями промышленности, а также в целях быстрейшего продвижения научных достижений в практику ЦИТ был передан в ведение Высшего совета народного хозяйства страны, а в конце 30-х годов – реорганизован в один из первых отраслевых институтов. В 1936 г. Народный комиссариат тяжелой промышленности передал ЦИТ в состав авиационной промышленности. До 1939 г. ЦИТ проводил работы, в основном, на заводах самолетостроения, а в 1939 г. – еще и на авиамоторных и агрегатных заводах.Цифровизация ТЭК: тренды, перспективы, крупнейшие ИТ-поставщики. Обзор TAdviser 15.1 т

Кроме решения задач по рациональной организации труда и производства, Институт приступил к разработке новых технологий, ориентированных на применение в авиационной промышленности, а также начал создавать специальное и специализированное оборудование (для клепки, заготовительных работ, механообработки, сборки).

Перед Великой Отечественной войной ЦИТ, сохраняя научную направленность, несколько раз переименовывался и носил название Оргавиапром, а 28 апреля 1944 г. получил название: Научно-исследовательский институт авиационных технологий и организации производства (НИАТ). В настоящее время НИАТ, бывший государственным научным учреждением, реорганизован в Открытое акционерное общество Национальный институт авиационных технологий (ОАО НИАТ).

Все годы работы НИАТа его научная деятельность развивалась в следующих основных направлениях:

  • разработка научно-методических основ технологии и организации авиационного производства, включая разработку новых технологических процессов, нормативов труда, материалов и оснащения; разработку прогрессивных форм организации производства и систем применения ЭВМ в производстве, а также разработку принципов автоматизации и механизации производства;

  • научно-технологическое обеспечение создания новых самолетов, вертолетов и агрегатов, включая отработку технологичности изделий, разработку директивных технологических процессов и технологические исследования для освоения новых материалов;

  • разработка проектов всех видов специального и специализированного технологического оборудования (для заготовительных производств, размерной обработки деталей, сборки с использованием разъемных и неразъемных соединений, а также для испытаний, диагностики и контроля) с поставкой опытных образцов оборудования;

  • совершенствование и повышение эффективности серийного производства самолетов, вертолетов и агрегатов для них, включая разработку и реализацию комплексных планов повышения технического уровня серийных заводов, определение номенклатуры оборудования, поставляемого отечественным станкостроением и другими отраслями народного хозяйства, а также закупаемого за рубежом.

Работая в перечисленных направлениях, НИАТ превратился в ведущий отраслевой технологический институт и получил широкое признание в научных кругах и среди практиков отечественного машиностроения. При этом постоянно совершенствовалась структура Института. Для решения новых задач в нем создавались новые подразделения по новым направлениям развития технологий; коллектив Института численно быстро рос. Для повышения эффективности научной деятельности и укрепления связей с серийными заводами в основных региональных центрах авиационной промышленности было организовано восемь филиалов НИАТ – Куйбышевский, Казанский, Новосибирский, Уральский в г. Уфе, Омский, Воронежский, Иркутский и Украинский в г. Киеве; кроме того, на ряде отдаленных от центра страны заводах были созданы базовые лаборатории и отделы Института (в городах Ташкенте, Комсомольске-на-Амуре, Харькове, Тбилиси и других). Кроме внедрения разработок головного Института, все филиалы специализировались в важных научных направлениях, соответствующих специфике работы заводов своего региона и имеющих определенную общеотраслевую ориентацию.

Авторитет и значение НИАТа способствовали возрастанию роли технологии в общем прогрессе авиационной техники, в машиностроении. В Институте работали выдающиеся специалисты в области авиационной технологии - доктора технических наук В.В. Швец, В.А. Лещенко, А.В. Петров, А.Н. Громова, В.И. Завьялова, С.В. Румянцев, Б.Е. Челищев, В.П. Григорьев.

В разные годы Институт возглавляли крупнейшие организаторы науки и производства А.К. Гастев, П.Г. Щедровицкий, доктора технических наук В.В. Бойцов, С.М. Лещенко, член-корреспондент АН СССР П.Н. Белянин, член-корреспондент РАН О.С. Сироткин.

Историю НИАТа, который развивался и рос вместе со страной, можно разделить на 8 этапов: первый – с 1920 по 1936 гг., второй – с 1937 по 1940 гг., третий – с 1941 по 1945 гг., четвертый – с 1946 по 1955 гг., пятый – с 1956 по 1970 гг., шестой – 1971 по 1990 гг., седьмой – с 1990 по 1999 гг., восьмой – с 2000 г по настоящее время.

1920 – 1936 гг.

На первом этапе для авиапромышленности было характерно, в основном, мелкосерийное производство с преобладанием ручных медницко-жестяницких и деревообрабатывающих работ. В конце этапа было освоено производство металлических самолетов. В это время НИАТ оказывал техническую помощь отдельным заводам силами специальных бригад по освоению технологических процессов и разработке оснастки, а также создавал новые процессы формообразования деталей из листа и профилей на катаных падающих молотах и раскройном оборудовании. В это же время разрабатывался ручной пневмоинструмент для клепки конструкций из листа.

1937 – 1940 гг.

На втором этапе мелкосерийное производство еще преобладало, но переходило к механизированным методам труда и активно осваивало плазово-шаблонный метод производства самолетов. В этот период ЦИТ развернул работы по механизации трудоемких процессов, сокращению сроков освоения производства новых изделий авиатехники, разрабатывал новые технологические процессы и технологическое оборудование, а также осуществлял стандартизацию режущего инструмента и оснастки.

1941 – 1945 гг.

Третий этап в истории Института наступил вместе с началом Великой Отечественной войны. В интересах обороны страны НИАТ организует полевой ремонт авиатехники и одновременно помогает налаживать крупносерийное производство самолетов и моторов на эвакуированных вглубь страны предприятиях, разрабатывает и внедряет поточное производство на всех авиазаводах, в результате чего авиапромышленность смогла поставлять фронту до 40 000 самолетов в год. В этот период в НИАТе были разработаны технологические процессы и создано оборудование для одиночной прессовой клепки, группового раскроя листов, механообработки на агрегатных станках, сварки. В течение всей войны на заводах постоянно работали бригады специалистов института, оказывая помощь многим предприятиям по освоению технологий, организации поточно-конвейерного производства и многим другим вопросам.

1946 - 1955 гг.

На четвертном этапе коллектив НИАТа сосредоточил свои усилия на решении важнейшей задачи разработки и внедрения технологии серийного производства реактивных самолетов и двигателей. В это время решалась проблема литья и обработки жаропрочных сплавов, формообразования крупногабаритных деталей из листа и профилей, созданы новые виды специализированного оборудования, в том числе полуавтоматического со следящим приводом. В 1948 г. при Институте организуется аспирантура и Ученый совет.

1956 по 1970 гг.

На пятом этапе НИАТ участвовал в освоении серийного производства сверхзвуковых летательных аппаратов, включая освоение изготовления цельносварных конструкций с широкой механизацией и автоматизацией производства. В это время были разработаны все технологии производства самолетов с крылом изменяющейся геометрии, разработаны методы и средства обработки узлов и деталей монолитной конструкции, освоены электрохимическая обработка жаропрочных сплавов, освоена роликовая, точечная и импульсная автоматическая сварка крупногабаритных деталей в защитной среде, создана методика проектирования специализированного оборудования и оснастки из нормализованных элементов, в этот же период создана и внедрена гамма станков с ЧПУ.

1971 - 1990 гг.

На шестом этапе НИАТ осуществил самые свои высокие достижения. Как всегда, Институт работал, удовлетворяя потребности авиационной промышленности – ее заводов и ОКБ. Однако именно на этот период приходится появление и реализация самых крупных идей и задач развития авиации. Решение этих новых задач потребовало перейти от разработки отдельных видов оборудования и технологии к созданию комплексов новых технологий и оснащения. В этот период были созданы и оснащены комплексы титановых технологий (механообработки, электронно-лучевой сварки, термообработки и пр.) и разработаны уникальные установки для сварки - ЭЛУ-24/16, термообработки – УВН-4500 и др.; комплексы новых технологий и оснащения производства широкофюзеляжных самолетов, включая уникальные станки для фрезерования и формообразования элементов планера а также комплекс технологий создания многоразового космического корабля «Буран», включая создание цеха для изготовления деталей теплозащиты, впервые работавший без документации на бумаге. Несколько ранее этих комплексов технологий были разработаны все технологии сварки цельностальных сверхзвуковых самолетов. В этот же период появились свариваемые легкие сплавы, поэтому специалисты Института разработали технологии и автоматическое оборудование для сварки конструкций из алюминиево-литиевых и других легких сплавов, а также оборудование для формообразования деталей для этих конструкций в режиме сверхпластичности. Вся эта огромная работа потребовала большого напряжения творческих сил коллектива, который успешно справлялся с решением сложных задач в сжатые сроки.

Бурное развитие авиации в 70-е и 80-е гг. стимулировало развитие НИАТа. На эти годы приходится широкое освоение вычислительной техники для решения всех производственных и научных задач – период электронизации и информатизации Института и заводов отрасли. Для решения задач автоматизации авиационного производства в НИАТе был построен и оснащен новейшей вычислительной техникой большой лабораторный корпус, институт быстро пополнялся молодыми кадрами – математиками, программистами, специалистами по электронной технике.

1990 - 1999 гг.

Институт был на подъеме, но в это время началась перестройка, быстро сокращалось производство, многократно сократились научные задачи – начался седьмой этап в истории Института. Вследствие сложной экономической ситуации и спада объемов производства резко сократилось финансирование науки, в том числе и Института. Были остановлены многие исследования.

Тем не мене, Институт пережил сложные времена и вступил в новую фазу своего развития.

2000 г. по настоящее время

Этот период характеризуется формированием нового курса и политики государства, направленной на развитие национальной экономики на основе подъема технического уровня базовых отраслей промышленности с применением современных технологий и принципов частно-государственного партнерства. В этот период приняты федеральные целевые программы по развитию авиации и государственная программа «Национальная технологическая база» НТБ. В подготовке технологических разделов этих программ активное участие принимал и НИАТ.

Были сформированы основные принципы и содержание технологий 5-го поколения и по ним открыты научные направления и созданы научные лаборатории.

В ОАО НИАТ была создана одна из первых в РФ лаборатория 3D виртуального моделирования технологий и производств и начато формирование подсистем PLM, связанных с технологической подготовкой производств и обменом «цифровых» производств будущего.

В этот же период создается лаборатория аддитивных технологий и лаборатория прецизионного литья с применением аддитивных технологий.

Особое место в формировании перспективных технологий отводили применению композитных технологий.

В ОАО НИАТ создается Центр композитных технологий, включая и направление по нанокомпозиционным материалам. Эти новые направления объединены в Центр инновационных технологий, научным руководителем которого является член-корреспондент РАН О.С. Сироткин.

Учитывая острую потребность в квалифицированных кадрах, в ОАО НИАТ открыта дневная аспирантура и Диссертационный Совет по присуждению ученых степеней к.т.н. и д.т.н.

Большое внимание ученые НИАТ уделяют совместной работе с институтами Российской академии наук, Национальной технологической палатой, Федеральными научными центрами и Университетами страны.

НИАТ совместно готовит прогнозы развития технологий пятого поколения и формирует перечни технологий, необходимые для реализации 6-го технологического уклада. ОАО НИАТ активно участвует в издательской деятельности, издает два журнала и проводит раз в два года международную конференцию по передовым технологиям.

Институт за успехи в научно-исследовательской деятельности неоднократно награждался грамотами Министерства авиационной промышленности СССР, а в 1966 г. НИАТ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Многие сотрудники Института получали правительственные награды - ордена и медали, становились Лауреатами Ленинской и Государственных премий СССР и союзных республик. Наши специалисты неоднократно получали премии Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации.